БИЛИМ БУЛАГЫ

KR

Дүйнөлүк адабият: Жазуучунун өнөрканасы — различия между версиями

(Новая страница: «{{Якорь|Начало}} <div class="row mir-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content --> <div class="cutok">#Что говори…»)
 
Строка 1: Строка 1:
 
{{Якорь|Начало}}
 
{{Якорь|Начало}}
 
<div class="row mir-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content -->
 
<div class="row mir-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content -->
<div class="cutok">[[#Что говорит заглавие|Что говорит заглавие]] [[#Загадка сюжета|Загадка сюжета]] [[#Художественная  речь|Художественная  речь]] [[#Азбука народной мудрости|Азбука народной мудрости]]</div>
+
<div class="cutok">[[#Аталыш эмнени айтып турат |Аталыш эмнени айтып турат]] [[#Сюжеттин табышмагы|Сюжеттин табышмагы]] [[#Көркөм сөз |Көркөм сөз]] [[#Элдик даанышман ойлор|Элдик даанышман ойлор ]]</div>
 
{{left|[[file:Osnps.jpg|170px|Джамиля]]}}  
 
{{left|[[file:Osnps.jpg|170px|Джамиля]]}}  
Что такое художественная литература? Когда и как она появилась и  каковы ее особенности? В чем отличие народной сказки от литературной? Почему литература считается искусством, а писатели особенными людьми? В чем магия ее воздействия на человека и секрет ее долговечности?   Поговорки, пословицы, мудрые мысли, цитаты, крылатые слова, правдивые и меткие высказывания о жизни.
+
Көркөм адабият деген эмне? Ал качан жана кантип пайда болгон жана анын өзгөчөлүктөрү кандай? Элдик жомоктордун адабияттан айырмасы эмнеде? Эмне үчүн адабият искусство, ал эми жазуучулар өзгөчө адамдар деп эсептелинет? Анын адамга таасирин тийгизген сыйкыры жана түбөлүктүүлүгүнүн сыры эмнеде? Жаңылмачтар, макалдар, даанышман ойлор, цитаталар, учкул сөздөр, турмуш тууралуу акыйкат жана таамай сөздөр.
  
'''Этот раздел приглашает вас прикоснуться к секретам художественного слова, фольклорного и литературного, и помогает  раскрыть писательское мастерство разных авторов.'''   
+
'''Бул бөлүм сизди көркөм сөздүн, фольклордун жана адабияттын сырларына жакындатып жана ар кандай авторлордун жазуучулук чеберчилигин ачып берүүгө көмөктөшөт.'''   
  
 
<ul class="example-orbit" data-orbit data-options="animation:slide; pause_on_hover:true;animation_speed:500;navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;">
 
<ul class="example-orbit" data-orbit data-options="animation:slide; pause_on_hover:true;animation_speed:500;navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;">
Строка 34: Строка 34:
 
</ul>
 
</ul>
  
== Что говорит заглавие ==
+
== Аталыш эмнени айтып турат  ==
  
 
<div class="large-12 left mtop">  
 
<div class="large-12 left mtop">  
Строка 49: Строка 49:
 
</div>
 
</div>
  
'''ЗАГЛАВИЕ''' — название, наименование литературного произведения.  
+
'''АТАЛЫШ''' — аталыш, адабий чыгарманын аталышы.  
  
Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя (тогда он может быть назван заглавным), например: "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Обломов" И.А. Гончарова, “Джамиля” Ч. Айтматова, либо главная мысль произведения, обозначение основного конфликта и т. п., например, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева.
+
Адатта чыгарманын аталышы башкы каармандын атынан  (анда ал башкы болуп аталат ), мисалы: А.С. Пушкиндин "Евгений Онегин", И.А. Гончаровдун "Обломов", Ч. Айтматовдун “Жамила”, же чыгарманын негизги маңызы, башкы конфликтти белгилеп көрсөтүү ж.б., үчүн аталат,  мисалы, А.С. Грибоедовдун "Акылдан азап", И.С. Тургеневдин "Аталар жана балдар".
  
Заглавие  может быть изменено самим автором в процессе работы над произведением  (заглавие романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстой менял до публикации трижды: "Три поры", "Все хорошо, что хорошо кончается", "Война и мир") или подвергнуться цензуре: "Мёртвые души" Н.В. Гоголя вышли под заголовком "Похождения Чичикова, или Мёртвые души".
+
Чыгарманын аталышы автор тарабынан чыгарманын үстүндө иштөө процессинде өзгөртүлүшү мүмкүн («Согуш жана тынчтык» роман-эпопеясынын аталышын Л.Н. Толстой жарыялаганга чейин үч жолу өзгөрткөн: "Үч мезгил", "Жакшы бүтсө, баары жакшы", "Согуш жана тынчтык") же  цензурага туш болуп өзгөрүшү мүмкүн: Н.В. Гоголдун "Өлүү жандары" "Чичиковдун жоруктары, же Өлүү жандар" деген ат менен чыккан.
 
