БИЛИМ БУЛАГЫ

Мировая литература: Я читатель

Версия от 14:28, 19 марта 2018; Msu07 (обсуждение | вклад) (Впечатления, размышления, эссе)

Худ. М. В. Нестеров

Зачем читать художественную литературу? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Ученые считают, что от чтения зависит будущее каждого из нас. Как это? Ведь в этих произведениях много непонятного, незнакомого? Почему великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете сказал, что и в свои 80 лет еще не научился читать по-настоящему?

На эти и другие вопросы помогает ответить данный раздел.


В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг — универсальный способ сохранить живой ум даже в старости. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда ты читаешь, твой словарный запас становится богаче, память улучшается, ты сам становишься интересным рассказчиком.



Кто такой читатель?

Худ. Даниэла Зекина
Читатель – тот, кто читает, кто занят чтением произведений (по словарю С.И. Ожегова).

Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному… Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?

Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание – оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца

(Е. Ильин, философ).


Когда известный писатель Владимир Набоков занимался преподавательской деятельностью в США, он всегда предлагал своим студентам тест – десять определений читателя, из которых они должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”. Попробуйте сделать свой выбор из предложенных определений.


Определения были примерно следующими:

  • Читатель — это член общества книголюбов.
  • Читатель приравнивает себя к герою или героине литературного произведения.
  • Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
  • Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
  • Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой
  • Читатель должен быть начинающим автором.
  • У читателя должно быть развито воображение.
  • Читателю необходима память.
  • У читателя должен быть богатый словарный запас.
  • Читатель должен любить искусство.
Icon.png

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. С. Я. Маршак

Icon.png
Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как читать – вот в чем главное дело. К. Д. Ушинский


Icon.png
Чтение хороших книг должно быть неторопливым и бережным, надо чувствовать, что они писались именно так. Г. Торо


Icon.png
Писатель пишет только половину книги: вторую половину пишет читатель. Д. Конрад


Icon.png
Для вдумчивого читателя читать книгу значит пытаться понять, узнать образ мышления чужого человека, заглянуть в глубины его души и попытаться подружиться с ним. Г. Гессе


Icon.png
Чтение - ничто. Осмысленное чтение кое-что. Чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство. А. С. Пушкин

Как читать правильно. 7 важных советов

  • Chit1.jpg
  • Chit2.jpg
  • Chit3.jpg
  • Chit4.jpg
  • Chit5.jpg
  • Chit6.jpg
  • Chit7.jpg

Ну а самый главный совет, как читать правильно: «Применяйте прочитанное на практике!». Иначе всё зря.



Chit8.jpg
Из чего состоит книга

Настоящий читатель знает, из чего состоит книга, что она в себе содержит, как узнать о чем она. Он может ориентироваться в том, как выбрать из множества книг ту, которая нужна, которая интересна. Как же не ошибиться и выбрать нужную? Оказывается, очень просто. Ведь книга сама может многое рассказать о себе. Для этого следует познакомиться с элементами книги (или частями, из которых она состоит), по которым мы можем заранее узнать, о чем расскажет нам та или иная книга, интересна ли она нам.

Закладки. Как сделать простую закладку

Простая, но практичная закладка для книги. Знаете ли Вы, что оригами пришли из японских слов "Ору" - что означает в переводе "складывать" и "Ками", что означает "бумагу"?

Новые информационные технологии повлияли на развитие книги. Появились электронные книги: учебники, справочники, энциклопедии. Электронная книга — общее название группы компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде.

О чтении книг за компьютером
Chit9.png
Благодаря компьютеру и сети «Интернет» вы имеете свободный доступ к огромному количеству книг прямо у себя дома. Ведь не каждый имеет большую домашнюю библиотеку или может позволить покупать себе большое количество книг. Да и в библиотеку не всегда есть время и желание ехать.
Chit10.png

Можно читать книги с кружечкой горячего чая и печеньем или еще чем-нибудь из еды. Но, как правило, читая обычную книгу, её нужно держать руками, т. к. многие книги, особенно новые, имеют свойства закрываться или просто перелистываться. Компьютер в этом плане гораздо удобнее, т. к. остаются свободными обе руки, и только периодически нужно нажимать кнопку, чтобы перелистнуть на другую страницу.

