Математика: Основы комбинаторики — различия между версиями
Msu05 (обсуждение | вклад) |
Msu05 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
<div class="maintext math-back math-bg large-8 medium-7 columns"> <!-- Page Content --> | <div class="maintext math-back math-bg large-8 medium-7 columns"> <!-- Page Content --> | ||
{{Якорь|Начало}} | {{Якорь|Начало}} | ||
+ | <div class="cutok">[[#История развития комбинаторики|История развития комбинаторики]] [[#Понятие комбинаторика|Понятие комбинаторика]] [[#основные формулы комбинаторики|Основные формулы комбинаторики]] [[#Вероятность. Основные понятия|Вероятность. Основные понятия]] [[#Области применения комбинаторики|Области применения комбинаторики]] [[#Комбинаторика в программировании|Комбинаторика в программировании]]</div> | ||
+ | |||
+ | ==История развития комбинаторики== | ||
+ | |||
+ | Еще в доисторическую эпоху люди столкнулись с задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке, отыскивать среди разных расположений наилучшие, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов – во время битвы, инструментов – во время работы. Украшения на одежде, рисунок на посуде, перья в оперении стрел также располагались определенным способом. По мере усложнения производственных и общественных отношений все шире приходилось пользоваться общими понятиями о порядке, иерархии, группировании. Развитие ремесел и торговли происходило в том же направлении. Комбинаторные навыки оказались полезными и во время отдыха. Так наряду с состязанием в беге, прыжках, метании диска появились игры, требовавшие, в первую очередь, умения рассчитывать, составлять план и предвидеть действия противника. | ||
+ | |||
+ | Среди предметов, положенных в пирамиду, где 35 веков назад был похоронен египетский фараон Тутанхамон, нашли разграфленную доску с тремя горизонталями и фигурки для древней игры «сенет». Позже появились нарды, шашки и шахматы. В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания передвигаемых фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил и знал выигрывающие комбинации. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ==Понятие комбинаторика== | ||
+ | |||
+ | Комбинато́рика — раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетания, перестановки, размещения и перечисления элементов) и отношения на них (например, частичного порядка); в переводе от латинского combinare – соединять, сочетать. Комбинаторика связана с другими областями математики — алгеброй, геометрией, теорией вероятностей и применяется в различных областях знаний. | ||
+ | |||
+ | Рассмотрим простой пример. Допустим, у нас есть банки с краской четырех цветов: красной (К), желтой (Ж), зеленой (3) и коричневой (Кор), и нам нужно разложить их по коробкам, по две разные банки в каждую. Мы можем сделать это следующим образом: | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Простой_пример.gif|500px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Простой_пример.gif|400px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | У нас получилось шесть различных способов, так как если в одной коробке находятся банки с желтой и красной красками, то она полностью идентична той, где лежат банки с красной и желтой. Но если мы хотим парными цветами раскрасить флаги, то сделать это можно будет двенадцатью способами, так как красно-желтый флаг не является идентичным желто-красному. | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Простой_пример_1.gif|500px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Простой_пример_1.gif|400px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | ==Основные формулы комбинаторики== | ||
+ | |||
+ | '''Правила сложения''' | ||
+ | Если некоторый объект А можно выбрать m способами, а другой объект В можно выбрать n способами, то выбор «либо А, либо В» можно осуществить m + n способами. | ||
+ | |||
+ | '''Пример 1.''' | ||
+ | На тарелке лежат 5 яблок и 4 апельсина. Сколькими способами можно выбрать один плод? | ||
+ | '''Решение:''' | ||
+ | По условию задачи яблоко можно выбрать пятью способами, апельсин – четырьмя. Так как в задаче речь идет о выборе «либо яблоко, либо апельсин», то его, согласно правилу сложения, можно осуществить 5 + 4 = 9 способами. | ||
+ | '''Ответ''': 9 способов. | ||
+ | |||
+ | '''Пример 2.''' | ||
+ | Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,4,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза? | ||
+ | '''Решение''': | ||
+ | '''1 способ: перебор вариантов.''' | ||
+ | Для того, чтобы не пропустить и не повторить ни одно из чисел, будем записывать их в порядке возрастания. Сначала запишем числа, начинающиеся с цифры 1, затем с цифры 4, и, наконец, с цифры 7: | ||
+ | 14, 17, 41, 47, 71, 74. | ||
+ | '''Ответ''': 6 чисел. | ||
+ | |||
