|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | __NOTOC__
| |
| {{Якорь|Начало}} | | {{Якорь|Начало}} |
| <div class="row phis-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content --> | | <div class="row phis-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content --> |
Строка 47: |
Строка 46: |
| <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Параллельные прямые. Координаты на плоскости .mp4|400px]]}}</div> | | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Параллельные прямые. Координаты на плоскости .mp4|400px]]}}</div> |
| | | |
− | Попробуйте самостоятельно решить эти задания. А верность ответов можно проверить с помощью видео, которое идет сразу после примеров. | + | Попробуйте самостоятельно решить эти задания. А верность ответов м |
− | | |
− | Пример 2. На координатной плоскости через точку А (-4; 3) проведена прямая, параллельная оси ординат, а через точку В (5; -2) проведена прямая, параллельная оси абсцисс. Отметь точку пересечения этих прямых.
| |
− | | |
− | Пример 3. Дан прямоугольник ABCD и координаты его вершин А (3; 4), В (-5; 4), С (-5; -3). Отметьте на координатной плоскости вершину D.
| |
− | | |
− | Пример 4. Даны точки А (х; 2) и В (3; - 3). Известно, что прямая АВ перпендикулярна оси абсцисс. Найди значение х.
| |
− | | |
− | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Паримеры_2,3,4._Координаты_на_плоскости_.mp4|400px]]}}</div>
| |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Паримеры_2,3,4._Координаты_на_плоскости_.mp4|400px]]}}</div>
| |
− | | |
− | ==Координаты в нашей жизни==
| |
− | Как могут ли пригодиться в повседневной жизни знания о координатной плоскости? И доводилось ли вам слышать такую фразу, как «оставьте свои координаты» или «по каким координатам вас можно найти»? И задумывались ли вы над тем, что могут обозначать эти выражения?
| |
− | | |
− | Для начала воспользуемся набором приложений Google Карт, с помощью которых можно искать места по географическим координатам, а также определять координаты уже известных точек. Определим географические координаты города Бишкека.
| |
− | | |
− | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Карта Гугол Бишкек.mp4|300px]]}}</div>
| |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Карта Гугол Бишкек.mp4|300px]]}}</div>
| |
− | | |
− | А теперь выполним обратную операцию и узнаем, что скрывается за следующими координатами: 40°30'51.3"N 72°48'57.2"E.
| |
− | | |
− | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Нахождение_по_координатам.mp4|300px]]}}</div>
| |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Нахождение_по_координатам.mp4|300px]]}}</div>
| |
− | | |
− | Итак, зная координаты, легко найти расположение нужного объекта. Можно уверенно утверждать, что системы координат необходимы в практической жизни человека повсеместно. Например, чтобы пойти в гости к однокласснику, недостаточно знать только дом, в котором он живет, а нужно еще знать и номер квартиры. Верно проложить маршрут передвижения по городу можно с помощью веб-ГИС-технологии, записав в поисковике данного сервиса адрес начальной и конечной точки нашего путешествия.
| |
− | | |
− | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Маршрут.png|300px]]}}</div>
| |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Маршрут.png|300px]]}}</div>
| |
− | | |
− | В билете на поезд указан его номер и место назначения, а также номер вагона и посадочного места. В авиабилете мы также увидим номер рейса, модель самолёта, время вылета и прилёта. Чтобы найти свое место в зале театра или кинотеатра, сначала мы определяем нужный нам ряд, а затем уже свое место.
| |
− | | |
− | <ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
| |
− | <li class="active">
| |
− | [[file:Вокзал.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Расположение_мест_в_вагоне.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Самолет.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Расположение мест в самолете.jpg|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Театр_Оперы_и_балета_имени_Малдыбаева.jpg|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Театр_оперы_и_балета_зал.jpg|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | </ul>
| |
− | | |
− | Почти все хотя бы раз в жизни играли в «морской бой». Игроки скрывают друг от друга расположение своих судов и передают друг другу координаты в надежде обнаружить вражеский корабль, расположение которого определяется парой, состоящей из числа и буквы.
| |
− | | |
− | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Морской 1 бой.png|300px]]}}</div>
| |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Морской 1 бой.png|300px]]}}</div>
| |
− | | |
− | В основе этого метода — создание сети с большим количеством ячеек и сопоставление этой сети длинного списка пар чисел. Именно таким образом мы получаем изображение на экране телевизора. Если взять часть этого изображения и последовательно ее увеличивать, то в результате можно увидеть квадраты. Каждый из этих маленьких квадратиков носит название «пиксель». Чтобы показать изображение, программа присваивает каждому квадратику-пикселю (то есть каждой паре чисел) определенный цвет. Чем больше количество пикселей на единицу площади, то есть чем более плотна применяемая нами сетка, тем лучше изображение.
| |
− | | |
− | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Изображение_в_телевизоре.png|300px]]}}</div>
| |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Изображение_в_телевизоре.png|300px]]}}</div>
| |
− | | |
− | Использование прямоугольных координат можно обнаружить и в живописи. На одной из гравюр Дюрера изображён способ рисования с натуры через стекло с нанесённой на него квадратной сеткой. Если встать перед окном и, не изменяя точки зрения, обвести на стекле всё, что видно за ним, то полученный рисунок и будет перспективным изображением пространства.
| |
− | | |
− | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Гравюра_Дюрера.jpg|300px]]}}</div>
| |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Гравюра_Дюрера.jpg|300px]]}}</div>
| |
− | | |
− | | |
− | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
| |
− | | |
− | ==Полезные ссылки==
| |
− | *В книге Льва Генденштейна «Алиса в стране математики» вы снова встретитесь с персонажами всемирно известных сказок Льюиса Кэрролла. Вместе с Алисой вы сможете путешествовать по стране математики: решать увлекательные математические задачи, применяя свое творческое воображение и логическое мышление. В книге содержатся также исторические экскурсы, знакомящие с великими математиками и историей возникновения и развития математики с древности до наших дней. [Электронный ресурс] // ЛитЛайф - литературный клуб URL: https://litlife.club/br/?b=282306 (Дата посещения: 14.04.2018)
| |
− | | |
− | *Увлекательная презентация "Система координат" в рамках IV регионального сетевого математического проекта "Системы координат: взгляд в прошлое и в настоящее".: [Электронный ресурс] // ООО CALAMEO URL: https://ru.calameo.com/read/001079152e4dd53000844 (дата обращения: 16. 04. 2018)
| |
− | | |
− | *Если в системе координат разместить несколько точек, в определённом порядке, и соединить их, то получится фигура. А какие фигуры можно построить, смотрим здесь. Системы координат древности: [Электронный ресурс] // HintFox 2015 URL: http://www.hintfox.com/article/sistemi-koordinat-drevnosti.html (дата обращения: 16. 04. 2018)
| |
− | | |
− | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
| |
− | | |
− | ==Глоссарий==
| |
− | 1. '''Числовая ось''' - прямая, на которой изображаются действительные числа
| |
− | | |
− | 2. '''Абсцисса''' - лат. abscissa-отсекаемый (отрезок на оси иксов).
| |
− | | |
− | 3. '''Ордината''' - лат. ordinatus – упорядоченный.
| |
− | | |
− | 4. '''Координаты''' — величины, определяющие положение точки на плоскости .
| |
− | | |
− | 5. '''Система координат''' — комплекс определений, реализующий метод координат, то есть способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов. Совокупность чисел, определяющих положение конкретной точки, называется координатами этой точки.
| |
− | | |
− | 6. '''Симметрия''' — слово греческого происхождения, означает соразмерность, наличие определённого порядка, закономерности в расположении частей.
| |
− | | |
− | 7. '''Веб-картография''' - это область компьютерных технологий связанная с доставкой пространственных данных конечному пользователю.