Chit11.png

У многих сейчас имеется постоянный доступ в интернет, что даёт еще одно преимущество. В тексте часто можно встретить незнакомые слова и, когда попадаются такие слова, не нужно идти, брать словарь и искать это слово – просто открываешь Google и сразу находишь его значение.

Окно программы AlReader

Часто в книгах попадаются какие-то красивые изречения, которые хотелось бы иметь под рукой. Для этих целей есть специальный текстовый файл, куда можно добавить понравившиеся цитаты. И для этого опять же не надо идти, брать тетрадку и ручку и выписывать это предложение – просто открываешь текстовый файл и копируешь его туда. Читатели книг на компьютере считают наиболее удобной программу под названием AlReader (официальный сайт: http://alreader.kms.ru/).



Вдумчивое чтение

Смысл в прочтении любой книги не в том, чтобы ее просто прочитать, а чтобы прочитать вдумчиво и понять идею всей книги. Вдумчивое чтение — это, наверное, самый важный навык, который нужно развивать. И вот почему:

  1. Это помогает понять, зачем мы вообще читаем.
  2. Способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания.
  3. Считается главным аналитическим инструментом при обучении в высшей школе.
  4. Помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.

Известный культуролог Д.С. Лихачев пишет: «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение». Его поддерживает и психолог Б. М. Теплов: « Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним».

А разработчик электронной книги Amazon Kindle Джейсон Меркоски отмечает:

«Существует два вида чтения: поверхностное и глубокое. И вне зависимости от того, какой контент вы потребляете, если вы хотите усвоить его, нужно читать углубленно, проникая в смыслы и считывая нарративы. Мы не должны превращать информацию в нездоровую пищу для сознания. Книги не виртуальная реальность, это простой инструмент, но он требует использования всех возможностей мозга». О вдумчивом чтении можно написать небольшое литературное произведение в формате «даймонд».

Даймонд

Даймонд
Инструменты вдумчивого чтения

Предметные стандарты по литературе включают ряд умений, связанных с вдумчивым чтением, и считаются достигнутыми, если учащийся

  • задает вопросы по тексту и отвечает на них;
  • воспринимает изобразительно-выразительные средства в произведении, поэтические образы и определяет их роль в произведении;
  • подтверждает свое мнение тестом;
  • определяет тему и основную мысль произведения;
  • выделяет в тексте «образные» слова и выражения, морально-этическую и оценочную лексику и объясняет их значение;
  • сравнивает героев разных произведений;
  • связывает прочитанное произведение, изображенные события, героев с примерами из собственного опыта, из других произведений;

Чтобы эти умения выработать, вам необходимо воспользоваться специальными стратегиями чтения. Использование стратегий чтения формирует умения, позволяющие взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом; включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания произведения, заключенную в нем информацию и способы работы с учебным материалом.



Стратегии чтения

Дерево вопросов

Дерево вопросов

Поможет вам построить диалог с текстом и автором и сформулировать вопросы для глубокого чтения и понимания произведения.

Первый шаг к пониманию – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Думая, человек спрашивает и отвечает. Лучший способ понимания - это самостоятельная постановка вопросов к тексту. «Правильно читать» — значит уметь задавать себе и персонажам простые, но важные вопросы. «Почему он так поступил? Смог бы я так же?» Если это получается, значит, вы состоялись как читатель. Простые вопросы (их расположить на верхних ветках): это вопросы, которые начинаются с вопросительных слов «КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? и др». Ответы на эти вопросы можно найти в тексте в готовом виде, они требуют найти и только воспроизвести прочитанную информацию. (символ) Ответ ищите в тексте.

Аналитические вопросы (их расположить вдоль ствола): это вопросы, которые выясняют различные связи: причина и следствие, сходство и контрастность, временные связи и противоречия. Это вопросы на непонятное (трудно объяснимое), что-то удивительное, неоднозначные объяснения, недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п. Почему?...Как?....Зачем?... Ответ ищите в подсказках и между строк Глубинные вопросы (расположить у корней): вопросы на оценку, обобщения, личное восприятие, связь с другими произведениями, личным опытом, реальной жизнью. Это вопросы к глубокому пониманию текста. Ответ свяжите с собой, со своим жизненным опытом Как соотносится?...Какие ценности?...Что для вас важно?... Что было в моем опыте? Что было в других произведениях?

Толстые и тонкие вопросы

Толстые и тонкие вопросы'

Это способ задавать вопросы для глубокого осмысления текста.

Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Необходимо различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы).

