БИЛИМ БУЛАГЫ

Кыргызская литература: Я читатель

Айтматовдун китептери
Айтматовдун китептери

При чтении книг мы открываем свою душу и души других. Умение глубоко понять содержание прочитанного – сродни раскрытию души. Как понять всё, что прочитал? Понимать прочитанное – это умение, способность или просто внимательное чтение? Каждый читатель в произведении открывает свой мир. А каковы же наши читательские способности? Вообще, какова необходимость чтения художественного произведения?

Кто такой читатель?

“Я вспоминаю своё детство. Книгу я всегда воспринимал как что-то священное, брал её в руки с трепетом и очень бережно. В то время для меня не было плохой книги, я с восхищением воспринимал каждую букву, а всякий человек, написавший книгу, в моих глазах выглядел таким же великим, как Пушкин или Толстой». Ч. Айтматов

Китеп деген эмне?
Китеп деген эмне?

По правде говоря, по пальцам можно пересчитать книги, которые могут повлиять на становление человека. При возникновении каких-то трудных жизненных ситуаций мы также ищем опоры лишь в нескольких книгах. По утверждению отдельных учёных, все знания, которые могут пригодиться человеку на протяжении всей его жизни, можно найти только в 2-3 книгах. Однако, человеку очень трудно определить, какие же это его 2-3 книги. Чтобы найти эти свои 3 книги нужно прочитать их сотни и тысячи. Поэтому в этом разделе мы попытаемся найти ответ на вопрос, как стать талантливым читателем?

Что такое книга?

Книга (ар. – письменный) – 1) объёмное издание; 2) Одна из форм хранения информации и плодотворной её передачи последующим поколениям. Важное средство сохранения и распространения научных, культурных, литературно-художественных произведений. Книга имеет важное общественное значение. Первые книги древние вавилоняне, ассирийцы делали из глины. Они чертили особые знаки острой палочкой на мягкой глиняной пластине. Затем сушили и обжигали эти пластины. Из таких глиняных пластин и состояли книги. Вот на таких глиняных пластинах повествовались подвиги богатыря Гилгамеша. “Гилгамеш” считается таким же эпическим дастаном, как “Манас”.

А в Китае первые книги представляли из себя тонкие бамбуковые досточки, нанизанные на тонкую, но прочную верёвочку. Позднее китайцы стали писать на шёлке тонкой кистью, макая её в тушь. В древнем Египте книги представляли собой каменные плиты с выбитыми на них письменами. Позднее они изобрели папирус. Из камышовых стволов они связывали ленты длиной до десятка метров. Такую ленту с письменами они хранили свёрнутыми в трубу. Египетский папирус в качестве лучшего из материалов, на котором можно было писать, использовался 2 тысячи лет в Древней Греции и Риме.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Первая киргизская книга была издана в Казани в 1911 году. Это была книга Молдо Кылыча "Кыса-и-Зилзала". В книге рассказывалось о разрушительном землетрясении 1909 года в Чуйской долине. Акын в ней передал свои мысли и переживания о проблеме человек и природа, связывая духовную жизнь и религиозные ценности. Проблемой издания этой книги занимался учёный и общественный деятель, автор первого киргизского букваря Ишеналы Арабаев, который и написал вступительное слово к книге.

Читатель – кто это?
Известный русский писатель В. Набоков как-то во время чтения лекций американским студентам забыл дома текст лекции. Чтобы как-то выйти из этого щекотливого положения он предлагает студентам дать определение тому, что есть «истинный читатель?» Студенты дали следующие определения:
1. Читатель – член общества любителей книги.
2. Читатель – тот, кто сравнивает себя с героем литературного произведения.
3. Читатель – тот, кто размышляет вокруг социально-экономических аспектов.
4. Читатель – тот, кто предпочитает произведения, в которых много событий и диалогов.
5. Читатель – тот, кто вначале знакомится с экранизацией произведения, а потом только с книгой.
6. Читатель должен быть как автор, который только начинает своё творчество.
7. Читатель – тот, у кого прекрасно развито воображение

Особенность вдумчивого читателя

Читатель вдумчивый Поверхностный читатель
Читает вновь и вновь Читает только один раз
Всё внимание отдаёт тексту Думает совсем о другом
Задаёт вопросы Ограничивается только знакомством с книгой
Обращает внимание на особенности текста Не обращает внимания на синтаксические особенности текста
Ищет глубинное содержание книги Читает поверхностно


Тест

Ошибка в виджете Iframe: unable to write file /var/www/html/extensions/Widgets/compiled_templates/wrt6738656c56f867_83586479


