История: Кочевые цивилизации — различия между версиями
Msu04 (обсуждение | вклад) |
Msu04 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 129: | Строка 129: | ||
<div class="show-for-large-up">{{right-p|[[file:Courmap AM.png|750px|Расселение скифо-сакских племен в эпоху Александра Македонского]]}}</div> | <div class="show-for-large-up">{{right-p|[[file:Courmap AM.png|750px|Расселение скифо-сакских племен в эпоху Александра Македонского]]}}</div> | ||
+ | <br /> | ||
<br /> | <br /> | ||
− | Можно выделить три существенных признаков, которые объединяют скифо-сакскую цивилизацию, так называемая «скифо-сакская триада» | + | <span style="text-align:center; font-family:Georgia; font-weight:bold; font-size:15px; color:#600; font-style:italic">Можно выделить три существенных признаков, которые объединяют скифо-сакскую цивилизацию, так называемая «скифо-сакская триада»</span> |
+ | |||
+ | <ul class="large-block-grid-3 small-block-grid-1"> | ||
+ | <li>{{center-p|[[Файл:Weapon.png|325px|Вооружение ]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li>{{center-p|[[Файл:Horse_ammo.png|350px|Конское снаряжение ]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li>{{center-p|[[Файл:Animalstyle.png|370px|Звериный стиль в искусстве скифо-сакских племен ]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> |
Версия 14:05, 3 мая 2018
В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες, nomádes — кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством.
Территория, которую за свою историю заняла кочевая цивилизация - верхняя половина главного острова Евразия, от Тихого океана до Карпат. Это родина Ариев-саков и Кочевников. Тут человек проявляет себя как универсал, воин и скотовладелец. Он собственник и управленец. Его государство - это народ-войско, прямая военная демократия. Религия – Тенгрианство. При этом, кочевая цивилизация – основа общей идентичности всех тюркских народов от великого Океана до Карпат, основа их интеграции в единый суперэтнос.
Возникновение кочевого образа жизни имеет объективный характер возникновения в силу географических, экономических и других факторов. Это своеобразный способ хозяйственно-экономического развития. Приспосабливаясь к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни. Кочевое скотоводство прошло эволюционный путь от придомного скотоводства, когда скот пасся недалеко от поселения. Тысячелетняя практика выращивания скота привела к новой, более выгодной и удобной форме скотоводства — отгонной. Именно отгонное скотоводство стало промежуточным звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степных и пустынных пастбищ — кочевому хозяйству. Так зарождался кочевой образ жизни.
Особенности кочевого скотоводства:
Скотоводство – преобладающая деятельность. Земледелие и ремёсла не играют для кочевников серьёзной роли.
Скот круглый год содержится не в стойлах, а на природе – на подножном корму.
Периодическое перемещение людей и скота в пределах установленных пастбищных территорий.
Участие в перекочёвках всего или большей части населения.
Хозяйство направлено на удовлетворение собственных жизненных потребностей, а не для продажи.
- В V — VI вв. кочевая цивилизация достигает наивысшего расцвета и могущества. В течение 1000 лет политика кочевников была определяющей на мировой исторической арене. Активная караванная торговля Евразийского континента находилась под контролем кочевых племен. Кочевой образ жизни определил основы хозяйства, социальных отношений, материальной и духовной культуры.
Начало формирования кочевого скотоводства относится к скифо-сакскому времени (VIII вв. до н.э.) Но предпосылки сформировались еще в конце бронзового века внутри андроновской (арийской) исторической общности. На территории от Тянь-Шаня до Сибири и Урала сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Вероятно, что андроновцы изобрели колесо. И это позволило им освоить огромные территории степей.
Выделение кочевой цивилизации вполне можно назвать степной революцией, которая имела не меньшее значение для человечества, чем городская или земледельческая.
С середины I тыс. до н.э. огромные просторы европейских и азиатских степей, полупустынь и предгорий, от Карпат на западе до Памира и Алтая на востоке были заселены различными племенами и народностями, которых греки называли скифами, а персы — саками. Один и тот же образ жизни, занятие пастушеским скотоводством, при оживленных сношениях между этими племенами, способствовало созданию единой культуры, известной под названием скифской культуры, которую правильнее называть скифо-сакской.
Можно выделить три существенных признаков, которые объединяют скифо-сакскую цивилизацию, так называемая «скифо-сакская триада»