Примеры толстых и тонких вопросов'
Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Постановка разных вопросов научит вас думать над прочитанным, понимать произведение. Заданный вами вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики вашего уровня погружения в текст, умение анализировать его, видеть проблемы, выявлять глубокие мысли писателя, его ценности.

10 вопросов для вдумчивого чтения
Если вам необходимо читать вдумчиво, то помогут эти 10 вопросов.

10 вопросов вдумчивого чтения
10 вопросов вдумчивого чтения

Двойной дневник

Эта стратегия помогает вести диалог с автором: выбрать из текста то, что затронуло, то, что интересно или спорно; задать вопросы, написать свой отклик на мысли автора, поспорить с ним или поддержать его идеи своими размышлениями, связать их со своим опытом. Это подготовка к обсуждению произведения, мыслей автора, это также черновые записи, наброски для будущего эссе.

Пример двойного дневника
Пример двойного дневника


Кластер и карта мыслей (интеллект-карта)

Это графические организаторы для отображения ключевых понятий, разных сторон произведения: героев, сюжета, композиции, особенностей художественной речи, ценностей. Они могут служить основой для устной презентации или письменной работы по теме. Эти графические организаторы помогут вам при чтении составить рассказ по теме, дать характеристику герою произведения, представить собственное отношение к произведению.

Шаги создания кластера:

  1. В центре запишите ключевое слово. Запишите тему в кружок.
  2. От ключевого слова начертите стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Запишите понятия, ассоциации, идеи и др. в кружках-спутниках ключевого слова.
  3. Установите связи между понятиями в процессе их записи.
  • Пример кластеров по произведению И.С. Тургенева «Муму»

  • Пример кластеров по произведению М. Твена «Приключения Тома Сойера»


Золотая полка

Худ. В. В. Рекуненко

Безмолвствует черный обхват переплета,
Страницы тесней обнялись в корешке,
И книга недвижна.
Но книге охота
Прильнуть к человеческой теплой руке.

Михаил Светлов
Читать полностью

Небрежно рассказ недочитанный кинут,
Хозяин ушел и повесил замок.
Сегодня он отдал последний полтинник
За краткую встречу с героем Зоро.
Он сядет на лучший из третьего места,
Ему одному предназначенный стул,
Смотреть, как Зоро похищает невесту,
В запретном саду раздирая листву.
Двенадцать сержантов и десять капралов
Его окружают, но маска бежит,
И вот уж на лошади мчится по скалам,
И в публику сыплется пыль от копыт.
И вот на скале, где над пропастью выгиб,
Бесстрашный Зоро повстречался с врагом..
Ну, разве покажет убогая книга
Такой полновесный удар кулаком?
Безмолвствует черный обхват переплета,
Страницы тесней обнялись в корешке,
И книга недвижна. Но книге охота
Прильнуть к человеческой теплой руке.


  • Худ. Bernard Scholl

    Худ. Bernard Scholl

  • Худ. Bernard Scholl

    Худ. Bernard Scholl

  • Худ. Сharles Wysocki I Geoffrey Tristram

    Худ. Сharles Wysocki I Geoffrey Tristram

Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги. Метафора «золотая полка» придумана писателем Ю. Олешей. Так он называл место, где стоят любимые книги, к которым человек часто обращается. Это те книги, которые «так написаны, что если вы опоздаете и начнёте читать их взрослыми — вы уже никогда не получите того удовольствия, которое в них заложено именно для вас — оно улетучивается из них по мере вашего взросления». И у каждого человека, который относится к книге серьезно, в течение многих лет собирается своя «золотая полка». Это, быть может, всего десяток-другой книг, но каких книг! (А. Крестинский)

Любимые книги взрослых и детей

Более ста самых известных писателей Великобритании и Америки приняли участие в опросе под условным названием «Писатели выбирают свои любимые книги». ​Среди 125 участников опроса были, в частности, Норман Мейлер (Norman Mailer), Стивен Кинг (Stephen King), Энн Патчетт (Ann Patchett), Джонатан Франзен (Jonathan Franzen) и Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates) В общей сложности писателями было предложено 544 произведения.

Десять величайших писателей всех времён, согласно общему количеству набранных очков:

  1. Лев Толстой – 327
  2. Уильям Шекспир – 293
  3. Джеймс Джойс – 194
  4. Владимир Набоков – 190
  5. Федор Достоевский – 177
  6. Уильям Фолкнер – 173
  7. Чарльз Диккенс – 168
  8. Антон Чехов – 165
  9. Гюстав Флобер – 163
  10. Джейн Остин – 161

Что почитать подростку?