Золотая полка

start=2

Учение – твоя свеча в ночную темь,
Учась, ты счастье обретёшь своё.
Учёба, знания к вершине вознесут,
Тебе почёт и уважение дадут.
Говорят, без знаний слепы мы,
Учёба лишь – нам в мире этом светоч.
Жусуп Баласагын
Метафора «Золотая полка» принадлежит русскому писателю Ю. Олеше. У киргизов тоже словосочетание, одним элементом которого служит слово «золотой», имеет большую частотность употребления, обозначая весьма ценные качества людей. К примеру, о послушной и умной девочке – «золотая девочка», о хорошем человеке – «золотой человек», о мастере – «золотые руки» и др,

Наличие среди читателей многих обладателей «золотых полок» – свидетельство интеллектуального уровня народа. Ценность золотой полки определяется теми шедеврами, которые выстроены на этой полке. В жизни каждого человека есть любимые книги. Чем больше он читает, тем большее число книг оставляет след в его душе, получая заслуженное место на полке с любимыми произведениями и авторами. Каждая «золотая» книга «золотого» автора позволяет нам открывать что-то новое, обогащаться духовно. В разных уголках мира есть памятники, воздвигнутые в честь девочек-читательниц.

  • slide 1

    г. Таганрог, Россия

  • slide 2

    Северная Каролина, США

  • slide 3

    г. Петропавловск, Казахстан

  • slide 5

    г. Уфа, Россия

  • slide 5

    г. Иркутск, Россия

  • slide 5

    г. Илфорда, Великобритания



Читаем выразительно

Красноречие всегда и у всех народов высоко ценилось. Те люди, кто мог образно и выразительно выражать свои мысли, всегда были на виду и часто являлись лидерами в прошлом. И сейчас тоже такие люди быстрее добиваются успехов в политике и бизнесе. Очень важно уметь говорить образно и зажигательно. Попробуем поискать ответы на вопросы, как научиться говорить выразительно и свободно.
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться читать и говорить выразительно следует с детства. Как только ребёнок начинает правильно произносить звуки, следует озаботиться проблемой выразительной речи. Вот почему так важно требовать учить наизусть стихотворения, громко и выразительно их рассказывать,о чём говорит педагогика младшего детского возраста. Чтобы выразительно прочитать произведение нужно хорошо вникнуть и понять его содержание.
Элементы выразительного чтения произведения:

  • Логическое ударение
  • Паузы
  • Интонация
  • Использованная литература

Выразительное чтение – умение прочитать художественное произведение с пониманием, правильно, эмоционально. Именно такое чтение повышает качество овладения литературным материалом, помогает размышлять о проблемах содержания, лучше понимать текст. Выразительное чтение формирует минимум определённых умений, связанных с культурой речи. Этот минимум содержит в себе следующие компоненты: тон голоса, силу голоса, тембр, ритм речи, темп речи (скорость), паузы, мелодика голоса (повышение или понижение голоса), логическое и синтагматическое ударение. Все средства интонации поддерживают благозвучность речи и её технику – дыхание, дикцию, орфоэпическую правильность.

Логическое ударение в выразительном чтении
Слово исполнителя (чтеца) должно быть точным, образным и глубокомысленным. К примеру, великий киргизский актёр Муратбек Рыскулов окончил всего три класса, но придавал огромное значение чёткому произношению каждого звука, слова, старался углублять возможности своего речевого аппарата, постоянно тренируя его. После дневной репетиции он всегда оставался, продолжая самостоятельно работать над выразительностью речи. Его исполнение роли короля Лира было признано критиками одним из лучших в мире. Его Лир – это глубочайшая трагедия человека, только к концу жизни понявшего несправедливость этой жизни, цену власти и богатства, человека, преданного не только поданными, но и родными дочерями, кому он отдавал всю свою отцовскую любовь и заботу. Страшное в своей безысходности молчание нищего и голодного короля, пережившего не только глубокую любовь к своему ребёнку, но и безграничную ненависть за предательство, сошедшего с ума прежде всесильного человека – всё это актёр Муратбек Рыскулов. Один из его друзей вспоминает: «Как-то мы разговорились после спектакля. Он спросил меня «Откуда шёл мой голос? Отсюда? – он провёл ребром ладони от низа своей грудной клетки верх до горла. – Или отсюда?» – повторил он свой жест, начиная от пояса. Я смешался на короткое время, вовсе не ожидая такого вопроса, а затем сказал: «Не знаю откуда, но голос шёл из большой глубины». «Вот это мне было важно узнать, сумел ли я добиться своего…», – удовлетворённо сказал он.

start=1

Это интересно. Как держать паузу при выразительном чтении
Речевые умения исполнителя – главная необходимость для профессии артиста. Как утверждал К. С. Станиславский, повседневная и образная речь актёра на сцене – целая наука. Чем глубже овладеет исполнитель техникой непрерывной и чёткой речи, тем выше его речевое мастерство.

