БИЛИМ БУЛАГЫ

Мировая литература: Я читатель — различия между версиями

Строка 643: Строка 643:
 
# Я – сыщик. Читаем и вчитываемся. Сайт iTrex. Languageservices//Доступно: https://itrex.ru/news/ya-syshchik/  
 
# Я – сыщик. Читаем и вчитываемся. Сайт iTrex. Languageservices//Доступно: https://itrex.ru/news/ya-syshchik/  
 
</div>
 
</div>
 +
 +
 +
 
<!-- Sidebar -->
 
<!-- Sidebar -->
 
<div class="large-4 medium-5 columns">
 
<div class="large-4 medium-5 columns">
Строка 648: Строка 651:
 
<div class="shadow radius sbstyle">
 
<div class="shadow radius sbstyle">
 
<div class="row">
 
<div class="row">
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Это интересно</div>
+
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Лайфхак </div>
 
</div>
 
</div>
  
Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела. <br>
+
<div class="large-12 left mtop">  
'''Максим Горький:'''
+
[[Файл:Chitat1.png|thumb|300 px]]
{{left|[[Файл:Yap50.png|70px|]]}} Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.
 
<br>
 
'''Джон Стейнбек:'''
 
{{left|[[Файл:Yap51.png|70px|]]}}Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.
 
<br>
 
'''Лев Толстой:'''
 
{{left|[[Файл:Yap52.png|70px|]]}}Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.
 
<br>
 
'''Иван Бунин:'''
 
{{left|[[Файл:Yap53.png|70px|]]}}Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
 
<br>
 
'''Антон Чехов:'''
 
{{left|[[Файл:Yap54.png|70px|]]}}Настоящий писатель - это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.
 
<br>
 
'''Дэвид Огилви:'''
 
{{left|[[Файл:Yap55.png|70px|]]}}Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.
 
 
</div>
 
</div>
  
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
+
<div class="large-12 left mtop">  
<div class="row">
+
[[Файл:Chitat2.jpg|thumb|300 px]]
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Юмор</div>
 
</div>
 
<div class="large-12 mtop">
 
[[Файл:Yap56.jpg|400 px]]
 
</div>
 
<div class="large-12 left mtop"> 
 
[[Файл:Yap57.jpg|470 px]]
 
</div>
 
 
</div>
 
</div>
  
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
+
<div class="large-12 left mtop">  
<div class="row">
+
[[Файл:Chitat3.png|thumb|400 px]]
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Проверьте себя</div>
+
===== '''Ваши права читателя''' =====
 
</div>
 
</div>
  
'''В тексте из эссе украинского писателя В.Г. Короленко «Мое первое знакомство с Диккенсом» переставлены местами предложения. Прочитайте и восстановите в тексте логическую цепочку предложений.''' <br>
 
{{left|[[Файл:Yap58.jpg|170px|]]}}Но со временем я отлично выучился лавировать  среди опасностей, издали замечая через обрез книги ноги встречных. Библиотека была довольно далеко от нашего  дома, и книга была в моем распоряжении на всем этом пространстве. До сих пор помню солидную фигуру какого-то  поляка  с  седыми  подстриженными  усами  и широким лицом, который, когда я ткнулся в него, взял меня за  воротник  и  с насмешливым любопытством рассматривал некоторое время, а  потом  отпустил.  Так вот как я  впервые, -  можно  сказать,  на  ходу  -  познакомился  с Диккенсом. Эта манера придавала самому процессу чтения характер  своеобразный  и, так сказать, азартный. Сначала я не умел примениться как следует к  уличному движению, рисковал попасть под извозчиков, натыкался на прохожих.  Шел  я медленно, порой останавливаясь за углами, жадно следя  за  событиями. Я  стал  читать на ходу.
 
В.Г. Короленко 
 
<div class="mw-customtoggle-zag1 resettext button17" >Ответ</div>
 
<div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-zag1">
 
… Библиотека была довольно далеко от нашего  дома, и книга была в моем распоряжении на всем этом пространстве. Я  стал  читать на ходу. <br>
 
Эта манера придавала самому процессу чтения характер  своеобразный  и, так сказать, азартный. Сначала я не умел примениться  как следует к  уличному движению, рисковал попасть под извозчиков, натыкался на прохожих. До сих пор помню солидную фигуру какого-то  поляка  с  седыми  подстриженными  усами  и широким лицом, который, когда я ткнулся в него, взял меня за  воротник  и  с насмешливым любопытством рассматривал некоторое время, а  потом  отпустил… <br>
 
Но со временем я отлично выучился лавировать среди опасностей, издали замечая через обрез книги ноги встречных... Шел  я медленно, порой останавливаясь за углами, жадно следя  за  событиями… <br>
 
Так вот как я  впервые, -  можно  сказать,  на  ходу  -  познакомился  с Диккенсом...
 
''В. Г. Короленко. «Мое первое знакомство с Диккенсом»''
 
</div>
 
<br>
 
'''Кто такая муза? Где обитали и чем занимались музы? Как они выглядели? Как они связаны с писателями  и литературой?''' 
 
<div class="mw-customtoggle-zag1 resettext button17" >Ответ</div>
 
<div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-zag1">
 
Музы – по-гречески значит мыслящие. Музы обитали на горе Геликон и на горе Парнас. Богиня Мнемозина родила от верховного бога Зевса девять  дочерей: это и были музы. За каждой из муз закрепились особые обязательства. <br>
 
{{left|[[Файл:Yap59.jpg|thumb|270px| ''Рафаэль Санти. Парнас'']]}}  Музы покровительствуют разным искусствам и наукам.  Пять из них с литературой и писателем  связаны напрямую.  Каллиопа  (она родилась первой) – муза эпической поэзии. Эвтерпа – покровительница лирической поэзии, Мельпомена – муза трагической поэзии, Талия – комедии, Эрато -  любовной поэзии. <br>
 
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, каждая со своей  атрибутикой.  Они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее, перемещаться в пространстве.  <br>
 
Распространенная картина – сидит автор, мучается, пишет свое самое лучшее произведение. И вдруг – прилетает муза, осеняет идея – и все получается…
 
Но они мыслящие. Как только появляется мысль – творческая, живая, не будничная – есть место для муз.  Музы – покровительницы каждого из нас. Они, как и прежде, вдохновляют нас. Без музы, без особого состояния не создать ничего нового и не прочувствовать такие моменты, как появление новой жизни и смерть близкого человека, любовь и брак, ежедневное творчество и выбор пути на всю жизнь. И, конечно же, без муз не обойтись, определяя свое предназначение, свою путеводную звезду.
 
</div></div>
 
  
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
+
1) Право не читать.  <br>
<div class="row">
+
2) Право перескакивать и пропускать скучные места. <br>
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Лайфхаки</div>
+
3) Право не дочитывать книгу до конца, если она вам не нравится. Бросьте и возьмите  другую! <br>
</div>
+
4) Право перечитывать одну и ту же книгу столько, сколько захотите! <br>
 +
5) Право читать что попало. <br>
 +
6) Право читать «запоем». <br>
 +
7) Право читать где попало. <br>
 +
8) Право читать вслух. <br>
 +
9) Право начинать с любого места (вы можете сразу прочитать конец книги). <br>
 +
10) Право молчать о прочитанном. <br>
 +
11) Право делиться своими мыслями и впечатлениями. Главное — получить удовольствие от чтения. <br>
  
'''Без них текст станет лучше. Рейтинг паразитов'''
+
''(По книге Д. Пеннак «Как роман».  – М.: Самокат, 2005)''  
  
# '''Слово «очень».''' Лидер рейтинга слов-паразитов, удаляем без сожалений. Улучшаем фразу и вашу репутацию.
+
<div class="large-12 left mtop">
# '''Притяжательные местоимения.''' Мой, свой, его и пр. Вычеркивайте без сожалений.
+
===== '''Как читать эффективнее?''' =====
# '''Канцеляризмы.''' Наличие в тексте слов «данный», «осуществлять» — верный признак, что вы пишете плохой текст. Повелитель канцелярщины – слово «является». Отлично заменяется на тире.
+
[[Файл:Chitat4.png|thumb|300 px]]
# '''Ложная профессиональная терминология.''' Вместо «атмосферные осадки» пишем «дождь», {{left|[[Файл:Yap60.jpg|200px|]]}} вместо «денежные средства» — «деньги». Сотрудники гидрометцентра и экономисты будут настаивать. Не поддавайтесь.
+
</div>
# '''Многословие.''' Есть простой способ понять, нужное это слово или нет: закройте любое слово в предложении пальцем, если без него смысл не теряется – вычеркиваем. Если без предложения абзац не теряет смысл – вычеркиваем.  
+
'''1. Больше книг – хуже''' <br>
# '''Пассивный залог.''' {{right|[[Файл:Yap61.jpg|290px|]]}}Предположим, кто-то помер на кухне, но оказался в другом месте. «Тело было перенесено из кухни и положено на диван в гостиной», - так вполне можно было написать. Но мне больше нравится так: «Майра и Фредди перенесли тело из кухни и положили его на диван». Почему вообще тело должно быть подлежащим? Оно же мертвое!
+
Чем внушительнее размер «кучи», которую предстоит прочесть, тем меньше желания приступать. Лучше всего купить одну-две книги, а после, если будет желание, найти еще что-нибудь интересное.<br>
# '''Наречия при глаголе.''' «Дом сгорел дотла» и «дом сгорел». Видите разницу?
+
'''2. Предварительное знакомство'''<br>
# '''Качественные прилагательные.''' Несут какой угодно смысл, а значит никакого. «Высокая башня», «богатый человек», «качественный контент», «известный консультант». Насколько «высокая» и «богатый»? Не оцениваем, а измеряем. «Башня была высотой с семнадцатиэтажный дом» или «помимо особняка в центре столицы ему принадлежит вилла на берегу моря».
+
Прежде чем купить или скачать книгу, не поленитесь посмотреть, о чем она, кто ее автор. Будьте прагматиками: жизнь слишком короткая, чтобы тратить ее на «водичку».<br>
# '''Повторяющиеся слова.'''  «Территория слова» — принцип, который ввел американский профессор Рой Питер Кларк. Согласно этому принципу, не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста. {{left|[[Файл:Yap62.jpg|160px|]]}}Одинаковые (а также однокоренные) слова должны отстоять по его версии минимум на 200 слов. Попробуйте проконтролировать хотя бы 50.
+
'''3. На знакомство – 50 страниц'''<br>
# '''Глаголы присоединения.''' «Принять участие», «сделать заявление», «вынести решение» против  «участвовать», «заявить», «решить».
+
Знаете, ученые доказали, что в первые 15-30 секунд знакомства люди подсознательно решают, какими будут их дальнейшие взаимоотношения. Что-то похожее происходит между читателем и книгой: первые несколько десятков страниц покажут, нужно ли продолжать чтение, или оно того вовсе не стоит.<br>
 
+
<div class="large-12 left mtop">
[[Файл:Yap63.png]]
+
[[Файл:Chitat5.png|thumb|300 px]]
 
+
</div>
Для писателя самым главным и первым упражнением является написание эссе. <br>
+
'''4. Пользуйтесь карандашом'''<br>
 
+
Делайте заметки, подчеркивайте цитаты, и вы действительно получите пользу от чтения книги. Сделайте книгу «вашей» – персонализируйте ее.<br>
Писательство - это всегда попытка в чём-то разобраться - в себе, в настоящей действительности. <br>
+
'''5. Каждый день по 20-50 страниц'''<br>
 
+
Если уделять чтению хотя бы час каждый день, за месяц вы сможете прочесть три-четыре книги! А за год получается около 50 прочитанных книг!<br>
Писательство - это ремесло, которому можно обучиться, было бы желание. <br>
+
'''6. Разные жанры'''<br>
 
+
Не зацикливайтесь на чем-то одном – так вы избежите пресыщения книгами и, кроме того, неплохо расширите кругозор. Гораздо приятнее общаться с разносторонне развитым человеком.
'''10  шагов, чтобы стать лучшим писателем'''
+
'''7. Обсуждение прочитанного'''<br>
 
+
Существует закономерность: мы лучше понимаем прочитанное, если пытаемся передать/объяснить это другому человеку. Делитесь знаниями с друзьями, рассказывайте о книге. Заведите свой блог и делитесь мнением в виде рецензий и отзывов <br>
# Пишите
 
# Пишите больше
 
# Пишите еще больше
 
# Пишите еще больше, чем до этого
 
# Пишите, когда вам не хочется
 
# Пишите, когда хочется
 
# Пишите, когда есть что сказать
 
# Пишите, когда нечего сказать
 
# Пишите каждый день
 
# ПРОДОЛЖАЙТЕ  ПИСАТЬ
 
 
 
[[Файл:Yap65.png]]
 
 
 
[[Файл:Yap66.png]]
 
 
 
[[Файл:Yap67.png]]
 
 
 
[[Файл:Yap68.png]]
 
  
[[Файл:Yap69.jpg]]
 
  
 
</div>
 
</div>

Версия 10:03, 28 января 2018

Худ. М. В. Нестеров

Зачем читать художественную литературу? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Ученые считают, что от чтения зависит будущее каждого из нас. Как это? Ведь в этих произведениях много непонятного, незнакомого? Почему великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете сказал, что и в свои 80 лет еще не научился читать по-настоящему?

На эти и другие вопросы помогает ответить данный раздел.


В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг — универсальный способ сохранить живой ум даже в старости. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда ты читаешь, твой словарный запас становится богаче, память улучшается, ты сам становишься интересным рассказчиком.



Кто такой читатель?

Худ. Даниэла Зекина
Читатель – тот, кто читает, кто занят чтением произведений (по словарю С.И. Ожегова).

Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному… Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?

Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание – оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца

(Е. Ильин, философ).


Когда известный писатель Владимир Набоков занимался преподавательской деятельностью в США, он всегда предлагал своим студентам тест – десять определений читателя, из которых они должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”. Попробуйте сделать свой выбор из предложенных определений.


