БИЛИМ БУЛАГЫ

История: Религии мира — различия между версиями

Строка 161: Строка 161:
 
'''Священная книга зороастризма – Авеста.'''  В правление Сасанидов, в III–V вв. н.э., очевидно под влиянием иноземных религий, придававших большое значение письменной фиксации священного слова, иранцами была создана специальная письменность на основе использовавшегося в то время пехлевийского алфавита. Этим «авестийским» письмом было записано, наконец, священное писание зороастризма, получившее название Авеста (дословно – «наставление», «восхваление»). Сасанидская Авеста насчитывала 21 книгу. Из этих книг до нашего времени целиком сохранилась только одна, а всего дошло около одной четверти составленного тогда авестийского канона.
 
'''Священная книга зороастризма – Авеста.'''  В правление Сасанидов, в III–V вв. н.э., очевидно под влиянием иноземных религий, придававших большое значение письменной фиксации священного слова, иранцами была создана специальная письменность на основе использовавшегося в то время пехлевийского алфавита. Этим «авестийским» письмом было записано, наконец, священное писание зороастризма, получившее название Авеста (дословно – «наставление», «восхваление»). Сасанидская Авеста насчитывала 21 книгу. Из этих книг до нашего времени целиком сохранилась только одна, а всего дошло около одной четверти составленного тогда авестийского канона.
  
Заратуштра учил поклоняться высшему и всезнающему Богу, творцу всего сущего — Ахура-Мазде, от которого произошли все остальные божества. Ему противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ариман). В этической концепции зороастризм главное внимание сосредоточено на деятельности человека, основанной на триаде: добрая мысль, доброе словo, доброе деяние. Поклонение Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню (именно поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками).
 
  
 +
<ul class="large-block-grid-2 small-block-grid-2">
 +
<li><br clear=all />
 +
<ul class="example-orbit" data-orbit data-options="animation:slide; pause_on_hover:true;animation_speed:500;navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:15000;">
 +
<li class="active">
 +
{{center|[[file:Farvahar.png]]}}
 +
</li>
 +
<li>
 +
{{center|[[file:1311566896 zarathushtra 007.jpg]]}}
 +
</li>
 +
<li>
 +
{{center|[[file:Дахма.jpg]]}}
 +
</li>
 +
<li>
 +
{{center|[[file:Fire.jpg]]}}
 +
</li>
 +
</ul>
 +
 +
<li>Заратуштра учил поклоняться высшему и всезнающему Богу, творцу всего сущего — Ахура-Мазде, от которого произошли все остальные божества. Ему противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ариман). В этической концепции зороастризм главное внимание сосредоточено на деятельности человека, основанной на триаде: добрая мысль, доброе словo, доброе деяние. Поклонение Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню (именно поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками).</li>
 +
</ul>
  
  

Версия 06:00, 24 июля 2018


С давних времен людям была присуща вера в высшие силы, и уже первые племена людей, жившие тысячелетия назад, имели свои верования, божества и религию. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, появлялись новые верования и течения, и нельзя однозначно сделать вывод, зависела ли религия от уровня развития цивилизации или наоборот, именно верования людей и были одним из залогов прогресса.

В современном мире существуют тысячи верований и религий, одни из которых имеют миллионы адептов, а другие - всего несколько тысяч или даже сотен верующих.

Древние религии

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), самое главное отличие которого от его предшественников состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помещали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие. Сам факт существования погребального ритуала, несомненно, свидетельствует о том, что первобытные охотники задумывались о смерти, возможно, имели какие-то представления о потустороннем мире, загробной жизни. Они не бросали своих мертвецов, а как бы снаряжали их в далекий путь — снабжали необходимыми орудиями труда, пищей, украшениями и т. п. Кроме того, умерших членов племени хоронили, как правило, там же, где и жили, может быть, на небольшом расстоянии — то есть покойник как бы оставался с живыми.

