Биология:Введение в биологию — различия между версиями
Admine2 (обсуждение | вклад) |
Admine2 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
{{Якорь|Начало}} | {{Якорь|Начало}} | ||
<ul class="small-block-grid-2 large-block-grid-4 resettext"> | <ul class="small-block-grid-2 large-block-grid-4 resettext"> | ||
− | <li><div class="light">[[# | + | <li><div class="light">[[#Основные свойства живых организмов.|Основные свойства живых организмов.]]</div> </li> |
− | <li><div class="light">[[# | + | <li><div class="light">[[#Многообразие живых организмов|Многообразие живых организмов]]</div> </li> |
− | <li><div class="light">[[# | + | <li><div class="light">[[#Основные задачи биологии|Основные задачи биологии]]</div> </li> |
− | <li><div class="light">[[# | + | <li><div class="light">[[#Уровни организации живых|Уровни организации живых]]</div></li> |
+ | <li><div class="light">[[#Методы изучения биологии|Методы изучения биологии]]</div></li> | ||
+ | <li><div class="light">[[#Значение биологии|Значение биологии]]</div></li> | ||
+ | <li><div class="light">[[#Достижение биологии|Достижение биологии]]</div></li> | ||
+ | <li><div class="light">[[#Сохранение окружающего мира|Сохранение окружающего мира]]</div></li> | ||
</ul> | </ul> | ||
---- | ---- | ||
Строка 17: | Строка 21: | ||
{{center|[[file:Инфографика.jpg|500px|link=]]}} | {{center|[[file:Инфографика.jpg|500px|link=]]}} | ||
− | <br clear="all | + | |
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
==Основные свойства живых организмов.== | ==Основные свойства живых организмов.== | ||
− | {{ | + | {{center|[[file:Biokletka.mp4|650px]]}} |
Клетка составляет основу строения, жизнедеятельности и развития всех живых форм — одноклеточных, многоклеточных и даже неклеточных | Клетка составляет основу строения, жизнедеятельности и развития всех живых форм — одноклеточных, многоклеточных и даже неклеточных | ||
+ | {{right|[[file:920656.gif|250px|link=]]}} | ||
+ | Благодаря заложенным в ней механизмам клетка обеспечивает основные свойства живой материи в отличие от неживой природы: | ||
− | + | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | |
− | <br clear= | ||
==Многообразие живых организмов== | ==Многообразие живых организмов== | ||
{{left|[[file:e.jpg|300px]]}} | {{left|[[file:e.jpg|300px]]}} | ||
Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 350 тыс. видов растений, более 1,5 млн. видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды, как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи. | Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 350 тыс. видов растений, более 1,5 млн. видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды, как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи. | ||
− | <br clear="all | + | |
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
==Основные задачи биологии== | ==Основные задачи биологии== | ||
{{left|[[file:ВСЯ ИСТОРИЯ НАШЕЙ ЗЕМЛИ.mp4|400px]]}} | {{left|[[file:ВСЯ ИСТОРИЯ НАШЕЙ ЗЕМЛИ.mp4|400px]]}} | ||
Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды относятся к основным задачам биологии. Важное место в биологии занимают вопросы возникновение и законы развития жизни на Земле – эволюционное учение. | Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды относятся к основным задачам биологии. Важное место в биологии занимают вопросы возникновение и законы развития жизни на Земле – эволюционное учение. | ||
− | <br clear="all | + | |
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
==Уровни организации живых== | ==Уровни организации живых== | ||
Различают такие уровни организации живой материи - уровни биологической организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой и экосистемный. | Различают такие уровни организации живой материи - уровни биологической организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой и экосистемный. | ||
Строка 37: | Строка 45: | ||
− | {{left|[[file:Cvb.png|70px|link=]]}}'''Молекулярный уровень''' организации - это уровень функционирования биологических макромолекул - биополимеров: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, стероидов. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной информации. Этот уровень изучают: биохимия, молекулярная генетика, молекулярная биология, генетика, биофизика. | + | {{left|[[file:Cvb.png|70px|link=]]}} |