+ | '''2 способ: дерево возможных вариантов.''' | ||
+ | Для этой задачи построена специальная схема. | ||
+ | Ставим звездочку. Далее отводим от звездочки 3 отрезка. Так как в условии задачи даны 3 цифры – 1, 4, 7, то на концах отрезков ставим цифры 1, 4, 7. | ||
+ | Далее от каждой цифры проводим по 2 отрезка. На концах этих отрезков записываем также цифры 1, 4, 7. Получились числа: 14, 17, 41 47, 71, 74. То есть всего получилось 6 чисел. Эта схема действительно похожа на дерево, правда «вверх ногами» и без ствола. | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Пример 2 2 способ.gif|500px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Пример 2 2 способ.gif|400px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | '''Правила умножения''' | ||
+ | Если объект А можно выбрать m способами и если после каждого такого выбора объект В можно выбрать п способами, то выбор пары (А, В) в указанном порядке можно осуществить m ∙ п способами. | ||
+ | |||
+ | ''Пример 3.'' | ||
+ | Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,4,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза? | ||
+ | '''Решение''': | ||
+ | Первую цифру двузначного числа можно выбрать тремя способами. Так как после выбора первой цифры останутся две, то вторую цифру можно выбрать из оставшихся цифр уже двумя способами. Следовательно, общее число искомых трехзначных чисел равно произведению 3∙2, т.е. 6. | ||
+ | '''Ответ''': 6 чисел. | ||
+ | |||
+ | '''Факториал'''. | ||
+ | Факториалом натурального числа n называется произведение всех натуральных чисел от 1 до n. Обозначение n! | ||
+ | 0! = 1 | ||
+ | 1!=1 | ||
+ | 2! = 1∙ 2 = 2 | ||
+ | 3! = 1∙ 2 ∙ 3 = 6 | ||
+ | 4! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 =24 | ||
+ | 5! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 = 120 | ||
+ | 6! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 = 720 | ||
+ | 7! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙ 7 = 5 040 | ||
+ | 8! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙ 7 ∙ 8 = 40 320 | ||
+ | 9! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙ 7 ∙ 8 ∙ 9 = 362 880 | ||
+ | 10! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙ 7 ∙ 8 ∙ 9 ∙ 10 = 3 628 880 | ||
+ | |||
+ | '''Свойства комбинаторики: перестановки, сочетание, размещение''' | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Шахматная_доска_абстрация.jpg|500px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Шахматная_доска_абстрация.jpg|400px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Различие между перестановками, размещениями, сочетаниями: | ||
+ | В случае перестановок берутся все элементы и изменяется только их местоположение. | ||
+ | В случае размещений берётся только часть элементов и важно расположение элементов друг относительно друга. | ||
+ | В случае сочетаний берётся только часть элементов и не имеет значения расположение элементов друг относительно друга. | ||
+ | |||
+ | ==Вероятность. Основные понятия== | ||
+ | Наблюдение явления, опыт, эксперимент, которые можно проводить многократно, в теории вероятностей принято называть испытанием. Результат, исход испытания называется событием. Например, сдача экзамена - это испытание; получение определенной отметки – событие, бросание игрального кубика - это испытание; появление того или иного числа очков на брошенной игральной кости - событие. | ||
+ | |||
+ | Вероятность – это число, характеризующее степень возможности появления события. Каждый из возможных результатов испытания называется элементарным исходом. | ||
+ | |||
+ | Вероятностью P события А называют отношение числа благоприятствующих этому событию исходов к общему числу всех равновозможных несовместных элементарных исходов, образующих полную группу. Вероятность P события А определяется по формуле Р = m/n , где m – число элементарных исходов, благоприятствующих A; n – число всех возможных элементарных исходов испытания. | ||
+ | |||
+ | Задача | ||
+ | На шести одинаковых карточках написаны буквы К, Б, И, К, Е, Ш. Карточки перемешиваются и наугад раскладываются в ряд. Найдите, чему равна вероятность того, что получится слово БИШКЕК. | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Задача_Бишкек.gif|500px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Задача_Бишкек.gif|400px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | '''Задача «Волк, козел и капуста»''' | ||
+ | |||
+ | Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козла и капусту. Лодка так мала, что в ней кроме крестьянина может поместиться только или волк, или козел, или капуста. Но если оставить волка с козлом, он его съест, а если оставить козла с капустой, то будет съедена капуста. Как быть крестьянину? | ||
+ | |||