Погребальный обряд у неандертальцев


Одним из самых ранних неандертальских погребений является захоронение юноши 16-18 лет в Ле-Мустье (Франция). Эта могила была обнаружена в 1908 г. и вызвала много споров в научных кругах — сам факт сознательного погребения долго оспаривался скептиками. Юноша лежит на боку, одна рука у него под головой, другая вытянута вперед, само тело покоится в неглубокой яме, а вокруг разбросаны куски кремня, каменные орудия и кости животных (бывшие куски мяса).

Погребальный обряд


Погребальный обряд

Дно могильной ямы часто посыпалось золой и известью, а сверху — слоем красной охры толщиной до нескольких сантиметров. Затем в могилу укладывали умершего, ориентируя его по сторонам света (то есть головой строго на восток, запад, север или юг), часто в скорченном и связанном положении и при этом -в богато украшенной одежде, с разнообразными украшениями и прочим сопроводительным инвентарем: орудиями труда, предметами искусства, погребальной пищей. Часто покойника также покрывали слоем красной охры, символизирующей, видимо, огонь, а может быть, кровь или, во всяком случае, какую-то жизненную субстанцию, которой лишался человек после смерти. Могилу заполняли землей и, как правило, укрывали сверху либо массивными костями мамонта (например, лопаткой), либо камнями — возможно, чтобы предотвратить «воскрешение».

Мальчик из Тешик-Таш. Узбекистан. Неандерталец.


Пожалуй, одним из самых интересных открытий можно назвать погребение ребенка 8-9 лет в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), обнаруженное в 1938 году А. П. Окладниковым на высоте примерно 1500 м над уровнем моря. Это неглубокий грот, имеющий примерно 20 метров в длину и столько же в ширину. Во время раскопок там, впервые в Средней Азии, был обнаружен скелет неандертальца, хотя и очень плохо сохранившийся

Захоронение неандертальцев


Интересно, что над могилой ребенка археологи обнаружили остатки костра, а вокруг — воткнутые по кругу острыми концами в землю рога горного козла, так что, видимо, изначально они образовывали нечто вроде ограды. Этот факт истолковывали и как свидетельство особого магического отношения к козлу (культ этого животного распространен в Средней Азии и сегодня), и как доказательство наличия у неандертальцев солнечного (солярного) культа.

Ярким примером богатого и интересного захоронения являются погребения со стоянки Сунгирь, находящейся неподалеку от города Владимира. В одном из погребений лежали два скелета подростков, тесно прижатые друг к другу головами. Один скелет принадлежал девочке 7—8, а другой — мальчику 12-13 лет. Погребения сопровождались огромным количеством изделий из бивня мамонта, а также несколькими кремневыми орудиями, найденными только возле мальчика. Пожалуй, наиболее уникальными находками были копья из бивня мамонта, сопровождавшие погребенных. Длина одного из копий — 2 м 46 см, а второго — 1 м 66 см. Очень прочные, тяжелые и хорошо заточенные, эти изделия были мощным оружием в руках охотника, с таким оружием он без страха мог идти даже на крупного зверя. Кроме того, рядом с девочкой лежало восемь дротиков, сделанных из того же материала, что и копья, и два кинжала длиной 42 см, с мальчиком же — три дротика и один кинжал. Запястья погребенных украшали браслеты, а на пальцы были надеты костяные перстни. Около шеи каждого лежала заколка, служившая для застегивания верхней одежды: плаща или накидки. Кроме того, у мальчика в руке был зажат кремневый нож (второй такой же находился неподалеку), на груди лежала фигурка лошади, а под левым плечом — фигура мамонта.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии.


Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных.

Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

  • Пещерная живопись
  • Наскальные рисунки пещеры Ласко (Франция)
    • Imagessss.jpg
    • Sss01.jpg
    • 150519700211772498.jpg

Наскальные рисунки Саймалуу-Таш (Кыргызстан)

ТОТЕМИЗМ

Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм.

Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Еще на раннем этапе истории сформировалась идея о том, что животные являются предками человека и его духовными и физическими покровителями. Подчеркивая свое родство с животным миром, человек включал название животного в свое имя или в название своего народа. Почитая священное животное тотем –, человек чувствовал себя органичной частью природы.

Фильм «Знаки древних тотемов» ( фильм на компьютере у Матохиной)

ФЕТИШИЗМ

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм».

Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественной силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Фетишизм


АНИМИЗМ

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме.

Анимизм — вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

ШАМАНИЗМ

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм


    • Рел сл 01.png
    • Рел сл 2.png
    • Рел сл 3.png
    • Рел сл 4.png
  • Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных. Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

фильм Ранние религии

ТЕНГРИАНСТВО

На просторах Евразии в условиях кочевой цивилизации сформировался культ бога неба – Тенгри и религия тенгрианство

Священная гора Хан-Тенгри



Фильм «Боги тюрков до принятия ислама»

Зороастризм

Зороастризм — древняя монотеистическая религия, возникшая на рубеже I—II тыс. до н. э. в восточных областях Иранского нагорья

Появление зороастризма относится к рубежу II и I тысячелетий до н.э., когда среди восточно-иранских племен (арья, как они себя называли) у кочевников-скотоводов (турья) появился пророк Заратуштра. Греки впоследствии назвали его Зороастром, а его учение – зороастризмом. Это была не мифическая личность, а реально существовавший человек с обычным иранским именем Заратуштра, которое переводится как «Обладающий старым верблюдом» или «Староверблюдный».

Точное время жизни и место рождения Заратуштры не известны, так как при жизни пророка его учение не записывалось, лишь много позднее сложился свод священных текстов зороастрийцев – Авеста. Это случилось потому, что письмо древние иранцы считали порождением злых духов и их божества Анхра-Манью. Поэтому священные знания тщательно охранялись жрецами и произносились по памяти. Такое же обучение прошел и Заратуштра, бывший по происхождению священнослужителем. В какой-то момент он провел реформу старой религии и начал проповедовать новое учение. Оно не имело успеха на родине, сам пророк был вынужден бежать и нашел покровительство при дворе восточноиранского царя Виштаспы, который принял новую религию и способствовал ее распространению.

Священная книга зороастризма – Авеста. В правление Сасанидов, в III–V вв. н.э., очевидно под влиянием иноземных религий, придававших большое значение письменной фиксации священного слова, иранцами была создана специальная письменность на основе использовавшегося в то время пехлевийского алфавита. Этим «авестийским» письмом было записано, наконец, священное писание зороастризма, получившее название Авеста (дословно – «наставление», «восхваление»). Сасанидская Авеста насчитывала 21 книгу. Из этих книг до нашего времени целиком сохранилась только одна, а всего дошло около одной четверти составленного тогда авестийского канона.



    • Farvahar.png
    • 1311566896 zarathushtra 007.jpg
    • Дахма.jpg
    • Fire.jpg
  • Заратуштра учил поклоняться высшему и всезнающему Богу, творцу всего сущего — Ахура-Мазде, от которого произошли все остальные божества. Ему противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ариман). В этической концепции зороастризм главное внимание сосредоточено на деятельности человека, основанной на триаде: добрая мысль, доброе словo, доброе деяние. Поклонение Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню (именно поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками).


Историю древней Греции принято делить на пять периодов:


Крито-микенский (эгейский) – конец III–конец II тысячелетия до н.э.;

Возникли первые в Европе государства на Крите, на Пелопоннесе и в Средней Греции (ахейская или микенская цивилизации)

гомеровский – XI–IX вв. до н.э.;

Гомеровский период назван так потому, что долгое время основным источником для его изучения были поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Из-за отсутствия точных сведений этот период также называют «Темным»

архаический – VIII–VI вв. до н.э.;

Появилась новая форма государства – полис, который обычно называют городом-государством. В зависимости от особенностей своего устройства греческие полисы делились на демократические, аристократические и олигархические. В демократических власть принадлежала демосу, в аристократических – всей знати, в олигархических – узкому кругу лиц из числа той же аристократии.

