БИЛИМ БУЛАГЫ

Мировая литература: Писательские секреты — различия между версиями

Строка 238: Строка 238:
 
Говоря о художественной речи, употребляют понятие «художественный стиль» речи. Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста, создание  системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета, выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Так информация из художественного мира связывается с действительностью и миром читателя.
 
Говоря о художественной речи, употребляют понятие «художественный стиль» речи. Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста, создание  системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета, выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Так информация из художественного мира связывается с действительностью и миром читателя.
  
{{center|[[Файл:HR SCHEME.png|800px|{{center|Схема «Художественная речь»}}]]}} {{center|Схема «Художественная речь»}}
+
{{ center|[[Файл:HR SCHEME.png|800px|{{center|Схема «Художественная речь»}}]]}} {{center|Схема «Художественная речь»}}
  
 +
====='''Что такое тропы?''' =====
  
 +
Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка (тропы), постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой носитель языка пригоршнями может брать несметные драгоценности.
 +
<br>
 +
''«Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение»'' ( А. Блок).
 +
 +
{{ center|[[Файл:hr2.jpg|600px|{{center|Что такое тропы}}]]}} {{center|Что такое тропы}}
 +
 +
 +
{{ center|[[Файл:hr3.jpg|600px|{{center|Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении}}]]}} {{center|Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении}}
 +
 +
 +
===== '''Мастерство слова''' =====
 +
 +
{{right|[[Файл:Hr5.jpg|thumb|120px|И. Ильин ]]}}
 +
<blockquote>
 +
'''''«Как возникло, как созрело написанное?...Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал,— надеялся и отчаивался. ... И вот он начал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда — всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием…»''
 +
<br>
 +
И. Ильин'''
 +
</blockquote>
 +
 +
Мастером слова считается писатель Ю. Олеша. «Называтель вещей» – так говорил он о себе. Писатель  А. Крестинский, рассказывая о детских впечатлениях о сказке «Три толстяка»  обращает внимание на мастерство Ю. Олеши:  сравлнения и метафоры, которые тот использует:« …вслушайтесь, всмотритесь, представьте:
 +
{{right|[[Файл:Hr6.jpg|thumb|270px|]]}}
 +
 +
* «Исковерканный дуб скрипел, как качели...»
 +
* Шпоры графа Бонавентуры «походили на кометы...»
 +
* Мускулы у силача Лапитупа «ходили под кожей, точно кролики, проглоченные удавом...»
 +
* У Тибула, перекрашенного в негра – «ноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца...»
 +
* «Бомбы разрывались, как кусочки ваты...»
 +
{{left|[[Файл:Hr7.png|thumb|200px|]]}}* Три Толстяка «сопели так сильно, что на веранде раскрывалась и закрывалась стеклянная дверь...» А когда Толстяки кричали, казалось, будто ломают щепки...
 +
* А разве не замечательно вот это: урок танцев в доме у Раздватриса. Кружатся пары. Их так много, словно варится пестрый суп. Раздватрис исполняет в этом супе роль ложки....
 +
* Я зачерпнул из сказки почти наугад, а смотрите, сколько драгоценностей оказалось на ладони!»…
 +
<br>
 +
'''А.П. Чехов''' – мастер детали.
 +
<br>
 +
'''О’ Генри''' – мастер неожиданных развязок.
 +
<br>
 +
'''И.С. Тургенев''' – мастер портрета и пейзажа. Пейзаж в произведениях  И.С. Тургенева не просто описание природы, окружающей человека, - это ключ к характеристике персонажа.
 +
<br>
 +
'''Марк Твен''' – мастер комического диалога.
 +
<br>
 +
'''Л.Н. Толстой''' — мастер психологического портрета.
  
  

Версия 11:07, 21 января 2018

Book icon.png

Что такое художественная литература? Когда и как она появилась и каковы ее особенности? В чем отличие народной сказки от литературной? Почему литература считается искусством, а писатели особенными людьми? В чем магия ее воздействия на человека и секрет ее долговечности? Поговорки, пословицы, мудрые мысли, цитаты, крылатые слова, правдивые и меткие высказывания о жизни...

Этот раздел приглашает вас прикоснуться к секретам художественного слова, фольклорного и литературного, и помогает раскрыть писательское мастерство разных авторов.

Что говорит заглавие

  • Ps1.png
  • Ps2.jpg

ЗАГЛАВИЕ — название, наименование литературного произведения.

Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя (тогда он может быть назван заглавным), например: "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Обломов" И.А. Гончарова, “Джамиля” Ч. Айтматова, либо главная мысль произведения, обозначение основного конфликта и т. п., например, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева.

Заглавие может быть изменено самим автором в процессе работы над произведением (заглавие романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстой менял до публикации трижды: "Три поры", "Все хорошо, что хорошо кончается", "Война и мир") или подвергнуться цензуре: "Мёртвые души" Н.В. Гоголя вышли под заголовком "Похождения Чичикова, или Мёртвые души".

Заглавие и заголовок
Заглавие и заголовок


Bunin1.jpg

Заглавие — это зёрнышко, из которого для читателя вырастает всё целое творение автора. Оно может прямо отражать то, о чём говорится в тексте, или передавать его скрытый смысл, заключать в себе иронию или эффект обманутого ожидания, сопоставлять или противопоставлять персонажей произведения и т. д. Заглавие — всего лишь частичка текста, но несёт в себе как бы весь текст целиком. (И. А. Бунин)


Обложка книги "Робинзон Крузо"

Заглавие - это первое, с чем встречается читатель, с чего начинается у него знакомство с книгой. Когда-то давно, в XVI—XVIII веках, заглавия строились так, чтобы кратко передать содержание всего произведения. Длинные и обстоятельные заглавия были очень похожи на то, что мы сейчас называем аннотацией*. Вот пример. Книга Даниеля Дефо*, которую мы привыкли называть "Приключения Робинзона Крузо" или просто "Робинзон Крузо", на самом деле имеет гораздо более длинное заглавие: "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим".


Ps4.jpg
Постепенно, с развитием литературы как искусства слова, заглавия сокращались, и теперь они сообщают о содержании книги в одном-двух словах: «Недоросль», «Ревизор», "Дубровский", "Отцы и дети", "Преступление и наказание", "Обрыв", "Война и мир" и т. Может быть, заглавия стали простой формальностью? Нет. Писатели, зная, что читатель всегда обращает внимание на эту часть текста и ждет от нее определенной информации, стали использовать возможности заголовков не "в длину", а, так сказать, "в глубину": помещать в название книги второстепенные детали, делать заглавие метафорой или символом - вообще всячески подчеркивать его смысловую нагрузку.

А что в поэзии? Как вы уже знаете, в поэзии все факты языка и любые "мелочи" формы становятся значимыми. Это относится и к заглавию - и даже в том случае, если его... нет. Отсутствие заглавия - это своего рода сигнал: "Внимание, сейчас вы будете читать стихотворение, в котором так много разных ассоциаций, что их нельзя выразить каким-то одним словом..." Отсутствие заглавия говорит о том, что ожидается текст, насыщенный ассоциациями, неуловимыми для определения.

Ps5.jpg


В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой! В часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой...

(А.С.Пушкин)


Загадка сюжета

Ps7.jpg

Слово «сюжет» заимствовано из французского языка и означает «предмет». Мы легко может подставить к книге вопрос «что» и получить цепочку событий, последовательных действий. Сюжет – это то, что можно пересказать или проиллюстрировать. Только когда речь идёт о стихотворении, мы не можем ответить на вопрос о событиях, потому что оно лишено сюжета и построено на чувствах.
В произведениях эпических и драматических изображаются события в жизни персонажей, их действия, протекающие в пространстве и времени. Эта сторона художественного творчества (ход событий, складывающийся обычно из поступков героев) обозначается термином сюжет.


Этапы развития сюжета
Этапы развития сюжета
  • Sl1.png
  • Sl2.png
  • Sl3.png
  • Sl4.png
  • Sl5.png
  • Sl6.png


Архетипы сюжетов
Ps9.png

В литературе архетип — это часто повторяющийся образ или сюжет в романах, повестях, рассказах и фольклорных произведениях.
Это своего рода литературная модель, несущая в себе понятный читателю смысл.

Ps10.png
Наиболее распространенные сюжеты в литературе можно представить в списке:

— Далекая дорога — герои должны проделать некий путь, попадая в разные интересные ситуации.
— Преследование или побег — герой ловит кого-то или скрывается от кого-то.
— Спасение героя — героя наказывают, а он спасается.
— История падения или возвышения — принцы становятся нищими, а нищие — принцами, ребенок вырастает в великолепного человека или в негодяя.
— Месть — герой мстит обидчикам.

Ps11.png

— Любовь — люди встречаются, люди влюбляются…
— Столкновение интересов — выжить должен один.
— Искушение — героя что-то искушает, он сознательно идет дорогой сладкой гибели.
— Немного жертвенности — герой жертвует чем-нибудь ценным (жизнью, рассудком) во имя кого-нибудь или чего-нибудь.
— Познание — герой исследует и познает нечто.
Повторяющиеся сюжетные линии прослеживаются в классических произведениях мировой литературы. Особенно ярко это проявляется в произведениях выдающихся писателей, чье творчество традиционно относят к подлинно народному. Таковыми, в частности, являются такие гении мировой словесности как Пушкин, Толстой, Шекспир. Фактически любой сюжет вписывается в вышеперечисленные архетипы, при этом часто сразу в несколько. ( См. раздел “Я писатель. Сказочный конструктор”).


Некоторые сюжеты современной фантастики

Считается, что это сюжетные ходы пользуются наибольшей популярностью у писателей.

Ps12.png

1. БЕССМЕРТИЕ
Это различные варианты сюжетов, в которых фигурируют бессмертные герои, бессмертные злодеи либо бессмертие является объектом вожделения конфликтующих сторон. Одним из самых распространенных драматических мотивов здесь будет противопоставление бессмертного героя смертному миру. Иногда драматическое желание персонажа избавиться от своей ноши.
Примеры: Роджер Желязны «Князь Света»; Нил Стивенсон «Барочный цикл»; Сергей Лукьяненко «Линия Грез».
Степень распространенности: средняя.


2. ВТОРЖЕНИЕ «ЧУЖИХ»

Ps13.png

Отправной точкой для классического инопланетного варианта этого сюжета стоит считать знаменитый роман Герберта Уэллса «Война миров». Однако не стоит забывать, что в широком смысле под «чужими» можно понимать не только представителей инопланетного разума. По большому счету, данный мотив лежит в основе любого произведения о войне, где одна нация нападает на владения другой.
Этот вид сюжетов – уже готовая основа для фантастического боевика любого направления и антуража.
Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Герберт Уэллс «Война миров»; Сергей Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки»
Степень распространенности: средняя.


Ps14.png

3. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МУТАЦИИ
Тема, к которой в разное время обращалось и продолжает обращаться огромное количество авторов. Данная тематика успела породить целый пласт в индустрии развлечений: все эти многочисленные комиксы, фильмы и книги о супергероях – все это существует уже более полувека и продолжит успешно существовать. Перед нами один из первостепенных мотивов в развитии современной фантастической прозы.
Примеры: Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»; Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»; Фрэнк Герберт «Хроники Дюны».
Степень распространенности: высокая.