| |
− | | |
− | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
| |
− | | |
− | == Библиография ==
| |
− | * Веб-ГИС (Компьютерра, 749, 2008): [Электронный ресурс] // GIS-Lab и авторы, 2002-2018 URL: http://gis-lab.info/qa/webgis.html (дата обращения: 16. 04. 2018)
| |
− | * Гравюры Дюрера:[Электронный ресурс] // Gallerix 2009 - 2018. URL: https://gallerix.ru/storeroom/1780068273/ (Дата посещения: 14.04.2018)
| |
− | * Лев Генденштейн «Алиса в стране математики»: [Электронный ресурс] // ЛитЛайф - литературный клуб URL: https://litlife.club/br/?b=282306 (Дата посещения: 14.04.2018)
| |
− | * Координаты в повседневной жизни:[Электронный ресурс] //Математика, решение онлайн!!! 2018. URL: https://matemonline.com/2013/08/koordinaty-v-povsednevnoj-gizni/ (Дата посещения: 14.04.2018)
| |
− | * Осевая и центральная симметрия: [Электронный ресурс] // ООО ЯКласс 2018. URL: http://www.yaklass.ru/p/matematika/6-klass/geometricheskie-figury-i-tela-simmetriia-na-ploskosti-13781/osevaia-i-tcentralnaia-simmetriia-14716/re-e5fbbd9b-0519-4f8d-88ee-4bdcfa44b87b (Дата посещения: 14.04.2018)
| |
− | * Системы координат, применяемые в геодезии и топографии: [Электронный ресурс] // «ФБ», 2017 URL: http://fb.ru/article/352671/sistemyi-koordinat-primenyaemyie-v-geodezii-i-topografii (дата обращения: 16. 04. 2018)
| |
− | * Координаты. Декартова система координат.: [Электронный ресурс] //Calc.ru 2000-2018 URL: https://www.calc.ru/Koordinaty-Dekartova-Sistema-Koordinat.html (дата обращения: 16. 04. 2018)
| |
− | * "Система координат" в рамках IV регионального сетевого математического проекта "Системы координат: взгляд в прошлое и в настоящее".: [Электронный ресурс] // ООО CALAMEO URL: https://ru.calameo.com/read/001079152e4dd53000844 (дата обращения: 16. 04. 2018)
| |
− | * Системы координат древности: [Электронный ресурс] // HintFox 2015 URL: http://www.hintfox.com/article/sistemi-koordinat-drevnosti.html (дата обращения: 16. 04. 2018)
| |
− | * Карта Бишкека: [Электронный ресурс] //OpenStreetMap contributors, API 2GIS URL: https://2gis.kg/bishkek (дата обращения: 16. 04. 2018)
| |
− | * Гугл карты:[Электронный ресурс] // Google 2018. URL: https://www.google.ru/maps/@26.4677171,28.1395614,20599069m/data=!3m1!1e3 (дата обращения: 16. 04. 2018)
| |
− | * В.А. Гусев, А.Г. Мордкович Математика. Справочные материалы М.: Просвещение, 1988.
| |
− | | |
− | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
| |
− | </div>
| |
− | | |
− | <!-- Sidebar -->
| |
− | <div class="large-4 medium-5 columns">
| |
− | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 -->
| |
− | <div class="shadow radius sbstyle">
| |
− | <div class="row">
| |
− | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Ученые, внесшие вклад в развитие координатного метода
| |
− | </div>
| |
− | </div>
| |
− | <ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
| |
− | <li class="active">
| |
− | [[file:Портреты ученых Гиппарх.jpg|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Портреты_ученых_Декарт.jpg|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Портреты_ученых_Лейбниц.jpg|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Портреты_ученых_Пьер_де_Ферма.jpg|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Портреты_ученых_Эйлер.jpg|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Портреты ученых Анаксима́ндр Миле́тский.jpg|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | </ul>
| |
− | | |
− | | |
− | </div>
| |
− | | |
− | <!-- Второй элемент сайдбара -->
| |
− | <div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
| |
− | <div class="row">
| |
− | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Рисуем по координатам</div>
| |
− | </div>
| |
− | Суть задания заключается в том, чтобы по заданным координатам точек построить на координатной плоскости некоторое изображение. При этом построенные точки, как правило, последовательно соединяют плавной линией.
