БИЛИМ БУЛАГЫ

Мировая литература: Писательские секреты

Book icon.png

Что такое художественная литература? Когда и как она появилась и каковы ее особенности? В чем отличие народной сказки от литературной? Почему литература считается искусством, а писатели особенными людьми? В чем магия ее воздействия на человека и секрет ее долговечности? Поговорки, пословицы, мудрые мысли, цитаты, крылатые слова, правдивые и меткие высказывания о жизни...

Этот раздел приглашает вас прикоснуться к секретам художественного слова, фольклорного и литературного, и помогает раскрыть писательское мастерство разных авторов.

Что говорит заглавие

  • Ps1.png
  • Ps2.jpg

ЗАГЛАВИЕ — название, наименование литературного произведения.

Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя (тогда он может быть назван заглавным), например: "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Обломов" И.А. Гончарова, “Джамиля” Ч. Айтматова, либо главная мысль произведения, обозначение основного конфликта и т. п., например, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева.

Заглавие может быть изменено самим автором в процессе работы над произведением (заглавие романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстой менял до публикации трижды: "Три поры", "Все хорошо, что хорошо кончается", "Война и мир") или подвергнуться цензуре: "Мёртвые души" Н.В. Гоголя вышли под заголовком "Похождения Чичикова, или Мёртвые души".

Заглавие и заголовок
Заглавие и заголовок


Bunin1.jpg

Заглавие — это зёрнышко, из которого для читателя вырастает всё целое творение автора. Оно может прямо отражать то, о чём говорится в тексте, или передавать его скрытый смысл, заключать в себе иронию или эффект обманутого ожидания, сопоставлять или противопоставлять персонажей произведения и т. д. Заглавие — всего лишь частичка текста, но несёт в себе как бы весь текст целиком. (И. А. Бунин)


Обложка книги "Робинзон Крузо"

Заглавие - это первое, с чем встречается читатель, с чего начинается у него знакомство с книгой. Когда-то давно, в XVI—XVIII веках, заглавия строились так, чтобы кратко передать содержание всего произведения. Длинные и обстоятельные заглавия были очень похожи на то, что мы сейчас называем аннотацией*. Вот пример. Книга Даниеля Дефо*, которую мы привыкли называть "Приключения Робинзона Крузо" или просто "Робинзон Крузо", на самом деле имеет гораздо более длинное заглавие: "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим".


Ps4.jpg
Постепенно, с развитием литературы как искусства слова, заглавия сокращались, и теперь они сообщают о содержании книги в одном-двух словах: «Недоросль», «Ревизор», "Дубровский", "Отцы и дети", "Преступление и наказание", "Обрыв", "Война и мир" и т. Может быть, заглавия стали простой формальностью? Нет. Писатели, зная, что читатель всегда обращает внимание на эту часть текста и ждет от нее определенной информации, стали использовать возможности заголовков не "в длину", а, так сказать, "в глубину": помещать в название книги второстепенные детали, делать заглавие метафорой или символом - вообще всячески подчеркивать его смысловую нагрузку.

А что в поэзии? Как вы уже знаете, в поэзии все факты языка и любые "мелочи" формы становятся значимыми. Это относится и к заглавию - и даже в том случае, если его... нет. Отсутствие заглавия - это своего рода сигнал: "Внимание, сейчас вы будете читать стихотворение, в котором так много разных ассоциаций, что их нельзя выразить каким-то одним словом..." Отсутствие заглавия говорит о том, что ожидается текст, насыщенный ассоциациями, неуловимыми для определения.

Ps5.jpg


В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой! В часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой...

(А.С.Пушкин)


Загадка сюжета

Ps7.jpg

Слово «сюжет» заимствовано из французского языка и означает «предмет». Мы легко может подставить к книге вопрос «что» и получить цепочку событий, последовательных действий. Сюжет – это то, что можно пересказать или проиллюстрировать. Только когда речь идёт о стихотворении, мы не можем ответить на вопрос о событиях, потому что оно лишено сюжета и построено на чувствах.
В произведениях эпических и драматических изображаются события в жизни персонажей, их действия, протекающие в пространстве и времени. Эта сторона художественного творчества (ход событий, складывающийся обычно из поступков героев) обозначается термином сюжет.


Этапы развития сюжета
Этапы развития сюжета




Заключение

Узнавать о книгах что-то новое и интересное - всегда приятно и увлекательно. Давайте делать это вместе!

Глоссарий:

Заглавие - название книги, какого-н. литературного, музыкального произведения или части его; заголовок. Заглавие книги. Роман вышел под громким заглавием. (Толковый словарь Ушакова) Иван Алексеевич Бунин – русский писатель (1870г – 1953г) Аннотация (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращенный») — краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. (Википедия) Даниель Дефо́ — английский писатель и публицист (1660г -1731г). Известен главным образом как автор «Робинзона Крузо».

Библиография
  • Сорокин Ю.А. Почему живут и умирают книги? – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
  • Наровчатов С. С. Лирика Лермонтова. – М.: Художественная, литература, 1969. – 104 с.
  • Новиков Л.А. Искусство слова. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.
  • Е. В. Скударь. «НАЗВАНИЕ (ЗАГЛАВИЕ) ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. РАЗМЫШЛЕНИЯ РЕДАКТОРА». Источник «Вестник Московского университета». Серия 10. Журналистика, № 2, 2011, C. 61-68.
Полезные ссылки
  • Откроем книгу. Тропы https://youtu.be/DnGUIIvlpw 17,14 мин.
  • Учебный фильм о тропах. В беседе с библиотекарем дети познают изобразительно-выразительные средства. В фильме использованы фрагменты экранизации пьесы бельгийского писателя, драматурга и философа М. Метерлинка (1862- 19490) «Синяя птица». Ребята в библиотеке инсценируют диалог тропов.
  • Сайт «Академик». Статья «Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Заглавие» http://archive.li/zvG4W
  • Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5
  • Сайт Slovar.CC. Cтатья «Значение слова ЗАГЛАВИЕ в Словаре литературоведческих терминов» «https://slovar.cc/lit/term/2145133.html
  • Толковый словарь русского языка. https://www.vedu.ru/expdic/8599/
  • Сайт «Издание и печать редких книг» http://www.press-book.ru/2009-10-23-21-08-12/8-2009-12-16-22-42-33/22-2009-11-03-08-21-32
  • Сайт “Словарь литературоведческих терминов” http://slovar.lib.ru/dictionary/nazvanije.htm
  • Откроем книгу. Тропы https://youtu.be/DnGUIIvlpyw
  • Учебный фильм о тропах. В беседе с библиотекарем дети познают изобразительно-выразительные средства. В фильме использованы фрагменты экранизации пьесы бельгийского писателя, драматурга и философа М. Метерлинка (1862- 19490) «Синяя птица». Ребята в библиотеке инсценируют диалог тропов.