БИЛИМ БУЛАГЫ

История: Кочевые цивилизации — различия между версиями

Строка 534: Строка 534:
 
<span style="text-align:center; font-family:Georgia; font-weight:bold; font-size:25px; color:#600; font-style:italic">Складыванию кыргызской народности способствовали следующие факторы:</span><br />
 
<span style="text-align:center; font-family:Georgia; font-weight:bold; font-size:25px; color:#600; font-style:italic">Складыванию кыргызской народности способствовали следующие факторы:</span><br />
 
<span style="text-align:center; font-family:Georgia; font-weight:bold; font-size:15px; color:#A20; font-style:italic">'''Геополитический''' – кыргызским племенам необходимо было консолидироваться, чтобы выстоять в борьбе с потенциальными захватчиками их территорий;<br /><br />'''Экономический''' – формирование у кыргызских племен единого типа хозяйства – полукочевого скотоводства вертикального типа, которое и отличает данный этнос от других;<br /><br />'''Политический''' – переселение на новые территории и необходимость их защиты требовали этнического единства.</span>
 
<span style="text-align:center; font-family:Georgia; font-weight:bold; font-size:15px; color:#A20; font-style:italic">'''Геополитический''' – кыргызским племенам необходимо было консолидироваться, чтобы выстоять в борьбе с потенциальными захватчиками их территорий;<br /><br />'''Экономический''' – формирование у кыргызских племен единого типа хозяйства – полукочевого скотоводства вертикального типа, которое и отличает данный этнос от других;<br /><br />'''Политический''' – переселение на новые территории и необходимость их защиты требовали этнического единства.</span>
 +
 +
<ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:600; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:19500;" >
 +
  <li class="active">
 +
    [[Image:Kyrg_kagan_(1).png]]
 +
    <div class="orbit-caption">
 +
    </div>
 +
  </li>
 +
  <li>
 +
    [[Image:Kyrg_kagan_(2).png]]
 +
    <div class="orbit-caption">
 +
    </div>
 +
  </li>
 +
  <li>
 +
    [[Image:Kyrg_kagan_(3).png]]
 +
    <div class="orbit-caption">
 +
    </div>
 +
  </li>
 +
  <li>
 +
    [[Image:Kyrg_kagan_(4).png]]
 +
    <div class="orbit-caption">
 +
    </div>
 +
  </li>
 +
  <li>
 +
    [[Image:Kyrg_kagan_(5).png]]
 +
    <div class="orbit-caption">
 +
    </div>
 +
  </li>
 +
  <li>
 +
    [[Image:Kyrg_kagan_(6).png]]
 +
    <div class="orbit-caption">
 +
    </div>
 +
  </li>
 +
  <li>
 +
[[Image:Kyrg_kagan_(7).png]]
 +
    <div class="orbit-caption">
 +
    </div>
 +
  </li>
 +
</ul><br />

Версия 12:04, 23 мая 2018

Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории человечества на пути его развития. История кочевого мира, в его целом, охватывает около трех тысячелетий: от появления скифов в VIII веке до н.э. и до настоящего времени.

В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες, nomádes — кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством.

  • slide 1
  • slide 1
  • slide 2

Территория, которую за свою историю заняла кочевая цивилизация - верхняя половина главного острова Евразия, от Тихого океана до Карпат. Это родина Ариев-саков и Кочевников. Тут человек проявляет себя как универсал, воин и скотовладелец. Он собственник и управленец. Его государство - это народ-войско, прямая военная демократия. Религия – Тенгрианство. При этом, кочевая цивилизация – основа общей идентичности всех тюркских народов от великого Океана до Карпат, основа их интеграции в единый суперэтнос.

  • Хунну-гунны в Евразии а — полукочевая и оседлая экономика, 6 — первая стадия кочевания — нашествия; в — переход ко второй стадии кочевания (обретение родины); г— граница леса; 1 — империя Хунну; 2—.«Царство гуннов» в Дагестане; 3 — империя: Аттилы
  • Эпоха Тюркских каганатов а — оседло-земледельческая экономика; 6 — вторая стадия кочевания; в — переход от первой ко второй стадии кочевания; г— граница леса. 1 — Западно-Тюркский каганат; 2— Восточно-Тюркский каганат; 3 — Аварский каганат
  • Эпоха «стабилизации» а, б — оседло-земледельческая экономика; в — вторая стадия кочевания; г— оседло-кочевая смешанная экономика;  д — граница леса; е — общее направление венгерского нашествия. 1 — Уйгурский каганат; 2 — Кыргызский каганат;  3 — Кимакский каганат; 4 — Хазарский каганат; 5 — Дунайская Болгария
  • Степи Евразии в X — начале XI в. а — оседло-земледельческая экономика; 6 — вторая стадия кочевания; в — оседло-кочевая смешанная экономика; г — нашествия; д — переход от первой стадии кочевания к оседло-земледельческой экономике; е — граница леса.  1 — Кыргызский каганат; 2 — Кимакский каганат; 3 — Алания; 4 — государство Селъджукидов; 5 — Венгрия; 6 — Волжская Болгария
  • Степи в XI—XII вв. а — оседло-земледельческая экономика; 6 — вторая стадия кочевания; в — оседло-кочевая смешанная экономика; г— нашествие и переход ко второй стадии кочевания; д—граница леса. 1 — Кыргызский каганат; 2 — Кимакский каганат; 3 — Волжская Болгария
  • Империя Чингисхана и Орды а — границы империи; б— границы Орд; в — оседло-земледельческая экономика; г — оседло-кочевая смешанная экономика; д — вторая стадия кочевания; е — граница леса. 1 — Золотая Орда; 2 — Белая Орда; 3 — Орда Джагатая; 4 — Царство Илъханов; 5 — Империя Юянъ; 6 — Крымское ханство; 7— Большая Орда; 8 — Астраханское царство; 9 — Казанское ханство; 10 — Ногайская Орда; 11 — Сибирская Орда

Возникновение кочевого образа жизни имеет объективный характер возникновения в силу географических, экономических и других факторов. Это своеобразный способ хозяйственно-экономического развития. Приспосабливаясь к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни.

  • Кочевое скотоводство прошло эволюционный путь от придомного скотоводства, когда скот пасся недалеко от поселения. Тысячелетняя практика выращивания скота привела к новой, более выгодной и удобной форме скотоводства — отгонной. Именно отгонное скотоводство стало промежуточным звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степных и пустынных пастбищ — кочевому хозяйству. Так зарождался кочевой образ жизни.

    • slide 1
    • slide 2
    • slide 3

Особенности кочевого скотоводства:
Скотоводство – преобладающая деятельность. Земледелие и ремёсла не играют для кочевников серьёзной роли.

Скот круглый год содержится не в стойлах, а на природе – на подножном корму.

Периодическое перемещение людей и скота в пределах установленных пастбищных территорий.

Участие в перекочёвках всего или большей части населения.

Хозяйство направлено на удовлетворение собственных жизненных потребностей, а не для продажи.

  • В V — VI вв. кочевая цивилизация достигает наивысшего расцвета и могущества. В течение 1000 лет политика кочевников была определяющей на мировой исторической арене. Активная караванная торговля Евразийского континента находилась под контролем кочевых племен. Кочевой образ жизни определил основы хозяйства, социальных отношений, материальной и духовной культуры.
    • SRmap.png
    • SRcaravan.jpg
    • SRbazar.jpg
    • SRChzhan.jpg

Начало формирования кочевого скотоводства относится к скифо-сакскому времени (VIII вв. до н.э.) Но предпосылки сформировались еще в конце бронзового века внутри андроновской (арийской) исторической общности. На территории от Тянь-Шаня до Сибири и Урала сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Вероятно, что андроновцы изобрели колесо. И это позволило им освоить огромные территории степей.

Courmap.png

Выделение кочевой цивилизации вполне можно назвать степной революцией, которая имела не меньшее значение для человечества, чем городская или земледельческая.

Кочевая цивилизация – это особый мир, отличающийся как от западной, так и от восточной цивилизации, а степной образ жизни такой же исторический феномен, как и городской, сельский, морской.

С середины I тыс. до н.э. огромные просторы европейских и азиатских степей, полупустынь и предгорий, от Карпат на западе до Памира и Алтая на востоке были заселены различными племенами и народностями, которых греки называли скифами, а персы — саками. Один и тот же образ жизни, занятие пастушеским скотоводством, при оживленных сношениях между этими племенами, способствовало созданию единой культуры, известной под названием скифской культуры, которую правильнее называть скифо-сакской.

