Дүйнөлүк адабият: Мен жазуучумун
Версия от 16:39, 25 июня 2018; Admine2 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Якорь|Начало}} <div class="row mir-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content --> <div class="cutok">#Советы вел…»)
«Срочно! Помогите, пожалуйста, написать сочинение…Лью слезы», - подобные обращения можно часто встретить на просторах интернета. Признайтесь, мысленно и многие из вас переживали эту «драму»?
Этот раздел предлагает различные инструменты для выполнения творческих работ и поможет вам организовать свою работу так, чтобы выбирать необходимые ресурсы, управлять ими, писать разные тексты и выполнять другие творческие работы.
Содержание
- 1 Советы великих
- 2 Глоссарий
- 3 Полезные ссылки
- 4 Библиография
Советы великих
Как сказал Томас Манн (Thomas Mann, немецкий писатель), «Писатель — это тот, кому писать труднее, чем другим людям».
Чтобы стать таким писателем, нужно не только посвятить свою жизнь творчеству, но и постоянно развиваться. В этом вам помогут советы великих.
5 правил британского писателя Джорджа Оруэлла (George Orwell)
- Никогда не используйте метафору, сравнение или другую фигуру речи, которую вы привыкли видеть в печати.
- Никогда не используйте длинное слово там, где можно использовать короткое.
- Если это возможно — убирайте лишние слова, всегда их убирайте.
- Никогда не используйте пассивные конструкции там, где можно использовать активные.
- Никогда не используйте иностранные слова, научные термины или жаргон, если можете заменить их понятными разговорными эквивалентами.
4 вопросов Дж. Оруэлла, которые нужно задавать себе после каждого написанного предложения
- Что я хочу сказать?
- Какими словами это лучше выразить?
- Какой образ или фразеологизм передадут эту мысль лучше?
- Могу ли я сократить написанное?
Золотые правила американского писателя Стивена Кинга (Stephen King)
- Устремляйся сразу к цели.
- Напиши черновик. Дай ему отлежаться.
- Сокращай свой текст.
- Будь последовательным и честным.
- Не заботься слишком сильно о мнении других людей.
- Много читай.
- Много пиши.
Инструменты для творческих работ
Инструментом называют средство, которое используется для достижения или создания чего-либо. То, что вам может понадобиться в качестве основных инструментов в работе с книгой, - интеллектуальные инструменты. Это средства, помогающие структурировать и обрабатывать информацию, а также создавать собственные тексты. Это алгоритмы, форматы письменных работ и графические организаторы: схемы, таблицы.
Сказочный конструктор
Известный российский исследователь сказок, филолог Владимир Яковлевич Пропп, проанализировал структуру народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций, при помощи которых можно создать опорную конструкцию для создания сказки. Этих элементов 31. С концепцией В. Проппа познакомился детский писатель Д. Родари, он нарисовал картинки на основные элементы конструктора В. Я. Проппа и выкладывал их на стол во время детских литературных курсов. Дети быстро создавали связные тексты сказок, которые рассказывали сами себе. Позже компьютер пытались научить методу В. Я. Проппа, чтобы он писал сказки автоматически. В 1977 году появилась система Клейна, которая генерировала сюжеты. А еще позже метод В. Проппа развил американский учёный Джозеф Кэмпбелл. Книга Д. Кэмпбелла вдохновила американского режиссера Джорджа Лукаса на создание сценария фильма «Звёздные войны». Сегодня многие фильмы и книги создаются по этому методу. Взяв за основу предложенную схему, можно сочинить свою сказку или даже сценарий к фильму, просто следуя шаг за шагом по указанному трафарету. Ниже приводятся несколько карт с основными мотивами, выделенными исследователем В.Я. Проппом.
Рисунки. Карты В. Проппа
Как написать рассказ
У каждого рассказа есть начало, середина и конец. Рассказ можно представить в виде горы. Если по-настоящему подниматься в гору, то мы увидим, что одна картина будет сменяться другой. Так же и в повествовании: одно событие будет сменяться другим. Прежде чем вы начнете писать, подумайте, что будет происходить в каждой части. Очень важно иметь представление о начале, середине и финале повествования и продумать художественную речь.
Эссе. 7 шагов к хорошему тексту
Эссе — это прозаическое произведение небольшого объема, написанное в свободной форме. В переводе с французского языка это проба, очерк. Первооткрыватель жанра эссе – французский писатель, мыслитель М. Монтень.