Ps15.png

4. ЗВЁЗДНЫЙ КОВЧЕГ
Произведения сюжетного направления «звездный ковчег» относятся к научной фантастике. Главным мотивом здесь будут являться взаимоотношения внутри группы, оказавшейся по воле случая на борту корабля. Или же невероятные приключения команды этого ковчега в далеких галактиках.
Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Роберт Хайнлайн «Пасынки Вселенной»; Вячеслав Рыбаков «Доверие».
Степень распространенности: низкая.


Ps16.png

5. ИЗОБРЕТЕНИЯ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Еще один бесконечный сюжет, который будет давать пищу для размышлений и новых книг еще целые столетия. Ведь технический прогресс не остановить – каждый год появляется что-то новое, а уж как прогрессирует на этой почве фантазия авторов – об этом и говорить не стоит! Так что на страницах книг с завидной регулярностью появляются и будут появляться все новые и новые изобретения, рождающие новые сюжеты, а подчас и целые направления в литературе. Так что потенциал у этого направления самый что ни на есть высокий.
Примеры: Стивен Кинг «Долгий джонт»; Александр Беляев «Голова профессора Доуэля».
Степень распространенности: высокая.


6. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Ps17.png

Это сюжетное ответвление является, по сути, дочкой предыдущего. Разнообразные истории о роботах, киборгах и прочих носителях искусственного разума приобрели такую популярность, что их уже сейчас приходится выделять как отдельное сюжетное направление. Подобные истории несут в себе очень интересный драматический потенциал. Взаимоотношения наделенного разумом (пусть и искусственным) робота с людьми, не считающими его за равного, – это весьма благодатная основа для множества художественных конфликтов.
Примеры: Айзек Азимов «Двухсотлетний человек»; Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений».
Степень распространенности: средняя.


7. КВЕСТ (В ПОИСКАХ ЧЕГО-ЛИБО)

Ps18.png

Квест – самый распространенный сюжетный ход всех времен и народов. Начиная от мифов античного мира с их поисками золотого руна и похищенных красавиц, заканчивая трилогией Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Квестовый сюжет очень близок по своей природе к сюжетам народных сказок. В основу всего действа положены поиски пропавшего, либо трудный и полный опасностей поход за тридевять земель. Квесты будут еще долгие годы увлекать все новые и новые поколения читателей и из моды не выйдут. Тем более что они прекрасно сочетаются с любыми другими фантастическими допущениями.
Примеры: Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»; Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»; Льюис Кэрролл «Алиса».
Степень распространенности: чрезвычайно высокая.

Конфликт в литературном произведении
Четыре типа конфликта
Четыре типа конфликта



Художественная речь

Kyungduk Kim
Художественная речь — речь художественных произведений.

Художественная речь каждым словом, конструкцией реализует авторский замысел и раскрывает содержание произведения. Язык при этом выступает одновременно и как средство изображения и как предмет изображения: автор, с одной стороны, пользуется им для описания событий, людей и предметов, а с другой стороны, вместе с читателями размышляет над языковыми особенностями речи героев.

Особенности художественной речи

Говоря о художественной речи, употребляют понятие «художественный стиль» речи. Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста, создание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета, выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Так информация из художественного мира связывается с действительностью и миром читателя.

Схема «Художественная речь»
Схема «Художественная речь»
Что такое тропы?

Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка (тропы), постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой носитель языка пригоршнями может брать несметные драгоценности.
«Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение» ( А. Блок).

