История: Кочевые цивилизации
Версия от 10:48, 17 мая 2018; Msu04 (обсуждение | вклад)
В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες, nomádes — кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством.
Территория, которую за свою историю заняла кочевая цивилизация - верхняя половина главного острова Евразия, от Тихого океана до Карпат. Это родина Ариев-саков и Кочевников. Тут человек проявляет себя как универсал, воин и скотовладелец. Он собственник и управленец. Его государство - это народ-войско, прямая военная демократия. Религия – Тенгрианство. При этом, кочевая цивилизация – основа общей идентичности всех тюркских народов от великого Океана до Карпат, основа их интеграции в единый суперэтнос.
Возникновение кочевого образа жизни имеет объективный характер возникновения в силу географических, экономических и других факторов. Это своеобразный способ хозяйственно-экономического развития. Приспосабливаясь к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни. Кочевое скотоводство прошло эволюционный путь от придомного скотоводства, когда скот пасся недалеко от поселения. Тысячелетняя практика выращивания скота привела к новой, более выгодной и удобной форме скотоводства — отгонной. Именно отгонное скотоводство стало промежуточным звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степных и пустынных пастбищ — кочевому хозяйству. Так зарождался кочевой образ жизни.
Особенности кочевого скотоводства:
Скотоводство – преобладающая деятельность. Земледелие и ремёсла не играют для кочевников серьёзной роли.
Скот круглый год содержится не в стойлах, а на природе – на подножном корму.
Периодическое перемещение людей и скота в пределах установленных пастбищных территорий.
Участие в перекочёвках всего или большей части населения.
Хозяйство направлено на удовлетворение собственных жизненных потребностей, а не для продажи.
- В V — VI вв. кочевая цивилизация достигает наивысшего расцвета и могущества. В течение 1000 лет политика кочевников была определяющей на мировой исторической арене. Активная караванная торговля Евразийского континента находилась под контролем кочевых племен. Кочевой образ жизни определил основы хозяйства, социальных отношений, материальной и духовной культуры.
Начало формирования кочевого скотоводства относится к скифо-сакскому времени (VIII вв. до н.э.) Но предпосылки сформировались еще в конце бронзового века внутри андроновской (арийской) исторической общности. На территории от Тянь-Шаня до Сибири и Урала сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Вероятно, что андроновцы изобрели колесо. И это позволило им освоить огромные территории степей.
Выделение кочевой цивилизации вполне можно назвать степной революцией, которая имела не меньшее значение для человечества, чем городская или земледельческая.
С середины I тыс. до н.э. огромные просторы европейских и азиатских степей, полупустынь и предгорий, от Карпат на западе до Памира и Алтая на востоке были заселены различными племенами и народностями, которых греки называли скифами, а персы — саками. Один и тот же образ жизни, занятие пастушеским скотоводством, при оживленных сношениях между этими племенами, способствовало созданию единой культуры, известной под названием скифской культуры, которую правильнее называть скифо-сакской.
Можно выделить три существенных признаков, которые объединяют скифо-сакскую цивилизацию, так называемая «скифо-сакская триада»
- Костюм сакского вождя (Курган Иссык, Семиречье), Реконструкция костюма сакской лучницы и Сакский костюм (Алтай)
-
Скифы Причерноморья и Саки Прикаспийских степей
- Костюм сакского вождя (Шиликтинский курган, Семиречье) и Реконструкция костюма сака-тиграхауда
В эпоху своего наивысшего подъема (II—I вв. до н. э.) гунны захватывают огромную территорию и господствуют над многочисленными племенами Центральной Азии.
В I в.н.э. победы китайских войск и восстания покоренных племен положили конец гуннскому господству в Центральной Азии. В 48 г. до н. э. гуннское объединение распалось, часть их во главе с шаньюем Чжи-Чжи была оттеснена на запад, в Среднюю Азию. В 36 г. до н. э. на р. Талас гунны были настигнуты китайскими войсками. В завязавшемся сражении предводитель гуннов Чжи-Чжи был убит, а сами они отброшены еще дальше на запад. Вторичный, еще более значительный распад гуннского объединения, произошел в первой половине I в. Часть гуннских племен (южные гунны) была подчинена Китаю. Другая часть (северные гунны) была оттеснена за северные границы Небесной империи. В 93 г., претерпев катастрофический разгром со стороны китайцев и племен Сянь-би, значительные массы «северных гуннов» бежали на запад, в Среднюю Азию, по пути, проложенному за полтора века до этого гуннами Чжи-Чжи. В последующие века значительная часть северных гуннов продолжала кочевать в Средней Азии,
В 70-х годах IV в. в Европу хлынула масса кочевых племен, объединенных в один большой племенной союз. «...Невиданный дотоле род людей,— пишет Аммиан Марцеллии,— поднявшийся как снег, из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор»
Состав орды был далеко не однороден. Ядро ее составляли древнейшие монгольские и тюркские племена; число последних особенно возросло за несколько веков движения гуннов по просторам Центральной Азии, Южной Сибири и Средней Азии. В Приуралье и Прикаспии к ним присоединились некоторые финно-угорские и аланские племена. Таким образом, имя гуннов превратилось в общее наименование крупного объединения этнически разнородных кочевых племен, основу которого составляли азиатские гунны.