+ | Для решения требуется расположить путем взаимной перестановки элементов и в соответствии с условием задачи в определенном порядке. Крестьянину следует начать переправу с перевозки козла. Затем он возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег и оставляет там, а козла возвращает назад на предыдущий берег. Оттуда забирает капусту и перевозит ее к волку. А затем возвращается и забирает козла. | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Задача_Волк_коза_капутса.gif|500px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Задача_Волк_коза_капутса.gif|400px]]}}</div> | ||
+ | |||
В царице наук – математике, все эти техники объединяются в одну отрасль науки, которую называют '''комбинаторикой'''. '''Комбинаторика''' — ''ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, в переводе от латинского'' '''combinare''' – ''соединять, сочетать''. На протяжении двух с половиной столетий основную роль в изучении природы играл математический анализ. Положение коренным образом изменилось после создания быстродействующих вычислительных машин, компьютеров. С их помощью стало возможным делать переборы, ранее требовавшие сотен и тысяч лет. В эпоху расцвета дискретной математики изменилась и роль древнейшей области дискретной математики – комбинаторики. Комбинаторика как наука стала развиваться в VIII в. параллельно с возникновением теории вероятностей, так как для решения вероятностных задач необходимо было подсчитать число различных комбинаций элементов. | В царице наук – математике, все эти техники объединяются в одну отрасль науки, которую называют '''комбинаторикой'''. '''Комбинаторика''' — ''ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, в переводе от латинского'' '''combinare''' – ''соединять, сочетать''. На протяжении двух с половиной столетий основную роль в изучении природы играл математический анализ. Положение коренным образом изменилось после создания быстродействующих вычислительных машин, компьютеров. С их помощью стало возможным делать переборы, ранее требовавшие сотен и тысяч лет. В эпоху расцвета дискретной математики изменилась и роль древнейшей области дискретной математики – комбинаторики. Комбинаторика как наука стала развиваться в VIII в. параллельно с возникновением теории вероятностей, так как для решения вероятностных задач необходимо было подсчитать число различных комбинаций элементов. | ||
Строка 11: | Строка 117: | ||
До начала расчетов необходимо навести порядок. Конечно же, мы не имеем в виду порядок на рабочем месте. Необходимо упорядочить объекты, число комбинаций с которыми мы хотим выяснить. Допустим, у нас есть банки с краской четырех цветов: красной (К), желтой (Ж), зеленой (3) и коричневой (Кор), и нам нужно разложить их по коробкам, по две разные банки в каждой. Мы можем сделать это следующим образом: | До начала расчетов необходимо навести порядок. Конечно же, мы не имеем в виду порядок на рабочем месте. Необходимо упорядочить объекты, число комбинаций с которыми мы хотим выяснить. Допустим, у нас есть банки с краской четырех цветов: красной (К), желтой (Ж), зеленой (3) и коричневой (Кор), и нам нужно разложить их по коробкам, по две разные банки в каждой. Мы можем сделать это следующим образом: | ||
− | |||
− | |||
то есть шестью различными способами, так как если в одной коробке находятся банки с желтой и красной красками, то она полностью идентична той, где лежат банки с красной и желтой. Но если мы хотим парными цветами раскрасить флаги, то сделать это можно будет так: то есть двенадцатью способами, так как красно-желтый флаг не является идентичным желто-красному. | то есть шестью различными способами, так как если в одной коробке находятся банки с желтой и красной красками, то она полностью идентична той, где лежат банки с красной и желтой. Но если мы хотим парными цветами раскрасить флаги, то сделать это можно будет так: то есть двенадцатью способами, так как красно-желтый флаг не является идентичным желто-красному. |
Версия 16:05, 23 апреля 2018
История развития комбинаторики
Еще в доисторическую эпоху люди столкнулись с задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке, отыскивать среди разных расположений наилучшие, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов – во время битвы, инструментов – во время работы. Украшения на одежде, рисунок на посуде, перья в оперении стрел также располагались определенным способом. По мере усложнения производственных и общественных отношений все шире приходилось пользоваться общими понятиями о порядке, иерархии, группировании. Развитие ремесел и торговли происходило в том же направлении. Комбинаторные навыки оказались полезными и во время отдыха. Так наряду с состязанием в беге, прыжках, метании диска появились игры, требовавшие, в первую очередь, умения рассчитывать, составлять план и предвидеть действия противника.