</div>
 
</div>
  
Строка 60: Строка 60:
  
 
{{left|[[Файл:Bunin1.jpg|thumb|90px|]]}}  
 
{{left|[[Файл:Bunin1.jpg|thumb|90px|]]}}  
''Заглавие — это зёрнышко, из которого для читателя вырастает всё целое творение автора. Оно может прямо отражать то, о чём говорится в тексте, или передавать его скрытый смысл, заключать в себе иронию или эффект обманутого ожидания, сопоставлять или противопоставлять персонажей произведения и т. д. Заглавие — всего лишь частичка текста, но несёт в себе как бы весь текст целиком.''  
+
''Аталыш – бул окурман үчүн автордун жараткандары өсүп чыгуучу урук. Ал текстте эмне жөнүндө айтылса, ошонун бардыгын түз чагылдыра алат, же анын жашыруун маанисин ачып берип, өзүнө алданып калган күтүүлөрдүн ирониясын же эффектисин камтып, чыгарманын каармандарын салыштырып же карама-каршы коёт ж.б. Аталыш – тексттин кичинекей бир бөлүгү, бирок өзүнө тексттин бардыгын көтөрүп турган сыяктуу.''  
 
(И. А. Бунин)
 
(И. А. Бунин)
  
  
{{right|[[Файл:Robinson.jpg|thumb|210px|Обложка книги "Робинзон Крузо"]]}}  
+
{{right|[[Файл:Robinson.jpg|thumb|210px| "Робинзон Крузо" китебинин тышкы мукабасы]]}}  
'''Заглавие''' - это первое, с чем встречается читатель, с чего начинается у него знакомство с книгой. Когда-то давно, в XVI—XVIII веках, заглавия строились так, чтобы кратко передать содержание всего произведения. Длинные и обстоятельные заглавия были очень похожи на то, что мы сейчас называем аннотацией*.  Вот пример. Книга Даниеля Дефо*, которую мы привыкли называть "Приключения Робинзона Крузо" или просто "Робинзон Крузо", на самом деле имеет гораздо более длинное заглавие: "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим".
+
'''Аталыш''' – бул окурман алгач кездешүүчү, анын китеп менен таанышуусу ушундан баштала турган нерсе. Качандыр бир  XVI-XVIII кылымдарда, аталыш бүт чыгарманын мазмунун кыскача айтып бере тургандай жазылчу. Узун жана кенен жазылган аталыштар азыр биз аннотация деп атаганга окшош*.  Мына мисалы үчүн Даниель Дефонун китеби* "Робинзон Крузонун курч окуялары" же жөн гана "Робинзон Крузо" деп атаганга көнүп калганбыз. Чындыгында аталышы бир топ узун: "Йорктук моряк, Американын жээктериндеги, улуу Ориноко дарыясынын куймаларына жакын, кеме кыйрап, деңиз каракчылары күтүүсүздөн бошотоюн деген учурда, андан башка кемедегилердин бардыгы, каза таап, эл жашабаган аралда жыйырма сегиз жыл жападан жалгыз жашаган Робинзон Крузонун  турмушу, адаттан тыш жана таң калыштуу курч окуялары. Аны өзү жазып калтырган".
  
  
  
{{left|[[Файл:Ps4.jpg|thumb|300px|]]}} Постепенно, с развитием литературы как искусства слова, заглавия сокращались, и теперь они сообщают о содержании книги в одном-двух словах: «Недоросль», «Ревизор», "Дубровский", "Отцы и дети", "Преступление и наказание", "Обрыв", "Война и мир" и т.д. Может быть, заглавия стали простой формальностью? Нет. Писатели, зная, что читатель всегда обращает внимание на эту часть текста и ждет от нее определенной информации, стали использовать возможности заголовков не "в длину", а, так сказать, "в глубину": помещать в название книги второстепенные детали, делать заглавие метафорой или символом - вообще всячески подчеркивать его смысловую нагрузку.
+
{{left|[[Файл:Ps4.jpg|thumb|300px|]]}} Акырындап сөз искусствосу катары адабияттын өнүгүшү менен чыгарманын аталышы кыскарып, эми китептин мазмуну тууралуу бир-эки сөз менен маалымат берип турат: «Кемпай», «Текшерүүчү», "Дубровский", "Аталар жана балдар", "Кылмыш жана жаза", "Үзүлүү", "Согуш жана тынчтык" ж.б. А балким чыгарманын аталышы жөн гана формалдуулук эмеспи? Жок. Жазуучулар окурман тексттин бул бөлүгүнө өзгөчө көңүл буруп, андан белгилүү бир маалымат күтө тургандыгын билүү менен чыгарманын аталышын «узундугуна» эмес «тереңдигине» маани беришет: китептин атына экинчи катардагы деталдарды берип же, метафора же символ менен атап, дегеле анын маанилик жүгүн баса белгилешет.
 
<div class="large-12 left mtop">  
 
<div class="large-12 left mtop">  
А что в поэзии? Как вы уже знаете, в поэзии все факты языка и любые "мелочи" формы становятся значимыми. Это относится и к заглавию - и даже в том случае, если его... нет. Отсутствие заглавия - это своего рода сигнал: "Внимание, сейчас вы будете читать стихотворение, в котором так много разных ассоциаций, что их нельзя выразить каким-то одним словом..." Отсутствие заглавия говорит о том, что ожидается текст, насыщенный ассоциациями, неуловимыми для определения.
+
Поэзияда кандай? Сиздер билгендей поэзияда тилдин бардык фактылары жана  форманын бардык «майда-чүйдөсү»  мааниге ээ болот. Бул чыгарманын аталышына да тиешелүү, ал тугай аталышы жок учурда да. Аталыштын жоктугу, бул өзүнчө коңгуроо сыяктуу: «Көңүл бургула, кандайдыр бир сөз менен туюндурууга.
 
</div>
 
</div>
  

Версия 10:01, 28 июня 2018

Джамиля

Көркөм адабият деген эмне? Ал качан жана кантип пайда болгон жана анын өзгөчөлүктөрү кандай? Элдик жомоктордун адабияттан айырмасы эмнеде? Эмне үчүн адабият искусство, ал эми жазуучулар өзгөчө адамдар деп эсептелинет? Анын адамга таасирин тийгизген сыйкыры жана түбөлүктүүлүгүнүн сыры эмнеде? Жаңылмачтар, макалдар, даанышман ойлор, цитаталар, учкул сөздөр, турмуш тууралуу акыйкат жана таамай сөздөр.

Бул бөлүм сизди көркөм сөздүн, фольклордун жана адабияттын сырларына жакындатып жана ар кандай авторлордун жазуучулук чеберчилигин ачып берүүгө көмөктөшөт.

  • Как идея превращается в книгу

    Как идея превращается в книгу

  • О книге судят по обложке

    О книге судят по обложке

  • Шекспир вечен

    Шекспир вечен

  • Возраст им не помеха

    Возраст им не помеха

Аталыш эмнени айтып турат

  • Джамиля
  • Джамиля

АТАЛЫШ — аталыш, адабий чыгарманын аталышы.

Адатта чыгарманын аталышы башкы каармандын атынан (анда ал башкы болуп аталат ), мисалы: А.С. Пушкиндин "Евгений Онегин", И.А. Гончаровдун "Обломов", Ч. Айтматовдун “Жамила”, же чыгарманын негизги маңызы, башкы конфликтти белгилеп көрсөтүү ж.б., үчүн аталат, мисалы, А.С. Грибоедовдун "Акылдан азап", И.С. Тургеневдин "Аталар жана балдар".

Чыгарманын аталышы автор тарабынан чыгарманын үстүндө иштөө процессинде өзгөртүлүшү мүмкүн («Согуш жана тынчтык» роман-эпопеясынын аталышын Л.Н. Толстой жарыялаганга чейин үч жолу өзгөрткөн: "Үч мезгил", "Жакшы бүтсө, баары жакшы", "Согуш жана тынчтык") же цензурага туш болуп өзгөрүшү мүмкүн: Н.В. Гоголдун "Өлүү жандары" "Чичиковдун жоруктары, же Өлүү жандар" деген ат менен чыккан.

Заглавие и заголовок
Заглавие и заголовок


Bunin1.jpg

Аталыш – бул окурман үчүн автордун жараткандары өсүп чыгуучу урук. Ал текстте эмне жөнүндө айтылса, ошонун бардыгын түз чагылдыра алат, же анын жашыруун маанисин ачып берип, өзүнө алданып калган күтүүлөрдүн ирониясын же эффектисин камтып, чыгарманын каармандарын салыштырып же карама-каршы коёт ж.б. Аталыш – тексттин кичинекей бир бөлүгү, бирок өзүнө тексттин бардыгын көтөрүп турган сыяктуу. (И. А. Бунин)