Эссе — это сочинение, выражающее индивидуальное мнение на основе личного отношения к тому, о чем вы пишете. В эссе важно поделиться своими раздумьями и переживаниями. Примеры эссе, написанные известными писателями, вы можете прочитать в разделе «Я читатель».
Обычно по объему эссе представляет собой небольшое произведение, а повествование ведется легко, напоминая монолог из душевного разговора.
Попробуем предложить план, по которому вам будет проще писать эссе.
- Вступление. Это 2-3 предложения, служащие для последующей формулировки проблемы. Эссе нельзя начинать с описания текста, например: «В данном тексте автор говорит о …; текст посвящен…; основной вопрос, поднимаемый в тексте- …».
- Формулировка проблемы и комментарии к ней. Выявите в тексте проблему, которая важна не только для автора, но и для каждого человека. Можно написать следующим образом: «Автор заставляет задуматься над проблемой… Автор рассуждает над такими вечными вопросами, как… Проблема… волнует человечество вот уже не один век…».. Рассуждайте о проблеме, подумайте, насколько она актуальна в наши дни, в каких случаях приходится сталкиваться с такой проблемой. Не пересказывайте текст, не говорите о том, что делают герои, а комментируйте их поступки, пишите, что делает автор, на что он особенно обращает внимание.
- Три кита и снежный ком. Запишите основные направления мысли. Выберите три наиболее удачных тезиса, которые и станут основой эссе. Запишите по 1-2 предложения на каждый тезис, перечитайте , а дальше «лепите» снежный ком своих мыслей: добавляйте необходимые детали и примеры, наращивайте текст, продумывайте художественные средства. (См. раздел «Писательские секреты»)
- Речь. Следите за своей речью, перечитывайте написанное. Постарайтесь ответить на вопросы: последовательно ли вы излагаете задуманное? Удается ли вам ясно и четко формулировать свои мысли? Привлекательны ли они для читателей?
Заключение. Сделать вывод, обобщить сказанное. Например: «Таким образом, автор, поднимая актуальную проблему, призывает…. Подводя итог, хочется ещё раз отметить важность проблемы…. Произведение заставляет нас глубже задуматься о….». - Эффектное заключение эссе – призыв к читателю или риторический вопрос, например: ”Разве книги уйдут из нашей жизни? Такая жизненная ценность, как…. Если мы перестанем ценить…. , то…».
- Корректировка. Теперь перечитайте созданный текст и проверьте связь между идеями и абзацами. Удалось ли вам раскрыть мысль? Нет ли лишних фрагментов, предложений? Все ли выдержано в одном стиле? Проявите к себе уважение и высокую требовательность.
- Заголовок. Считается, что лучше заняться им в самом конце работы, когда вы перечитали основной текст и смогли вынести на первый план ключевые слова. Однако есть и другое мнение: формулировка точного заголовка в начале работы позволяет сосредоточиться на основной мысли и разворачивать ее в тексте. В любом случае хорошо, если ваш заголовок будет отличаться оригинальностью и краткостью.
Помните, что в эссе главную роль играет:
- не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у пишущего;
- раздумья и размышления;
- образная и афористичная речь.
Отзыв о книге
Настоящий читатель тот, кто может рассказать о книге, не пересказывая подробно ее содержание, выразить свое мнение о прочитанном, дать оценку книге, автору, героям, т.е. написать отзыв о произведении. Отзыв о произведении может отражать следующие моменты:
- общее впечатление о произведении;
- эмоциональный отклик на произведение,
- выражение собственного отношения к нему;
- личностное понимание главной мысли произведения;
- оценка героев и их поступков;
- оценка художественных средств, используемых автором в данном тексте;
- оценка позиции автора;
- обоснование выдвинутых положений.
В основе отзыва – оценочные суждения, поэтому важная особенность отзыва – аргументированность оценок. Это приближает отзыв по структуре к тексту-рассуждению.
Главная задача автора при рассуждении – обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность.
Важно, чтобы между утверждением (тезисом) и аргументами была установлена логическая, смысловая и грамматическая связи. Если внимательно отнестись к деталям, а также вспомнить всё, что впечатлило или поразило вас в произведении, написать отзыв о книге будет совсем несложно.
Чтобы легко написать отзыв, ведите читательский дневник по ходу чтения книги!