Среди предметов, положенных в пирамиду, где 35 веков назад был похоронен египетский фараон Тутанхамон, нашли разграфленную доску с тремя горизонталями и фигурки для древней игры «сенет». Позже появились нарды, шашки и шахматы. В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания передвигаемых фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил и знал выигрывающие комбинации.
Понятие комбинаторика
Комбинато́рика — раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетания, перестановки, размещения и перечисления элементов) и отношения на них (например, частичного порядка); в переводе от латинского combinare – соединять, сочетать. Комбинаторика связана с другими областями математики — алгеброй, геометрией, теорией вероятностей и применяется в различных областях знаний.
Рассмотрим простой пример. Допустим, у нас есть банки с краской четырех цветов: красной (К), желтой (Ж), зеленой (3) и коричневой (Кор), и нам нужно разложить их по коробкам, по две разные банки в каждую. Мы можем сделать это следующим образом:
У нас получилось шесть различных способов, так как если в одной коробке находятся банки с желтой и красной красками, то она полностью идентична той, где лежат банки с красной и желтой. Но если мы хотим парными цветами раскрасить флаги, то сделать это можно будет двенадцатью способами, так как красно-желтый флаг не является идентичным желто-красному.
Основные формулы комбинаторики
Правила сложения Если некоторый объект А можно выбрать m способами, а другой объект В можно выбрать n способами, то выбор «либо А, либо В» можно осуществить m + n способами.
Пример 1. На тарелке лежат 5 яблок и 4 апельсина. Сколькими способами можно выбрать один плод? Решение: По условию задачи яблоко можно выбрать пятью способами, апельсин – четырьмя. Так как в задаче речь идет о выборе «либо яблоко, либо апельсин», то его, согласно правилу сложения, можно осуществить 5 + 4 = 9 способами. Ответ: 9 способов.
Пример 2. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,4,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза? Решение: 1 способ: перебор вариантов. Для того, чтобы не пропустить и не повторить ни одно из чисел, будем записывать их в порядке возрастания. Сначала запишем числа, начинающиеся с цифры 1, затем с цифры 4, и, наконец, с цифры 7: 14, 17, 41, 47, 71, 74. Ответ: 6 чисел.
2 способ: дерево возможных вариантов. Для этой задачи построена специальная схема. Ставим звездочку. Далее отводим от звездочки 3 отрезка. Так как в условии задачи даны 3 цифры – 1, 4, 7, то на концах отрезков ставим цифры 1, 4, 7. Далее от каждой цифры проводим по 2 отрезка. На концах этих отрезков записываем также цифры 1, 4, 7. Получились числа: 14, 17, 41 47, 71, 74. То есть всего получилось 6 чисел. Эта схема действительно похожа на дерево, правда «вверх ногами» и без ствола.
Правила умножения Если объект А можно выбрать m способами и если после каждого такого выбора объект В можно выбрать п способами, то выбор пары (А, В) в указанном порядке можно осуществить m ∙ п способами.