Своего могущества в Европе гунны достигли в правление Атиллы. Основателем империи гуннов на территории Европы в 374 г. считается Баламбер (Баламир), потомком которого и был Атти́ла — правитель гуннов с 434 по 453 год, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги.
Во II в. до н. э. в ходе завоевательных походов хунну вытеснили из Восточного Туркестана племена усуней. Разбиви тянь-шаньских саков и заняв Семиречье, Джунгарию и Центральный Тянь-Шань усуни создали здесь одно из древнейших государств, именовавшееся в источниках «Усунь-го» («усуньское государство»), «Син-го» («кочевое государство») и «Бу-цзу» («племенной союз»).
Усуни, как и другие народы Восточного Туркестана были зависимы от хунну, но после смерти правителя хуннов Лаошань-шанюя в 161 — 158 гг. до н.э. кунбаг (официальный титул правителя усуней) объявляет о политической независимости своего государства от хуннов. Китайский лазутчик и посол Чжан Цянь, впервые посетивший усунскую землю в 128 г. до н.э., заметил схожесть традиций и обрядов усуней с традициями и обрядами хуннов.
Усуньское государство, как и хуннское, было монархическим государством. Кунбаг и после завоевания им независимости сохранил этот присвоенный ему хуннским шанюем титул. Шанюй, имевший титул «тенир кугу» («одарённый Богом и Небесами»), присвоил усуньскому правителю титул пониже своего — «кюндюн бийи» т.е. «правитель солнца, солнечный государь.
Особо важные вопросы кунбаг обсуждал на совете старейшин. Усуньское государство представляло централизованную власть, которая объединяла в себе два крыла. Власть Кунбага была наследственной.
Столицей государства усуней был город Чи-Гу, расположенный на берегу озера Иссык- Куль.
Наука еще не установила их происхождение и что означает название этого народа. Своеобразный внешний облик заметно отличал их от жителей Центральной Азии и Туркестана: усуни имели рыжие волосы, голубые глаза.
Усуни занимались в основном скотоводством. Лошади, коровы, овцы, козы занимали в их хозяйствах особое место. «Усуни ни земледелия, ни овощеводства (садоводства) не знают. Они выбирают пастбища с водою и постоянно кочуют с одного места на другое со своим скотом и скарбом» — повествуют о них китайские источники. Но постепенно усуни начинают заниматься земледелием и садоводством. В 1 в. до н.э. они освоили земледелие.
Начиная со второй половины II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань, перед которой тогда стояло две важнейших задачи: покончить с извечным врагом — гуннами, создавшими сильное государство в степях Центральной Азии, и установить контроль над Великим Шелковым путем вплоть до греко-бактрийских владений. Ключ для решения обеих задач находился в руках усуней. Поэтому в 109 г. до н. э. император Уди направил к усуням посольство с богатыми дарами и выдал за кунбага одну из китайских принцесс. Город Чигу посетил и китайский дипломат Чжань Цянь, оставивший описание жизни и быта усуней и стоявший у истоков Великого Шелкового пути через Тянь-Шань.
Археологическая культура собственно усуней еще не выделена, внешне и по инвентарю их курганы аналогичны сакским, поэтому чаще всего ученые их определяли как сако-усуньские, но они имеют некоторое сходство и с культурой гуннов. В Кыргызстане на роль усуньской претендует и другая культура — катакомбная (Шамсинское погребение в Чуйской долине, Кенкольский могильник из Таласа, катакомбы Кетмень-Тюбе), которую ученые связывают с позднегуннским этносом.
В начале I века до нашей эры во главе государства усуней стал кунбаг Унгуйми, принявший тронное имя Фейван, государство усуней превратилось в сильную державу. Фейван заключил с империей Хань договор о совместных действиях против гуннов и в 71 году до н.э. усуни, действуя в контакте со 150-тысячной китайской армией, нанесли гуннам сокрушительное поражение, захватив 40 тыс. пленных и до 700 тыс. голов скота. После поражения гунны уже не могли оправиться, ранее могучая держава погибла.
В конце первой половины I тыс. н. э. усуни теряют свое былое могущество. Их поглотили западнотюркские племена.
Источники рассказывают: каган Бумын послал своих людей к кагану Анагую с предложением: выдать дочь за него. Узнав о такой дерзости Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол, осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена, зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.) Этого отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552 году тюркский каган Бумынь совершил поход против врага и наголову разбил его войска. Опозоренный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.