Атанын тагдыры
Атанын тагдыры

В качестве примера к сцене разговора Акылбека в исполнении Муратбека Рыскулова с портретом своего пропавшего без вести на войне сына Болотбека из драмы Б. Жакиева «Судьба отца». Акылбек живёт в одиночестве в своём доме, не имея возможности привезти к себе подросшего внука Женишбека. Прижав к груди комуз сына, он обращается к его портрету на стене, мысленно разговаривает с ним. В первом варианте спектакля портрет Болотбека как бы оживает, и внимание зрителей полностью переходит к ожившему портрету, они практически перестают слушать речь старика. В последующих спектаклях от оживающего портрета отказались, и монолог Акылбека-Рыскулова заставлял зрителей плакать. Разговор отца с портретом давно пропавшего сына становился всё проникновеннее, голос актёра менял громкость и тональность, обретая всё большую трагичность и в то же время уверенность, что сын его жив: «Болотбек, Болотбек!... Ты всё равно вернёшься! Ведь, правда, вернёшься! Ты обязан вернуться! Я никогда не верил в твою гибель, не верю и сейчас! Совсем не верю! Я жду тебя! Я буду жить, не умру, пока ты не вернёшься, я дождусь!». Особенно проникновенно звучали слова «Совс-еем не верю!», зрители были уверены, что именно эта вера каждый день с гудком парохода приводила старика на пристань, ждать возвращения сына. Перед заключительными словами монолога актёр делал паузу, а затем произносил конец с такой истовой верой, всем своим существом, что зрителям верилось в то, что сын его вернётся. Выразительное.чтение Т. Касымбеков «Сломанный меч».



Глоссарий

Папирус – материал для письма, широко применявшийся в древнем Египте
Гилгамеш - эпическое произведение древних шумеров
Золотая полка – полка, где хранятся ваши любимые книги
Интеллект- умственные способности мыслить, определяющие деятельность человека
Выразительное чтение – умение читать художественное произведение с полным пониманием, необходимой эмоциональной силой
Монолог – речь героя произведения (обращённая к себе или к другим)

Полезные источники

Словарь.
Спутник Кыргызстан. Статья. Табылды Кадырбеков. “Семь фактов о романе Касымалы Жантошева “Каныбек””.
Статья. “Читатель – это кто?”
Статья. “Талантливый читатель – это кто?”
“Персонажи книг”
Радио «Азаттык». Культура. Статья. Зайырбек Ажыматов “Не кончатся несчастья народа, не открывающего книг”.
О культуре чтения.
Информационно-тематический портал “Обозник”. Статья “Культура чтения как один из факторов духовного воспитания личности”
Минуты поэзии. А. Исмаилов
Бексултан Жакиевдин "Атанын тагдыры" драмасы тууралуу он факты М.Рыскулов тууралуу шилтеме боюнча окуса, укса болот}}
Видео Гулсарат
"Каныбек" Кинотасмасы
«Алымкан» Мыскал Өмүркановнанын аткаруусунда
Кинофильм «Алымкан»
«Курманжан датка» кинотасмасы
«Жамийла» кинотасмасы



Библиография

Рысбаев С. Кыргыз тили жана адабияты мугалимдерине 100 кеңеш – Б.,2014
Рысбаев С. Баланын китеп окуу технологияларын уюштуруу технологиялары – Б., 2015
Рысбаев С. Кыргыз акын-жазуучулары балдарга –Б., 2008,2010
Рысбаев С. Орто мектептерде кыргыз тили, адабиятын окутуунун технологиялары» аттуу монографиясы (авторлош) – Б. 2008-жыл.
Рустан Рахманалиев Культура чтения великих писателей – Ф., 1989.
Смородинская, М. Д. О культуре чтения/ М. Д. Сородинская, Ю. П. Маркова. – М.: Книга, 1984.
Примаковский, А. П. О культуре чтения: методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда/ А. П. Примаковский. – М.: Книга, 1969.
Воспитание культуры чтения: методические рекомендации. – М., 1971
Китеп жашооңузду жакшыртат.
Китепти кантип тез окууга көнүксө болот.
Жакшы китеп өмүрдүн жан шериги.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М. 1999.
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.
Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М., 1968.
Методика выразительного чтения. - Москва, 1977 .
Дулатова Г. Кыргыз театр кеби – Б., 2004

10 самых читаемых книг в мире

10 самых читаемых книг в мире


Древняя письменность кыргызов

Знаменитые герои кыргызской литературы

Вкиргизской литературе есть герои, которые давно уже стали знаменитыми. О них давно уже складывают легенды, читатели хотят видеть их как людей,существующих в мире. Некоторые из них, конечно, в прошлом реальные люди, исторические личности, ставшие прототипами литературных персонажей. А некоторые созданы писателями в образах художественных героев, в которых есть черты и жизненной реальности и художественной правды.