Расселение скифо-сакских племен в эпоху Александра Македонского



Можно выделить три существенных признаков, которые объединяют скифо-сакскую цивилизацию, так называемая «скифо-сакская триада»

  • Вооружение
  • Конское снаряжение
  • Звериный стиль в искусстве скифо-сакских племен


  • Костюм сакского вождя (Курган Иссык, Семиречье), Реконструкция костюма сакской лучницы и Сакский костюм (Алтай)
    Suit.gif
  • Скифы Причерноморья и Саки Прикаспийских степей
    Skif.gif
  • Костюм сакского вождя (Шиликтинский курган, Семиречье) и Реконструкция костюма сака-тиграхауда
    Saks.gif
    • Skif1.png
    • Skif2.png
    • Skif3.png
    • Skif4.png
    • Skif5.png
    • Skif6.png
    • Skif7.png
    • Skif8.png
    • Skif9.png
    • Skif10.png
    • Skif11.png
    • Skif12.png
    • Skif13.png
    • Skif14.png
    • Skif15.png
    • Skif16.png
    • Skif17.png
    • Skif18.png
    • Skif19.png
    • Skif20.png
    • Skif21.png
    • Skif22.png
    • Skif23.png
    • Skif24.png
    • Skif25.png
    • Skif26.png
    • Skif27.png
В III в. до н.э. сложились две великие империи – оседлая Цинь и кочевая Хунну. Противостояние этих империй привели к Великому переселению народов.
Hunnu.jpg


В эпоху своего наивысшего подъема (II—I вв. до н. э.) гунны захватывают огромную территорию и господствуют над многочисленными племенами Центральной Азии.

В I в.н.э. победы китайских войск и восстания покоренных племен положили конец гуннскому господству в Центральной Азии. В 48 г. до н. э. гуннское объединение распалось, часть их во главе с шаньюем Чжи-Чжи была оттеснена на запад, в Среднюю Азию. В 36 г. до н. э. на р. Талас гунны были настигнуты китайскими войсками. В завязавшемся сражении предводитель гуннов Чжи-Чжи был убит, а сами они отброшены еще дальше на запад. Вторичный, еще более значительный распад гуннского объединения, произошел в первой половине I в. Часть гуннских племен (южные гунны) была подчинена Китаю. Другая часть (северные гунны) была оттеснена за северные границы Небесной империи. В 93 г., претерпев катастрофический разгром со стороны китайцев и племен Сянь-би, значительные массы «северных гуннов» бежали на запад, в Среднюю Азию, по пути, проложенному за полтора века до этого гуннами Чжи-Чжи. В последующие века значительная часть северных гуннов продолжала кочевать в Средней Азии,

В 70-х годах IV в. в Европу хлынула масса кочевых племен, объединенных в один большой племенной союз. «...Невиданный дотоле род людей,— пишет Аммиан Марцеллии,— поднявшийся как снег, из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор» Состав орды был далеко не однороден. Ядро ее составляли древнейшие монгольские и тюркские племена; число последних особенно возросло за несколько веков движения гуннов по просторам Центральной Азии, Южной Сибири и Средней Азии. В Приуралье и Прикаспии к ним присоединились некоторые финно-угорские и аланские племена. Таким образом, имя гуннов превратилось в общее наименование крупного объединения этнически разнородных кочевых племен, основу которого составляли азиатские гунны.
Своего могущества в Европе гунны достигли в правление Атиллы. Основателем империи гуннов на территории Европы в 374 г. считается Баламбер (Баламир), потомком которого и был Атти́ла — правитель гуннов с 434 по 453 год, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги.


Roman-hunnic-empire.jpg



Усуньское государство


Usuni.png


Во II в. до н. э. в ходе завоевательных походов хунну вытеснили из Восточного Туркестана племена усуней. Разбиви тянь-шаньских саков и заняв Семиречье, Джунгарию и Центральный Тянь-Шань усуни создали здесь одно из древнейших государств, именовавшееся в источниках «Усунь-го» («усуньское государство»), «Син-го» («кочевое государство») и «Бу-цзу» («племенной союз»).

