История: Историческая картография — различия между версиями
Msu06 (обсуждение | вклад) (→Как работать с исторической картой) |
Msu06 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 202: | Строка 202: | ||
*Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);<br> | *Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);<br> | ||
*Определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.<br> | *Определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.<br> | ||
− | + | {{center|[[file:Turkkaganat.jpg|600px]]}}<br clear /all> | |
+ | '''Во-вторых: на уроках учитель может вызвать вас к доске и предложить, используя карту рассказать о каком-либо историческом событии. Нужно уметь правильно работать с настенной картой.'''<br> | ||
+ | 1. При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.<br> | ||
+ | 2. Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.<br> | ||
+ | 3. Карты всегда нарисованы так, что верх карты – это север, низ – юг, слева – запад, справа – восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.<br> | ||
+ | 4. Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.<br> | ||
+ | 5. Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.<br> | ||
+ | '''Правила работы с контурной картой:'''<br clear /all> | ||
+ | ● На контурной карте записывайте задания, данное учителем.<br> | ||
+ | ● При выполнении задания обязательно пользуйтесь атласом и учебником.<br> | ||
</div> | </div> | ||
</div> | </div> | ||
</div> | </div> |
Версия 02:56, 5 декабря 2017
В истории, происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве. Наша следующая страничка будет посвящена изучению истории в пространстве, через карты. |
Человек начал составлять карты по мере того, как знакомился с миром. Необходимость в создании и использовании карт возникла еще в древности. Они были необходимы для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире: знать расположение лучших мест охоты, богатых пастбищ, поселений людей, а также тропы, дороги, водные пути.
Карты потребовались людям, чтобы закреплять добытые крупицы знаний об окружающем мире и передавать их друг другу. Необходимо было наносить положение объектов на местности и показывать расстояния между ними. Отмечать места охоты и рыболовства. Обозначать стоянки, тропы между ними, пастбища. Позднее карты стали необходимы для измерения земельных угодий, проектирования крупных сооружений: ирригационных каналов и пирамид, для добычи драгоценных металлов, определения направлений на местности, маршрутов мореплавания и конечно же для ведения военных действий и создания оборонительных укреплений.
Что такое историческая карта?
Карта - (нем. Karte; первоисточник: греч. chartes - лист или свиток папируса для письма), уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, звёздного неба или их частей, содержащее данные в соответствии с назначением, пособие для изучения истории, географии и других наук
Историческая карта -пространственное изображение исторических явлений и событий определенного исторического периода. Или другими словами
Сохранившиеся до наших дней карты, составленные географами прошлых веков, являются важными историческими источниками. Сопоставляя карты разных времен можно судить, как изменялось представление человека о мире, как человек исследовал нашу планету, как менялись названия географических объектов и др.
Карта позволяет ответить на вопросы:
Что произошло?
Где произошло?
Когда произошло?
На сегодняшний день, при изучении истории XX, XXI мы используем современную карту мира. Карты мира, которые мы видим с детства — особенно те, что нам показывают ещё в школе — формируют наше представление о том, как устроен мир. В этом не было бы ничего плохого, если бы мы не забывали, что плоская карта — всего лишь условное и искаженное отображение круглого мира.
Однако многие из нас переносят усвоенные через карту стереотипы на личное отношение к реальному миру. Мы начинаем верить, что есть страны, которые играют в мире доминирующую роль, находятся в его центре, а есть те, которые играют роль подчинённую, находятся на его периферии.
Как будет видно ниже, в разных странах — России, Европе, США, Китае, Австралии, Чили, Южной Африке — карты мира очень сильно отличаются. Всё зависит от того, что выберет автор карты в каждом из следующих трех условий: 1) как центрировать карту относительно Запада и Востока; 2) как центрировать карту относительно Севера и Юга; 3) какой метод проекции использовать.
Карты мира — как они выглядят в разных странах
Чем отличаются исторические карты от других карт?
Различие исторической и географической карт
Рисунок 1 Различие используемых цветов. Изображают все географические явления, в том числе рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, коммуникации, границы и т. д.
Рисунок 2 Все исторические карты создаются на основе географических.Отсутствует обозначение рельефа местности, глубин.Цвета используются для обозначения государств, территорий.Наименования городов, рек, озер, морей, государств относятся ко времени о котором рассказывает карта
Топонимика
Большинство объектов нанесенных на карту имеют название. Со временем некоторые из названий менялись. То есть на карте указываются именно те названия которые были в той исторический эпохе.
Но откуда произошли первоначальные названия географических объектов?
Этим вопросом занимается специальная наука.
Так, например названия населенных пунктов могут происходить от различных слов и явлений:
- от имени основателя,
- по географическому положению,
- характеристике местности,
- по наименованию реки,
- в память о другом поселении и др.
Название нашей столицы города Бишкек тоже менялось на протяжении истории. Так в VII в. поселение называлось Джуль. А в 1825 г. кокандцы построили крепость и назвали Пишпек. В 1926 г. Пишпек был переименован в честь революционера и полководца М.В. Фрунзе, а в 1991 г. переименован в Бишкек. Этимология названия крепости Пишпек неизвестна, и поэтому предполагают что она близка к слову Бишкек. Есть два варианта происхождения названия. Первый, то что крепость назван в честь Бишкек-Батыра, а другой связывают с дубинкой или мутовкой, с помощью которой взбалтывают кумыс.
С какими видами исторических карт мы встречаемся?
На уроках истории, в дополнение к картам в учебниках вы будете использовать атласы с подборками исторических карт.
Контурные карты
В качестве домашнего задания или практической работы на уроке вы будете работать с контурными картами.
Анимированные карты
С помощью карты мы можем использовать анимированные карты – карты движущиеся, позволяющие показать происходящие изменения последовательно, как в кинофильме или выделить нужный вам элемент и др.
Как работать с исторической картой
Во-первых: вы должны научиться «читать» карту в соответствии с приведенным ниже планом.
1. Прочитайте название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
2. Ознакомьтесь с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
3. Чтение информации на карте начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
- Определите природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
- Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
- Определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Во-вторых: на уроках учитель может вызвать вас к доске и предложить, используя карту рассказать о каком-либо историческом событии. Нужно уметь правильно работать с настенной картой.
1. При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.
2. Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.
3. Карты всегда нарисованы так, что верх карты – это север, низ – юг, слева – запад, справа – восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.
4. Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.
5. Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.
Правила работы с контурной картой:
● На контурной карте записывайте задания, данное учителем.
● При выполнении задания обязательно пользуйтесь атласом и учебником.