Определения были примерно следующими:

  • Читатель — это член общества книголюбов.
  • Читатель приравнивает себя к герою или героине литературного произведения.
  • Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
  • Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
  • Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой
  • Читатель должен быть начинающим автором.
  • У читателя должно быть развито воображение.
  • Читателю необходима память.
  • У читателя должен быть богатый словарный запас.
  • Читатель должен любить искусство.
Icon.png

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. С. Я. Маршак

Icon.png
Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как читать – вот в чем главное дело. К. Д. Ушинский


Icon.png
Чтение хороших книг должно быть неторопливым и бережным, надо чувствовать, что они писались именно так. Г. Торо


Icon.png
Писатель пишет только половину книги: вторую половину пишет читатель. Д. Конрад


Icon.png
Для вдумчивого читателя читать книгу значит пытаться понять, узнать образ мышления чужого человека, заглянуть в глубины его души и попытаться подружиться с ним. Г. Гессе


Icon.png
Чтение - ничто. Осмысленное чтение кое-что. Чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство. А. С. Пушкин

Как читать правильно. 7 важных советов

  • Chit1.jpg
  • Chit2.jpg
  • Chit3.jpg
  • Chit4.jpg
  • Chit5.jpg
  • Chit6.jpg
  • Chit7.jpg

Ну а самый главный совет, как читать правильно: «Применяйте прочитанное на практике!». Иначе всё зря.



Chit8.jpg
Из чего состоит книга

Настоящий читатель знает, из чего состоит книга, что она в себе содержит, как узнать о чем она. Он может ориентироваться в том, как выбрать из множества книг ту, которая нужна, которая интересна. Как же не ошибиться и выбрать нужную? Оказывается, очень просто. Ведь книга сама может многое рассказать о себе. Для этого следует познакомиться с элементами книги (или частями, из которых она состоит), по которым мы можем заранее узнать, о чем расскажет нам та или иная книга, интересна ли она нам.

Закладки. Как сделать простую закладку

Простая, но практичная закладка для книги. Знаете ли Вы, что оригами пришли из японских слов "Ору" - что означает в переводе "складывать" и "Ками", что означает "бумагу"?

Новые информационные технологии повлияли на развитие книги. Появились электронные книги: учебники, справочники, энциклопедии. Электронная книга — общее название группы компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде.

О чтении книг за компьютером
Chit9.png
Благодаря компьютеру и сети «Интернет» вы имеете свободный доступ к огромному количеству книг прямо у себя дома. Ведь не каждый имеет большую домашнюю библиотеку или может позволить покупать себе большое количество книг. Да и в библиотеку не всегда есть время и желание ехать.
Chit10.png

Можно читать книги с кружечкой горячего чая и печеньем или еще чем-нибудь из еды. Но, как правило, читая обычную книгу, её нужно держать руками, т. к. многие книги, особенно новые, имеют свойства закрываться или просто перелистываться. Компьютер в этом плане гораздо удобнее, т. к. остаются свободными обе руки, и только периодически нужно нажимать кнопку, чтобы перелистнуть на другую страницу.

Chit11.png

У многих сейчас имеется постоянный доступ в интернет, что даёт еще одно преимущество. В тексте часто можно встретить незнакомые слова и, когда попадаются такие слова, не нужно идти, брать словарь и искать это слово – просто открываешь Google и сразу находишь его значение.

Окно программы AlReader

Часто в книгах попадаются какие-то красивые изречения, которые хотелось бы иметь под рукой. Для этих целей есть специальный текстовый файл, куда можно добавить понравившиеся цитаты. И для этого опять же не надо идти, брать тетрадку и ручку и выписывать это предложение – просто открываешь текстовый файл и копируешь его туда. Читатели книг на компьютере считают наиболее удобной программу под названием AlReader (официальный сайт: http://alreader.kms.ru/).



Вдумчивое чтение

Смысл в прочтении любой книги не в том, чтобы ее просто прочитать, а чтобы прочитать вдумчиво и понять идею всей книги. Вдумчивое чтение — это, наверное, самый важный навык, который нужно развивать. И вот почему:

  1. Это помогает понять, зачем мы вообще читаем.
  2. Способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания.
  3. Считается главным аналитическим инструментом при обучении в высшей школе.
  4. Помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.

Известный культуролог Д.С. Лихачев пишет: «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение». Его поддерживает и психолог Б. М. Теплов: « Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним».

А разработчик электронной книги Amazon Kindle Джейсон Меркоски отмечает:

«Существует два вида чтения: поверхностное и глубокое. И вне зависимости от того, какой контент вы потребляете, если вы хотите усвоить его, нужно читать углубленно, проникая в смыслы и считывая нарративы. Мы не должны превращать информацию в нездоровую пищу для сознания. Книги не виртуальная реальность, это простой инструмент, но он требует использования всех возможностей мозга». О вдумчивом чтении можно написать небольшое литературное произведение в формате «даймонд».

