Кыргызская литература: Я писатель — различия между версиями
Admine2 (обсуждение | вклад) (→Глоссарий) |
Admine2 (обсуждение | вклад) (→Библиография) |
||
Строка 295: | Строка 295: | ||
{{center|Мы можем выбрать различные жанры. Вот мы и создали наш РАФТ. Приступим к основной работе. Начнём писать от имени ласточки стихотворение с призывом защищать живые существа.}}<br> | {{center|Мы можем выбрать различные жанры. Вот мы и создали наш РАФТ. Приступим к основной работе. Начнём писать от имени ласточки стихотворение с призывом защищать живые существа.}}<br> | ||
---- | ---- | ||
+ | </div> | ||
+ | <div class="sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="margin-top:20px">Пройди тестирование</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
</div> | </div> | ||
{{lang|:KR:Кыргыз адабияты: Мен жазуучумун}} | {{lang|:KR:Кыргыз адабияты: Мен жазуучумун}} |
Версия 16:06, 23 августа 2018
При чтении художественного произведения мы окунаемся в чудесный мир. Создание этого художественного мира требует упорного труда, неустанных поисков и размышлений. Нескончаемые муки творчества мы можем ощутить, когда сами принимаемся что-то писать. Как написать какие-то виды творческих работ, каковы приёмы и требования к творчеству, обо всём этом мы можем узнать из этого раздела.
Содержание
Советы мастера
Мы задумываем что-то написать, когда происходят события, будоражащие наш душевный мир. Мы приступаем к письму, чтобы встряхнуть души и других людей. В писательском деле главное – вдохновение и размышления. Пишете ли вы художественное произведение, сценарий или текст для бизнеса, всё равно ведь приходится писать.
Хотим ли мы руководить своими силами, временем, уметь противостоять критике и достичь высот писательской профессии? Как стать писателями? Они уже рождаются писателями или их готовят в институтах литературы? Как можно стать писателем? Талант даётся с рождения, а писателями становятся. Писателями становятся в результате упорного труда, неустанных поисков. Но мы ведь не любим длинных и скучных текстов. Мы готовы поддержать свободно льющиеся, образные слова и мысли. Хотя в своей жизни мы и не являемся писателями, трудимся в иной сфере, но приходится ведь писать очерки, статьи, интервью, эссе, сценарии, экспертные отчеты, автобиографии и др.
Очень важно уметь хорошо писать!
Если ты не можешь правильно планировать своё время, где тебе писать? Нужно работать изо дня в день. Отсутствие воли, лень, неверие в себя оставят белый лист перед тобой пустым. Если талант не тренировать постоянно, он сходит на нет.
Что же делать?
Нужно разработать план. Очень важно определить сроки окончания работы. Вдохновение – это плод дисциплины. Большинство великих писателей каждый день работали в одно и то же время. Если не пишется по теме, пиши о том, почему не пишется по теме, продолжай писать и писать!
Что делать потом?
- Развивать и углублять знания
- Больше читать художественные произведения
- Беседовать с людьми, ставшими знаменитыми благодаря талантам
- Беседовать с теми, кто занимается писательским ремеслом
- Всё остальное время посвящай письму: ни погода, ни твоё самочувствие и мечты, ни друзья… главное не забывай писать, продолжай и продолжай!
Чтобы писать интересно, нужно интересно жить!
«Обычно, если обратиться к мировому опыту, человек, пишущий прозу и особенно романы, не участвует в государственных или общественных делах, не тратит время на домашние заботы, не посвящает много времени участию в различных торжествах и многочисленных собраниях-совещаниях, сидит себе в пустом доме и в гордом одиночестве пишет и пишет. Но у нашего Казата Акматова всё не так: всю свою жизнь он посвятил государственной службе, выполнял общественную работу, более того трудился на самых ответственных постах и в самое судьбоносное время. Но он находил время писать сам и читать то, что написали другие». А. Муратов. Казат Акматов, поднявший уровень национальной литературы // Заман-Кыргызстан, 19.11.2012.
Теория без практики бесполезна, но и практика без теории – пустое дело. «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» – утверждал один литературный персонаж. Если вы хотите овладеть писательским мастерством, следует повысить свою литературную компетентность. Говоря конкретнее – углубить знания по теории литературы.
Инструментарий писателя
Предлагаем следующий метод, помогающий создавать письменный текст по содержанию произведения.
Литературные кружки – ролевое обсуждение на основе текста. Во время чтения художественного произведения, можете исполнять различные роли: поисковик цитат, исследователь, связист, следопыт, вопрошатель, докладчик, поисковик слов, аудитор, комментатор по героям, иллюстратор, секретарь и др. Каждый член группы выступает с докладом соответственно своей роли. Итоги обсуждения подводятся в форме письменного отчёта или устного выступления.
Алгоритм
1.Вспомни эпизод из своей жизни, который очень удивил тебя. Письменно опиши коротко этот эпизод.
2.Поделитесь устно этими воспоминаниями из своей жизни друг с другом в группе. Затем, выслушаем того человека, кто захочет поделиться своими воспоминаниями со всей кооперативной группой.
3.Теперь прочитайте письменные тексты (об удивительных событиях из своих жизней). Какие эпизоды, на твой взгляд, соответствуют устным описаниям? В каких эпизодах содержание устных рассказов отличается от написанного? Почему?
4.А теперь обсудим прочитанный текст. Давайте подготовимся к обсуждению, для этого следует определить, по какому вопросу при обсуждении мы можем выступить экспертом (Записываются роли, которые будут исполняться участниками литературного кружка: связист, следопыт, вопрошатель, докладчик).
Связист – находит в тексте детали, соответствующие фактам реальной жизни, интерпретирует текст, связывая с обнаруженными соответствиями.
Следопыт – анализирует язык информации, находит 5 – 7 глаголов, показывающих развитие события в тексте, готовит логику развития события.
Вопрошатель – задаёт вопросы, способствующие более глубокому пониманию текста, приглашающие читателя к размышлениям.
Докладчик – подводит итоги работы с текстом и готовит информацию о проделанной работе с использованием 2 – 3 основных цитат.
5.Теперь вы работаете в маленьких группах в качестве экспертов, эти группы – связист, следопыт, вопрошатель, докладчик, затем вы знакомите свою кооперативную группу с итогами работы экспертных групп.
6.В какой роли ты работал над текстом, ты понял его с позиций этой роли. Теперь итоги этой своей работы оформи на письме и поделись в кооперативной группе. Готовься к презентации итогов обсуждения прочитанного в группах произведения.
РАФТ
Р – роль
А – аудитория
Ф – форма (жанр)
Т – тема
РАФТ – чётко определяет основные условия активного письма: кто пишет, кому пишет, в какой форме (жанре) пишет, тема изменяется в соответствии с избранной ситуацией.
Как писать отзыв о книге? Ты настоящий читатель?
Нужно написать отзыв на прочитанную книгу? Тогда помни, что при написании отзыва очень важна аргументация твоей оценки произведения. По структуре отзыв на произведение напоминает текст размышлений. Главное обязательство автора при размышлении – обосновать тот или иной тезис, объяснить суть и причины того или иного явления, события.
Литературные проекты
Если встанет вопрос о проведении литературного вечера, то следует сделать следующие шаги:
1 шаг. Подготовка. Чаще всего организовывается к юбилеям поэтов и писателей. Программа литературного вечера должна быть разнообразной, интересной, новой. Цель литературного вечера – углубить знания о жизни и творчестве, литературном мире поэта и писателя, окунуться в литературные явления и события, научиться работать в командах. Подготовка и проведение литературного вечера требуют свободы творческих поисков новых путей, форм и методов по организации.
2 шаг. Кто участвует? Вся школа – учителя литературы, библиотекарь, учителя рисования, музыки, труда, классные руководители, представители администрации, родители тоже обязаны оказать необходимое содействие. Литературный вечер – общешкольное мероприятие.
3 шаг. Главная роль и ответственность возлагаются на учащихся и особенно на участников литературного кружка.
4 шаг. Как он проходит?
Конечно, украсят вечер концерт, театрализованные сценки, литературный монтаж, выставки, сочинения, исполнение эпоса “Манас”, художественное чтение, конкурсы рисунков и написание эссе, викторины, литературные игры. Можно проводить различные мероприятия: “Вечер поэзии”, “Вечер драмы”, “Вечер сказки”, “Вечер прозы”, “Вечер лиры”, “Вечер поэм-дастанов”.
Глоссарий
Композиция –(лат. compositio – формирование, связывание) структура художественного произведения.
Средства художественного слова – троп (грек. τρόπος – оборот) – риторическая фигура, Слово или предложение, используемое в образном значении. Используется в целях усиления образности, художественности языка.
Сюжет – фр. – предмет, содержание) цепь событий, составляющих содержание художественного произведения.
Эссе (фр. – опыт, проба, незавершённое произведение) – литературный жанр, один из видов очерка, в котором описываются размышления писателя о каком-либо жизненном явлении.
Полезные ссылки
Как написать идеальный текст. 10 книг о секретах писательского мастерства
Рысбаев С. Акын Алыкул Осмоновдун балдарга калтырган рухий мурастары жана айтар акыл-кеңештери
3. Секреты писательского мастерства
Секреты писательского мастерства от классиков жанра
Как стать писателем – советы, книги, теория и практика
Избранные Секреты Писательского Мастерства
11 уроков раскрытия писательских способностей от Стивена Кинга
Библиография
Жусупов К. Ыр сабындагы өмүр – Ф., 1980
Как написать эссе
Рысбаев С. Эссе-дилбаян деген эмне жана ал кантип жазылат?
Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии): Метод.пособие/ И.П.Валькова, И.А.Низовская, Н.П.Задорожная, Т.М.Буйских; под общей редакцией И.А.Низовской. – Б.:ФПОИ, 2005. С. 257.)
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С. М. Когда книга учит.- М.: Педагогика, 1991. – 31-б.
Интервью с Диной Сабитовой. Вела Ника Максимова.// Детское издательство «Розовый жираф».10.07.2016 табууга болот.
Шериев Ж., Муратов А. Адабият. Терминдердин түшүндүрмө сөздүгү. Кыргыз энциклопедиясынын башкы редакциясы. Бишкек, 1994
Древняя письменность кыргызов – Орхоно-Енисейские письмена, схожие с руническим алфавитом, являются древнейшими из до сих пор прочитанных письменных памятников культуры тюрко-монголоязычных народов.
Эта традиция письма относится к 6 –12 векам. Его Енисейский вариант принадлежал киргизам. Киргизская руническая письменность в основном сохранилась в виде эпитафий на камнях-балбалах. Сходные с руническим письмом памятники письменности кыргызов обнаружены в основном на территории Енисея (Хакаско-Минусинская впадина, Тува, Горный Алтай, Красноярский край), в Таласском и Кочкорском районах. Алфавит, состоящий из 38 букв, полностью удовлетворял запросы кыргызского языка той поры. Известные тюркологи В.В. Радлов, В. Томсен, С.Е. Малов, историк С.В. Киселев и другие давно уже доказали, что эти письмена принадлежат кыргызам.