"Робинзон Крузо" китебинин тышкы мукабасы

Аталыш – бул окурман алгач кездешүүчү, анын китеп менен таанышуусу ушундан баштала турган нерсе. Качандыр бир XVI-XVIII кылымдарда, аталыш бүт чыгарманын мазмунун кыскача айтып бере тургандай жазылчу. Узун жана кенен жазылган аталыштар азыр биз аннотация деп атаганга окшош*. Мына мисалы үчүн Даниель Дефонун китеби* "Робинзон Крузонун курч окуялары" же жөн гана "Робинзон Крузо" деп атаганга көнүп калганбыз. Чындыгында аталышы бир топ узун: "Йорктук моряк, Американын жээктериндеги, улуу Ориноко дарыясынын куймаларына жакын, кеме кыйрап, деңиз каракчылары күтүүсүздөн бошотоюн деген учурда, андан башка кемедегилердин бардыгы, каза таап, эл жашабаган аралда жыйырма сегиз жыл жападан жалгыз жашаган Робинзон Крузонун турмушу, адаттан тыш жана таң калыштуу курч окуялары. Аны өзү жазып калтырган".


Ps4.jpg
Акырындап сөз искусствосу катары адабияттын өнүгүшү менен чыгарманын аталышы кыскарып, эми китептин мазмуну тууралуу бир-эки сөз менен маалымат берип турат: «Кемпай», «Текшерүүчү», "Дубровский", "Аталар жана балдар", "Кылмыш жана жаза", "Үзүлүү", "Согуш жана тынчтык" ж.б. А балким чыгарманын аталышы жөн гана формалдуулук эмеспи? Жок. Жазуучулар окурман тексттин бул бөлүгүнө өзгөчө көңүл буруп, андан белгилүү бир маалымат күтө тургандыгын билүү менен чыгарманын аталышын «узундугуна» эмес «тереңдигине» маани беришет: китептин атына экинчи катардагы деталдарды берип же, метафора же символ менен атап, дегеле анын маанилик жүгүн баса белгилешет.

Поэзияда кандай? Сиздер билгендей поэзияда тилдин бардык фактылары жана форманын бардык «майда-чүйдөсү» мааниге ээ болот. Бул чыгарманын аталышына да тиешелүү, ал тугай аталышы жок учурда да. Аталыштын жоктугу, бул өзүнчө коңгуроо сыяктуу: «Көңүл бургула, кандайдыр бир сөз менен туюндурууга.

Ps5.jpg


В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой! В часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой...

(А.С.Пушкин)


Загадка сюжета

Ps7.jpg

СЮЖЕ́Т (от франц. sujet - предмет), развитие действия, ход событий в эпических и драматических произведениях, иногда и в лирических. Сюжет – это то, что можно пересказать или проиллюстрировать. О сюжете вы узнаете, если спросите: «О чем книга? Что является предметом изображения в книге?». В ответ вы услышите перечисление поступков героев произведения и происходящих в их жизни событий. Это и есть сюжет.


Схема: этапы развития сюжета
Схема: этапы развития сюжета
  • Sl1.png
  • Sl2.png
  • Sl3.png
  • Sl4.png
  • Sl5.png
  • Sl6.png


Архетипы сюжетов
Лилия Черная

В литературе архетип — это часто повторяющийся образ или сюжет в романах, повестях, рассказах и фольклорных произведениях.
Это своего рода литературная модель, несущая в себе понятный читателю смысл.

Ps10.png
Наиболее распространенные сюжеты в литературе можно представить в списке:

— Далекая дорога — герои должны проделать некий путь, попадая в разные интересные ситуации.
— Преследование или побег — герой ловит кого-то или скрывается от кого-то.
— Спасение героя — героя наказывают, а он спасается.
— История падения или возвышения — принцы становятся нищими, а нищие — принцами, ребенок вырастает в великолепного человека или в негодяя.
— Месть — герой мстит обидчикам.

Ps11.png

— Любовь — люди встречаются, люди влюбляются…
— Столкновение интересов — выжить должен один.
— Искушение — героя что-то искушает, он сознательно идет дорогой сладкой гибели.
— Немного жертвенности — герой жертвует чем-нибудь ценным (жизнью, рассудком) во имя кого-нибудь или чего-нибудь.
— Познание — герой исследует и познает нечто.
Повторяющиеся сюжетные линии прослеживаются в классических произведениях мировой литературы. Особенно ярко это проявляется в произведениях выдающихся писателей, чье творчество традиционно относят к подлинно народному. Таковыми, в частности, являются такие гении мировой словесности как Пушкин, Толстой, Шекспир. Фактически любой сюжет вписывается в вышеперечисленные архетипы, при этом часто сразу в несколько. ( См. раздел “Я писатель. Сказочный конструктор”).

Некоторые сюжеты современной фантастики

Считается, что это сюжетные ходы пользуются наибольшей популярностью у писателей.

Ps12.png

1. БЕССМЕРТИЕ
Это различные варианты сюжетов, в которых фигурируют бессмертные герои, бессмертные злодеи либо бессмертие является объектом вожделения конфликтующих сторон. Одним из самых распространенных драматических мотивов здесь будет противопоставление бессмертного героя смертному миру. Иногда драматическое желание персонажа избавиться от своей ноши.
Примеры: Роджер Желязны «Князь Света»; Нил Стивенсон «Барочный цикл»; Сергей Лукьяненко «Линия Грез».
Степень распространенности: средняя.


2. ВТОРЖЕНИЕ «ЧУЖИХ»

Ps13.png

Отправной точкой для классического инопланетного варианта этого сюжета стоит считать знаменитый роман Герберта Уэллса «Война миров». Однако не стоит забывать, что в широком смысле под «чужими» можно понимать не только представителей инопланетного разума. По большому счету, данный мотив лежит в основе любого произведения о войне, где одна нация нападает на владения другой.
Этот вид сюжетов – уже готовая основа для фантастического боевика любого направления и антуража.
Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Герберт Уэллс «Война миров»; Сергей Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки»
Степень распространенности: средняя.


Ps14.png

3. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МУТАЦИИ
Тема, к которой в разное время обращалось и продолжает обращаться огромное количество авторов. Данная тематика успела породить целый пласт в индустрии развлечений: все эти многочисленные комиксы, фильмы и книги о супергероях – все это существует уже более полувека и продолжит успешно существовать. Перед нами один из первостепенных мотивов в развитии современной фантастической прозы.
Примеры: Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»; Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»; Фрэнк Герберт «Хроники Дюны».
Степень распространенности: высокая.


Ps15.png

4. ЗВЁЗДНЫЙ КОВЧЕГ
Произведения сюжетного направления «звездный ковчег» относятся к научной фантастике. Главным мотивом здесь будут являться взаимоотношения внутри группы, оказавшейся по воле случая на борту корабля. Или же невероятные приключения команды этого ковчега в далеких галактиках.
Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Роберт Хайнлайн «Пасынки Вселенной»; Вячеслав Рыбаков «Доверие».
Степень распространенности: низкая.


Ps16.png

5. ИЗОБРЕТЕНИЯ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Еще один бесконечный сюжет, который будет давать пищу для размышлений и новых книг еще целые столетия. Ведь технический прогресс не остановить – каждый год появляется что-то новое, а уж как прогрессирует на этой почве фантазия авторов – об этом и говорить не стоит! Так что на страницах книг с завидной регулярностью появляются и будут появляться все новые и новые изобретения, рождающие новые сюжеты, а подчас и целые направления в литературе. Так что потенциал у этого направления самый что ни на есть высокий.
Примеры: Стивен Кинг «Долгий джонт»; Александр Беляев «Голова профессора Доуэля».
Степень распространенности: высокая.


6. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Ps17.png

Это сюжетное ответвление является, по сути, дочкой предыдущего. Разнообразные истории о роботах, киборгах и прочих носителях искусственного разума приобрели такую популярность, что их уже сейчас приходится выделять как отдельное сюжетное направление. Подобные истории несут в себе очень интересный драматический потенциал. Взаимоотношения наделенного разумом (пусть и искусственным) робота с людьми, не считающими его за равного, – это весьма благодатная основа для множества художественных конфликтов.
Примеры: Айзек Азимов «Двухсотлетний человек»; Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений».
Степень распространенности: средняя.


7. КВЕСТ (В ПОИСКАХ ЧЕГО-ЛИБО)

Ps18.png

Квест – самый распространенный сюжетный ход всех времен и народов. Начиная от мифов античного мира с их поисками золотого руна и похищенных красавиц, заканчивая трилогией Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Квестовый сюжет очень близок по своей природе к сюжетам народных сказок. В основу всего действа положены поиски пропавшего, либо трудный и полный опасностей поход за тридевять земель. Квесты будут еще долгие годы увлекать все новые и новые поколения читателей и из моды не выйдут. Тем более что они прекрасно сочетаются с любыми другими фантастическими допущениями.
Примеры: Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»; Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»; Льюис Кэрролл «Алиса».
Степень распространенности: чрезвычайно высокая.


Конфликт в литературном произведении

Схема: четыре типа конфликта
Схема: четыре типа конфликта


Художественная речь

Ким Кён Ток

Художественная речь — речь художественных произведений. Художественная речь каждым словом, конструкцией реализует авторский замысел и раскрывает содержание произведения. Язык при этом выступает одновременно и как средство изображения и как предмет изображения: автор, с одной стороны, пользуется им для описания событий, людей и предметов, а с другой стороны, вместе с читателями размышляет над языковыми особенностями речи героев.