− | + | '''Молекулярный уровень''' организации - это уровень функционирования биологических макромолекул - биополимеров: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, стероидов. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной информации. Этот уровень изучают: биохимия, молекулярная генетика, молекулярная биология, генетика, биофизика.<br clear=all /> | |
− | |||
− | {{left|[[file: | + | {{left|[[file:Kletka.png|70px|link=]]}} |
+ | '''Клеточный уровень.''' Клеточный уровень - это уровень клеток (клеток бактерий, цианобактерий, одноклеточных животных и водорослей, одноклеточных грибов, клеток многоклеточных организмов). Клетка - это структурная единица живого, функциональная единица, единица развития. Этот уровень изучают цитология, цитохимия, цитогенетика, микробиология.<br clear=all /> | ||
− | {{left|[[file: | + | {{left|[[file:37060 board.png|70px|link=]]}} |
+ | '''Тканевый уровень''' организации - это уровень, на котором изучается строение и функционирование тканей. Исследуется этот уровень гистологией и гистохимией.<br clear=all /> | ||
− | {{left|[[file: | + | {{left|[[file:Сердц.png|70px|link=]]}} |
+ | '''Органный уровень''' организации - это уровень органов многоклеточных организмов. Изучают этот уровень анатомия, физиология, эмбриология.<br clear=all /> | ||
− | {{left|[[file: | + | {{left|[[file:Los.png|60px|link=]]}} |
+ | '''Организменный уровень''' организации - это уровень одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Специфика организменного уровня в том, что на этом уровне происходит декодирование и реализация генетической информации, формирование признаков, присущих особям данного вида. Этот уровень изучается морфологией (анатомией и эмбриологией), физиологией, генетикой, палеонтологией.<br clear=all /> | ||
− | {{left|[[file: | + | {{left|[[file:Попул.png|70px|link=]]}} |
+ | '''Популяционно-видовой уровень''' - это уровень совокупностей особей - популяций и видов. Этот уровень изучается систематикой, таксономией, экологией, биогеографией, генетикой популяций. На этом уровне изучаются генетические и экологические особенности популяций, элементарные эволюционные факторы и их влияние на генофонд (микроэволюция), проблема сохранения видов.<br clear=all /> | ||
− | {{left|[[file: | + | {{left|[[file:Экосис.png|90px|link=]]}} |
+ | '''Экосистемный уровень''' организации - это уровень микроэкосистем, мезоэкосистем, макроэкосистем. На этом уровне изучаются типы питания, типы взаимоотношений организмов и популяций в экосистеме, численность популяций, динамика численности популяций, плотность популяций, продуктивность экосистем, сукцессии. Этот уровень изучает экология.<br clear=all /> | ||
+ | {{left|[[file:Globe PNG31.png|70px|link=]]}} | ||
+ | '''Биосферный уровень''' организации живой материи. Биосфера - это гигантская экосистема, занимающая часть географической оболочки Земли. Это мега-экосистема. В биосфере происходит круговорот веществ и химических элементов, а также превращение солнечной энергии. | ||
+ | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
==Методы изучения биологии== | ==Методы изучения биологии== | ||
Биология использует самые различные методы. Один из важнейших – исторический, служащий основой осмысление получаемых фактов. К традиционным относится описательный метод; широко используются инструментальные методы: микроскопия (светооптическая и электронная), элекрография, радиолокация и др. | Биология использует самые различные методы. Один из важнейших – исторический, служащий основой осмысление получаемых фактов. К традиционным относится описательный метод; широко используются инструментальные методы: микроскопия (светооптическая и электронная), элекрография, радиолокация и др. | ||
'''Видео «методы биологических исследований»https://www.youtube.com/watch?v=QtTng1huqa8 (0:13сек.-10:00 мин.)''' | '''Видео «методы биологических исследований»https://www.youtube.com/watch?v=QtTng1huqa8 (0:13сек.-10:00 мин.)''' | ||
− | + | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | |
==Значение биологии== | ==Значение биологии== | ||
Значение биологии для человека огромно. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве при создании новых высокопродуктивных пород домашних животных и сортов культурных растений. На основе этих знаний проводится селекция микроорганизмов, продуцирующих антибиотики. | Значение биологии для человека огромно. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве при создании новых высокопродуктивных пород домашних животных и сортов культурных растений. На основе этих знаний проводится селекция микроорганизмов, продуцирующих антибиотики. | ||
Строка 68: | Строка 84: | ||