Даймонд

Даймонд
Инструменты вдумчивого чтения

Предметные стандарты по литературе включают ряд умений, связанных с вдумчивым чтением, и считаются достигнутыми, если учащийся

  • задает вопросы по тексту и отвечает на них;
  • воспринимает изобразительно-выразительные средства в произведении, поэтические образы и определяет их роль в произведении;
  • подтверждает свое мнение тестом;
  • определяет тему и основную мысль произведения;
  • выделяет в тексте «образные» слова и выражения, морально-этическую и оценочную лексику и объясняет их значение;
  • сравнивает героев разных произведений;
  • связывает прочитанное произведение, изображенные события, героев с примерами из собственного опыта, из других произведений;

Чтобы эти умения выработать, вам необходимо воспользоваться специальными стратегиями чтения. Использование стратегий чтения формирует умения, позволяющие взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом; включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания произведения, заключенную в нем информацию и способы работы с учебным материалом.



Стратегии чтения

Дерево вопросов

Дерево вопросов

Поможет вам построить диалог с текстом и автором и сформулировать вопросы для глубокого чтения и понимания произведения.

Первый шаг к пониманию – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Думая, человек спрашивает и отвечает. Лучший способ понимания - это самостоятельная постановка вопросов к тексту. «Правильно читать» — значит уметь задавать себе и персонажам простые, но важные вопросы. «Почему он так поступил? Смог бы я так же?» Если это получается, значит, вы состоялись как читатель. Простые вопросы (их расположить на верхних ветках): это вопросы, которые начинаются с вопросительных слов «КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? и др». Ответы на эти вопросы можно найти в тексте в готовом виде, они требуют найти и только воспроизвести прочитанную информацию. (символ) Ответ ищите в тексте.

Аналитические вопросы (их расположить вдоль ствола): это вопросы, которые выясняют различные связи: причина и следствие, сходство и контрастность, временные связи и противоречия. Это вопросы на непонятное (трудно объяснимое), что-то удивительное, неоднозначные объяснения, недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п. Почему?...Как?....Зачем?... Ответ ищите в подсказках и между строк Глубинные вопросы (расположить у корней): вопросы на оценку, обобщения, личное восприятие, связь с другими произведениями, личным опытом, реальной жизнью. Это вопросы к глубокому пониманию текста. Ответ свяжите с собой, со своим жизненным опытом Как соотносится?...Какие ценности?...Что для вас важно?... Что было в моем опыте? Что было в других произведениях?

Толстые и тонкие вопросы

Толстые и тонкие вопросы'

Это способ задавать вопросы для глубокого осмысления текста.

Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Необходимо различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы).

Примеры толстых и тонких вопросов'
Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Постановка разных вопросов научит вас думать над прочитанным, понимать произведение. Заданный вами вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики вашего уровня погружения в текст, умение анализировать его, видеть проблемы, выявлять глубокие мысли писателя, его ценности.

10 вопросов для вдумчивого чтения Если вам необходимо читать вдумчиво, то помогут эти 10 вопросов.

Двойной дневник

Эта стратегия помогает вести диалог с автором: выбрать из текста то, что затронуло, то, что интересно или спорно; задать вопросы, написать свой отклик на мысли автора, поспорить с ним или поддержать его идеи своими размышлениями, связать их со своим опытом. Это подготовка к обсуждению произведения, мыслей автора, это также черновые записи, наброски для будущего эссе.

Пример двойного дневника
Пример двойного дневника


Кластер и карта мыслей (интеллект-карта)

Это графические организаторы для отображения ключевых понятий, разных сторон произведения: героев, сюжета, композиции, особенностей художественной речи, ценностей. Они могут служить основой для устной презентации или письменной работы по теме. Эти графические организаторы помогут вам при чтении составить рассказ по теме, дать характеристику герою произведения, представить собственное отношение к произведению.

Шаги создания кластера:

  1. В центре запишите ключевое слово. Запишите тему в кружок.
  2. От ключевого слова начертите стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Запишите понятия, ассоциации, идеи и др. в кружках-спутниках ключевого слова.
  3. Установите связи между понятиями в процессе их записи.

Примеры кластеров по произведениям М. Твена «Приключения Тома Сойера» и И.С. Тургенева «Муму»

Примеры кластеров по произведениям М. Твена «Приключения Тома Сойера» и      И.С. Тургенева «Муму»
Примеры кластеров по произведениям М. Твена «Приключения Тома Сойера» и И.С. Тургенева «Муму»


Золотая полка

Худ. В. В. Рекуненко

Безмолвствует черный обхват переплета,

Страницы тесней обнялись в корешке,

И книга недвижна.

Но книге охота

Прильнуть к человеческой теплой руке.