Okurman top.jpg
Танабай Бакасов

Танабай Бакасов главный герой повести Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!». Уже давно он воспринимается нашим народом как символ человека, до конца преданного идее, прямого, справедливого и трудолюбивого труженника.
Судьба Танабая неразделимо слита с судьбой его иноходца Гульсары. Автор мастерски изображает, как переплетаются судьбы человека и коня, во многих случаях жизнь Танабая изображается, проецируясь через жизнь и судьбу его скакуна Гульсары.


Okurman top1.jpg
Каныбек

Каныбек - главный герой одноимённого романа К. Жантошева. "Каныбек ни в огне не горит, ни в воде не тонет"
События в произведении происходят вокруг основного персонажа Каныбека, иногда они имеют элементы фантастики. Именно в силу последнего акын Мидин Алыбаев написал дружескую сатиру "Литературный парад", широко распространившуюся в народе.
Глядишь, похожа книга на сказку,
Сдругой стороны похожа на роман.
Иногда она схожа и с повестью,
А в целом хорошо написан "Каныбек" –
Этот смуглый шустряк.
Дай только волю автору:
Он бы всё время менял Каке моего,
(Надевал бы то калпак, то ушанку)
А то, глядишь, в Академии наук –
Сделал бы членом-корреспондентом,
А там Каныбек и министром бы стал.


Okurman top2.jpg
Алымкан

Алымкан. Главная героиня стихотворения Т. Сатылганова «Алымкан».
Об Алымкан рассказывают много легенд. Самое основное, Алымкан – красивая, реально существовавшая женщина. Акын Токтогул полюбил её, но не смог жениться и написал это произведение. Любовь между Алымкан и Токтогулом получила отражение и в киноискусстве. На слова «Алымкан» Б. Эгинчиев написал музыку, и песня эта широко распространилась в народе. Классический образец исполнения этой песни был создан Мыскал Омуркановой.


Okurman top3.jpeg
Жамийла

Жамийла. – главная героиня повести Ч. Айтматова «Джамиля». Это совсем юная, озорная и красивая женщина решительно борется за своё счастье, не считаясь со старыми обычаями. Решительность Джамили до сего дня вызывает споры. Её ловкость и неутомимость в работе, прямота суждений и самостоятельность, стройная фигура, прекрасный лик, любовь к Данияру и отношение к младшему брату мужа Сеиту сделали её любимой героиней многих тысяч читателей по всему миру.


Okurman top4.jpg
Нүсүп

Нүсүп. Один из главных героев исторического романа Т. Касымбекова «Сломанный меч». Судьба Нүсүпа напоминает судьбу главного героя японского фильма «Последний самурай». Вся его жизнь это служение своему народу и власти, покорность законам, интересы общества для него важнее собственной жизни, что он и доказал своей судьбой. Человек сильный духом, всегда сохраняющий своё достоинство и честь, умный советник. Нүсүп – историческая личность, но славу он обрёл под пером прекрасного писателя Т. Касымбекова в романе «Сломанный меч».


Okurman top5.jpg
Курманжан датка

Курманжан датка – одна из главных персонажей исторических романов Т. Касымбекова «Сломанный меч» и «Кел-кел», а также поэтического произведения С. Жусуева «Курманжан датка». Благодаря своему мужеству и мудрости в сочетании со справедливостью она осталась в истории Кыргызстана как одна из самых ярких личностей. Её поступок, когда она пожертвовала жизнью одного из своих сыновей Камчыбека ради мира и спокойствия народа – одна из самых трагических страниц нашей страны.

Чего можно достичь, если много читать книг?

Okurmanlaifhak.jpg
Чего можно достичь, если много читать книг?

Предупреждает бессонницу. Чтение книг – лучшее средство отдыха и подготовки ко сну. Яркие краски мобильного телефона и экрана телевизора перед сном прогоняют сон и мешают мозгу человека строить и выполнять программу спокойного засыпания. Чтение же полезной книги перед сном успокаивает мозг, позволяя собраться с мыслями и отойти ко сну.


start=2

Позволяет развивать ум. Во время чтения мы живём радостями и горестями героев произведения и даже на время становимся им. С помощью чтения художественных произведений человек научается лучше понимать окружающую его жизнь.


Чтобы научиться правильно использовать интонацию во время выразительного чтения обратите внимание на монологи известного актёра. Послушайте монолог короля Ричарда в исполнении Народного артиста Кыргызстана Марата Алышпаева

Интонация