классический – 500–323 гг. до н.э.;

Четвертый (классический) период начинается со столкновения греческих полисов с могущественной Персидской державой (греко-персидские войны), а заканчивается завоеваниями Александра Македонского, уничтожившего эту державу.

эллинистический –323–30 гг. до н.э.

Последний период истории древней Греции называют эллинистическим, он продолжался от смерти Александра Македонского до завоевания римлянами Египта. В это время как греческие полисы, так и бывшая держава Ахеменидов входят в состав новых государств, основанных полководцами Александра, которые много лет спустя после его смерти провозгласили себя царями.


  • Гомер

    • Астерия
    • Герои троянской войны
    • Троянский конь

      Троянский конь

    • Древняя Троя Архаический период

      Древняя Троя Архаический период

    • Генрих Шлиман. Археолог, открывший Трою

      Генрих Шлиман. Археолог, открывший Трою




  • 587.jpg
  • 588.jpg
  • 5864539.jpg
  • 590.jpg
  • 591.jpg
  • 592.jpg
  • 593.jpg
  • 594.jpg
  • 595.jpg


  • В 455 г. Рим пережил особо сокрушительное нашествие вандалов. В 476 г. последний из римских императоров Ромул Августул, был свергнут с престола вождем герульской дружины Одоакром,не захотевшим назначать для Запада нового императора. Он основал в Италии свое королевство, послав сказать восточному императору Зенону, что для империи довольно одного императора. Это событие носит название падения Западной Римской империии принимается за конец древней истории.
  • 24785.jpg

Глоссарий

Иррига́ция. Искусственное орошение безводных земель.
Иерархическая организация — структура с вертикальной формой управления; пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень.
Церемониал — регламентация проведения торжественных мероприятий. Слово имеет неясную этимологию латинского происхождения, связанную, по-видимому, с ритуалом. Однако в отличии от ритуала церемониал носит принципиально светский характер.
Вельмо́жа(от ст.-слав. веле- (великое, знатное) и мог (можение, упование) — знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник.
Передняя Азия, она же Западная Азия, она же Юго-Западная Азия. Термин «Передняя Азия» в русском языке возник как перевод нем.Vorderasien. Он преобладает в работах по истории, археологии и лингвистике.
Дина́стия (от греч. δῠναστεία — власть, господство) — в монархических государствах последовательность монархов из одного рода, семьи, сменявших друг друга на престоле по праву наследования.


Полезные ссылки

Сайт «Древний Египет»: История, археологические находки и другое о древнейшей цивилизации нашей планеты. Доступно: http://egipet.uz/](Дата обращения: 20.05.2018)
studioMAKTO: Цикл фильмов: ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ: Фильмы с углубленными знаниями истории человечества.[// Доступно:https://www.youtube.com/playlist?(Дата обращения: 28.04.2018)]
Эдвард Ртвеладзе. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии, - Ташкент, 2005 г. Подготовлено в рамках программы ЮНЕСКО // Доступно: http://www.protobulgarians.com/Russian%20translations/Rtveladze%20E.pdf(Дата обращения 17.05.2018г.)
MyBook — электронная библиотека: Древние цивилизации. Список самых популярных электронных книг по данной теме. // Доступно: https://mybook.ru/tags/drevnie-civilizacii/ (Дата обращения 17.05.2018г.2)]


Библиография

Древние цивилизации.Под общей редакцией Г. М. Бонгард-Левина. - Москва, 1989г. // Доступно: http://www.sno.pro1.ru/lib/drevnie_civilizacii/index.htm
ВасильевК. В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998 г.
Древний Египет. Энциклопедия. /Под ред. В. В. Солкина. -М., 2005, 2-е изд.-2008г.
Ант Адаев. Алтари цивилизаций. М., 2004.
Белявский В.А. Тайны Вавилона. М., 2001.
Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2001.
Гнендич П. П. История искусств. В 3-х томах. Т. I. М., 2004
Дандамаев М. А., Соловьева С. С. Древняя Месопотамия / История Древнего Востока. М., 1999.
Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. М., 2000.
Абрамов Ю. А., Демин В. Н.Сто великих книг. М., 2001.
12 невероятных изобретений древних греков

Что первым приходит на ум, когда речь заходит о древней Греции? Культура и мифология,литература, философия, математические теоремы, Олимпийские игры, скульптуры атлетов и богов из белоснежного мрамора… Но мы часто забываем о невероятных технологических достижениях греческой цивилизации, во многом опередивших свою эпоху. А таких было совсем немало.

Древняя лапша.

Антикитерский механизм — устройство, созданное около 150 года д.н.э., которое можно назвать первым в мире компьютером. Механизм состоял из 37 бронзовых шестерней в деревянном корпусе, на котором размешались циферблаты. Он позволял проводить массу сложнейших астрономических вычислений, в том числе определять фазы Луны, солнечные затмения и движение всех известных грекам планет.


Древняя лапша.

Огнемёт. Греки любили не только повоевать, но и создавать механизмы для войны. Первая огнемётная машина использовалась во время Пелопонесской войны (431 — 404 год д.н.э.), и обрушивала на врага горящие угли пополам с серой. Другой огнемёт изобрёл Аполлодор из Дамаска, инженер II века н.э. Это устройство предназначалось для разрушения крепостных стен с помощью сочетания пламени и мощной кислоты.


Паровая пушка — одно из военных изобретений Архимеда, когда тот помогал оборонять родные Сиракузы от римлян во время второй Пунической войны. Фактически, это была металлическая труба, запаянная с одного конца, которая раскалялась и заполнялась небольшим количеством воды. Образовавшийся пар резко выталкивал из своеобразной пушки снаряд на расстояние до километра.


Да-да, это – она!

«Клешня» Архимеда — ещё одна боевая машина, использующаяся против римского флота при осаде Сиракуз. Она представляла из себя кран, закреплённый на городской стене, снабжённый цепью с крюком на одном конце и противовесом на другой. Крюк цеплялся за вражеский корабль и переворачивал его, либо затаскивал на прибрежные скалы.


Монеты

Первые монеты возникли во время железного века в Анатолии и Древней Греции примерно в 600-700 годах до н.э. Впоследствии монеты, разработанные греками, использовались для покупки или торговли товарами и другими народностями.


Служанка-автоматон

Служанка-автоматон — изобретение Филона Византийского, механика III века до н.э. Это чудо древнегреческой робототехники предназначалось для вполне логичной цели — она наполняла чашу вином, смешивая затем его с водой. Подача жидкостей происходила из двух контейнеров с трубками, помещённых внутрь механизма.


Поршневой насос

Поршневой насос — детище гениального инженера Ктезибия Александрийского, жившего в III веке до н.э. Насос использовался для подъёма воды из колодцев с помощью базовых принципов пневматики и гидравлики. К сожалению, все труды Ктезибия сгорели во время пожара в Александрийской библиотеке, и мы знаем о них только по упоминаниям других изобретателей.


Гидравлический орган, он же гидравлос

Гидравлический орган, он же гидравлос — ещё одно изобретение Ктезибия, который обожал музыку. Гидравлос работал с помощью двух поршневых насосов и издавал невероятно чистый звук для своего времени. Позже он стал прототипом современных органов.


Эолипил

Эолипил — паровая турбина, созданная Героном Александрийским — одним из крупнейших изобретателей начала н.э. Она представляла из себя шар с загнутыми трубками, подвешенный над котлом с водой, вращающийся под действием реактивной паровой тяги. Герон использовал этот принцип для других изобретений — своих знаменитых танцующих фигурок и автоматического миниатюрного театра.


Акведук Эвпалина

Акведук Эвпалина — масштабные подземные тоннели для хранения воды, выкопанные на острове Самос в шестом веке до н.э. по приказу тирана Поликрата. Акведук создавался, основываясь на потрясающе точных геометрических вычислениях, разгаданных лишь Евклидом через триста лет. Геродот в своих трудах называл тоннели одним из чудес света.

Изобретения древних греков затрагивали самые различные стороны жизни — как быт, так и военные действия. Древнегреческий огнемёт? Автоматическая прислуга? Почему бы и нет! Даже тысячи лет назад талантливых изобретателей могла ограничить только сила их воображения.


Театр родился в городе-государстве Афины

Театр родился в городе-государстве Афины. Даже само слово «театр» происходит от греческого слова Theatron, что означает «место для просмотра».


В древности греки использовали два вида подобного механизма

В древности греки использовали два вида подобного механизма. Один из них представлял водяные часы, из которых в заданный момент времени начинала по каплям течь вода. Капли попадали в емкость специальной формы, усиливающей звук.

К другому устройству, работающему по схожему принципу, был приделан барабан, на который в определенный момент начинала сыпаться галька. Шум от падения гальки был еще тот! Оба вида будильника пользовались большой популярностью в Древней Греции примерно в 5-4 веках до н.э. Говорят, что к помощи его водяной разновидности прибегал даже прославленный философ Платон, который, однако, использовал механизм в качестве звонка, оповещая студентов о старте лекций. Кстати, к 3 веку до н.э. греки придумали более совершенный и сложный вид будильника с циферблатом и стрелками для измерения времени, а также гонгами и дудками для подачи сигнала.


Картография
300-200 годы до.н.э.

Наука о создании карт родилась не в Греции, а в Вавилоне, однако именно греки улучшили ее настолько, что она позволила совершать путешествия на огромные расстояния. А вот первая карта мира была создана именно в Греции, ее автором стал философ Анаксимандр (жил в 610–546 гг. до н. э.). На ней, конечно же, были указаны только те уголки нашей планеты, которые были известны древним грекам, однако даже при этом карта Анаксимандра считается одним из величайших достижений своего времени, а самого ученого называют пионером области картографии.


Олимпийские игры
Эолипил

Родившиеся более 2.700 лет назад в Древней Греции, в наше время Олимпийские игры считаются одним из самых захватывающих спортивных соревнований планеты. Еще более значимая роль им предавалась в античности, когда за отсутствием радио и телевидения увидеть состязание самых сильных, отважных и ловких мужей пусть не со всего мира, но со всех уголков Греции можно было лишь раз в 4 года.

В то же время Греция подарила нам не просто спортивно-развлекательное мероприятие, а идею культурного обмена и, как следствие, средство к достижению согласия и взаимопонимания между народами. Не стоит забывать, что в античные времена Эллада не являлась единой страной, а ее независимые друг от друга полисы являлись фактически миниатюрной моделью сегодняшнего мира с его множеством государств.

Эти успехи греков имели важное значение. Одно из них — психологическое. Греки, особенно из тех полисов, которые с самого начала боролись с персами, гордились своей победой над могущественной державой Ахеменидов, пребывая в убеждении, что победу дала им свобода, а персы понесли поражение потому, что все они — рабы «великого» царя. Ранее сформировавшееся представление о превосходстве греков над остальными народами в ходе этой войны перерастало в убеждение.


300-200 города до.н.э.
Интересные книги по истории Древнего мира
Достопримечательности Египта

Камо грядеши Генрик Сенкевич

Камо грядеши Генрик Сенкевич

Книга

"Камо грядеши" — один из лучших исторических романов известного польского писателя Генрика Сенкевича (1846 — 1916). Действие романа развивается на протяжении четырех последних лет правления Нерона (64 - 68 гг. н. э.), открывая перед читателем драматическую страницу римской и мировой истории.


Таис Афинская Иван Ефремов

Таис Афинская Иван Ефремов

Книга

Роман "Таис Афинская" - эпоха грандиозных завоеваний Александра Македонского и история жизни и удивительных приключений прекраснейшей и отважнейшей из гетер...


Спартак Р. Джованьоли

Спартак Р. Джованьоли

Книга

Эта книга о самом крупном в истории восстании рабов; о его предводителе, человеке выдающемся и физическими силами и духом; прекрасной и драматической любви; о дружбе и предательстве; о радости борьбы и горечи поражения.


Фараон Болеслав Прус

Фараон Болеслав Прус

Книга

Одно из самых прославленных произведений в истории не только польского, но и мирового исторического романа. Книга, которая легла в основу знаменитого одноименного фильма, и сейчас считающегося одним из эталонов европейского исторического блокбастера. Повествование о молодом фараоне Рамзесе, наивно пытавшемся противостоять власти всемогущих жрецов - и потерпевшем в этой борьбе сокрушительное и трагическое поражение.


Саламбо Гюстав Флобер

Саламбо Гюстав Флобер

Книга

Известный исторический роман выдающегося французского писателя XIX века Гюстава Флобера рассказывает о борьбе Древнего Рима с Карфагеном.


Я, Клавдий Роберт Грейвз

Я, Клавдий Роберт Грейвз

Книга

В младенчестве Клавдий потерял отца. В детстве и отрочестве страдал затяжными болезнями, от которых так ослаб умом и телом, что окружающие считали его не способным ни к каким общественным или частным делам. Даже его мать утверждала, что он урод среди людей. Однако, по воле случая став римским императором, Клавдий принял бремя власти на свои плечи и расширил пределы державы. Он правил столь мудро, что последним из рода Юлиев-Клавдиев заслужил прозвание Божественный.


Жизнь двенадцати цезарей Гай Светоний Транквилл

Жизнь двенадцати цезарей Гай Светоний Транквилл

Книга

Жизнь двенадцати цезарей - памятник римской истории и литературы, оказавший заметное влияние на европейскую культуру. Светоний подробно рассказывает биографию каждого из двенадцати императоров - от описания наружности, привычек, здоровья, одежды до участия в важнейших политических событиях того времени. Точность фактического материала, лаконичность, ясность языка и занимательность изложения обеспечивают этой книге успех уже на протяжении многих столетий.


Последние дни Помпей Эдуард Джордж Булвер-Литтон

Последние дни Помпей Эдуард Джордж Булвер-Литтон

Книга

Самый популярный роман английского писателя Эдварда Булвера-Литтона, написанный под впечатлением от знаменитой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и от поездки в этот древний погибший город. Переплетение судеб и событий: любовь афинского юноши Главка и гречанки Ионы, история слепой рабыни Нидии, мстительного верховного жреца Ар-бака, серия загадочных убийств и страшная катастрофа, похоронившая прекраснейший город, — захватывающее чтение от классика.


Первый человек в Риме Колин Маккалоу

Первый человек в Риме Колин Маккалоу

Книга

Первый век до Рождества Христова. Последние десятилетия существования Римской республики, переживающей эпоху застоя. На южной границе республики идет гражданская война. На севере погрязшему в разврате и коррупции Риму угрожают полчища варваров. И только ум и твердая рука Первого Человека в Риме способна отсрочить гибель государства. Но для того, чтобы стать Первым Человеком в Риме, надо не только совершить великие деяния на благо отечества, но и пройти путем предательства и крови.


Анн Робийар «Рыцари Изумруда»

Анн Робийар «Рыцари Изумруда»

Книга

Издательство «Шиповничек»
Качественно и невероятно красиво отрисованные комиксы по мотивам оригинальной истории канадской писательницы Анн Робийар. Дети со сверхспособностями, собравшись в Королевстве Изумруда, готовятся отразить нападение насекомоподобных пришельцев. Внутри многотомного издания волшебная карта, путеводитель по главным героям и другие визуальные фишки, которые могут пробудить интерес даже у самых равнодушных к книгам читателей.


День египетского мальчика Милица Матье

День египетского мальчика Милица Матье

Книга

Перед вами историческая повесть ДЕНЬ ЕГИПЕТСКОГО МАЛЬЧИКА, в ней рассказано, как жили люди много веков назад в одном из самых больших рабовладельческих государств древности - в Египте.


Кари, ученик художника Милица Матье

Кари, ученик художника Милица Матье

Книга

События, о которых рассказывается в повести, происходили около трех тысяч лет назад, во время правления фараона Рамсеса III.


Глиняный конверт Ревекка Рубинштейн

Глиняный конверт Ревекка Рубинштейн

Книга

Урук, Ассур, Ларса, Сузы, Алеппо, Мари, Вавилон - уже в 4-3 тысячелетии до нашей эры в древней Месопотамии, территории между реками Тигр и Евфрат, появились города-государства. Самым известным из этих городов был Вавилон, а самым могущественным его правителем - царь Хаммурапи. Советский историк Ревекка Ионовна Рубинштейн написала историю о двух мальчиках, живших в эпоху Хаммурапи: маленьком рабе Залилуме и сыне богатого купца Наби-Сине. Благодаря повести "Глиняный конверт" читатель может представить, как выглядел в этот период Вавилон, как жили его обитатели - купцы, жрецы, воины, бедные крестьяне, чему обучали детей в вавилонских школах и мог ли по Законам Хаммурапи раб стать свободным человеком.


В древнем царстве Урарту К. Моисеева

В древнем царстве Урарту К. Моисеева

Книга

В этой повести известная писательница К.М.Моисеева рассказывает о людях, живших на землях Армении и Закавказья почти две тысячи семьсот лет назад. Талантливый каменотес Габбу, рискуя жизнью, бежит из ассирийского рабства в родные края, чтобы сообщить о походе, который готовит властный царь ассирийцев Асархаддон против Урарту...


Финикийский корабль (сборник)

Финикийский корабль (сборник)

Книга

Василий Ян 4.173 90 читателей 6 рецензий 3 цитаты Предлагаем Вашему вниманию сборник исторических повестей В. Яна "Финикийский корабль".


Мессенские войны

Мессенские войны

Книга

Любовь Воронкова "Мессенские войны" - захватывающая история от Любови Федоровны Воронковой, автора многих детских книг и исторических романов, повествующая о том, как в VIII-V" веках до нашей эры маленькая эллинская страна Мессения героически защищала свою свободу.


Алкамен - театральный мальчик А.Говоров

Алкамен - театральный мальчик А.Говоров

Книга

Две с половиной тысячи лет назад мальчишки, так же как и наши, современные подростки, больше всего на свете любили приключения. Но мальчику Алкамену, сыну рабыни, жившему в древних Афинах в V веке до нашей эры, в эпоху греко-персидских войн, приключения были нужны и потому, что ему очень хотелось совершить подвиг и заслужить себе свободу. Алкамен пытается похитить священную змею, выступает в театре вместо взрослого актера, раскрывает заговор, сражается с варварами, наконец, отправляется лазутчиком во вражеский лагерь и участвует в грандиозной морской битве при Саламине. Рядом с ним его друзья - девочка Мика и забавный старик Мнесилох.


За что Ксеркс высек море Ревекка Рубинштейн

За что Ксеркс высек море Ревекка Рубинштейн

Книга

Историю греко-персидских войн Р. И. Рубинштейн раскрыла для детей в необычной форме. Отдельные рассказы объединяются не только общей темой, но и цитатами "отца истории" - Геродота. Отношения Древней Греции и ее грозного противника Персии в итоге предстают не фрагментарно, а максимально полно и эмоционально.