Михаил Светлов
  • Худ. Bernard Scholl

    Худ. Bernard Scholl

  • Худ. Bernard Scholl

    Худ. Bernard Scholl

  • Худ. Сharles Wysocki I Geoffrey Tristram

    Худ. Сharles Wysocki I Geoffrey Tristram

Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги. Метафора «золотая полка» придумана писателем Ю. Олешей. Так он называл место, где стоят любимые книги, к которым человек часто обращается. Это те книги, которые «так написаны, что если вы опоздаете и начнёте читать их взрослыми — вы уже никогда не получите того удовольствия, которое в них заложено именно для вас — оно улетучивается из них по мере вашего взросления». И у каждого человека, который относится к книге серьезно, в течение многих лет собирается своя «золотая полка». Это, быть может, всего десяток-другой книг, но каких книг! (А. Крестинский)

Любимые книги взрослых и детей

Более ста самых известных писателей Великобритании и Америки приняли участие в опросе под условным названием «Писатели выбирают свои любимые книги». ​Среди 125 участников опроса были, в частности, Норман Мейлер (Norman Mailer), Стивен Кинг (Stephen King), Энн Патчетт (Ann Patchett), Джонатан Франзен (Jonathan Franzen) и Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates) В общей сложности писателями было предложено 544 произведения.

Десять величайших писателей всех времён, согласно общему количеству набранных очков:

  1. Лев Толстой – 327
  2. Уильям Шекспир – 293
  3. Джеймс Джойс – 194
  4. Владимир Набоков – 190
  5. Федор Достоевский – 177
  6. Уильям Фолкнер – 173
  7. Чарльз Диккенс – 168
  8. Антон Чехов – 165
  9. Гюстав Флобер – 163
  10. Джейн Остин – 161

Что почитать подростку?



Впечатления, размышления, эссе

Июнь Ли, американская писательница китайского происхождения

…Книга, после которой я почувствовала себя собой, как ни странно, была русской, и прочитала я её, когда ещё жила в Китае, — это «Стихи в прозе» Ивана Тургенева в переводе на китайский…В двенадцать лет я поняла, что это и есть настоящая литература: всё, что происходило со мной позже, было разбужено Тургеневым. Я запоминала стихи в прозе на китайском и могла цитировать их целиком, а совсем недавно перечитала их уже на английском — и во мне снова нежно отзывалось всё пережитое благодаря Тургеневу. Самые лучшие писатели твоей жизни — те, кто не уходят от тебя, когда ты взрослеешь и превращаешься в другого человека. Есть писатели, которых ты встречаешь в жизни всего лишь однажды, есть те, кого ты, как близких друзей, навещаешь постоянно.

А. Крестинский (Книга с «Золотой полки».(О романе Ю.Олеши «Три толстяка»)

  • Ch5.jpg
  • Ch4.jpg
  • Ch3.jpg
  • Ch2.jpg

Помню, сестра, давая мне книгу, хмурилась длинно и строго, взглядом подчеркивая, какая это ценность… Я читал книгу в каком-то странном возбуждении. Два чувства боролись во мне: скорей узнать, что будет дальше, и продлить удовольствие подольше. Помню, одно место в этой книге сильно напугало меня. Когда Суок приходит в зверинец освободить Просперо, она видит там страшное существо, потерявшее человеческий облик, похожее на волка. Это ученый Туб, которого давно заточили в клетку по приказу Трех Толстяков. Я стал с этой книгой старше. Я прожил с нею до предела насыщенный кусок жизни, и с тех пор она стала как бы частицей меня самого, а ее герои – близкими мне навсегда. Настоящее искусство делает человека богатым и счастливым. Вот хотя бы эта сказка – как много радости принесла она мне!.. На моей «золотой полке» стоит сказка Юрия Олеши.

Иллюстрации худ. М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка».

М. Цветаева (из книги «Мой Пушкин»)

Худ. Л. Тимошенко (1903–1976)
]

…Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь… Скамейка, на которой они – не - сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались… …Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку… то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах - сделала. И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества. У кого из народов - такая любовная героиня: смелая и достойная, влюбленная - и непреклонная, ясновидящая - и любящая!..

  • Татьяна на балу

    Татьяна на балу

  • Татьяна

    Татьяна

  • Татьяна в деревне и на балу в Петербурге

    Татьяна в деревне и на балу в Петербурге

  • ПЕГАС

    ПЕГАС

  • Геракл и Денияра

    Геракл и Денияра

  • Кентаврёнок

    Кентаврёнок

  • Нимфы

    Нимфы

  • Встреча Вакха и нимфы

    Встреча Вакха и нимфы

  • Маленький принц

    Маленький принц

  • Маленький принц

    Маленький принц

  • Маленький принц

    Маленький принц

  • Маленький принц

    Маленький принц

О творчестве этой юной художницы Нади Рушевой спорят и говорят до сих пор. Прожив всего 17 лет, она оставила заметный след в искусстве. Она много читала, и все ее впечатления выплескивались на бумагу: «Я их заранее вижу… Татьяна Ларина, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком; девушкой, которая пишет письмо возлюбленному; дамой, блистающей на балу.