Читательский дневник
Читательский дневник – это записи личных впечатлений, мнений, выводов о прочитанных книгах. Это инструмент для правильного выражения мыслей и собственного мнения. Можно выписывать интересные мысли, яркие образные выражения. Все это поможет в создании собственных творческих работ.
Электронный читательский дневник – это дневник, созданный в формате визуального представления информации с помощью информационных технологий.
Что даёт создание электронного читательского дневника?
- Развитие информационной грамотности и культуры.
- Возможность участия в совместной исследовательской и творческой деятельности интернет-сообщества.
- Приобретение навыков сетевого общения.
- Формирование умения самостоятельного отбора информации.
- Расширение кругозора, совершенствование речи.
Приступая к созданию электронного читательского дневника необходимо продумать ответы на несколько вопросов: О чём вы хотите рассказать? В какой форме хотите представить информацию? Какие программы будете использовать? Дневник может быть оформлен в виде книжки, презентации, самостоятельно созданных роликов, выложенных на YouTube, собственных вики-страничек (страниц в социальных сетях), блогов. Некоторые сервисы для создания электронного читательского дневника: Google-презентации, Calameo, Google-карты, Timeline JS, ThingLink, Imagechef, Audacity – бесплатный аудиоредактор и рекордер, Видеоредактор на YouTube (с использованием программы Microsoft PowerPoint, например, для основы создания видеороликов). Посоветуйтесь с вашим учителем информатики.
Синквейн и даймонд
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey, 1878 – 1914), опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся. Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов, с которыми можно познакомиться, перейдя по ссылке на сайт Cinquain.ru.
Синквейн - пятистрочник, каждая строка которого имеет свое особое содержание и структуру. Схема синквейна:
1-я строка – тема. Записывается при помощи одного существительного или словосочетания.
2-я строка – описание темы. Записываются два прилагательных, согласующихся с существительным в названии темы.
3-я строка – действия темы. Записываются три глагола, согласующихся с существительным в названии темы.
4-я строка – отношение к тому, что заявлено в теме. Предложение из четырех слов.
5-ая строка – одно слово – синоним темы.
Даймонд (англ. бриллиант). Творческая форма обобщения изученного материала. Даймонд основан на использовании антонимов (слов с противоположным значением). Так же, как и синквейн, требует скрупулезной работы по отбору точных слов для придания необходимого смысла создаваемому тексту. При создании требуется тренировка по тщательному отбору языковых средств.
Семистрочник или девятистрочник.
Имеет следующую схему:
1-я строка – тема, одно существительное.
2-я строка – описание темы, два прилагательных, описывающих это существительное.
3-я строка – три глагола, относящиеся к этому существительному.
4-я строка – четыре существительных: два из них относятся к первому существительному (в первой строке), два других – к существительному в последней (седьмой) строке. Эта строка вместо четырех существительных также может содержать фразу или предложение, выражающие определенное отношение к теме.
5-я строка – три глагола, относящиеся к существительному в последней (седьмой) строке.
6-я строка – два прилагательных, относящихся к существительному в седьмой строке.
7-ая строка – одно существительное – антоним по отношению к существительному в первой строке.
При создании девятистрочника 4-ая строка – это 4 наречия, относящиеся к первому слову, 6-ая строка – 4 наречия-антонимы к наречиям в 4-ой строке. Все остальное имеет указанное содержание, только меняется нумерация строк. (См. раздел «Я читатель»).
Графические истории – комиксы
Комикс – очень молодое искусство. Временем рождения комикса принято считать 1896 год. Именно тогда, с публикации на страницах газеты New York World, рисованный рассказ оформился как жанр и обрёл название "комикс".
Существуют комиксы для детей и взрослых, истории весёлые и серьёзные, сказки и триллеры, фантастика и приключения, мелодрамы и боевики, детективы и фэнтези. В Японии детей в школе обучают рисованию комикса. А манга (японский комикс) – важная часть культуры и образования страны. Жордж Рэймонд Ричард Мартин (англ. George Raymond Richard Martin, род. 20 сентября 1948 года. Роман “Игра престолов”.) – современный американский писатель-фантаст, сценарист, продюсер и редактор, лауреат многих литературных премий сказал, что стал писателем благодаря комиксам.
Есть такая тенденция: классическую литературу переводят в комиксы. Неверно называть комиксы кратким пересказом литературных произведений. Комикс от литературы отличается тем, что это другой язык повествования, так же, как музыка, скульптура или другой вид искусства. Один из подходов — бережное отношение к выбранной для комикса книге, тщательное следование духу и букве оригинала, неважно, роман это, басня или небольшое стихотворение. Создание комикса напоминает ситуацию с экранизациями литературных произведений.