Впечатления, размышления, эссе

Июнь Ли, американская писательница китайского происхождения

…Книга, после которой я почувствовала себя собой, как ни странно, была русской, и прочитала я её, когда ещё жила в Китае, — это «Стихи в прозе» Ивана Тургенева в переводе на китайский…В двенадцать лет я поняла, что это и есть настоящая литература: всё, что происходило со мной позже, было разбужено Тургеневым. Я запоминала стихи в прозе на китайском и могла цитировать их целиком, а совсем недавно перечитала их уже на английском — и во мне снова нежно отзывалось всё пережитое благодаря Тургеневу. Самые лучшие писатели твоей жизни — те, кто не уходят от тебя, когда ты взрослеешь и превращаешься в другого человека. Есть писатели, которых ты встречаешь в жизни всего лишь однажды, есть те, кого ты, как близких друзей, навещаешь постоянно.

А. Крестинский (Книга с «Золотой полки».(О романе Ю.Олеши «Три толстяка»)

  • Ch5.jpg
  • Ch4.jpg
  • Ch3.jpg
  • Ch2.jpg

Помню, сестра, давая мне книгу, хмурилась длинно и строго, взглядом подчеркивая, какая это ценность… Я читал книгу в каком-то странном возбуждении. Два чувства боролись во мне: скорей узнать, что будет дальше, и продлить удовольствие подольше. Помню, одно место в этой книге сильно напугало меня. Когда Суок приходит в зверинец освободить Просперо, она видит там страшное существо, потерявшее человеческий облик, похожее на волка. Это ученый Туб, которого давно заточили в клетку по приказу Трех Толстяков. Я стал с этой книгой старше. Я прожил с нею до предела насыщенный кусок жизни, и с тех пор она стала как бы частицей меня самого, а ее герои – близкими мне навсегда. Настоящее искусство делает человека богатым и счастливым. Вот хотя бы эта сказка – как много радости принесла она мне!.. На моей «золотой полке» стоит сказка Юрия Олеши.

Иллюстрации худ. М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка».

М. Цветаева (из книги «Мой Пушкин»)

Худ. Л. Тимошенко (1903–1976)
]

…Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь… Скамейка, на которой они – не - сидели, оказалась {{right|предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались… …Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку… то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах - сделала. И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества. У кого из народов - такая любовная героиня: смелая и достойная, влюбленная - и непреклонная, ясновидящая - и любящая!.

Трейлер к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Oнегин (британский актер Рейф Файнс) и Татьяна Ларина ( российская актриса А. Шенгелая)
  • Татьяна на балу

    Татьяна на балу

  • Татьяна

    Татьяна

  • Татьяна в деревне и на балу в Петербурге

    Татьяна в деревне и на балу в Петербурге

  • ПЕГАС

    ПЕГАС

  • Геракл и Денияра

    Геракл и Денияра

  • Кентаврёнок

    Кентаврёнок

  • Нимфы

    Нимфы

  • Встреча Вакха и нимфы

    Встреча Вакха и нимфы

  • Маленький принц

    Маленький принц

  • Маленький принц

    Маленький принц

  • Маленький принц

    Маленький принц

О творчестве этой юной художницы Нади Рушевой спорят и говорят до сих пор. Прожив всего 17 лет, она оставила заметный след в искусстве. Она много читала, и все ее впечатления выплескивались на бумагу: «Я их заранее вижу… Татьяна Ларина, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком; девушкой, которая пишет письмо возлюбленному; дамой, блистающей на балу.

Еще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным. Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных».

В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом.

А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике. Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу»



Что значит читать выразительно?

Vir1.png

Выразительно читать, говорить — это значит, по К.С. Станиславскому, «действовать словами» т.е. воздействовать своей волей (голосом, интонацией, темпом речи) на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Различают выразительное чтение прозы (басен, рассказов, сказок, мифов) и стихов. Как читать сказки, мифы, рассказы, басни Каждый жанр имеет определенные нюансы, на которые необходимо обратить внимание при чтении. Это помогает исполнителю искать интонационные варианты для каждого произведения.


Жанр и особенности выразительного чтения

Сказки
Мифы
Рассказы, фрагменты повести, романа
Басни

Сказки

Viraz1.jpg

Примеры

Сказка “Али-Баба и сорок разбойников”

Сказка о мертвой царевне. Сказки А.С. Пушкина

Мифы

Viraz2.jpg

Примеры

Рассказы, фрагменты повести, романа

Viraz3.jpg

Примеры

Басня

Viraz4.jpg

Примеры

Сиятвинда читает басню Крылова "Две собаки".”

Данил Глыва и Глеб Богданович - "Слон и моська", И. Крылов // Синяя птица 2016'


Как читать стихи

Viraz5.jpg

«Подобно тому, как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении», - говорил индийский поэт Рабиндранат Тагор. Как при чтении прозаического произведения, так и при исполне­нии лирического стихотворения недостаточно просто говорить слова. Само название “лирика” напоминает нам о том, поэтические произведения первоначально пелись под аккомпанемент лиры. Символом поэтического вдохновения считается волшебный крылатый конь Пегас. Его родителями были морской бог Посейдон и горгона Медуза. Конь летал со скоростью ветра. Жил в горах. Ударом копыта о землю Пегас выбил источник Гиппокрена («Ключ коня»), вода которого дарует вдохновение поэтам. По этой причине выражение «оседлать Пегаса» – написать вдохновенные стихи, а в более широком смысле – стать поэтом.

Viraz6.png

В мировой культуре Пегас – это символ вдохновения и покровитель всех творческих людей. Наряду с сочинением поэтических произведений их выразительное исполнение также творческий процесс. Выразительность чтения достигается при помощи выразительной триады: техники чтения, логики чтения и эмоционально-образной выразительности. Главное средство речевой выразительности – интонация произведения. Интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерений автора и осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.

Схема: компоненты выразительности чтения
Три взаимосвязанных компонента выразительности
  1. Техника речи. Это владение голосом (тихо-громко, быстро-медленно), дикция, четкое и правильное произнесение звуков, слов, фраз (это техника речи и орфоэпическая грамотность).
  2. Логика речи. Логическая ясность - это постановка логических ударений и соблюдение логических пауз. В стихах для соблюдения ритма паузы ставятся в конце строк, для передачи смысла и логических ударений могут ставиться и в середине. Логическое ударение ставится на слова, несущие ключевое значение. Логическая пауза – выделение голосом слова, нажим голосом на слово.
  3. Эмоционально-образная выразительность - передача настроения, чувств, мыслей автора: здесь- раздумье, а здесь- радость, восхищение, любование, грусть и т.п.


Зачем читать стихи


Viraz8.jpg
Что же такое Стихотворение?
Музыка нашего сердцебиения?
Нашего разума тайное пение?
Танец рассудка и воображения?
Что ты такое, Стихотворение?
Ты - вдохновение ! Ты - озарение !
Вечность, открытая нам на мгновение!
Вместе и тайна, и откровение…
- Да ! - соглашается Стихотворение.
- Все это - я , это я, без сомнения!
Я - вдохновение, я - озарение,
Неповторимое повторение,
Но, добавляет оно еле слышно,
Может, я зря выражаюсь так пышно?
Я- лишь бессмысленная болтовня,
Если читателя нет у меня.
Ты - вдохновенный и озаренный,
Ты - мой читатель, душой одаренный,
Ты мне нужнее, чем сердце в груди.
Жду. Приходи.

Б. Заходер

Черновик стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»

Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Исследователи из Ливерпульского университета (Великобритания), наблюдая за людьми, читавшими сочинения В. Шекспира, У. Вордсворта, Томаса Стернза Элиота и других светил английской поэзии, экспериментаторы анализировали, как в это время работает их мозг. Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения

Актер и режиссер А.Белый читает стихотворение А.С.Пушкина - "Я вас любил..."в короткометражном фильме

Учимся у хороших чтецов

Чтобы произведение шагнуло со страниц на сцену, необходимо над ним поработать, .прочувствовать его. Это творчество - чтение стихов на публику - может быть увлечением. Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. Просматривая видео выступлений чтецов, прослушивая аудиозаписи, можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Советы юным чтецам

Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам.

Советы чтецам
Советы чтецам

Чтобы чтецу сказали: «Какое интересное произведение! Как ты хорошо, красиво читал!», - следует соблюдать ряд рекомендаций.