Usun-go.jpg


KyrgIII.jpg


Усуни, как и другие народы Восточного Туркестана были зависимы от хунну, но после смерти правителя хуннов Лаошань-шанюя в 161 — 158 гг. до н.э. кунбаг (официальный титул правителя усуней) объявляет о политической независимости своего государства от хуннов. Китайский лазутчик и посол Чжан Цянь, впервые посетивший усунскую землю в 128 г. до н.э., заметил схожесть традиций и обрядов усуней с традициями и обрядами хуннов. Усуньское государство, как и хуннское, было монархическим государством. Кунбаг и после завоевания им независимости сохранил этот присвоенный ему хуннским шанюем титул. Шанюй, имевший титул «тенир кугу» («одарённый Богом и Небесами»), присвоил усуньскому правителю титул пониже своего — «кюндюн бийи» т.е. «правитель солнца, солнечный государь. Особо важные вопросы кунбаг обсуждал на совете старейшин. Усуньское государство представляло централизованную власть, которая объединяла в себе два крыла. Власть Кунбага была наследственной. Столицей государства усуней был город Чи-Гу, расположенный на берегу озера Иссык- Куль.

Usuni face.png



Наука еще не установила их происхождение и что означает название этого народа. Своеобразный внешний облик заметно отличал их от жителей Центральной Азии и Туркестана: усуни имели рыжие волосы, голубые глаза.



Усуни занимались в основном скотоводством. Лошади, коровы, овцы, козы занимали в их хозяйствах особое место. «Усуни ни земледелия, ни овощеводства (садоводства) не знают. Они выбирают пастбища с водою и постоянно кочуют с одного места на другое со своим скотом и скарбом» — повествуют о них китайские источники. Но постепенно усуни начинают заниматься земледелием и садоводством. В 1 в. до н.э. они освоили земледелие.

Начиная со второй половины II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань, перед которой тогда стояло две важнейших задачи: покончить с извечным врагом — гуннами, создавшими сильное государство в степях Центральной Азии, и установить контроль над Великим Шелковым путем вплоть до греко-бактрийских владений. Ключ для решения обеих задач находился в руках усуней. Поэтому в 109 г. до н. э. император Уди направил к усуням посольство с богатыми дарами и выдал за кунбага одну из китайских принцесс. Город Чигу посетил и китайский дипломат Чжань Цянь, оставивший описание жизни и быта усуней и стоявший у истоков Великого Шелкового пути через Тянь-Шань.

Silkroad han.jpg


Археологическая культура собственно усуней еще не выделена, внешне и по инвентарю их курганы аналогичны сакским, поэтому чаще всего ученые их определяли как сако-усуньские, но они имеют некоторое сходство и с культурой гуннов. В Кыргызстане на роль усуньской претендует и другая культура — катакомбная (Шамсинское погребение в Чуйской долине, Кенкольский могильник из Таласа, катакомбы Кетмень-Тюбе), которую ученые связывают с позднегуннским этносом.

В начале I века до нашей эры во главе государства усуней стал кунбаг Унгуйми, принявший тронное имя Фейван, государство усуней превратилось в сильную державу. Фейван заключил с империей Хань договор о совместных действиях против гуннов и в 71 году до н.э. усуни, действуя в контакте со 150-тысячной китайской армией, нанесли гуннам сокрушительное поражение, захватив 40 тыс. пленных и до 700 тыс. голов скота. После поражения гунны уже не могли оправиться, ранее могучая держава погибла.


В конце первой половины I тыс. н. э. усуни теряют свое былое могущество. Их поглотили западнотюркские племена.

В 552 г предводитель тюрков Бумын выступил против своих сюзеренов аваров (жуань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах этого государства был создан Тюркский каганат.


Turk warrior.png

Источники рассказывают: каган Бумын послал своих людей к кагану Анагую с предложением: вы­дать дочь за него. Узнав о такой дерзос­ти Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол, осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена, зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.) Этого отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552 году тюркский каган Бумынь совер­шил поход против врага и наголову разбил его войска. Опозорен­ный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.

Тюркский каганат за­нимал огромную территорию, начиная с востока Алтая и закан­чивая западным побережьем Каспийского моря, на юго-западе каганат граничил с Персией (Ираном) Основное население каганата представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена теле (тирек) (общее название многих тюрк­ских племен). Судя по китайским летописным источникам, от на­звания «теле» впоследствии произошло название «тюрк». Среди тюркоязычных племен в состав населения Тюркского кага­ната входили более 30 племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.

  • 1slide.png
  • 2slide.png
  • 3slide.png
  • 4slide.png
  • 5slide.png

В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную терри­торию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и пре­вратился в могущественную державу по своему политическому поло­жению. Но занимавший огромную терри­торию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое центра­лизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. Воспользовавшись этим, ранее покоренные тюрками народы под­нимались на освободительную борьбу.