Можно создавать и самостоятельные произведения в форме комиксов. Самым большим успехом и сегодня пользуются рассказы о супергероях от компаний DC или Marvel. Именно им принадлежат такие герои, как Супермен, Бэтмен, Человек-паук, Люди Икс и другие. Они пришли в мир из США, где и придумали, как нарисовать комиксы поэтапно.
Правила создания комикса
-
Примеры комиксов
-
1. Действие изображают в картинках. Само изображение не требует от вас особого мастерства: можно использовать и символические картинки (“точка, точка, запятая - вышла рожица…”). Важно: передать смысл эпизода или произведения.
2. Первая страница служит вступлением, в котором автор передает общие главные идеи: в какой период происходит событие, где и кто главный герой всего этого действа. Крупный кадр должен и заканчивать весь комикс.
3. Каждая отдельная картинка представляет собой законченную мысль, а все действие на развороте, как в книге, - законченный абзац.
4. Реплики героев рисуют поверх их голов в небольших квадратах и пишут печатными буквами. Герои комикса не произносят длинных речей.
5. Размышления героев принято обводить круглым пузырьком. Когда им что-то снится, то их мысли в комиксе изображаются облаком.
6. Шумы передаются восклицательными, вопросительными и другими знаками препинания, собранными вместе. Крик героя может быть заключен в круг с острыми шипами по ободку.
7. Небольшую информацию о том, что и где происходит во время нарисованной сценки, предысторию или собственные умозаключения можно выносить за пределы квадратов комикса. Они могут идти между ними, сверху или снизу.
Литературные проекты
Проект. Что это?
Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) –замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчётов, схем, картин, образов, раскрывающих сущность замысла.
На уроках литературы можно разрабатывать разные проекты: литературная гостиная, поэтический альбом, литературно-музыкальная композиция, конкурс, презентация, инсценирование, воссоздание «живой картины» времени, заочная экскурсия, воображаемый музей литературного героя, рекламная акция «Коронация писателя», музей одного дня, памятник литературному герою, «Прочитай и нарисуй», «Музыкальные страницы литературы», «Поэзия Шелкового пути» и др.
Как сделать коллаж
Коллаж - это произведение искусства, состоящее из многочисленных материалов, таких как бумага, газеты, фотографии, ленты или другие объекты, прикрепленные к основе, например, обычной бумаге. Коллаж (от франц. «coller», что означает "клеить").
Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае, но особую популярность и развитие получила в 20 веке. Считается, что одним из первых в искусстве технику коллажа применил художник Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Составляющими работы могут стать любые подручные материалы: от тканей и фотографий до проездных билетов.
Коллаж на уроках литературы – рисунок, макет, предмет, представляющий «образ» произведения через его деталь. Коллаж нужно не только придумать как систему образов-символов, раскрывающих произведение, но и «защитить» его, т.е. объяснить, что подразумевается под тем или иным образом. Для такой работы необходимо понять произведение, взглянуть на прочитанное с разных точек зрения, определить то, что символизирует произведение и авторский стиль.
В Интернете существует множество сервисов позволяющих вам легко и быстро создавать невероятные коллажи онлайн, абсолютно бесплатно. Вы можете создавать коллажи как на компьютере, так и с помощью телефона. Экспериментируйте и создавайте свои уникальные коллажи.
Инфографика, или Графические организаторы
Понятие «Инфографика» предполагает визуальное, художественное, нарисованное изложение текста. Термин «инфографика» расшифровывается как инструмент преподнесения информации читателю в более лаконичной, емкой форме. Это один из видов альтернативного изложения информации посредством создания художественных зарисовок, графиков, диаграмм и прочих графических объектов на бумаге и в электронном варианте.
Любая информация, переданная графическим путем, относится к инфографике. Графически можно представить биографию писателя или целую галерею литературных героев, определив основную мысль изображения.
Буктрейлер, или Видеоклип
Буктрейлер (англ. booktrailer) – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Первые буктрейлеры появились в США в 1980-е годы, в России – в 2010 годы. Сам термин возник в 2003 году, сегодня он обозначает любой рекламный видеоклип, связанный с содержанием книги и построенный по законам короткометражного фильма.
В буктрейлере представлены яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость... И цель: сделать книгу заманчивой и привлекательной настолько, что читателю захочется бросить все – и бежать за книгой.