  • Не забудьте сообщить автора и название стихотворения.
  • Постарайтесь понять содержание и настроение стихотворения.
  • Обратите внимание на знаки препинания.
  • В каждой строке стихотворения определите ключевое слово или словосочетание.
  • Подумайте, где и какая пауза может быть выдержана при чтении.
  • Не забудьте: слушают и то, что вы читаете, и то, как вы читаете.
Четкость дикции

Наталья Козелкова, преподаватель Orator Club, тренер по коммуникации и постановке голоса, диктор и телеведущая, демонстрирует, как исправить и улучшить дикцию. Образцовая речь педагога, практические советы с примерами и упражнениями сделали её мастер-классы популярными.



Библиография

  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. – Минск: ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
  2. Граник Г.Г., Борисенко Н.А.. Понимание текста на уроках русского языка и литературы. Доступно: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702304.13.11.2017.
  3. Кучма А. О чтении книг за компьютером. Сайт To Tell The Truth. //http://gimrock.blogspot.ru/2012/03/blog-post_15.html. Дата публикации 15 марта 2012 г. Дата посещения 13.11.2017.
  4. Любопытные факты о книгах. Сайт SOFTMIXER. Сетевой журнал. Доступно://http://www.softmixer.com/2014/04/blog-post_14.html//Дата посещения 29.10.2017.
  5. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с.
  6. Пеннак Д. Как роман: Эссе / Пер. с фр. Н.Шаховской. — М.: Самокат, 2005. — 190 с.
  7. Художник Михаил Нестеров. Картины. Сайт: http://www.liveinternet.ru/users/5219213/post286420286//
  8. Я – сыщик. Читаем и вчитываемся. Сайт iTrex. Languageservices//Доступно: https://itrex.ru/news/ya-syshchik/


Полезные ссылки

  • Четкость дикции: Сайт «Ютуб» [Электронный ресурс] // URL: https://youtu.be/heEHPmRDKGE Наталья Козелкова, преподаватель Orator Club, тренер по коммуникации и постановке голоса, диктор и телеведущая. Образцовая речь педагога, практические советы с примерами и упражнениями сделали её мастер-классы популярными. Другие уроки педагога можно посмотреть и скачать для использования, перейдя по ссылке.
  • Читаем книги на компьютере: Сайт: «To Tell The Truth» [Электронный ресурс] // URL: .// http://gimrock.blogspot.ru/2012/03/blog-post_15.html.
  • КНИЖНЫЕ ПОЛКИ #1: МОИ САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ: Сайт «Ютуб» [Электронный ресурс] // URL: https://youtu.be/GVpQuAV4hmc
  • Моя Домашняя Библиотека II Любимые книги x Anthony Uly: Сайт «Ютуб» [Электронный ресурс] // URL: - https://www.youtube.com/watch?v=IvWl1Tj_9F0
Лайфхак
Chitat1.png
Chitat2.jpg
Chitat3.png
Ваши права читателя


1) Право не читать.
2) Право перескакивать и пропускать скучные места.
3) Право не дочитывать книгу до конца, если она вам не нравится. Бросьте и возьмите другую!
4) Право перечитывать одну и ту же книгу столько, сколько захотите!
5) Право читать что попало.
6) Право читать «запоем».
7) Право читать где попало.
8) Право читать вслух.
9) Право начинать с любого места (вы можете сразу прочитать конец книги).
10) Право молчать о прочитанном.
11) Право делиться своими мыслями и впечатлениями. Главное — получить удовольствие от чтения.

(По книге Д. Пеннак «Как роман». – М.: Самокат, 2005)

Как читать эффективнее?
Chitat4.png

1. Больше книг – хуже
Чем внушительнее размер «кучи», которую предстоит прочесть, тем меньше желания приступать. Лучше всего купить одну-две книги, а после, если будет желание, найти еще что-нибудь интересное.
2. Предварительное знакомство
Прежде чем купить или скачать книгу, не поленитесь посмотреть, о чем она, кто ее автор. Будьте прагматиками: жизнь слишком короткая, чтобы тратить ее на «водичку».
3. На знакомство – 50 страниц
Знаете, ученые доказали, что в первые 15-30 секунд знакомства люди подсознательно решают, какими будут их дальнейшие взаимоотношения. Что-то похожее происходит между читателем и книгой: первые несколько десятков страниц покажут, нужно ли продолжать чтение, или оно того вовсе не стоит.