Для тюркской эпохи характерно быстрое развитие феодальных отношений. Под влиянием внешнего фактора - борьба тюрок с империей Тан, тюркские каганаты быстро сменяли друг друга.

Кыргызстан в составе тюркских каганатов
Тюркские каганаты, в состав которых входила территория Кыргызстана Тюркские каганаты с территорией в Восточном Туркестане
Великий Тюркский каганат

после завоевания Истеми

Великий Тюркский каганат

Время: 552 – 603 гг. Основатель – Бумын

Западно-Тюркский каганат

Наиболее выдающийся правитель – Тон-джабгу-каган

Восточно-Тюркский каганат

Время существования: 603 – начало 620-х гг.

Тюргешский каганат

Основатель – Уч-елиг-каган Наиболее выдающийся правитель – Солук-Чобыш-чор

Второй Восточно-Тюркский каганат

Время: 698 – 744 гг. Наиболее выдающийся правитель – Капаган-каган

Карлукский каганат Уйгурский каганат

Время: 744-840 гг.

Караханидский каганат

Основатель – Сатук-Богра Карахан

Кыргызское великодержавие

Время: 840 – первая четверть Х в.

Си Ляо – государство кара-киданей (кара-китаев)

Основатель – Елюй-Даши


  • Turk kagan (1).png
  • Turk kagan (2).png
  • Turk kagan (3).png
  • Turk kagan (4).png
  • Turk kagan (5).png
  • Turk kagan (6).png
  • Turk kagan (7).png
  • Turk kagan (8).png
  • Turk kagan (9).png
  • Turk kagan (10).png
  • Turk kagan (11).png
  • Turk kagan (12).png
  • Turk kagan (13).png
  • Turk kagan (14).png
  • Turk kagan (15).png
  • Turk kagan (16).png
  • Turk kagan (17).png
  • Turk kagan (18).png
  • Turk kagan (19).png
  • Turk kagan (20).png
  • Turk kagan (21).png
  • Turk kagan (22).png
  • Turk kagan (23).png

Расцвет экономики и культуры приходится на правление Караханидов (Х-ХII вв.). Создателем каганата принято считать Сатук Богра Карахана, основателя династии. К этому времени относится развитие феодальных отношений на территории Кыргызстана. В Семиречье сформировалась высокоразвитая городская культура В ХI в. в правление Наср ибн Али Караханида в состав Караханидского каганата вошли Бухара и Самарканд. В караханидскую эпоху шел процесс формирования единой тюркской народности и государства, но этот процесс оказался прерванным сначала киданьским, а затем монгольским нашествиями. Для политической истории тюркских каганатов характерны постоянные войны за расширение территории и контроль над Великим Шелковым путем, междуусобные конфликты и борьба за власть, борьба против завоевательных попыток Танского Китая и Арабского халифата.

  • Turk nation (1).png
  • Turk nation (2).png
  • Turk nation (3).png
  • Turk nation (4).png
  • Turk nation (5).png
  • Turk nation (6).png
  • Turk nation (7).png

Кыргызский каганат
Древнейшее упоминание о кыргызах в китайских источниках относится к 201 г. до н.э., когда в числе северных владений, покоренных правителем хунну шаньюем Модэ, названы народ гэгунь (китайская транскрипция термина «кыргыз») и его владение. Об этом впервые написал китайский историк Сыма Цянь. Историки определили, что прародиной кыргызов является район Восточного Притяньшанья и озера Кыргыз-Нур в северо-западной Монголии. В 99 г. до н. э шаньюй гуннов Цзуйдихэу, разбив китайское войско, поставил китайского полководца Ли Линя правителем «Владения Кыргыз». В середине I в. до н. э. часть кыргызов в составе гуннского войска попала на Енисей и обосновалась там. В 56 г. до н. э. кыргызы в союзе с динлинами добились независимости от гуннской империи. Так еще в I в.до н.э. кыргызы освоили основы государственности.

Kyrg kagan map.png

В V—VI вв. н. э. на территории Минусинской котловины появляются тюркоязычные выходцы из Западной Монголии и Восточного Туркестана. Китайские хроники именуют их гяньгунями (цзянь-гунями), а соседние тюркоязычные народы и сами при­шельцы себя — кыргызами. Расселившись на Енисее, кыргызы подчинили себе все местные племена самодийской и кетской языковой принадлежности и создали свое государство — Кыргызский каганат. Во главе государства стоял верховный правитель, именовавшийся каган (по-кыргызски — ажо). В его руках сосредотачива­лась вся государственная власть. Опорой власти ажо являлась дружина, состоящая из прославлен­ных воинов-батыров. Кагану подчинялись беги, тарханы и другие представители скотоводческой знати. Иноэтничное население края находилось на положении кыштымов (данники) кыргызов.

На раннем этапе существования государства кыргызы находились в зависимости сначала от Пер­вого, а затем от Второго Тюркского кага­ната. Они платили тюркам дань пушниной, железом и «оружием крайне острым». В начале VIII в. кыргызский правитель Барс-бег, ставший каганом, прово­дит успешную внешнюю политику, направленную на создание военно-политического союза против тюрков. Но тюрки направляют против него боль­шую армию под руководством наследного принца Кюль-тегина и полководца Тоньюкука. Зимой 710—711 гг. тюркское войско прошло по снегу «глуби­ной в копье» через современный Ак-Довуракский перевал, спустилось по долине реки Оны к Абакану и напало на кыргызов во время сна, т. е. застало их врасплох. Кыргызское войско было разбито, Барс-бег пал в бою. Этот поход положил конец амби­циям кыргызского кагана на господство в Саяно-Алтайском регионе. Тем не менее, тюрки передали власть в руки наследнику Барс-бега, сохранив пре­емственность кыргызской правящей династии.

После падения второго тюркского каганата его место на военно-политической арене Саяно-Алтая занял Уйгурский каганат. Окрепшее кыргызское государство пыталось освободиться от уйгурской зависимости. К концу VIII — началу IX в. относятся кыргызские посольства в Китай. Китайские импе­раторы, обеспокоенные силой и влиянием варварского Уйгурского каганата, сделали ставку на интенсивно развивающееся Кыргызское государство. В письменных сношениях с кыргызским каганом император династии Тан всячески подстрекает кыргызов к войне с уйгурами и обещает помощь.

В начале IX в. Кыргызское государство обретает независимость, и его правитель объявляет себя каганом. В ответ уйгуры начинают в 820 г. войну с кыргызами, которая продолжалась с переменным успехом около 20 лет.

В 840 г. кыргызы восполь­зовались распрями, возникшими после смерти уйгурского кагана, и вторглись на их территорию. К ним присоединяется мятежный уйгурский пол­ководец Кюлюг-Бага, вместе они захватывают уйгурскую столицу Орду-Балык и сжигают ее дотла. С этого события начинается эпоха кыргызского великодержавия. В результате победоносных походов кыргызы расширяют территорию своего каганата от Иртыша до Байкала и от Монголии до устья Ангары. По сообщению персидского источника, кыргызы «безжалостны, отличаются воинственностью… со всеми народами, которые находятся вокруг них, они воюют». В начале IX в. Кыргызское государство обретает независимость, и его правитель объявляет себя каганом. В ответ уйгуры начинают в 820 г. войну с кыргызами, которая продолжалась с переменным успехом около 20 лет.

Kyrg kagan map1.png

Эпоха великодержавия характеризуется вы­соким уровнем культурного и экономического развития населения Кыргызского каганата. Разви­вается торговля с Китаем и арабскими странами. Широко распространяется грамотность на основе собственной рунической письменности. До наших дней сохранились многочисленные эпитафийные надписи на стелах, тексты разного содержания на курганных камнях, скалах и бытовых предметах.

В IX в. среди населения распространяются миро­вые религии — буддизм, манихейство, которые были восприняты частью знати.

Господство кыргызов в Центральной Азии длится до конца IX в. В начале X в. значительной ча­стью этого региона уже владели монголоязычные племена. Окончательное вытеснение кыргызов из Центральной Азии произошло в XI—XII вв. под давлением расселявшихся в западном направле­нии монголоязычных племен кераитов и найманов. Кыргызы сохранили за собой только Туву и Минусинскую котловину.

Древнетюркская руническая писменость

Кыргызы имели свою письменность, определенная часть населения владела грамотой. В V веке письменность распространилась и среди енисейских кыргызов. В енисейских письменных памятниках насчитывалось 39 букв (пять из них гласные). Позднее у кыргызов эту систему переняло население Синего тюркского каганата, уйгуры, басмылы. Переработанный и дополненный кыргызский вариант этой письменности назвали «енисейским». Эта письменность стала широко известна в науке после обнаружения так называемых орхоно-енисейских каменных надписей (1896-1961). Аналогичные им надписи обнаружены в Таласе. Они, а также орхонские и енисейские письмена освещают события периода Тюркского каганата. В связи с этим их назвали «древнетюркским письмом». К настоящему времени известно более 200 каменных надписей. Некоторые ученые (Старленберг, Миссершмид), найдя большое сходство знаков этой древней кыргызской письменности с рунами — буквами алфавита, применявшегося народами Северной Европы, назвали ее руноподобной письменностью. В X веке значительная группа кыргызской молодежи обучалась в Северном Китае. Наиболее способных, образованных приглашали на придворную службу в другие страны. Так, один из китайских летописцев, рассказывая о буддийской религии в Тибете, отмечал, что там состоял на службе «человек из небольшого владетельного дома государства Кыргыз». Кыргызы широко пользовались своим письмом и оставили ряд ценных сведений о себе. Сохранившиеся до наших дней эпитафии (надмогильные надписи) на камнях, обнаруженные в Орхонской долине памятники Кюль-тегину, Бильге-кагану, Тоньюкуку, Барсбеку и другим, зафиксировали яркие исторические события и даты.

Енисейские письмена писались и читались справа налево.

Древнетюркская руническая писменость

Ученые высказывают разные мнения относительно того, на каком из тюркских наречий составлены указанные орхонские и енисейские тексты, так как различные по объему надписи посвящены тюркским каганам, кыргызам, уйгурам, кымакам и др. Енисейские и таласские тексты лаконичны, выполнены в форме причитаний по умершему, выбитые даты не идентифицируются. Орхонские надписи более объемны, содержат больше фактов. Например, эпитафия в честь батыра Кюль-тегина представляет собой своеобразную поэму. Подобные памятники возводились умершим родственниками, друзьями, в некоторых случаях за счет каганата.

Кыргызы пользовались письменностью в течение V-веков. Знаки орхоно-енисейского письма были удобны для нанесения на твердые предметы — камень, кирпич, дерево, металл и т. п. Среди тюркских народов средневековья кыргызы были сильным племенным объединением. Об этом повествует более 120 дошедших до нас орхоно-енисейских текстов, выбитых на камнях.

Этногенез кыргызского народа и его основные этапы:
Формирование кыргызского народа началось в глубокой древности (III в. до н.э.) и связано с территорией Восточного Туркестана и Западной Монголии;

В первой половине I тыс. кыргызы появляются на Енисее (Минусинская котловина), где смешиваются с местными племенами динлинов и образуют новую этническую общность – енисейские кыргызы. Возникает кыргызское государство, которое крепнет и начинает борьбу за гегемонию в Центральной Азии;

В IХ-Х вв., в эпоху «кыргызского великодержавия» енисейские кыргызы подчиняют себе Уйгурский каганат и расселяются по всей Центральной Азии от Байкала до Кашгарии и Тянь-Шаня;

В ХV в. алтайские кыргызы передвигаются на Тянь-Шань, смешиваются с тюрко-монголольскими племенами и становятся основой нового этнического образования – кыргызской народности, процесс формирования которой завершается на Тянь-Шане;

Дуальная система кыргызского народа (деление на правое и левое крыло) описана в летописи «Маджму ат-Таварих». Особенностью этой системы было то, что в нее еще входила группа ичкилик, которая представляла собой конгломерацию племен, присоединившихся к кыргызам на разных этапх истории.

Складыванию кыргызской народности способствовали следующие факторы:
Геополитический – кыргызским племенам необходимо было консолидироваться, чтобы выстоять в борьбе с потенциальными захватчиками их территорий;

Экономический – формирование у кыргызских племен единого типа хозяйства – полукочевого скотоводства вертикального типа, которое и отличает данный этнос от других;

Политический – переселение на новые территории и необходимость их защиты требовали этнического единства.

  • Kyrg kagan (1).png
  • Kyrg kagan (2).png
  • Kyrg kagan (3).png
  • Kyrg kagan (4).png
  • Kyrg kagan (5).png
  • Kyrg kagan (6).png
  • Kyrg kagan (7).png