Несколько советов начинающему создателю буктрейлера
1. Выбор книги для рекламы. Мотивов в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это реклама любимых книг, книг-юбиляров, создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям, это и выполнение задания для урока литературы.
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст). Сюжет - это основа вашего видеоролика, то, из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, лишь прочитав книгу. Видеоролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя - потенциального читателя.
3. Следующий этап работы - необходимо подобрать картинки, отсканировать иллюстрации из книги, снять свое видео или найти видео по тематике в Интернете.
4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Для записи и редактирования звука можно использовать программу Sound Forge.
5. Для работы с видео нужно выбрать программу. Начинающим можно использовать программу Windows Movie Maker. Эта программа есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Можно использовать и программу Power Point.
6. Заключительный этап - видеомонтаж. Вырезать / склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, наложить эффекты, переходы.
Глоссарий
- Драматические произведения – литературные произведения, предназначенные для театральных постановок, с напряженно развивающимся действием, написанные в форме диалогов и монологов.
- Дэвид Óгилви (1911-1999) – классик рекламного дела и один из самых успешных бизнесменов мира. Созданные им тексты становились частью рекламной среды и задавали стандарты на будущее.
- Лирика (от греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры) – один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме.
- Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории.
- Уолстенхолм Дж. (род. в 1950) – британский художник и иллюстратор. В его работах книги – главные актеры маленьких историй.
Полезные ссылки
Библиография
- 1. Бочарский К. Без них текст станет лучше. Рейтинг паразитов. Сайт «Изба-читальня». Доступно: https://www.chitalnya.ru/workshop/573/. Дата посещения 20.11.2017.
- 2. Зинсер У. 3. Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. - 292 с.
- 3. Карепина А. В. Пишем убедительно. Сам себе копирайтер. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 208 с.
- 4. Книга моих историй. Советы и идеи. – М.: ООО “Манн, Иванов и Фербер”, 2014. – 96 с.
- 5. Книги пишем сами /Автор-сост. И.А. Низовская. - Бишкек:ОсОО “Папирус Принт”, 2017. – 54 с.
- 6. Напиши свою книгу приключений./П. Даусвел – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 95с.
- 7. Приходько В. А. Постижение лирики. – М.: Детская литература, 1988. – 238 с.
- 8. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М.: Самокат, 2016. – 240с.
- 9. Джоан Элиот. Мировая литература в инфографике.: Питер. Москва. Санкт-Петербург. Нижний Новгород. Воронеж. Киев-Екатиренбург. Самара. Минск. 2017
Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела.
Максим Горький
Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.
Джон Стейнбек
Лев Толстой
Иван Бунин
Антон Чехов
Дэвид Огилви
В тексте из эссе украинского писателя В.Г. Короленко «Мое первое знакомство с Диккенсом» переставлены местами предложения. Прочитайте и восстановите в тексте логическую цепочку предложений.
Но со временем я отлично выучился лавировать среди опасностей, издали замечая через обрез книги ноги встречных. Библиотека была довольно далеко от нашего дома, и книга была в моем распоряжении на всем этом пространстве. До сих пор помню солидную фигуру какого-то поляка с седыми подстриженными усами и широким лицом, который, когда я ткнулся в него, взял меня за воротник и с насмешливым любопытством рассматривал некоторое время, а потом отпустил. Так вот как я впервые, - можно сказать, на ходу - познакомился с Диккенсом. Эта манера придавала самому процессу чтения характер своеобразный и, так сказать, азартный. Сначала я не умел примениться как следует к уличному движению, рисковал попасть под извозчиков, натыкался на прохожих. Шел я медленно, порой останавливаясь за углами, жадно следя за событиями. Я стал читать на ходу.В.Г. Короленко
… Библиотека была довольно далеко от нашего дома, и книга была в моем распоряжении на всем этом пространстве. Я стал читать на ходу.
Эта манера придавала самому процессу чтения характер своеобразный и, так сказать, азартный. Сначала я не умел примениться как следует к уличному движению, рисковал попасть под извозчиков, натыкался на прохожих. До сих пор помню солидную фигуру какого-то поляка с седыми подстриженными усами и широким лицом, который, когда я ткнулся в него, взял меня за воротник и с насмешливым любопытством рассматривал некоторое время, а потом отпустил…
Но со временем я отлично выучился лавировать среди опасностей, издали замечая через обрез книги ноги встречных... Шел я медленно, порой останавливаясь за углами, жадно следя за событиями…
Так вот как я впервые, - можно сказать, на ходу – познакомился с Диккенсом...
