Мировая литература: Я читатель
Версия от 06:38, 27 ноября 2017; Msu07 (обсуждение | вклад)
Зачем читать художественную литературу? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Ученые считают, что от чтения зависит будущее каждого из нас. Как это? Ведь в этих произведениях много непонятного, незнакомого? Почему великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете сказал, что и в свои 80 лет еще не научился читать по-настоящему?
В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг — универсальный способ сохранить живой ум даже в старости. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда ты читаешь, твой словарный запас становится богаче, память улучшается, ты сам становишься интересным рассказчиком.
Кто такой читатель?
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному… Но, к сожалению, это совсем не так. Почему? Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание – оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца (Е. Ильин, философ).
Когда известный писатель Владимир Набоков занимался преподавательской деятельностью в США, он всегда предлагал своим студентам тест – десять определений читателя, из которых они должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”. Попробуйте сделать свой выбор из предложенных определений.
Определения были примерно следующими:
- Читатель — это член общества книголюбов.
- Читатель приравнивает себя к герою или героине литературного произведения.
- Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
- Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
- Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой
- Читатель должен быть начинающим автором.
- У читателя должно быть развито воображение.
- Читателю необходима память.
- У читателя должен быть богатый словарный запас.
- Читатель должен любить искусство.
Золотая полка
Юрий Олеша
"Помню, сестра, давая мне книгу, хмурилась длинно и строго, взглядом подчеркивая, какая это ценность. Я раскрыл книгу и сразу наткнулся на картинку. Это была та картинка, где гимнаст Тибул балансирует над площадью Звезды. Но меня тогда не сюжет поразил, а совсем другое: картинка была вклеена в книгу, не напечатана в ней, а именно вклеена, причем изящно, легко, за самый краешек, и свободно вздымалась от ветра, который возникает, когда листаешь книгу. И другие картинки были приклеены точно так же: чуть-чуть…"
Я читал книгу в каком-то странном возбуждении. Два чувства боролись во мне: скорей узнать, что будет дальше, и продлить удовольствие подольше. … я жил в сказке – рядом с Тибулом, Суок, оружейником Просперо... Я сидел у печки на низкой скамеечке, и до сих пор, стоит мне взять в руки книгу Олеши, я вижу дрожащую огнедышащую дверцу печи, слышу мощное гудение ее чрева, вижу блестящую медную кочергу и совок... Мне когда-то казалось: именно такие кочерга и совок были в доме доктора Гаспара Арнери...
Помню, одно место в этой книге сильно напугало меня. Когда Суок приходит в зверинец освободить Просперо, она видит там страшное существо, потерявшее человеческий облик, похожее на волка. Это ученый Туб, которого давно заточили в клетку по приказу Трех Толстяков.
Я долго не мог заснуть в тот вечер. Ужас, боль, жалость и снова ужас и протест!..
Это были чистые, горячие, справедливые чувства – те, что я тогда переживал. Я стал с этой книгой старше. Я прожил с нею до предела насыщенный кусок жизни, и с тех пор она стала как бы частицей меня самого, а ее герои – близкими мне навсегда.
Те, кто читал сказку, вспомните, а те, кто не читал еще, вслушайтесь, всмотритесь, представьте:
- «Исковерканный дуб скрипел, как качели...»
- Шпоры графа Бонавентуры «походили на кометы...»
- Мускулы у силача Лапитупа «ходили под кожей, точно кролики, проглоченные удавом...»
- У Тибула, перекрашенного в негра – «ноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца...»
- «Бомбы разрывались, как кусочки ваты...»
- Три Толстяка «сопели так сильно, что на веранде раскрывалась и закрывалась стеклянная дверь...» А когда Толстяки кричали, казалось, будто ломают щепки...
- «Цветочница уронила миску. Розы вылились, как компот...»
Я зачерпнул из сказки почти наугад, а смотрите, сколько драгоценностей оказалось на ладони!.. Настоящее искусство делает человека богатым и счастливым. Вот хотя бы эта сказка – как много радости принесла она мне!.. На моей «золотой полке» стоит сказка Юрия Олеши.
Что значит читать выразительно?
Учёные давно доказали, что заучивать стихи наизусть полезно для мозга и общего развития личности.
7 причин, почему заучивать стихи полезно:
- Когда человек учит стихи, то он синхронизирует свой мозг с образом мыслей гениев. Человек запоминает обороты. Речь такого человека становится более афористичной и развитой.
- Увеличивается способность к запоминанию информации – становится легче учить иностранные языки! Это объясняется тем, что наша память поддается тренировке – как и мышцы.
- Мышление становится ярким и образным, развивается способность к созданию ассоциаций, что помогает в творчестве и в повседневных задачах.
- Тренируется чувство ритма.
- Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас.
- Заученные стихи придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.
- Расширяется кругозор и словарный запас!
Памятка выразительного чтения
- Сообщи фамилию автора и название произведения.
- Постарайся понять настроение стихотворения.
- Определи где и какие паузы надо делать, обрати внимание на знаки препинания.
- При чтении следует найти слова или словосочетания, которые надо выделить голосом.</p>
Запомни: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь!
Полезные ссылки
https://lifehacker.ru/2013/03/31/kak-prochitat-52-knigi-za-52-nedeli-i-sehkonomit-na-ehtom-21-000/
Глоссарий
- Искусство понимания – мастерство и способы прочтения и истолкования текста.
- Вдумчивое чтение – чтение бережное, неторопливое, перечитывание страницы за страницей, книгу за книгой; читать, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово.
- Читательская компетентность –это способность читателя превращать содержание текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт.
Библиография
- История возникновение жизни на Земле / https://ru.wikipedia.org/wiki/История возникновения жизни на земле
- Растительный и животный мир Кыргызстана. / https://kyrgyzstan.orexca.com/rus/nature.shtml
У каждого человека есть любимая книга. Хотите ли вы узнать, какие книги знаменитые люди могут перечитывать вечно?
Слово «библиотека» заимствовано из греческого языка и происходит из двух слов: «bibios» - книга и «theke» - хранилище. Еще задолго до появления гаджетов популярным местом получения необходимой информации являлись библиотеки.
В Вашингтоне находится Библиотека Конгресса США - самая большая в мире. Количество содержащихся в ней экземпляров исчисляется сотнями миллионов. Многие материалы уникальны. Так, здесь насчитывается около 130 млн. единиц хранения: 30 млн. книг на 470 языках, примерно 5 млн. географических карт, 29 млн. рукописей, 1 млн. газет, выпущенных за минувшие три века, а также здесь хранятся гравюры, фотографии, звукозаписи и микрофильмы.
Попробуйте ответить правильно на пять вопросов: