Тарых: Көчмөн цивилизациялар — различия между версиями
Admine2 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Якорь|Начало}} <div class="row kyr-bg"> <div class="maintext large-8 medium-7 columns"> <!-- Page Content --> <div class="cutok">#Кочевник…») |
(нет различий)
|
Версия 16:35, 1 июля 2018
В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες, nomádes — кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством.
Территория, которую за свою историю заняла кочевая цивилизация - верхняя половина главного острова Евразия, от Тихого океана до Карпат. Это родина Ариев-саков и Кочевников. Тут человек проявляет себя как универсал, воин и скотовладелец. Он собственник и управленец. Его государство - это народ-войско, прямая военная демократия. Религия – Тенгрианство. При этом, кочевая цивилизация – основа общей идентичности всех тюркских народов от великого Океана до Карпат, основа их интеграции в единый суперэтнос.
Возникновение кочевого образа жизни имеет объективный характер возникновения в силу географических, экономических и других факторов. Это своеобразный способ хозяйственно-экономического развития. Приспосабливаясь к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни.
-
Кочевое скотоводство прошло эволюционный путь от придомного скотоводства, когда скот пасся недалеко от поселения. Тысячелетняя практика выращивания скота привела к новой, более выгодной и удобной форме скотоводства — отгонной. Именно отгонное скотоводство стало промежуточным звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степных и пустынных пастбищ — кочевому хозяйству. Так зарождался кочевой образ жизни.
Особенности кочевого скотоводства:
Скотоводство – преобладающая деятельность. Земледелие и ремёсла не играют для кочевников серьёзной роли.
Скот круглый год содержится не в стойлах, а на природе – на подножном корму.
Периодическое перемещение людей и скота в пределах установленных пастбищных территорий.
Участие в перекочёвках всего или большей части населения.
Хозяйство направлено на удовлетворение собственных жизненных потребностей, а не для продажи.
- В V — VI вв. кочевая цивилизация достигает наивысшего расцвета и могущества. В течение 1000 лет политика кочевников была определяющей на мировой исторической арене. Активная караванная торговля Евразийского континента находилась под контролем кочевых племен. Кочевой образ жизни определил основы хозяйства, социальных отношений, материальной и духовной культуры.
Содержание
Кочевники древнего мира и античности
Начало формирования кочевого скотоводства относится к скифо-сакскому времени (VIII вв. до н.э.) Но предпосылки сформировались еще в конце бронзового века внутри андроновской (арийской) исторической общности. На территории от Тянь-Шаня до Сибири и Урала сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Вероятно, что андроновцы изобрели колесо. И это позволило им освоить огромные территории степей.
Выделение кочевой цивилизации вполне можно назвать степной революцией, которая имела не меньшее значение для человечества, чем городская или земледельческая.
С середины I тыс. до н.э. огромные просторы европейских и азиатских степей, полупустынь и предгорий, от Карпат на западе до Памира и Алтая на востоке были заселены различными племенами и народностями, которых греки называли скифами, а персы — саками. Один и тот же образ жизни, занятие пастушеским скотоводством, при оживленных сношениях между этими племенами, способствовало созданию единой культуры, известной под названием скифской культуры, которую правильнее называть скифо-сакской.
Можно выделить три существенных признаков, которые объединяют скифо-сакскую цивилизацию, так называемая «скифо-сакская триада»
- Костюм сакского вождя (Курган Иссык, Семиречье), Реконструкция костюма сакской лучницы и Сакский костюм (Алтай)
-
Скифы Причерноморья и Саки Прикаспийских степей
- Костюм сакского вождя (Шиликтинский курган, Семиречье) и Реконструкция костюма сака-тиграхауда
- Андроновская культура на территории Кыргызстана
-
Сакские памятники на территории Кыргызстана
-
Петроглифы сакского периода на территории Кыргызстана
В эпоху своего наивысшего подъема (II—I вв. до н. э.) гунны захватывают огромную территорию и господствуют над многочисленными племенами Центральной Азии.
В I в.н.э. победы китайских войск и восстания покоренных племен положили конец гуннскому господству в Центральной Азии. В 48 г. до н. э. гуннское объединение распалось, часть их во главе с шаньюем Чжи-Чжи была оттеснена на запад, в Среднюю Азию. В 36 г. до н. э. на р. Талас гунны были настигнуты китайскими войсками. В завязавшемся сражении предводитель гуннов Чжи-Чжи был убит, а сами они отброшены еще дальше на запад. Вторичный, еще более значительный распад гуннского объединения, произошел в первой половине I в. Часть гуннских племен (южные гунны) была подчинена Китаю. Другая часть (северные гунны) была оттеснена за северные границы Небесной империи. В 93 г., претерпев катастрофический разгром со стороны китайцев и племен Сянь-би, значительные массы «северных гуннов» бежали на запад, в Среднюю Азию, по пути, проложенному за полтора века до этого гуннами Чжи-Чжи. В последующие века значительная часть северных гуннов продолжала кочевать в Средней Азии,
В 70-х годах IV в. в Европу хлынула масса кочевых племен, объединенных в один большой племенной союз. «...Невиданный дотоле род людей,— пишет Аммиан Марцеллии,— поднявшийся как снег, из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор»
Состав орды был далеко не однороден. Ядро ее составляли древнейшие монгольские и тюркские племена; число последних особенно возросло за несколько веков движения гуннов по просторам Центральной Азии, Южной Сибири и Средней Азии. В Приуралье и Прикаспии к ним присоединились некоторые финно-угорские и аланские племена. Таким образом, имя гуннов превратилось в общее наименование крупного объединения этнически разнородных кочевых племен, основу которого составляли азиатские гунны.
Своего могущества в Европе гунны достигли в правление Атиллы. Основателем империи гуннов на территории Европы в 374 г. считается Баламбер (Баламир), потомком которого и был Атти́ла — правитель гуннов с 434 по 453 год, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги.
Во II в. до н. э. в ходе завоевательных походов хунну вытеснили из Восточного Туркестана племена усуней. Разбиви тянь-шаньских саков и заняв Семиречье, Джунгарию и Центральный Тянь-Шань усуни создали здесь одно из древнейших государств, именовавшееся в источниках «Усунь-го» («усуньское государство»), «Син-го» («кочевое государство») и «Бу-цзу» («племенной союз»).
Усуни, как и другие народы Восточного Туркестана были зависимы от хунну, но после смерти правителя хуннов Лаошань-шанюя в 161 — 158 гг. до н.э. кунбаг (официальный титул правителя усуней) объявляет о политической независимости своего государства от хуннов. Китайский лазутчик и посол Чжан Цянь, впервые посетивший усунскую землю в 128 г. до н.э., заметил схожесть традиций и обрядов усуней с традициями и обрядами хуннов.
Усуньское государство, как и хуннское, было монархическим государством. Кунбаг и после завоевания им независимости сохранил этот присвоенный ему хуннским шанюем титул. Шанюй, имевший титул «тенир кугу» («одарённый Богом и Небесами»), присвоил усуньскому правителю титул пониже своего — «кюндюн бийи» т.е. «правитель солнца, солнечный государь.
Особо важные вопросы кунбаг обсуждал на совете старейшин. Усуньское государство представляло централизованную власть, которая объединяла в себе два крыла. Власть Кунбага была наследственной.
Столицей государства усуней был город Чи-Гу, расположенный на берегу озера Иссык- Куль.
Наука еще не установила их происхождение и что означает название этого народа. Своеобразный внешний облик заметно отличал их от жителей Центральной Азии и Туркестана: усуни имели рыжие волосы, голубые глаза.
Усуни занимались в основном скотоводством. Лошади, коровы, овцы, козы занимали в их хозяйствах особое место. «Усуни ни земледелия, ни овощеводства (садоводства) не знают. Они выбирают пастбища с водою и постоянно кочуют с одного места на другое со своим скотом и скарбом» — повествуют о них китайские источники. Но постепенно усуни начинают заниматься земледелием и садоводством. В 1 в. до н.э. они освоили земледелие.
Начиная со второй половины II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань, перед которой тогда стояло две важнейших задачи: покончить с извечным врагом — гуннами, создавшими сильное государство в степях Центральной Азии, и установить контроль над Великим Шелковым путем вплоть до греко-бактрийских владений. Ключ для решения обеих задач находился в руках усуней. Поэтому в 109 г. до н. э. император Уди направил к усуням посольство с богатыми дарами и выдал за кунбага одну из китайских принцесс. Город Чигу посетил и китайский дипломат Чжань Цянь, оставивший описание жизни и быта усуней и стоявший у истоков Великого Шелкового пути через Тянь-Шань.
Археологическая культура собственно усуней еще не выделена, внешне и по инвентарю их курганы аналогичны сакским, поэтому чаще всего ученые их определяли как сако-усуньские, но они имеют некоторое сходство и с культурой гуннов. В Кыргызстане на роль усуньской претендует и другая культура — катакомбная (Шамсинское погребение в Чуйской долине, Кенкольский могильник из Таласа, катакомбы Кетмень-Тюбе), которую ученые связывают с позднегуннским этносом.
В начале I века до нашей эры во главе государства усуней стал кунбаг Унгуйми, принявший тронное имя Фейван, государство усуней превратилось в сильную державу. Фейван заключил с империей Хань договор о совместных действиях против гуннов и в 71 году до н.э. усуни, действуя в контакте со 150-тысячной китайской армией, нанесли гуннам сокрушительное поражение, захватив 40 тыс. пленных и до 700 тыс. голов скота. После поражения гунны уже не могли оправиться, ранее могучая держава погибла.
В конце первой половины I тыс. н. э. усуни теряют свое былое могущество. Их поглотили западнотюркские племена.
Кочевые цивилизации в период средневековья
Источники рассказывают: каган Бумын послал своих людей к кагану Анагую с предложением: выдать дочь за него. Узнав о такой дерзости Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол, осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена, зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.) Этого отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552 году тюркский каган Бумынь совершил поход против врага и наголову разбил его войска. Опозоренный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.
Тюркский каганат занимал огромную территорию, начиная с востока Алтая и заканчивая западным побережьем Каспийского моря, на юго-западе каганат граничил с Персией (Ираном) Основное население каганата представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена теле (тирек) (общее название многих тюркских племен). Судя по китайским летописным источникам, от названия «теле» впоследствии произошло название «тюрк». Среди тюркоязычных племен в состав населения Тюркского каганата входили более 30 племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.
В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную территорию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и превратился в могущественную державу по своему политическому положению. Но занимавший огромную территорию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое централизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. Воспользовавшись этим, ранее покоренные тюрками народы поднимались на освободительную борьбу.
Для тюркской эпохи характерно быстрое развитие феодальных отношений. Под влиянием внешнего фактора - борьба тюрок с империей Тан, тюркские каганаты быстро сменяли друг друга.
Тюркские каганаты, в состав которых входила территория Кыргызстана | Тюркские каганаты с территорией в Восточном Туркестане |
---|---|
Великий Тюркский каганат
после завоевания Истеми |
Великий Тюркский каганат
Время: 552 – 603 гг. Основатель – Бумын |
Западно-Тюркский каганат
Наиболее выдающийся правитель – Тон-джабгу-каган |
Восточно-Тюркский каганат
Время существования: 603 – начало 620-х гг. |
Тюргешский каганат
Основатель – Уч-елиг-каган Наиболее выдающийся правитель – Солук-Чобыш-чор |
Второй Восточно-Тюркский каганат
Время: 698 – 744 гг. Наиболее выдающийся правитель – Капаган-каган |
Карлукский каганат | Уйгурский каганат
Время: 744-840 гг. |
Караханидский каганат
Основатель – Сатук-Богра Карахан |
Кыргызское великодержавие
Время: 840 – первая четверть Х в. |
Си Ляо – государство кара-киданей (кара-китаев)
Основатель – Елюй-Даши |
Расцвет экономики и культуры приходится на правление Караханидов (Х-ХII вв.). Создателем каганата принято считать Сатук Богра Карахана, основателя династии. К этому времени относится развитие феодальных отношений на территории Кыргызстана. В Семиречье сформировалась высокоразвитая городская культура В ХI в. в правление Наср ибн Али Караханида в состав Караханидского каганата вошли Бухара и Самарканд. В караханидскую эпоху шел процесс формирования единой тюркской народности и государства, но этот процесс оказался прерванным сначала киданьским, а затем монгольским нашествиями. Для политической истории тюркских каганатов характерны постоянные войны за расширение территории и контроль над Великим Шелковым путем, междуусобные конфликты и борьба за власть, борьба против завоевательных попыток Танского Китая и Арабского халифата.
Кыргызский каганат
Древнейшее упоминание о кыргызах в китайских источниках относится к 201 г. до н.э., когда в числе северных владений, покоренных правителем хунну шаньюем Модэ, названы народ гэгунь (китайская транскрипция термина «кыргыз») и его владение. Об этом впервые написал китайский историк Сыма Цянь. Историки определили, что прародиной кыргызов является район Восточного Притяньшанья и озера Кыргыз-Нур в северо-западной Монголии. В 99 г. до н. э шаньюй гуннов Цзуйдихэу, разбив китайское войско, поставил китайского полководца Ли Линя правителем «Владения Кыргыз». В середине I в. до н. э. часть кыргызов в составе гуннского войска попала на Енисей и обосновалась там. В 56 г. до н. э. кыргызы в союзе с динлинами добились независимости от гуннской империи. Так еще в I в.до н.э. кыргызы освоили основы государственности.
В V—VI вв. н. э. на территории Минусинской котловины появляются тюркоязычные выходцы из Западной Монголии и Восточного Туркестана. Китайские хроники именуют их гяньгунями (цзянь-гунями), а соседние тюркоязычные народы и сами пришельцы себя — кыргызами. Расселившись на Енисее, кыргызы подчинили себе все местные племена самодийской и кетской языковой принадлежности и создали свое государство — Кыргызский каганат. Во главе государства стоял верховный правитель, именовавшийся каган (по-кыргызски — ажо). В его руках сосредотачивалась вся государственная власть. Опорой власти ажо являлась дружина, состоящая из прославленных воинов-батыров. Кагану подчинялись беги, тарханы и другие представители скотоводческой знати. Иноэтничное население края находилось на положении кыштымов (данники) кыргызов.
На раннем этапе существования государства кыргызы находились в зависимости сначала от Первого, а затем от Второго Тюркского каганата. Они платили тюркам дань пушниной, железом и «оружием крайне острым». В начале VIII в. кыргызский правитель Барс-бег, ставший каганом, проводит успешную внешнюю политику, направленную на создание военно-политического союза против тюрков. Но тюрки направляют против него большую армию под руководством наследного принца Кюль-тегина и полководца Тоньюкука. Зимой 710—711 гг. тюркское войско прошло по снегу «глубиной в копье» через современный Ак-Довуракский перевал, спустилось по долине реки Оны к Абакану и напало на кыргызов во время сна, т. е. застало их врасплох. Кыргызское войско было разбито, Барс-бег пал в бою. Этот поход положил конец амбициям кыргызского кагана на господство в Саяно-Алтайском регионе. Тем не менее, тюрки передали власть в руки наследнику Барс-бега, сохранив преемственность кыргызской правящей династии.
После падения второго тюркского каганата его место на военно-политической арене Саяно-Алтая занял Уйгурский каганат. Окрепшее кыргызское государство пыталось освободиться от уйгурской зависимости. К концу VIII — началу IX в. относятся кыргызские посольства в Китай. Китайские императоры, обеспокоенные силой и влиянием варварского Уйгурского каганата, сделали ставку на интенсивно развивающееся Кыргызское государство. В письменных сношениях с кыргызским каганом император династии Тан всячески подстрекает кыргызов к войне с уйгурами и обещает помощь.
В начале IX в. Кыргызское государство обретает независимость, и его правитель объявляет себя каганом. В ответ уйгуры начинают в 820 г. войну с кыргызами, которая продолжалась с переменным успехом около 20 лет.
В 840 г. кыргызы воспользовались распрями, возникшими после смерти уйгурского кагана, и вторглись на их территорию. К ним присоединяется мятежный уйгурский полководец Кюлюг-Бага, вместе они захватывают уйгурскую столицу Орду-Балык и сжигают ее дотла. С этого события начинается эпоха кыргызского великодержавия. В результате победоносных походов кыргызы расширяют территорию своего каганата от Иртыша до Байкала и от Монголии до устья Ангары. По сообщению персидского источника, кыргызы «безжалостны, отличаются воинственностью… со всеми народами, которые находятся вокруг них, они воюют». В начале IX в. Кыргызское государство обретает независимость, и его правитель объявляет себя каганом. В ответ уйгуры начинают в 820 г. войну с кыргызами, которая продолжалась с переменным успехом около 20 лет.
Эпоха великодержавия характеризуется высоким уровнем культурного и экономического развития населения Кыргызского каганата. Развивается торговля с Китаем и арабскими странами. Широко распространяется грамотность на основе собственной рунической письменности. До наших дней сохранились многочисленные эпитафийные надписи на стелах, тексты разного содержания на курганных камнях, скалах и бытовых предметах.
В IX в. среди населения распространяются мировые религии — буддизм, манихейство, которые были восприняты частью знати.
Господство кыргызов в Центральной Азии длится до конца IX в. В начале X в. значительной частью этого региона уже владели монголоязычные племена. Окончательное вытеснение кыргызов из Центральной Азии произошло в XI—XII вв. под давлением расселявшихся в западном направлении монголоязычных племен кераитов и найманов. Кыргызы сохранили за собой только Туву и Минусинскую котловину.
Кыргызы имели свою письменность, определенная часть населения владела грамотой. В V веке письменность распространилась и среди енисейских кыргызов. В енисейских письменных памятниках насчитывалось 39 букв (пять из них гласные). Позднее у кыргызов эту систему переняло население Синего тюркского каганата, уйгуры, басмылы. Переработанный и дополненный кыргызский вариант этой письменности назвали «енисейским». Эта письменность стала широко известна в науке после обнаружения так называемых орхоно-енисейских каменных надписей (1896-1961). Аналогичные им надписи обнаружены в Таласе. Они, а также орхонские и енисейские письмена освещают события периода Тюркского каганата. В связи с этим их назвали «древнетюркским письмом». К настоящему времени известно более 200 каменных надписей. Некоторые ученые (Старленберг, Миссершмид), найдя большое сходство знаков этой древней кыргызской письменности с рунами — буквами алфавита, применявшегося народами Северной Европы, назвали ее руноподобной письменностью. В X веке значительная группа кыргызской молодежи обучалась в Северном Китае. Наиболее способных, образованных приглашали на придворную службу в другие страны. Так, один из китайских летописцев, рассказывая о буддийской религии в Тибете, отмечал, что там состоял на службе «человек из небольшого владетельного дома государства Кыргыз». Кыргызы широко пользовались своим письмом и оставили ряд ценных сведений о себе. Сохранившиеся до наших дней эпитафии (надмогильные надписи) на камнях, обнаруженные в Орхонской долине памятники Кюль-тегину, Бильге-кагану, Тоньюкуку, Барсбеку и другим, зафиксировали яркие исторические события и даты.
Енисейские письмена писались и читались справа налево.
Ученые высказывают разные мнения относительно того, на каком из тюркских наречий составлены указанные орхонские и енисейские тексты, так как различные по объему надписи посвящены тюркским каганам, кыргызам, уйгурам, кымакам и др. Енисейские и таласские тексты лаконичны, выполнены в форме причитаний по умершему, выбитые даты не идентифицируются. Орхонские надписи более объемны, содержат больше фактов. Например, эпитафия в честь батыра Кюль-тегина представляет собой своеобразную поэму. Подобные памятники возводились умершим родственниками, друзьями, в некоторых случаях за счет каганата.
Кыргызы пользовались письменностью в течение V-веков. Знаки орхоно-енисейского письма были удобны для нанесения на твердые предметы — камень, кирпич, дерево, металл и т. п. Среди тюркских народов средневековья кыргызы были сильным племенным объединением. Об этом повествует более 120 дошедших до нас орхоно-енисейских текстов, выбитых на камнях.
Этногенез кыргызского народа и его основные этапы:
Формирование кыргызского народа началось в глубокой древности (III в. до н.э.) и связано с территорией Восточного Туркестана и Западной Монголии;
В первой половине I тыс. кыргызы появляются на Енисее (Минусинская котловина), где смешиваются с местными племенами динлинов и образуют новую этническую общность – енисейские кыргызы. Возникает кыргызское государство, которое крепнет и начинает борьбу за гегемонию в Центральной Азии;
В IХ-Х вв., в эпоху «кыргызского великодержавия» енисейские кыргызы подчиняют себе Уйгурский каганат и расселяются по всей Центральной Азии от Байкала до Кашгарии и Тянь-Шаня;
В ХV в. алтайские кыргызы передвигаются на Тянь-Шань, смешиваются с тюрко-монголольскими племенами и становятся основой нового этнического образования – кыргызской народности, процесс формирования которой завершается на Тянь-Шане;
Дуальная система кыргызского народа (деление на правое и левое крыло) описана в летописи «Маджму ат-Таварих». Особенностью этой системы было то, что в нее еще входила группа ичкилик, которая представляла собой конгломерацию племен, присоединившихся к кыргызам на разных этапх истории.
Складыванию кыргызской народности способствовали следующие факторы:
Геополитический – кыргызским племенам необходимо было консолидироваться, чтобы выстоять в борьбе с потенциальными захватчиками их территорий;
Экономический – формирование у кыргызских племен единого типа хозяйства – полукочевого скотоводства вертикального типа, которое и отличает данный этнос от других;
Политический – переселение на новые территории и необходимость их защиты требовали этнического единства.
Центральная Азия в ХVI –ХIХ
В правление Тимура (Тамерлана) во второй половине XIV века Средняя Азия пережила новый расцвет. Удалось восстановить утраченные во время татаро-монгольского нашествия караванные пути. Самарканд превратился в столицу тимуридского государства, которое после смерти Тимура распалось в начале XV века на две части. С середины XV века начался этап раздробленности.
В конце XV века последними завоевателями—выходцами из степи явились узбекские Шейбаниды (собственно, они и дали название «узбек»). В первой половине XVI века начался распад государства Шейбанидов. Возникло Хивинское ханство. В 1740-х годах Бухара была завоёвана войсками правителя Ирана. В 1753 году во главе Бухарского ханства, ставшего впоследствии эмиратом, стал Мухаммед Рахим, основавший династию Мангыт, правившую Бухарским эмиратом вплоть до 1920 года. В начале XVIII века возникло также Кокандское ханство. В целом, XVII–XVIII веках для Средней Азии — это период экономического и культурного упадка, в том числе вследствие феодальных междоусобиц, а также по причине того, что сухопутные торговые пути, связывавшие Европу и Азию, после Великих географических открытий окончательно уступили в конкуренции морским торговым путям, контролируемым европейскими державами.
Кыргызстан и Кокандское ханство
Кокандское ханство возникло в Ферганской долине в 1709 г., выделившись в самостоятельный эмират из Бухарского ханства. Нуждаясь в территориях, людских и других ресурсах, Коканд начинает активную завоевательную политику против своих ближайших соседей – кыгызов и кыпчаков. Завоевание кыргызов проходило в два этапа: 1-й этап завоевание Южного Кыргызстана (в 1762 г кокандцы захватили Ош и Узген), 2-й этап – завоевание Северного Кыргызстана и Центрального Тянь-Шаня (1821-1831). Кокандцам удалось, несмотря на упорное сопротивление, относительно быстро завоевать кыргызов, потому, что кыргызские родо-племенные объединения были раздроблены и переживали междоусобицы.
Для кыргызов последствия завоевания были неоднозначными:
1. Родовая аристократия склонялась к сотрудничеству с кокандскими правителями, участвовала в борьбе за престол (Шерали-хан по материнской линии – кыргыз) и дворцовых интригах, занимая высокие посты в системе управления ханством (Алымбек-датка занимал пост визиря). Но Кокандское ханство было восточной монархией, с неограниченной властью хана и, несмотря на занимаемые высокие посты, положение кыргызской знати было очень неустойчивым. Это толкало их на восстания против хана.
2. Рядовые кочевники оказались под двойным гнетом – кокандских феодалов и собственных родоправителей. Основным налогом с кочевников был налог со скота – зякет (налог с головы скота). Земледельцы юга платили харадж (налог за землю) и танап (налог с бахчей и садов). Высокие налоги становились главной причиной участия простых людей в восстаниях против Кокандского ханства. Восстание 1873-1876 гг. под руководством Пулат-хана (Исхак Хасан уулу) приняло характер национально-освободительного движения.
Кыргызстан в составе России
Военно-политическая ситуация и опасность, угрожавшая кыргызам со стороны Цинского Китая и Кокандского ханства, подтолкнули их на поиск сильного союзника или защитника. Лидеры кыргызских родов в ХIХ в. видели таким союзником и покровителем Россию. Россия также была заинтересована в продвижении своих торговых путей на Восток. Первым посольство в Россию ко двору императрицы Екатерины II отправил глава племени сарыбагыш Атаке-бий Тынай уулу в 1785 г. Посольство возглавил Абдурахман Кучаков. Однако международная обстановка не позволила тогда России принять кыргызов в подданство.