Еще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным. Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных».

В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом.

А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике. Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу»



Что значит читать выразительно?

Vir1.png

Выразительно читать, говорить — это значит, по К.С. Станиславскому, «действовать словами» т.е. воздействовать своей волей (голосом, интонацией, темпом речи) на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Различают выразительное чтение прозы (басен, рассказов, сказок, мифов) и стихов. Как читать сказки, мифы, рассказы, басни Каждый жанр имеет определенные нюансы, на которые необходимо обратить внимание при чтении. Это помогает исполнителю искать интонационные варианты для каждого произведения.


Жанр и особенности выразительного чтения

Сказки
Мифы
Рассказы, фрагменты повести, романа
Басни

Сказки

Viraz1.jpg

Примеры

Сказка “Али-Баба и сорок разбойников”

Сказка о мертвой царевне. Сказки А.С. Пушкина

Мифы

Viraz2.jpg

Примеры

Рассказы, фрагменты повести, романа

Viraz3.jpg

Примеры

Басня

Viraz4.jpg

Примеры

Сиятвинда читает басню Крылова "Две собаки".”

Данил Глыва и Глеб Богданович - "Слон и моська", И. Крылов // Синяя птица 2016'


Как читать стихи

Viraz5.jpg

«Подобно тому, как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении», - говорил индийский поэт Рабиндранат Тагор. Как при чтении прозаического произведения, так и при исполне­нии лирического стихотворения недостаточно просто говорить слова. Само название “лирика” напоминает нам о том, поэтические произведения первоначально пелись под аккомпанемент лиры. Символом поэтического вдохновения считается волшебный крылатый конь Пегас. Его родителями были морской бог Посейдон и горгона Медуза. Конь летал со скоростью ветра. Жил в горах. Ударом копыта о землю Пегас выбил источник Гиппокрена («Ключ коня»), вода которого дарует вдохновение поэтам. По этой причине выражение «оседлать Пегаса» – написать вдохновенные стихи, а в более широком смысле – стать поэтом.

Viraz6.png

В мировой культуре Пегас – это символ вдохновения и покровитель всех творческих людей. Наряду с сочинением поэтических произведений их выразительное исполнение также творческий процесс. Выразительность чтения достигается при помощи выразительной триады: техники чтения, логики чтения и эмоционально-образной выразительности. Главное средство речевой выразительности – интонация произведения. Интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерений автора и осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.

Схема. Компоненты выразительности чтения

VIRAZIT11.png
Три взаимосвязанных компонента выразительности
  1. Техника речи. Это владение голосом (тихо-громко, быстро-медленно), дикция, четкое и правильное произнесение звуков, слов, фраз (это техника речи и орфоэпическая грамотность).
  2. Логика речи. Логическая ясность - это постановка логических ударений и соблюдение логических пауз. В стихах для соблюдения ритма паузы ставятся в конце строк, для передачи смысла и логических ударений могут ставиться и в середине. Логическое ударение ставится на слова, несущие ключевое значение. Логическая пауза – выделение голосом слова, нажим голосом на слово.
  3. Эмоционально-образная выразительность - передача настроения, чувств, мыслей автора: здесь- раздумье, а здесь- радость, восхищение, любование, грусть и т.п.


Зачем читать стихи
Viraz8.jpg

Что же такое Стихотворение?

Музыка нашего сердцебиения?

Нашего разума тайное пение?

Танец рассудка и воображения?

Что ты такое, Стихотворение?

Ты - вдохновение ! Ты - озарение !

Вечность, открытая нам на мгновение!

Вместе и тайна, и откровение…

- Да ! - соглашается Стихотворение.

- Все это - я , это я, без сомнения!

Я - вдохновение, я - озарение,

Неповторимое повторение,

Но, добавляет оно еле слышно,

Может, я зря выражаюсь так пышно?

Я- лишь бессмысленная болтовня,

Если читателя нет у меня.

Ты - вдохновенный и озаренный,

Ты - мой читатель, душой одаренный,

Ты мне нужнее, чем сердце в груди.

Жду. Приходи.

Б. Заходер

Черновик стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»

Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Исследователи из Ливерпульского университета (Великобритания), наблюдая за людьми, читавшими сочинения В. Шекспира, У. Вордсворта, Томаса Стернза Элиота и других светил английской поэзии, экспериментаторы анализировали, как в это время работает их мозг. Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения

Учимся у хороших чтецов

Чтобы произведение шагнуло со страниц на сцену, необходимо над ним поработать, .прочувствовать его. Это творчество - чтение стихов на публику - может быть увлечением. Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. Просматривая видео выступлений чтецов, прослушивая аудиозаписи, можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Советы юным чтецам

Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам.

Стихов искусное прочтенье

Не в том, чтоб прогорланить строки.

В культуре речи, правил соблюденьи,

И в мастерстве заветные уроки.