Особенности художественной речи

Говоря о художественной речи, употребляют понятие «художественный стиль» речи. Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста, создание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета, выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Так информация из художественного мира связывается с действительностью и миром читателя.

Схема «Художественная речь»
Схема «Художественная речь»
Что такое тропы?

Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка (тропы), постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой носитель языка пригоршнями может брать несметные драгоценности.

«Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение» ( А. Блок).

Тропы - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Схема. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Мастерство слова
И. Ильин

«Как возникло, как созрело написанное?...Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал,— надеялся и отчаивался. ... И вот он начал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда — всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием…»
И. Ильин

Мастером слова считается писатель Ю. Олеша. «Называтель вещей» – так говорил он о себе. Писатель А. Крестинский, рассказывая о детских впечатлениях о сказке «Три толстяка» обращает внимание на мастерство Ю. Олеши: сравлнения и метафоры, которые тот использует:« …вслушайтесь, всмотритесь, представьте:

Hr6.jpg
  • «Исковерканный дуб скрипел, как качели...»
  • Шпоры графа Бонавентуры «походили на кометы...»
  • Мускулы у силача Лапитупа «ходили под кожей, точно кролики, проглоченные удавом...»
  • У Тибула, перекрашенного в негра – «ноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца...»
  • «Бомбы разрывались, как кусочки ваты...»
Hr7.png
* Три Толстяка «сопели так сильно, что на веранде раскрывалась и закрывалась стеклянная дверь...» А когда Толстяки кричали, казалось, будто ломают щепки...
  • А разве не замечательно вот это: урок танцев в доме у Раздватриса. Кружатся пары. Их так много, словно варится пестрый суп. Раздватрис исполняет в этом супе роль ложки....
  • Я зачерпнул из сказки почти наугад, а смотрите, сколько драгоценностей оказалось на ладони!»…


А.П. Чехов – мастер детали.
О’ Генри – мастер неожиданных развязок.
И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Пейзаж в произведениях И.С. Тургенева не просто описание природы, окружающей человека, - это ключ к характеристике персонажа.
Марк Твен – мастер комического диалога.
Л.Н. Толстой — мастер психологического портрета.



Азбука народной мудрости

Citatamudrost.jpg
Citatamudrost.jpg

Народная мудрость: пословицы, поговорки, сказки, цитаты и афоризмы великих людей, — что это? Случайно подмеченные законы Вселенной или, может быть, опыт поколений? И в том и в другом случае все они оправданы самой жизнью. И если хотя бы изредка задумываться над этой вековой мудростью, то можно многому научиться.

Сказка – ложь?

Народные сказки – своеобразный вид устной приключенческой литературы. Эти сказки созданы не писателями, а народом. Они передавались из уст в уста на протяжении столетий и дошли до нас благодаря искусству талантливых рассказчиков.

Az9.jpg
Az9.jpg

Повествуя о жизни народа, сказки запечатлевают взаимоотношения людей, высмеивают пороки общества, встают на защиту угнетенных и обездоленных, выражают мечты народа о справедливости, о торжестве добра над злом.

Сколько сказок на земле? Тысячи.
У каждого народа они есть, у каждого времени.

  • Народные и авторские сказки
    Народные и авторские сказки
  • Автор стихотворения: Николаева Полина
    Автор стихотворения: Николаева Полина

Сказка – самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов. По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций.

Az5.jpg
В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору? Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь. Этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Иллюстрация к сказке «Золушка»
Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней.


В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно – только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

Главные отличия
Таблица различий

К середине 19 века авторская сказка стала больше похожа на повести и новеллы, например, произведения Л. Кэрролла, О. Уайльда, Л. Толстого, А. Погорельского.

О пословицах и поговорках

“Пословица к слову молвится”- умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Знание пословиц и поговорок обогащает, делает нас более внимательными к слову, к родному языку, развивает память.

  • Разница между пословицей и поговоркой
    Разница между пословицей и поговоркой
  • Народная мудрость
    Народная мудрость

Пословицы воспитывают в человеке любовь к Родине, к труду, раскрывают характер взаимоотношений между людьми; осуждают глупость, лень; восхваляют ум, трудолюбие, скромность. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Следуя за пословицами, мы можем быть уверены, что поступаем правильно. Недаром говорят: «Как пословица говорит, так и действуй».

О притчах

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.


Заключение
Узнавать о книгах что-то новое и интересное - всегда приятно и увлекательно. Давайте делать это вместе!