В. Г. Короленко. «Мое первое знакомство с Диккенсом»
Кто такая муза? Где обитали и чем занимались музы? Как они выглядели? Как они связаны с писателями и литературой?
Музы – по-гречески значит мыслящие. Музы обитали на горе Геликон и на горе Парнас. Богиня Мнемозина родила от верховного бога Зевса девять дочерей: это и были музы. За каждой из муз закрепились особые обязательства.
Музы покровительствуют разным искусствам и наукам. Пять из них с литературой и писателем связаны напрямую. Каллиопа (она родилась первой) – муза эпической поэзии. Эвтерпа – покровительница лирической поэзии, Мельпомена – муза трагической поэзии, Талия – комедии, Эрато - любовной поэзии.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, каждая со своей атрибутикой. Они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее, перемещаться в пространстве.
Распространенная картина – сидит автор, мучается, пишет свое самое лучшее произведение. И вдруг – прилетает муза, осеняет идея – и все получается…
Но они мыслящие. Как только появляется мысль – творческая, живая, не будничная – есть место для муз. Музы – покровительницы каждого из нас. Они, как и прежде, вдохновляют нас. Без музы, без особого состояния не создать ничего нового и не прочувствовать такие моменты, как появление новой жизни и смерть близкого человека, любовь и брак, ежедневное творчество и выбор пути на всю жизнь. И, конечно же, без муз не обойтись, определяя свое предназначение, свою путеводную звезду.
1. Без них текст станет лучше. Рейтинг паразитов
2. Слово «очень». Лидер рейтинга слов-паразитов, удаляем без сожалений. Улучшаем фразу и вашу репутацию.
3. Притяжательные местоимения. Мой, свой, его и пр. Вычеркивайте без сожалений.
4. Канцеляризмы. Наличие в тексте слов «данный», «осуществлять» — верный признак, что вы пишете плохой текст. Повелитель канцелярщины – слово «является». Отлично заменяется на тире.
5. Ложная профессиональная терминология. Вместо «атмосферные осадки» пишем «дождь», вместо «денежные средства» — «деньги». Сотрудники гидрометцентра и экономисты будут настаивать. Не поддавайтесь.6. Многословие. Есть простой способ понять, нужное это слово или нет: закройте любое слово в предложении пальцем, если без него смысл не теряется – вычеркиваем. Если без предложения абзац не теряет смысл – вычеркиваем.
7. Пассивный залог. Предположим, кто-то помер на кухне, но оказался в другом месте. «Тело было перенесено из кухни и положено на диван в гостиной», - так вполне можно было написать. Но мне больше нравится так: «Майра и Фредди перенесли тело из кухни и положили его на диван». Почему вообще тело должно быть подлежащим? Оно же мертвое!
8. Наречия при глаголе. «Дом сгорел дотла» и «дом сгорел». Видите разницу?
9. Качественные прилагательные. Несут какой угодно смысл, а значит никакого. «Высокая башня», «богатый человек», «качественный контент», «известный консультант». Насколько «высокая» и «богатый»? Не оцениваем, а измеряем. «Башня была высотой с семнадцатиэтажный дом» или «помимо особняка в центре столицы ему принадлежит вилла на берегу моря».
10. Повторяющиеся слова. «Территория слова» — принцип, который ввел американский профессор Рой Питер Кларк. Согласно этому принципу, не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста.
Одинаковые (а также однокоренные) слова должны отстоять по его версии минимум на 200 слов. Попробуйте проконтролировать хотя бы 50.
12. Глаголы присоединения. «Принять участие», «сделать заявление», «вынести решение» против «участвовать», «заявить», «решить».
Для писателя самым главным и первым упражнением является написание эссе.
Писательство - это всегда попытка в чём-то разобраться - в себе, в настоящей действительности.
Писательство - это ремесло, которому можно обучиться, было бы желание.
1. Пишите
2. Пишите больше
3. Пишите еще больше
4. Пишите еще больше, чем до этого
5. Пишите, когда вам не хочется
6. Пишите, когда хочется
7. Пишите, когда есть что сказать
8. Пишите, когда нечего сказать
9. Пишите каждый день
10. ПРОДОЛЖАЙТЕ ПИСАТЬ