Постигнуть слов знакомых смысл,

Звучащего слова – искусство.

Читай не строки – мысль,

С душой созвучье, чувства.

С музыкой сходно стихов прочтенье,

Где в ноту попадание – закон.

На важном слове сделай ударенье

И паузы учти: таков канон.

Картины рисуй звучащим словом:

Включи свое воображенье.

Чувства и смысла живая основа

Стихов искусное прочтенье.

Чтобы чтецу сказали: «Какое интересное произведение! Как ты хорошо, красиво читал!», - следует соблюдать ряд рекомендаций.

  • Не забудьте сообщить автора и название стихотворения.
  • Постарайтесь понять содержание и настроение стихотворения.
  • Обратите внимание на знаки препинания.
  • В каждой строке стихотворения определите ключевое слово или словосочетание.
  • Подумайте, где и какая пауза может быть выдержана при чтении.
  • Не забудьте: слушают и то, что вы читаете, и то, как вы читаете.
Четкость дикции

Наталья Козелкова, преподаватель Orator Club, тренер по коммуникации и постановке голоса, диктор и телеведущая, демонстрирует, как исправить и улучшить дикцию. Образцовая речь педагога, практические советы с примерами и упражнениями сделали её мастер-классы популярными.



Библиография

  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. – Минск: ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
  2. Граник Г.Г., Борисенко Н.А.. Понимание текста на уроках русского языка и литературы. Доступно: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702304.13.11.2017.
  3. Кучма А. О чтении книг за компьютером. Сайт To Tell The Truth. //http://gimrock.blogspot.ru/2012/03/blog-post_15.html. Дата публикации 15 марта 2012 г. Дата посещения 13.11.2017.
  4. Любопытные факты о книгах. Сайт SOFTMIXER. Сетевой журнал. Доступно://http://www.softmixer.com/2014/04/blog-post_14.html//Дата посещения 29.10.2017.
  5. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с.
  6. Пеннак Д. Как роман: Эссе / Пер. с фр. Н.Шаховской. — М.: Самокат, 2005. — 190 с.
  7. Художник Михаил Нестеров. Картины. Сайт: http://www.liveinternet.ru/users/5219213/post286420286//
  8. Я – сыщик. Читаем и вчитываемся. Сайт iTrex. Languageservices//Доступно: https://itrex.ru/news/ya-syshchik/


Лайфхак
Chitat1.png
Chitat2.jpg
Chitat3.png
Ваши права читателя


1) Право не читать.
2) Право перескакивать и пропускать скучные места.
3) Право не дочитывать книгу до конца, если она вам не нравится. Бросьте и возьмите другую!
4) Право перечитывать одну и ту же книгу столько, сколько захотите!
5) Право читать что попало.
6) Право читать «запоем».
7) Право читать где попало.
8) Право читать вслух.
9) Право начинать с любого места (вы можете сразу прочитать конец книги).
10) Право молчать о прочитанном.
11) Право делиться своими мыслями и впечатлениями. Главное — получить удовольствие от чтения.

(По книге Д. Пеннак «Как роман». – М.: Самокат, 2005)

Как читать эффективнее?
Chitat4.png

1. Больше книг – хуже
Чем внушительнее размер «кучи», которую предстоит прочесть, тем меньше желания приступать. Лучше всего купить одну-две книги, а после, если будет желание, найти еще что-нибудь интересное.
2. Предварительное знакомство
Прежде чем купить или скачать книгу, не поленитесь посмотреть, о чем она, кто ее автор. Будьте прагматиками: жизнь слишком короткая, чтобы тратить ее на «водичку».
3. На знакомство – 50 страниц
Знаете, ученые доказали, что в первые 15-30 секунд знакомства люди подсознательно решают, какими будут их дальнейшие взаимоотношения. Что-то похожее происходит между читателем и книгой: первые несколько десятков страниц покажут, нужно ли продолжать чтение, или оно того вовсе не стоит.

Chitat5.png

4. Пользуйтесь карандашом
Делайте заметки, подчеркивайте цитаты, и вы действительно получите пользу от чтения книги. Сделайте книгу «вашей» – персонализируйте ее.
5. Каждый день по 20-50 страниц
Если уделять чтению хотя бы час каждый день, за месяц вы сможете прочесть три-четыре книги! А за год получается около 50 прочитанных книг!
6. Разные жанры
Не зацикливайтесь на чем-то одном – так вы избежите пресыщения книгами и, кроме того, неплохо расширите кругозор. Гораздо приятнее общаться с разносторонне развитым человеком. 7. Обсуждение прочитанного
Существует закономерность: мы лучше понимаем прочитанное, если пытаемся передать/объяснить это другому человеку. Делитесь знаниями с друзьями, рассказывайте о книге. Заведите свой блог и делитесь мнением в виде рецензий и отзывов