В дальнейшем практическое значение биологии еще больше возрастет. Это связано с быстрыми темпами роста населения планеты, а также с постоянно возрастающей численности городского населения. Важную роль в этом процессе будет играть выведение новых высокопродуктивных форм микроорганизмов, растений и животных, рациональное использование природных богатств. | В дальнейшем практическое значение биологии еще больше возрастет. Это связано с быстрыми темпами роста населения планеты, а также с постоянно возрастающей численности городского населения. Важную роль в этом процессе будет играть выведение новых высокопродуктивных форм микроорганизмов, растений и животных, рациональное использование природных богатств. | ||
− | + | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | |
==Достижение биологии== | ==Достижение биологии== | ||
Раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии. С помощью ее метода создают организмы с новыми, в том числе и с не встечающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств. Практическое применение достижений современной биологии уже в настоящей время позволяет получить промышленным путем значительные количества биологически активных веществ. | Раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии. С помощью ее метода создают организмы с новыми, в том числе и с не встечающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств. Практическое применение достижений современной биологии уже в настоящей время позволяет получить промышленным путем значительные количества биологически активных веществ. | ||
'''(видео. Тема: генная инженерия https://www.youtube.com/watch?v=kPzI-m2xhCM)''' | '''(видео. Тема: генная инженерия https://www.youtube.com/watch?v=kPzI-m2xhCM)''' | ||
− | + | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | |
==Сохранение окружающего мира== | ==Сохранение окружающего мира== | ||
Настало время, когда от поведения каждого из нас зависит сохранность окружающего мира. Хорошо отрегулировать двигатель автомобиля, предотвратить сброс ядовитых отходов в реку, удержаться от желания собрать букет полевых цветов – все это позволит сохранить окружающую среду, среду нашей жизни. | Настало время, когда от поведения каждого из нас зависит сохранность окружающего мира. Хорошо отрегулировать двигатель автомобиля, предотвратить сброс ядовитых отходов в реку, удержаться от желания собрать букет полевых цветов – все это позволит сохранить окружающую среду, среду нашей жизни. | ||
Строка 79: | Строка 95: | ||
'''(анимация тема »берегите природу- »http://biolgra.ucoz.ru/index/ehkologija/0-87)''' | '''(анимация тема »берегите природу- »http://biolgra.ucoz.ru/index/ehkologija/0-87)''' | ||
− | + | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div> | ||
==Полезные ссылки== | ==Полезные ссылки== | ||
{{bib|[http://zanimatika.narod.ru/Book6.htm Викторины]}} | {{bib|[http://zanimatika.narod.ru/Book6.htm Викторины]}} |
Версия 15:34, 17 октября 2017
Биология – наука о жизни
Ее название возникло из сочетания двух греческих слов: bios (жизнь) и Logos (слово, учение).
Объектом изучения биологии являются живые организмы - растения и животные. Поэтому царство живой природы делятся на основные 4 группы а также вирусы.
Основные свойства живых организмов.
Клетка составляет основу строения, жизнедеятельности и развития всех живых форм — одноклеточных, многоклеточных и даже неклеточных
Благодаря заложенным в ней механизмам клетка обеспечивает основные свойства живой материи в отличие от неживой природы:
Многообразие живых организмов
Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 350 тыс. видов растений, более 1,5 млн. видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды, как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи.
Основные задачи биологии
Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды относятся к основным задачам биологии. Важное место в биологии занимают вопросы возникновение и законы развития жизни на Земле – эволюционное учение.
Уровни организации живых
Различают такие уровни организации живой материи - уровни биологической организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой и экосистемный.
Молекулярный уровень организации - это уровень функционирования биологических макромолекул - биополимеров: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, стероидов. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной информации. Этот уровень изучают: биохимия, молекулярная генетика, молекулярная биология, генетика, биофизика.