Глоссарий:
  • Аннотация (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращенный») — краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. (Википедия)
  • Заглавие - название книги, какого-н. литературного, музыкального произведения или части его; заголовок. Заглавие книги. Роман вышел под громким заглавием. (Толковый словарь Ушакова)
  • Даниель Дефо́ — английский писатель и публицист (1660г -1731г). Известен главным образом как автор «Робинзона Крузо».
  • Иван Алексеевич Бунин – русский писатель (1870г – 1953г)
Библиография
  • Джоан Элиот. Мировая литература в инфографике.: Питер. Москва. Санкт-Петербург. Нижний Новгород. Воронеж. Киев-Екатиренбург. Самара. Минск. 2017
  • Сорокин Ю.А. Почему живут и умирают книги? – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
  • Наровчатов С. С. Лирика Лермонтова. – М.: Художественная, литература, 1969. – 104 с.
  • Новиков Л.А. Искусство слова. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.
  • Е. В. Скударь. Название (заглавие) литературного произведения. Размышления редактора // Вестник Московского университета – Серия 10. Журналистика. – № 2. – 2011. – C. 61-68.
  • Сутеев В. Сказки и картинки. М., 2002.
  • Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. Свердловск, 1992.
Полезные ссылки


Проверьте себя

Что за страна изображена на карте? Где находятся города и поселки, отмеченные на ней? Каковы особенности жителей, проживающих в этих местах? Назовите самых известных из них.

0 1755a1 8d4a6266 orig.jpg


Ответ

«Гринландия», «Земля Грина» – так была названа эта страна критиком К. Зелинским. Ее не отыщешь ни на одной географической карте мира, и все-таки она знакома тем, кто хоть однажды открыл томик писателя Александра Степановича Грина. Грин придумал эти моря, острова, проливы... На страницах своих книг он выстроил города со странными экзотическими названиями.
Журналист Э. Арнольди вспоминал, как однажды Грин в беседе с ним описал дорогу, ведущую из Зурбагана. Описание это было очень четким, подробным. Грин упоминал о поворотах, подъемах, спусках, указывал на ориентирующие предметы. Он рассказывал о своей стране так, будто бывал там не раз, а сейчас перед ним лежала ее карта.
Ассоль, мечтательница, ждущая корабль с алыми парусами (повесть «Алые паруса»), Друд –человек, который может летать («Блистающий мир»), рудокоп Стиль, построивший свой поселок, в котором «…красивые резные балконы, вьющаяся заросль цветов среди окон с синими и лиловыми маркизами; шкура льва; рояль, рядом ружье; смуглые и беспечные дети с бесстрашными глазами героев сказок; тоненькие и красивые девушки с револьвером в кармане и книгой у изголовья и охотники со взглядом орла, — что вам еще?! Казалось, эти люди сошлись петь» («Сердце пустыни»). А. Грин на страницах своих произведений населил эту страну сильными, мужественными людьми – охотниками, путешественниками, моряками, мечтателями.