Пример 3. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,4,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза? Решение: Первую цифру двузначного числа можно выбрать тремя способами. Так как после выбора первой цифры останутся две, то вторую цифру можно выбрать из оставшихся цифр уже двумя способами. Следовательно, общее число искомых трехзначных чисел равно произведению 3∙2, т.е. 6. Ответ: 6 чисел.
Факториал. Факториалом натурального числа n называется произведение всех натуральных чисел от 1 до n. Обозначение n! 0! = 1 1!=1 2! = 1∙ 2 = 2 3! = 1∙ 2 ∙ 3 = 6 4! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 =24 5! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 = 120 6! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 = 720 7! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙ 7 = 5 040 8! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙ 7 ∙ 8 = 40 320 9! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙ 7 ∙ 8 ∙ 9 = 362 880 10! = 1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙ 7 ∙ 8 ∙ 9 ∙ 10 = 3 628 880
Свойства комбинаторики: перестановки, сочетание, размещение
Различие между перестановками, размещениями, сочетаниями:
В случае перестановок берутся все элементы и изменяется только их местоположение.
В случае размещений берётся только часть элементов и важно расположение элементов друг относительно друга.
В случае сочетаний берётся только часть элементов и не имеет значения расположение элементов друг относительно друга.
Вероятность. Основные понятия
Наблюдение явления, опыт, эксперимент, которые можно проводить многократно, в теории вероятностей принято называть испытанием. Результат, исход испытания называется событием. Например, сдача экзамена - это испытание; получение определенной отметки – событие, бросание игрального кубика - это испытание; появление того или иного числа очков на брошенной игральной кости - событие.
Вероятность – это число, характеризующее степень возможности появления события. Каждый из возможных результатов испытания называется элементарным исходом.
Вероятностью P события А называют отношение числа благоприятствующих этому событию исходов к общему числу всех равновозможных несовместных элементарных исходов, образующих полную группу. Вероятность P события А определяется по формуле Р = m/n , где m – число элементарных исходов, благоприятствующих A; n – число всех возможных элементарных исходов испытания.
Задача На шести одинаковых карточках написаны буквы К, Б, И, К, Е, Ш. Карточки перемешиваются и наугад раскладываются в ряд. Найдите, чему равна вероятность того, что получится слово БИШКЕК.
Задача «Волк, козел и капуста»
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козла и капусту. Лодка так мала, что в ней кроме крестьянина может поместиться только или волк, или козел, или капуста. Но если оставить волка с козлом, он его съест, а если оставить козла с капустой, то будет съедена капуста. Как быть крестьянину?
Для решения требуется расположить путем взаимной перестановки элементов и в соответствии с условием задачи в определенном порядке. Крестьянину следует начать переправу с перевозки козла. Затем он возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег и оставляет там, а козла возвращает назад на предыдущий берег. Оттуда забирает капусту и перевозит ее к волку. А затем возвращается и забирает козла.
В царице наук – математике, все эти техники объединяются в одну отрасль науки, которую называют комбинаторикой. Комбинаторика — ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, в переводе от латинского combinare – соединять, сочетать. На протяжении двух с половиной столетий основную роль в изучении природы играл математический анализ. Положение коренным образом изменилось после создания быстродействующих вычислительных машин, компьютеров. С их помощью стало возможным делать переборы, ранее требовавшие сотен и тысяч лет. В эпоху расцвета дискретной математики изменилась и роль древнейшей области дискретной математики – комбинаторики. Комбинаторика как наука стала развиваться в VIII в. параллельно с возникновением теории вероятностей, так как для решения вероятностных задач необходимо было подсчитать число различных комбинаций элементов.
Одним из первых занялся подсчетом числа различных комбинаций при игре в кости итальянский математик Тарталья. Он составил таблицу, показывавшую, сколькими способами могут выпасть костей. Однако при этом не учитывалось, что одна и та же сумма очков может быть получена разными способами. Со временем появились различные игры (нарды, карты, шашки, шахматы и т.д.). В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных.