| |
− | | |
− | Отметьте на координатной плоскости точки: (0;-9), (0;-5), (0;-1), (0;2), (0;4), (0;9), (1;-3), (1;0), (1;2), (1;3), (1;4), (1;9), (2;-4), (2;-2), (2;3), (3;-10,5), (3;-9), (3;- 3), (3;0), (3;2), (3;5), (4;-7), (4;3), (4;4), (4;8), (5;-9), (5;-8), (5;-5), (5;-3), (5;1), (5;7), (5;8), (5;9), (6;-7), (6;3), (6;5), (6;8), (7;-8), (7;9), (8;-7), (8;8), (9;-8), (9;-6), (9;-3), (11,-7). Достройте фигуру, учитывая, что она симметрична относительно оси ординат.
| |
− | | |
− | {{center|[[Файл:Рисуем_по_точкам..mp4|400px]]}}
| |
− | </div>
| |
− | | |
− | <!-- третий элемент сайдбара викторины игры тесты -->
| |
− | <div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
| |
− | | |
− | <div class="row">
| |
− | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Система координат в жизни</div>
| |
− | </div>
| |
− | А еще систему координат применяют:
| |
− | | |
− | <ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
| |
− | <li class="active">
| |
− | [[file:Применение_координат_в_авиации.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_в_астрономии.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_в_биологии.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_в_военном_деле.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_в_географии.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_в_инженерной_графике.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_в_медицине.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_в_навигации.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_в_строительстве.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_в_химии.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_компас.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение координат Кривая спроса.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | <li>
| |
− | [[file:Применение_координат_туристические_карты.png|300px]]
| |
− | </li>
| |
− | </ul>
| |
− | </div>
| |
− | <!-- третий элемент сайдбара викторины игры тесты -->
| |
− | <div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
| |
− | | |
− | <div class="row">
| |
− | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Математическая зарядка</div>
| |
− | </div>
| |
− | | |
− | Все встают из-за парт. На экране появляются координаты точек. Если точка принадлежит первой четверти, ребята должны потянуться. Если второй – наклониться вперед. Третьей – руки в стороны. Четвертой – сделать «восьмерку» сцепленными руками. Если точка находится на оси – хлопнуть в ладоши.
| |
− | | |
− | {{center|[[Файл:Физкульт_минутка.mp4|400px|start=1]]}}
| |
− | | |
− | Небылица о случае, который произошел с Декартом и подсказал ему идею координат:
| |
− | | |
− | Однажды в незнакомый город
| |
− | | |
− | Приехал молодой Декарт.
| |
− | | |
− | Его ужасно мучил голод.
| |
− | | |
− | Стоял промозглый месяц март.
| |
− | | |
− | Решил к прохожей обратиться
| |
− | | |
− | Декарт, пытаясь, дрожь унять:
| |
− | | |
− | Где тут гостиница, скажите?
| |
− | | |
− | И дама стала объяснять:
| |
− | | |
− | – Идите до молочной лавки,
| |
− | | |
− | Потом до булочной, за ней
| |
− | | |
− | Цыганка продает булавки
| |
− | | |
− | И яд для крыс и для мышей,
| |
− | | |
− | А дальше будут магазины,
| |
− | | |
− | Найдете в них наверняка
| |
− | | |
− | Сыры, бисквиты, фрукты
| |
− | | |
− | И разноцветные шелка…
| |
− | | |
− | Все объяснения эти слушал
| |
− | | |
− | Декарт, от холода дрожа.
| |
− | | |
− | Ему хотелось очень кушать,
| |
− | | |
− | Но звонкий голос продолжал:
| |
− | | |
− | – За магазинами – аптека
| |
− | | |
− | (аптекарь там – усатый швед),
| |
− | | |
− | И церковь, где в начале века
| |
− | | |
− | Венчался, кажется, мой дед…
| |
− | | |
− | Когда на миг умолкла дама,
| |
− | Вдруг произнес ее слуга:
| |
− | | |
− | – Идите три квартала прямо
| |
− | | |
− | И два направо. Вход с угла.
| |
− | | |
− | Лев Генденштейн
| |
− | | |
− | | |
− | </div>
| |
− | {{lang|:KR:Математика: Тегиздиктеги координаттар}}
| |
− | [[Category:Средняя школа]]
| |
− | [[Category:Математика]]
| |