В 1824-1825 гг. состоялся обмен посольствами между северными кыргызскими племенами и Россией. Российские послы присутствовали на курултае, где в очередной раз прозвучало желание кыргызов принять российское подданство. И опять международная ситуация (Европа после наполеоновких войн) и внутренне положение России (смерть Александра I и восстание декабристов) отвлекли Россию. Зато Кокандское ханство поспешило с завоеванием Северного Кыргызстана.
В 1855 г. глава племени бугу Боромбай-бий становится инициатором принятия присяги на российское подданство в Омске. Текст присяги от имени всех бугинцев читал Качибек Шералин. В 1862 году, подняв восстание против кокандцев в Чуйской долине, российское подданство принял манап Байтик Канаев. В 1863-1867 гг. северные кыргызы и кыргызы Центрального Тянь-Шаня приняли российское подданство. Большую роль в этом сыграл и глава сарыбагыш Шабдан Джантаев.
Юг Кыргызстана оставался в составе Кокандского ханства, с которым Россия после взятия Ташкента подписала договор о вассальной зависимости. Причина сохранения Кокандского ханства в урезанном виде – политическая ситуация на Ближнем Востоке и противостояние интересов России и Англии. В этой ситуации Коканд играл роль буфера между Россией и противниками ее продвижения на Восток. В начале 70-х годов ХIХ в. международное положение России, пошатнувшееся после Крымской Войны, укрепилось. И после того, как Россия подавила крупнейшее восстание против последнего кокандского хана Худояра, император Александр II издал указ от 19 февраля 1876 г. о присоединении всей территории Кокандского ханства к России. Однако, горные районы оказали сопротивление под руководством сыновей Курманджан-датки. Но после ряда успешных военных операций генерала М.Д.Скобелева, «алайская царица» признала присоединение памиро-алайских кыргызов к России. Территориально Кыргызстан вошёл в состав Туркестанского генерал-губернаторства.
Последствия присоединения Кыргызстана к России неоднозначны: с одной стороны, кыргызы освободились от феодального гнета Кокандского ханства и вошли в состав более развитого в политическом, экономическом и культурном отношении государства. С другой стороны, Кыргызстан стал колонией России.
Глоссарий
- Андроновцы — культурно-историческая общность многочисленных родственных европеоидных племен. Это название они получили по месту нахождения оставленных ими памятников – у села Андроново Ужурского района (Красноярский край, Россия).
- Социокульту́рный – обусловленный социальными и культурными причинами.
- Сюзере́н - крупный земельный собственник-феодал, являвшийся государем по отношению к зависевшим от него вассалам.
- Тенгриантство - религия тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, основанная на культе Тенгри – обожествленного неба, который сложился примерно в V – III веке до н.э. Кроме Тенгри почиталась богиня Умай, которая олицетворяла земное начало.
- Экстенси́вный - направленный в сторону только количественного увеличения, а не в сторону улучшения качества. Экстенсивное животноводство - животноводство, в котором рост продукции достигается за счет увеличения поголовья сельскохозяйственных животных, расширения территорий выпаса и т.п.
Полезные ссылки
Бибилиография:
- «Мир кочевников-скотоводов»,Барфильд Т. М.,2002.
- «Кочевая альтернатива социальной эволюции»,Барфильд Т. М.,2002.
- «Восточный Туркестан в системе цивилизаций Востока и Запада»,Исхаков Г. М. Алма-Ата, 1989. Т. 1.
- «Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций»,Исхаков Г. М. Алма-Ата, 1989. Т. 1.
- «Степные империи Евразии»,Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. СПб., 1994.
- «Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе»,Хазанов А. М. М., 2002.
- «Кочевая альтернатива социальной эволюции»,Хазанов А. М. М., 2002.
Жилища типа юрт были у многих народов центральной Азии, Монголии и Сибири, для которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятием. Юрты есть у казахов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев, калмыков, монголов.
раздвижные стенки юрты - кереге;
купольные жерди - уук;
деревянный круглый обод, опора для крыши юрты - тундук;
жерди, укрепленные над дверью, - эшик уук (их 3-4) - короче остальных, поскольку один конец их укреплялся на верхней перекладине дверной рамы (баш босого), расположенной выше стен юрты;
шест с развилкой (бакан). Эти жерди подпирают покров дымового круга, защищающего очаг от сильного дождя и снега;
войлок для покрытия юрты - туурдук.