Клеточный уровень. Клеточный уровень - это уровень клеток (клеток бактерий, цианобактерий, одноклеточных животных и водорослей, одноклеточных грибов, клеток многоклеточных организмов). Клетка - это структурная единица живого, функциональная единица, единица развития. Этот уровень изучают цитология, цитохимия, цитогенетика, микробиология.
Тканевый уровень организации - это уровень, на котором изучается строение и функционирование тканей. Исследуется этот уровень гистологией и гистохимией.
Органный уровень организации - это уровень органов многоклеточных организмов. Изучают этот уровень анатомия, физиология, эмбриология.
Организменный уровень организации - это уровень одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Специфика организменного уровня в том, что на этом уровне происходит декодирование и реализация генетической информации, формирование признаков, присущих особям данного вида. Этот уровень изучается морфологией (анатомией и эмбриологией), физиологией, генетикой, палеонтологией.
Популяционно-видовой уровень - это уровень совокупностей особей - популяций и видов. Этот уровень изучается систематикой, таксономией, экологией, биогеографией, генетикой популяций. На этом уровне изучаются генетические и экологические особенности популяций, элементарные эволюционные факторы и их влияние на генофонд (микроэволюция), проблема сохранения видов.
Экосистемный уровень организации - это уровень микроэкосистем, мезоэкосистем, макроэкосистем. На этом уровне изучаются типы питания, типы взаимоотношений организмов и популяций в экосистеме, численность популяций, динамика численности популяций, плотность популяций, продуктивность экосистем, сукцессии. Этот уровень изучает экология.
Биосферный уровень организации живой материи. Биосфера - это гигантская экосистема, занимающая часть географической оболочки Земли. Это мега-экосистема. В биосфере происходит круговорот веществ и химических элементов, а также превращение солнечной энергии.
Методы изучения биологии
Биология использует самые различные методы. Один из важнейших – исторический, служащий основой осмысление получаемых фактов. К традиционным относится описательный метод; широко используются инструментальные методы: микроскопия (светооптическая и электронная), элекрография, радиолокация и др.
Видео «методы биологических исследований»https://www.youtube.com/watch?v=QtTng1huqa8 (0:13сек.-10:00 мин.)
Значение биологии
Значение биологии для человека огромно. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве при создании новых высокопродуктивных пород домашних животных и сортов культурных растений. На основе этих знаний проводится селекция микроорганизмов, продуцирующих антибиотики.
(видео.Название «основы селекции растений, животных и микроорганизмов» https://www.youtube.com/watch?v=IYZNebPetTI)
Большое значение в биологии придается решению проблем связанных с выяснением тонких механизмов биосинтеза белка, тайн фотосинтеза, которые откроют путь синтезу органических пищевых веществ вне растительных и животных организмов.
(механизмов биосинтеза белка https://www.youtube.com/watch?v=1KM2BiwBPfU. Фотосинтез-флеш- анимация: http://biolgra.ucoz.ru/flash_anime/Zoology/Photosintez.swf)
В дальнейшем практическое значение биологии еще больше возрастет. Это связано с быстрыми темпами роста населения планеты, а также с постоянно возрастающей численности городского населения. Важную роль в этом процессе будет играть выведение новых высокопродуктивных форм микроорганизмов, растений и животных, рациональное использование природных богатств.
Достижение биологии
Раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии. С помощью ее метода создают организмы с новыми, в том числе и с не встечающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств. Практическое применение достижений современной биологии уже в настоящей время позволяет получить промышленным путем значительные количества биологически активных веществ.
(видео. Тема: генная инженерия https://www.youtube.com/watch?v=kPzI-m2xhCM)
Сохранение окружающего мира
Настало время, когда от поведения каждого из нас зависит сохранность окружающего мира. Хорошо отрегулировать двигатель автомобиля, предотвратить сброс ядовитых отходов в реку, удержаться от желания собрать букет полевых цветов – все это позволит сохранить окружающую среду, среду нашей жизни.
(анимация тема »берегите природу- »http://biolgra.ucoz.ru/index/ehkologija/0-87)
Полезные ссылки
Глоссарий
- Метод- совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.
- Микроскопия (светооптическая и электронная) – (МКС) (греч. μικρός — мелкий, маленький и σκοπέω — вижу) — изучение объектов с использованием микроскопа. Подразделяется на несколько видов: оптическая микроскопия, электронная микроскопия, многофотонная микроскопия, рентгеновская микроскопия, рентгеновская лазерная микроскопия и предназначается для наблюдения и регистрации увеличенных изображений образца.
- Элекрография - (ксерогра́фия) — метод репрогра́фии, использующий для переноса тонера (сухих чернил) электрический заряд. На принципе электрографии работают лазерные принтеры и копировальные аппараты.
- Радиолокация - область науки и техники, объединяющая методы и средства локации (обнаружения и измерения координат) и определения свойств различных объектов с помощью радиоволн. Близким и отчасти перекрывающимся термином является радионавигация, однако в радионавигации более активную роль играет объект, координаты которого измеряются, чаще всего это определение собственных координат. Основное техническое приспособление радиолокации — радиолокационная станция
- Наследственность - называется свойство организмов повторять в ряду поколений комплекс признаков (особенности внешнего строения, физиологии, химического состава, характера обмена веществ, индивидуального развития.
- Изменчивость - разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм. Вместе с наследственностью представляют собой два неразрывных свойства живых организмов, являющихся предметом изучения науки генетики.
- Селекция - Селе́кция (лат. selectio «выбирать») — наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных, сортов растений, штаммов.
- Штамм микроорганизмов - (от нем. Stamm, буквально — «ствол», «род») — чистая культура вирусов, бактерий, других микроорганизмов или культура клеток, изолированная в определённое время и в определённом месте.
- Биологический процесс - преобладание рождаемости в популяциях (совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп. Этот термин используется в различных разделах биологии над смертностью в них (высокий потенциал выживания). Характеризуется ростом численности особей, расширением площади проживания, повышением внутривидовой изменчивости. Результат успеха вида в борьбе за существование.
- Гены – др.-греч. γένος — род) — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Ген представляет собой участок ДНК, задающий последовательность определённого полипептида либо функциональной РНК
- Генная инженерия - совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами, введения их в другие организмы и выращивания искусственных организмов после удаления выбранных генов из ДНК.
- ДНК - Дезоксирибонуклеи́новая кислота́ (ДНК) — макромолекула (одна из трёх основных, две ... С химической точки зрения ДНК — это длинная полимерная молекула, состоящая из повторяющихся блоков — нуклеотидов.
- РНК - нуклеиновые кислоты, полимеры нуклеотидов, в состав которых входят остаток ортофосфорной кислоты, рибоза (в отличие от ДНК, содержащей дезоксирибозу) и азотистые основания — аденин, цитозин, гуанин и урацил (в отличие от ДНК, содержащей вместо урацила тимин.
- Нуклеиновые кислоты - биополимеры, а их функция заключается в хранении, реализации и передаче генетической (наследственной) информации в живых организмах. Существует два типа нуклеиновых кислот — дезоксирибонуклеиновые (ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). Мономерами в нуклеиновых кислотах служат нуклеотиды.
Библиография
- Книга биология. энциклопедия для школьников. Автор: Щенников В.И.
- Большая энциклопедия (с иллюстраиями ). Автор: Александр Горкин
о клетках растений
Самые длинные клетки - растительные волокна (текстильный банан) длина составляет до 3,5 м.
Растущая клетка способна развивать огромное усилие и пробивать асфальт.
Хвощ зимующий – это растение обладает чрезвычайной жесткостью, а его стеблем можно поцарапать даже сталь.
У жирафов самое большое сердце и самое высокое кровяное давление из всех наземных животных, а еще - абсолютно черный язык, длина которого может доходить до 45 см.
Чтобы сделать килогpамм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков.
Шимпанзе — единственные животные, котоpые могyт yзнавать себя в зеpкале.
Кpокодилы глотают камни, чтобы глyбже ныpнyть.
В этом видео вы узнаете как сварить яйца без огня.