Известно, что для оценки вероятности победы в покере или при игре в рулетку надо просчитать, с одной стороны, общее позволяющей вычислить, сколько, например, стрит-флешей можно собрать при колоде в 52 карты. А рассчитать вероятности без комбинаторики практически невозможно. До начала расчетов необходимо навести порядок. Конечно же, мы не имеем в виду порядок на рабочем месте. Необходимо упорядочить объекты, число комбинаций с которыми мы хотим выяснить. Допустим, у нас есть банки с краской четырех цветов: красной (К), желтой (Ж), зеленой (3) и коричневой (Кор), и нам нужно разложить их по коробкам, по две разные банки в каждой. Мы можем сделать это следующим образом:
то есть шестью различными способами, так как если в одной коробке находятся банки с желтой и красной красками, то она полностью идентична той, где лежат банки с красной и желтой. Но если мы хотим парными цветами раскрасить флаги, то сделать это можно будет так: то есть двенадцатью способами, так как красно-желтый флаг не является идентичным желто-красному.
Вся наша жизнь состоит из множества разнообразных программ. Чтобы запустить ту или иную программу нужно ввести соответствующий верный пароль. В качестве кода в зависимости от рода программы могут выступать всевозможные цифры, слова или комбинации слов, поведение или действие. Комбинаторика используется в музыке, в мебельной деятельности, в различных играх (нарды, шашки, шахматы) и т.д. Читайте подробнее: http://ya-znau.ru/znaniya/zn/80, а если Вы хотите порешать задачки, то переходите сюда: http://www.mathprofi.ru/zadachi_po_kombinatorike_primery_reshenij.html
Пример 1. На тарелке лежат 5 яблок и 4 апельсина. Сколькими способами можно выбрать один плод? Решение: По условию задачи яблоко можно выбрать пятью способами, апельсин – четырьмя. Так как в задаче речь идет о выборе «либо яблоко, либо апельсин», то его, согласно правилу сложения, можно осуществить 5+4=9 способами. Ответ: 9 способов.
Пример 2. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,4,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза? Решение: 1 способ: перебор вариантов. Для того, чтобы не пропустить и не повторить ни одно из чисел, будем записывать их в порядке возрастания. Сначала запишем числа, начинающиеся с цифры 1, затем с цифры 4, и, наконец, с цифры 7: 14, 17, 41, 47, 71, 74. Ответ: 6 чисел.
2 способ: дерево возможных вариантов. Для этой задачи построена специальная схема. Ставим звездочку. Далее отводим от звездочки 3 отрезка. Так как в условии задачи даны 3 цифры – 1, 4, 7, то на концах отрезков ставим цифры 1, 4, 7. Далее от каждой цифры проводим по 2 отрезка. На концах этих отрезков записываем также цифры 1, 4, 7. Получились числа: 14, 17, 41 47, 71, 74. То есть всего получилось 6 чисел. Эта схема действительно похожа на дерево, правда «вверх ногами» и без ствола.
Пример 3.
Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,4,7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?
Решение:
Первую цифру двузначного числа можно выбрать тремя способами. Так как после выбора первой цифры останутся две, то вторую цифру можно выбрать из оставшихся цифр уже двумя способами. Следовательно, общее число искомых трехзначных чисел равно произведению 3∙2, т.е. 6.
Ответ: 6 чисел.
Перестановкой называется конечное множество, в котором установлен порядок элементов. Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле: Pn = n! Пример 4. Сколькими способами могут быть расставлены восемь участниц финального забега на восьми беговых дорожках? Решение. P8 = 8! = 40 320
Размещением из n элементов конечного множества по k, где , называют упорядоченное множество, состоящее из k элементов и вычисляется по формуле: . Пример 5. Из 12 учащихся нужно отобрать по одному человеку для участия в городских олимпиадах по математике, физике, истории и географии. Каждый из учащихся участвует только в одной олимпиаде. Сколькими способами это можно сделать? Решение.
Задачи
«Волк, козел и капуста»
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козла и капусту. Лодка так мала, что в ней кроме крестьянина может поместиться только или волк, или козел, или капуста. Но если оставить волка с козлом, он его съест, а если оставить козла с капустой, то будет съедена капуста. Как быть крестьянину? Для решения требуется путем взаимной перестановки элементов расположить их в соответствии с условием задачи в определенном порядке. В случае с крестьянином переправу следует начать с перевозки козла. Затем крестьянин возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег и оставляет там, а козла возвращает назад на предыдущий берег. Оттуда забирает капусту и перевозит ее к волку. А затем возвращается и забирает козла.