7 тайн знаменитых книг
  1. Гамлет
    Первый перевод «Гамлета» на русский язык выполнил писатель Александр Сумароков и озаглавил его «Омлет, принц Датский».
  2. Если вы считаете, что чтение детективов — занятие бесполезное, история повести Агаты Кристи «Вилла «Белый конь» докажет вам обратное.
    Вилла Белый конь
    Приведенное в повести описание действия опасного яда таллия несколько раз спасало людям жизнь. В 1977 году в одну больницу Лондона поступила девочка, заболевшая загадочной болезнью. Одна медсестра, прочитавшая книгу, поняла, что это типичный случай отравления таллием. Девочку спасли.
  3. Название романа «451 градус по Фаренгейту» было выбрано потому, что якобы при этой температуре самовоспламеняется бумага.
    451
    На самом деле бумага самовозгорается при температуре чуть выше 450 градусов по Цельсию. По признанию Брэдбери, ошибка была вызвана тем, что при выборе названия он консультировался со специалистом из пожарной службы, который и спутал температурные шкалы.
  4. Хоббит
    В 1965 году «Хоббита» Дж.Р.Толкина впервые издали в США в мягкой обложке. Иллюстратор обложки Барбара Ремингтон совершенно не читала текст. В результате на обложке книги появились лев, два страуса эму и непонятные деревья с луковичными розовыми фруктами.
  5. Свою первую книгу «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг закончила в 1995 году.
    Поттер
    Литературный агент, который согласился ее представлять, посылал рукопись в 12 издательств, но везде ее отклонили. Только через год рукопись была принята маленьким лондонским издательством Bloomsbury, хотя его главный редактор даже после одобрения книги был уверен, что Роулинг не заработает много на детских книгах, и советовал ей найти постоянную работу.
  6. Стрекоза и муравей
    В басне Крылова «Стрекоза и муравей» есть строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Однако известно, что стрекоза не издает звуков. Дело в том, что в то время слово «стрекоза» служило обобщенным названием для нескольких видов насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик.
  7. Стрекоза и муравей
    Внучка писателя Валентина Катаева рассказывала, как ее подружке в школе задали написать сочинение о том, что именно Катаев вложил в образ Вани из повести «Сын полка». Подружка пришла к Катаевым в гости и спросила об этом самого писателя, взяв его слова за основу своей работы. В итоге за сочинение она получила тройку с минусом с комментарием, что Катаев думал совсем о другом.
Самые короткие рассказы
  1. Известный американский писатель-фантаст Фредерик Браун сочинил самую короткую страшную историю из когда-либо написанных:
    «Последний человек на Земле сидел в комнате. В дверь постучали…»
  2. Американский писатель О. Генри победил конкурс на самый короткий рассказ, который имеет все составляющие традиционного рассказа — завязку, кульминацию и развязку:
    «Шофёр закурил и нагнулся над бензобаком посмотреть, много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года».
  3. B конкурсe на самую короткую автобиографию победила одна пожилая француженка, которая написала:
    «Раньше у меня было гладкое лицо и мятая юбка, а теперь — наоборот».
Писательские горки
Hrslide2.jpg
Веселая переменка
Hrslide3.jpg
Hrslide4.jpg
Hrslide5.jpg
  • Hrsl1.jpg
  • Hrsl2.jpg
  • Hrsl3.jpg
  • Hrsl4.jpg
Как придумать хорошее название
  • Pss1.png
  • Pss2.png
  • Pss3.png
  • Pss4.png
  • Pss5.png
  • Pss6.png
  • Pss7.png
  • Pss8.png
  • Pss9.png
Практикум

Особенности оформления названия.
Например, рассказ под названием «Осенняя рыбалка»

Ps6.jpg
Секреты успеха Джоан Роулинг
Jkrowling-e1446540738352.jpg

«Я долгое время сама не могла понять, почему в отличие от прочих маститых и признанных писателей, именно я достигла такого невероятного успеха. Удача? Испытание? Может быть, аванс, который мне придется отрабатывать в следующих жизнях? Но потом ко мне пришло понимание, которое вскоре стало настолько четким и ясным, что теперь я могу поделиться им с вами. В отличие от многих других авторов, я никогда не просчитывала успешности (тем более успешности коммерческой) своих книг. Я никогда не садилась составлять план будущей книги со справочником «как написать книгу и с чего начать» или учебником по психологии, чтобы самым тщательным образом рассчитать воздействие каждого предложения, каждой сцены или сюжетного поворота на моих читателей. Мало того, работая, я вообще никогда не думала головой. Не думала в том понимании, в котором мы все привыкли: сейчас будет то, после этого герои пойдут сюда, а там с ними случится то-то. Я даже правила свои книги не так как все, по крайней мере, не исходя из логики или представлений о «водянистости» или «излишней плотности» текста. Все эти годы я делала только одно – позволяла себе быть маленькой девочкой, для которой важно только одно: то, что говорит и чувствует ее сердце. Потому, если во время работы мое сердце смеялось, то я знала, что потом, читая мою книгу, будут смеяться мои читатели, если мое сердце плакало, то будут плакать и они. И вы знаете, именно это оказалось главным секретом моего успеха и того, что Гарри Поттер стал любимцем такого огромного количества детей и взрослых по всей земле.» В Гарварде в 2008 году, Роулинг сказала: «Главным шагом для меня стало избавление от несущественных занятий. Я перестала переубеждать себя, что я ничего в этом мире не значу и направила всю свою энергию на то, чтобы закончить главную работу, которая действительно для меня что-то означала. Если бы я делала что-нибудь еще, я никогда не смогла бы найти в себе решимости добиться успеха в одной области, к которой действительно принадлежала. Так написание книг стало прочным фундаментом, на котором я и восстановила мою жизнь.»

Проверьте себя
Вопросы и задания
Вопросы и задания
Про сказки и пословицы
Курочка Ряба


Цветущая ветвь
Как заканчиваются самые известные поговорки
  • Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
  • За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
  • Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
  • Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
  • Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
  • Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
  • На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
  • Не все коту масленица, будет и пост.
  • Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
  • Один в поле не воин, а путник.
  • От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
  • Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
Продолжите...
Пословицы и поговорки
Ответ

… то и пожнешь.
… а лень портит.
… коли делать нечего.
… не лежи на печи.
… тому Бог подает.