Что такое тропы
Что такое тропы


Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении


Мастерство слова
И. Ильин

«Как возникло, как созрело написанное?...Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал,— надеялся и отчаивался. ... И вот он начал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда — всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием…»
И. Ильин

Мастером слова считается писатель Ю. Олеша. «Называтель вещей» – так говорил он о себе. Писатель А. Крестинский, рассказывая о детских впечатлениях о сказке «Три толстяка» обращает внимание на мастерство Ю. Олеши: сравлнения и метафоры, которые тот использует:« …вслушайтесь, всмотритесь, представьте:

Hr6.jpg
  • «Исковерканный дуб скрипел, как качели...»
  • Шпоры графа Бонавентуры «походили на кометы...»
  • Мускулы у силача Лапитупа «ходили под кожей, точно кролики, проглоченные удавом...»
  • У Тибула, перекрашенного в негра – «ноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца...»
  • «Бомбы разрывались, как кусочки ваты...»
Hr7.png
* Три Толстяка «сопели так сильно, что на веранде раскрывалась и закрывалась стеклянная дверь...» А когда Толстяки кричали, казалось, будто ломают щепки...
  • А разве не замечательно вот это: урок танцев в доме у Раздватриса. Кружатся пары. Их так много, словно варится пестрый суп. Раздватрис исполняет в этом супе роль ложки....
  • Я зачерпнул из сказки почти наугад, а смотрите, сколько драгоценностей оказалось на ладони!»…


А.П. Чехов – мастер детали.
О’ Генри – мастер неожиданных развязок.
И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Пейзаж в произведениях И.С. Тургенева не просто описание природы, окружающей человека, - это ключ к характеристике персонажа.
Марк Твен – мастер комического диалога.
Л.Н. Толстой — мастер психологического портрета.




Заключение

Узнавать о книгах что-то новое и интересное - всегда приятно и увлекательно. Давайте делать это вместе!

Глоссарий:

Заглавие - название книги, какого-н. литературного, музыкального произведения или части его; заголовок. Заглавие книги. Роман вышел под громким заглавием. (Толковый словарь Ушакова) Иван Алексеевич Бунин – русский писатель (1870г – 1953г) Аннотация (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращенный») — краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. (Википедия) Даниель Дефо́ — английский писатель и публицист (1660г -1731г). Известен главным образом как автор «Робинзона Крузо».

Библиография
  • Сорокин Ю.А. Почему живут и умирают книги? – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
  • Наровчатов С. С. Лирика Лермонтова. – М.: Художественная, литература, 1969. – 104 с.
  • Новиков Л.А. Искусство слова. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.
  • Е. В. Скударь. «НАЗВАНИЕ (ЗАГЛАВИЕ) ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. РАЗМЫШЛЕНИЯ РЕДАКТОРА». Источник «Вестник Московского университета». Серия 10. Журналистика, № 2, 2011, C. 61-68.
Полезные ссылки
  • Откроем книгу. Тропы https://youtu.be/DnGUIIvlpw 17,14 мин.
  • Учебный фильм о тропах. В беседе с библиотекарем дети познают изобразительно-выразительные средства. В фильме использованы фрагменты экранизации пьесы бельгийского писателя, драматурга и философа М. Метерлинка (1862- 19490) «Синяя птица». Ребята в библиотеке инсценируют диалог тропов.
  • Сайт «Академик». Статья «Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Заглавие» http://archive.li/zvG4W
  • Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5
  • Сайт Slovar.CC. Cтатья «Значение слова ЗАГЛАВИЕ в Словаре литературоведческих терминов» «https://slovar.cc/lit/term/2145133.html
  • Толковый словарь русского языка. https://www.vedu.ru/expdic/8599/
  • Сайт «Издание и печать редких книг» http://www.press-book.ru/2009-10-23-21-08-12/8-2009-12-16-22-42-33/22-2009-11-03-08-21-32
  • Сайт “Словарь литературоведческих терминов” http://slovar.lib.ru/dictionary/nazvanije.htm
  • Откроем книгу. Тропы https://youtu.be/DnGUIIvlpyw
  • Учебный фильм о тропах. В беседе с библиотекарем дети познают изобразительно-выразительные средства. В фильме использованы фрагменты экранизации пьесы бельгийского писателя, драматурга и философа М. Метерлинка (1862- 19490) «Синяя птица». Ребята в библиотеке инсценируют диалог тропов.