«Крестики-нолики»
Самая известная древняя игра. В квадрате, разделенном на девять клеток, игроки по очереди ставят в свободную клетку свой знак: крестик или нолик, стараясь выстроить три крестика или три нолика подряд. Тот, кто первым сделает это, тот и выигрывает. Если не делать ошибок, то игра оканчивается в ничью. Выиграть можно только в том случае, если противник ошибется. Самый правильный ход –занять угловую клетку. И если партнер не ответит на это своим знаком в центре, то он проиграл.
«Ним»
Пусть имеется одна или несколько групп предметов. Играющие берут по очереди предметы из групп по правилам, которые заранее устанавливают: какое количество предметов разрешается брать за один раз и из скольких групп. Существует множество вариантов игры, и для большинства известна наилучшая стратегия, ведущая к выигрышу.
Полезные ссылки
«Я не знаю ничего более прекрасного в арифметике, чем эти числа, называемые некоторыми планетарными, а другими – магическими», - писал о числах известный французский математик, один из создателей теории чисел Пьер де Ферма. Привлекающие естественной красотой, наполненные внутренней гармонией, доступные, но по-прежнему непостижимые, скрывающие за кажущейся простотой множества тайн. В своей жизни каждый из нас сталкивается с числами. Курс школьной программы, да и дальнейшую жизнь, трудно представить без них. Более подробно читаем в исследовательская работе "Магические числа" http://collegy.ucoz.ru/publ/89-1-0-3365
Глоссарий
Комбинаторика - ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов.
Библиография
- Комбинаторика. https://infourok.ru/kombinatorikaeto-interesnonauchniy-proekt-sekciya-matematika-816469.html
- Комбинаторика: основные правила и формулы. http://ya-znau.ru/znaniya/zn/80
- Савельев Л.Я. Комбинаторика и вероятность. – Новосибирск, Наука, 1975.
- Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Высоцкий И.Р., Ященко И.В. Теория вероятностей и статистика. – М.: МЦНМО: АО «Московские учебники», 2004.
1. Среди предметов, положенных в пирамиду, где 35 веков назад был похоронен египетский фараон Тутанхамон, нашли разграфленную доску с тремя горизонталями и фигурки для древней игры «сенет». Позже появились нарды, шашки и шахматы.
2. Первое упоминание о вопросах, близких к комбинаторным, встречаются в китайских рукописях под названием «Книга перемен».
3.Значительный толчок в развитию комбинаторики дали азартные игры, в особенности игра в кости.
4. С помощью комбинаторного метода можно прочитать забытые письменности, освоенного на наблюдениях над текстом, на сопоставлении повторяемости комбинаций.
5. Кубик Рубика – это куб, как бы разрезанный на 27 одинаковых кубиков. В исходном положении каждая грань куба окрашена в один из 6 цветов. Остроумный механизм позволяет поворачивать любой слой из 9 кубиков, примыкающий к одной грани куба, вокруг ее центра. При этом цвета граней смешиваются. Задача состоит в том, чтобы вернуть разноцветные грани кубика в исходное положение. Теоретически из любого состояния кубика можно вернуться в исходное, не более чем за 23 хода.
Лучшее время, показанное на чемпионате мира 1982 г. по скоростной сборке кубика Рубика, составило всего 22,95 секунды. А в наше время дети собирают за считанные секунды. Давайте убедимся
Математические фокусы — самые простые в исполнении. Для них не нужен реквизит, длительная подготовка и специальное место для демонстрации. Смысл таких фокусов — в отгадывании чисел, задуманных зрителями, или в каких-нибудь операциях над ними. Все чудеса основаны на математических закономерностях, такие фокусы можно проделывать на уроках математики. Смотрим и учимся математической магии.
1.
2.
3.
4.
5.
Ответы:
- Вариант
- Сочетания
- Факториал
- Событие
- Исход