Chitat5.png

4. Пользуйтесь карандашом
Делайте заметки, подчеркивайте цитаты, и вы действительно получите пользу от чтения книги. Сделайте книгу «вашей» – персонализируйте ее.
5. Каждый день по 20-50 страниц
Если уделять чтению хотя бы час каждый день, за месяц вы сможете прочесть три-четыре книги! А за год получается около 50 прочитанных книг!
6. Разные жанры
Не зацикливайтесь на чем-то одном – так вы избежите пресыщения книгами и, кроме того, неплохо расширите кругозор. Гораздо приятнее общаться с разносторонне развитым человеком.
7. Обсуждение прочитанного
Существует закономерность: мы лучше понимаем прочитанное, если пытаемся передать/объяснить это другому человеку. Делитесь знаниями с друзьями, рассказывайте о книге. Заведите свой блог и делитесь мнением в виде рецензий и отзывов


Это интересно

В Эфиопии несколько лет назад поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».


7 основных причин читать книги

1. Развитие интеллекта
Уровень интеллекта у читающих людей в среднем на 10% выше, чем у тех, кто не проводит время за книгами.
2. Развитие воображения
Книги делают нашу фантазию богатой и разнообразной.
3. Расширение кругозора
Читая, мы узнаем о разных культурах, одежде, быте; погружаемся в мир человеческой психологии.
4. Тренировка памяти
Читая книгу, мы запоминаем имена героев, место действия, взаимоотношения между персонажами.
5. Умение мыслить креативно.
Люди, читающие книги, чаще мыслят и поступают креативно
6. Борьба со стрессом
Чтение погружает человека в иной мир. Мы задумываемся над судьбами героев, их поступками и решениями. Это отвлекает от повседневных проблем.
7. Умение замечать прекрасное
Читая, мы становимся более внимательными, терпеливыми, утонченными. Это помогает в повседневной жизни замечать прекрасное, находить поводы для радости.


Юмор
Chitat6.jpg

Читальный зал. К библиотекарю подходит старшеклассница:
— У Вас художественная литература есть?
— Есть.
— А классика есть?
— Есть.
— А перечислите, пожалуйста, всё, что у Вас есть из классики, а то я забыла, что мне задали прочитать!

Chitatp6.png


Проверьте себя

Прочитайте «басню». Вы заметили, что её герои «перемешаны»? Определите, из каких трех басен И. А. Крылова они взяты? Какая мораль в каждой из них?
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки —
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,
И у кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало —
И закружилась голова.
Всё пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
«Изрядно, — говорит, — сказать несложно,
Тебя без скуки слушать можно».

Ответ

Три басни: “Квартет”, Лебедь, щука и рак”, “Осел и Соловей”.


“Квартет” :
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.

“Лебедь, щука и рак”:
“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука”.

“Осел и Соловей”:
“Избави, бог, и нас от этаких судей”


II. По какому произведению снят этот фильм? Как зовут героев? Какого они возраста? Что говорят они друг другу?


Ответ

Фильм режиссера итальянского Франко Дзефирелли снят по драме В. Шекспира “Ромео и Джульетта”; Ромео и Джульетта; Джульетте 13 лет, Ромео - от 16 до 20.

Ромео
Когда рукою недостойной грубо
Я осквернил святой алтарь — прости.
Как два смиренных пилигрима, губы
Лобзаньем смогут след греха смести.
Джульетта
Любезный пилигрим, ты строг чрезмерно
К своей руке: лишь благочестье в ней.
Есть руки у святых: их может, верно,
Коснуться пилигрим рукой своей.
Ромео
Даны ль уста святым и пилигримам?
Джульетта Да, — для молитвы, добрый пилигрим.
Ромео
Святая! Так позволь устам моим
Прильнуть к твоим — не будь неумолима.
Джульетта
Не двигаясь, святые внемлют нам.
Ромео
Недвижно дай ответ моим мольбам.
(Целует ее.)
Твои уста с моих весь грех снимают.


III. Прочитайте выразительно, выделяя голосом слова, важные для передачи смысла пушкинских строк, делая необходимые паузы.
…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…
А.С. Пушкин «Памятник»

Проверить себя

…И долго буду /тем /любезен я народу,/
Что /чувства добрые /я лирой пробуждал,/
Что в мой жестокий век восславил я /свободу/
И /милость /к падшим призывал…



Человек читающий: