БИЛИМ БУЛАГЫ

Физика: Физика и методы ее изучения — различия между версиями

 
(не показано 56 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
__NOTOC__
 
<div class="row mat-bg>
 
<div class="maintext math-back math-bg large-8 medium-7 columns"> <!-- Page Content -->
 
 
{{Якорь|Начало}}
 
{{Якорь|Начало}}
 +
<div class="row  phis-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content -->
  
==Основная информация==
+
==Явления природы==
 +
Явления природы, изучением которых занимается физика, называются '''физическими явлениями'''.
  
Примерно в то же время, когда жители древних цивилизаций научились вычислять площади различных фигур, появилась необходимость и в вычислении объемов. Эта задача в первую очередь была связана с развитием торговли и строительства. С развитием математики появилась отдельное направление – [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F стереометрия] (раздел геометрии, который занимается изучением пространственных фигур), упоминания о котором встречались уже в IV веке до нашей эры.
+
Все эти явления можно условно разделить на группы:
  
Египтяне использовали эту науку в различных хозяйственных работах, при сооружении оросительных каналов, грандиозных храмов и пирамид, при высечении из гранита знаменитых сфинксов.
+
1) механические (падение камня, качение шарика, движение Земли вокруг Солнца);
  
Содержащиеся в дошедших до нас папирусах геометрические сведения и задачи почти все относятся к вычислению площадей и объемов. В них нет никаких указаний на способы вывода тех правил, которыми пользовались египтяне для вычисления длин, площадей и объёмов; часто употреблялись правила приближённых подсчётов. Высшим достижением египетской геометрии следует считать точное вычисление объёма усечённой пирамиды с квадратным основанием, содержащееся в «[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81 Московском папирусе]».
+
2) тепловые (кипение воды, таяние льда, образование облаков);
  
Поиск формул, позволяющих вычислять объемы различных тел, был долгим. В древнеегипетских папирусах, в вавилонских клинописных табличках встречаются правила для нахождения объема усеченной пирамиды. Определять объемы призмы, пирамиды, цилиндра и конуса умели древние греки еще задолго до [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4 Архимеда]. Но только он знал общий метод, позволяющий определить любую площадь или объем. Идеи Архимеда легли в основу интегрального исчисления. Сам ученый определил с помощью своего метода площади и объемы почти всех тел, которые рассматривались в античной математике. На могильной плите Архимеда, как завещал ученый, был изображен цилиндр с вписанным шаром, а эпитафия говорила о величайшем открытии Архимеда - о том, что объемы этих тел относятся как 3:2. В памятниках вавилонской и древнеегипетской архитектуры встречаются такие геометрические фигуры, как куб, параллелепипед, призма. Важнейшей задачей египетской и вавилонской геометрии было определение объема различных пространственных фигур. Эта задача отвечала необходимости строить дома, дворцы, храмы и другие сооружения. Объемы зерновых амбаров и других сооружений в виде кубов, призм и цилиндров египтяне и вавилоняне, китайцы индийцы вычисляли путем умножения площади основания на высоту. Однако древнему Востоку были известны только отдельные правила, найденные опытным путем. В более позднее время был найден общий подход к вычислению объемов многогранников.
+
3) электрические (молния, нагрев проводника током);
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Архимед биография легенды.jpg|650px]]}}</div>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Архимед биография легенды.jpg|650px]]}}</div>
 
  
Все тела, которые нас окружают, имеют объём. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с телами разных форм и объемов. Например, мы говорим, что ведро вмещает в себя 10 литров воды. Это означает, что объем ведра - 10 литров. Другой пример: на строительство садового домика понадобилось 20 кубометров (или кубических метров) древесины. Как видно, в этих примерах объемы выражаются определенными числами, но в разных единицах - в одном случае в литрах, в другом - в кубических метрах. В разных единицах объем одного и того же тела выражается разными числами.
+
4) магнитные (притяжение железных предметов к магниту, взаимодействие магнитов);
  
В древности у разных народов были свои меры измерения. Так в  Киевской Руси существовала мера зерна – кадь, равная 230 кг ржи. Жидкости мерили бочками и вёдрами. В XIX веке система мер имела вид: 1 бочка = 40 ведрам, ведро = 10 штофам, 1 штоф = 2 бутылям,  бутыль = 10 чаркам.
+
5) световые (свечения лампы или пламени, получение изображений с помощью линзы или зеркала).
  
В нашей стране существовали свои единицы измерения. Для нахожденияы объемов сыпучих тел употребляли предметы домашнего обихода. Объемы сыпучих и жидких тел обозначались следующим образом: кыпындай — с крошку, таруудай — с зернышко проса, тырмактын агындай — с белую часть ногтя, бир чьшчым — щепотку, бир ууч — горсть, бир кочуш — пригоршню, бир кашык — с ложку, бир аяк — с чашку средней величины. У дехкан практиковалась такая единица измерения объема и веса, как байс. Она равнялась весу 100 зерен ячменя, а 100 байсов составляли 3 килограмма зерна. Когда дехкане получали, давали взаймы или продавали зерно, то считали так: 200 байсов, составлявшие 6 килограммов ячменя, принимали за единицу, называвшуюся чакса; более крупной мерой веса были 2 чаксы — бир нимшек, или 12 килограммов, бир шимек —4 чакса, или 48 килограммов. Часто зерно измеряли более простым способом: брали 100 или 200 байсов зерна, засыпали в какой-нибудь сосуд и измеряли количество зерна по высоте от дна сосуда по суставам пальцев рук. В этом случае процесс измерения проходил намного быстрее, но неточность увеличивалась.
+
<ul class="example-orbit" data-orbit=""data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
 +
  <li class="active">
 +
    [[file:Механические_явления.jpg]]
 +
  </li>
 +
  <li>
 +
    [[file:Механические_явления1.jpg]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Механические_явления2.jpg]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Механические_явления3.jpg]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Механически_явления4.jpg]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Световые_явления.jpg]]
 +
  </li>
 +
</ul>
  
Количество зерна измерялось также кап — мешками, которые имели разную вместимость. Самый большой кап имел высоту в рост жеребенка и назывался тай кап; его вместимость была равна одному батману пшеницы или 12 пудам. В народных эпосах упоминаются богатыри, которые за один присест могли съесть не один батман зерна:
+
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
<div class="blocktext"><center>'''Семь батманов пшеницы за раз съел'''<br>
+
==Структура физики==
  
'''Хлебом пахнущий огромный Джолой.'''</center></div>
+
Разделов физики, которые можно назвать основными, всего три:
 +
                                        '''макроскопическая'''
 +
                                          '''микроскопическая'''
 +
                                              '''физика на стыке наук'''  
  
Так что же такое объём?
+
'''Физика''' – наука об окружающем нас мире, которая изучает  наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. Законы физики лежат в основе всего естествознания.
  
'''Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом'''. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т. п.
+
Учёные разграничивают макроскопическую и микроскопическую физику, отдельно также рассматривают физические разделы, которые находятся на стыке наук (астрофизика, геофизика и др.).
  
В формулах для обозначения объёма используется заглавная латинская буква '''V''', являющаяся сокращением от латинского '''volume''' — «объём», «наполнение».
+
'''Микрофизика''' включает разделы, которые изучают науку на микроуровне, т.е. то, что не способен уловить  человеческий глаз (атомы, кварки, глюоны).
  
За единицу измерения объема принимается куб, ребро которого равно единице измерения отрезков. Это кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр или даже кубический километр. Часто для измерения объёма жидкости используют единицу измерения 1литр. Схема перевода одной единицы измерения объема в другую приведена ниже.
+
'''Макрофизика''', наоборот, не рассматривает малые физические тела  и изучает макроскопические объекты (планеты, спутники и др.).
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Соотношения между единицами объема.gif|650px]]}}</div>
+
<div class="show-for-large-up">{{left|[[Файл:Методы_изучения.jpg]]}}</div>
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Соотношения между единицами объема.gif|650px]]}}</div>
+
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Методы_изучения.jpg]]}}</div>
  
Объёмы обладают следующими свойствами:
+
Развитие науки идёт по следующему пути. В основе лежит наблюдение за явлениями природы, затем проведение экспериментов, создание гипотез, справедливость которых подтверждается опытами. Если гипотеза экспериментально обоснована, то на её основе создаётся теория, объясняющая данное явление не только с качественной,  но и с количественной стороны.
 +
                                                                 
 +
Физика тесно связана с математикой: математика предоставляет аппарат, с помощью которого физические законы могут быть точно сформулированы.
  
1. Объем тела есть неотрицательное число.
+
<ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
 +
  <li class="active">
 +
    [[file:Слайд1физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Слайд2физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
  [[file:Слайд3физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
  [[file:Слайд1_астро.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд5физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд6физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд2_астро.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд8физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд9физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд3_астро.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд11физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд12физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд13физика.JPG]]
 +
  </li>
 +
<li class="active">
 +
    [[file:Слайд4_астро.JPG]]
 +
  </li>
 +
</ul>
  
2. Равные тела имеют равные объемы
+
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
3. Если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел.
+
==Рассматриваем физические явления==
  
Согласно третьему свойству, чтобы найти объём прямоугольного параллелепипеда, нужно разбить его на кубы с ребром, равным единице измерения. Но такой способ измерения объёмов неудобен, поэтому применяют формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда V=abc. Формулы для вычисления других геометрических тел немного сложнее. Несмотря на это их надо знать уметь применять при решении математических задач и в жизни. В своей практической деятельности человек часто встречается с необходимостью вычисления объёмов, например, при изготовлении каких-либо деталей или при строительстве различных сооружений. Многие строительные объекты, детали конструкций и другие предметы имеют форму геометрических тел: параллелепипедов, призм, цилиндров, шаров.
+
Мир вокруг нас непрерывно изменяется. Тела перемещаются относительно друг друга, некоторые из них сталкиваются и, возможно, разрушаются, из одних тел образуются другие... Перечень таких изменений можно продолжать и продолжать — недаром еще древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 гг. до н. э.) сказал: «Все течет, все изменяется». Изменения в природе ученые называют природными явлениями.
  
Предлагаем таблицу, в которые вошли часто используемые геометрические тела и формулы нахождения их объема. Распечатайте и используйте!
+
<div class="show-for-large-up">{{left|[[Файл:13104089rprirodnyeyavleniya.jpg|200px]]}}</div>
 +
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:13104089rprirodnyeyavleniya.jpg|200px]]}}</div>
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Геометрич_тела.gif|650px]]}}</div>
+
Чтобы лучше понять сложные природные явления, ученые рассматривают их как совокупность физических явлений — явлений, которые можно описать с помощью физических законов.
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Геометрич_тела.gif|650px]]}}</div>
 
  
 +
Так, грозу можно рассматривать как совокупность молнии (электромагнитное явление), грома (звуковое явление), движения туч, падения капель дождя (механические явления) и др.
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:2_таблицы_объем.jpg|650px]]}}</div>
+
Рассмотрите примеры некоторых физических явлений, приведенные в таблице. Казалось бы, что может быть общего между полетом ракеты, падением камня, бегом коня, вращением Земли? Ответ прост. Все эти явления — механические, и описываются они одними законами — законами механического движения.
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:2_таблицы_объем.jpg|650px]]}}</div>
+
 +
'''Примеры физических явлений'''
 +
 
 +
<center>
 +
{| class="wikitable"
 +
|-
 +
! Физические явления !! Примеры
 +
|-
 +
| Механические || Полет ракеты, падение камня, бег коня, вращение Земли вокруг Солнца
 +
|-
 +
| Звуковые || Звон колоколов, пение птиц, топот копыт, раскаты грома, беседа
 +
|-
 +
| Тепловые || Замерзание воды, таяние снега, нагревание еды, сгорание топлива в цилиндре двигателя
 +
|-
 +
| Электромагнитные || Разряд молнии, электризация волос, притяжение магнитов
 +
|-
 +
| Световые || Свечение электрической лампочки, солнечные и лунные затмения, радуга
 +
|}
 +
</center>
 +
 
 +
<ul class="large-block-grid-2 small-block-grid-1">
 +
  <li>
 +
    [[file:Teplo_yavlen.mp4|600px|start=3]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Teplo_yeavlen_urok.mp4|600px]]
 +
  </li>
 +
</ul>
 +
 
 +
Изучая физические явления, ученые, в частности, устанавливают их взаимосвязь. Так, разряд молнии (электромагнитное явление) обязательно сопровождается значительным повышением температуры в канале молнии (тепловым явлением). Исследование этих явлений в их взаимосвязи позволило не только лучше понять природное явление — грозу, но и найти путь для практического применения электрического разряда. Примером может быть электросварка — способ соединения металлических деталей с помощью электрического разряда (каждый, кто проходил мимо строительной площадки, наверняка видел рабочих в защитных масках и ослепительные вспышки). Электросварка — это пример практического использования результатов научных исследований.
  
 +
На протяжении всей истории люди создавали технические устройства на основе физических знаний.
  
==Полезные ссылки==
+
Изучение тепловых явлений привело к созданию тепловых двигателей, которые устанавливают на автомобилях и мотоциклах, судах и самолетах, тепловых электростанциях и ракетоносителях.
 +
 
 +
Благодаря открытиям в области электричества мы имеем возможность освещать помещения и улицы, пользоваться телевизором, телефоном, компьютером, утюгом, стиральной машиной и др.
 +
 
 +
Примерно половина электроэнергии в нашей стране вырабатывается на электростанциях, созданных благодаря открытиям физики.
 +
 
 +
Врачи и строители, путешественники и земледельцы, энергетики и машиностроители пользуются устройствами и технологиями, создание которых стало возможным благодаря знанию законов, в свое время открытых физиками.
 +
 
 +
Многие свои знания люди получают из наблюдений. Ученые-физики также используют в своей работе метод наблюдений. Часто применяют и другой научный метод – опыт. В этом случае обдуманно, с определенной целью создают условия для протекания того или иного явления и затем изучают его. '''Опыт – важнейший источник физических знаний'''.
 +
<div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:Система_единиц__от_Марии.jpg|200px]]}}</div>
 +
<div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:Система_единиц__от_Марии.jpg|200px]]}}</div>
 +
Как правило, опыты проводятся в специальных лабораториях, с использованием лабораторных приборов и оборудования. Изучая физические явления, стремятся не только выяснить их причины, но и наиболее точно описать их, выразить количественные соотношения. Для этого приходится проводить измерения физических величин.
 +
 
 +
Измерить физическую величину – значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу величины. При проведении измерений используют разнообразные измерительные приборы и инструменты – линейки, термометры, секундомеры, амперметры и др. Для каждой физической величины существуют свои единицы измерения. Например, длину измеряют в метрах, площадь – в квадратных метрах, температуру – в градусах Цельсия. Для удобства в разных странах стараются пользоваться одинаковыми единицами. Наибольшее распространение получила Международная система единиц (СИ).
 +
 
 +
<div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:Physica_method_video.mp4|200px|start=1]]}}</div>
 +
<div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:Physica_method_video.mp4|200px|start=1]]}}</div>
  
Проект "Самообразование" служит для представления знаний в понятной, ясной и краткой форме, удобной для восприятия человеком, не имеющим специальной подготовки в той или иной научной области. Здесь представлены задачи из открытого банка задач по ЕГЭ математика профильный уровень за предыдущие годы. Все задачи разбиты по темам и содержат подробное решение. Это поможет быстро сориентироваться в каталоге и выбрать для себя те темы, которые его интересуют. Вперед, к знаниям! http://self-edu.ru/math_egecats.php
+
При изучении физических явлений устанавливают связи между величинами. Если связь между величинами носит устойчивый характер, ее называют физическим законом, который является математическим выражением закона природы. Объяснить, почему то или иное явление протекает так, а не иначе, выяснить причину явления позволяет физическая теория. Курс физики дает возможность не только объяснить, но и предсказать ход явлений, свойства тел.
  
Здесь вы найдете много полезных и нужных формул, таблиц и справочной информации. А онлайн  калькулятор поможет рассчитать объем. Для расчета задайте необходимые данные. Вычисления производятся в миллиметрах, сантиметрах, метрах. Результат выводится в кубических сантиметрах, литрах и кубических метров. Попробуем?  http://mozgan.ru/Geometry#block1
+
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
 
==Глоссарий==
 
==Глоссарий==
''Геометрическое тело'' - это «то, что имеет длину, ширину и глубину» в  «Началах» Евклида, а в учебниках элементарной геометрии - «часть пространства, ограниченная своей образуемой формой».
+
'''Гипотеза'''- предположение, догадка о чём-либо.
  
''Многогранник'' – геометрическое тело, ограниченное конечным числом плоских многоугольников, любые два смежные из которых не лежат в одной плоскости. Содержит углы, вершины, грани и ребра.
+
'''Опыт''' - это целенаправленные наблюдения, производящиеся для подтверждения и/или опровержения физической теории.
  
''Конус'' - это тело, которое состоит из круга – основание конуса, точки, не принадлежащей плоскости этого круга, – вершины конуса и всех отрезков, соединяющих вершину конуса и точки окружности основания. Получается в результате вращения прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов.
+
'''Физические явления''' - это любые превращения вещества или проявление его свойств, происходящие без изменения состава вещества. Главная задача физики– исследование различных физических явлений, происходящих в природе, открытие законов, устанавливающих связь между этими явлениями. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности.
  
''Куб'' – это прямоугольный параллелепипед с равными ребрами.
+
'''Физи́ческий зако́н''' - эмпирически установленная и выраженная в строгой словесной и/или математической формулировке устойчивая связь между повторяющимися явлениями, процессами и состояниями тел и других материальных объектов в окружающем мире.
  
''Параллелепипед'' – это четырехугольная призма, основаниями которой являются параллелограммы.
+
'''Физическая теория''' - совокупность гипотез, с помощью которых можно объяснить или описать то или иное явление.
  
''Пирамида'' - это многогранник, который состоит из многоугольника — основания пирамиды, и треугольников, имеющих общую вершину, называемых боковыми гранями пирамиды.
+
Явления природы, изучением которых занимается физика, называются '''физическими явлениями'''. Все эти явления можно разделить на группы:
  
''Призма'' - это многогранник, поверхность которого состоит из двух равных многоугольников и параллелограммов, имеющих общие стороны с каждым из оснований.
+
'''Механические'''. Перемещение тела, изменение формы или объема тела.
  
''Тела вращения'' – это геометрические тела, полученные в результате вращения некоторой фигуры (обычно плоской) вокруг прямой.
+
'''Тепловые'''. Изменение температуры или агрегатного состояния вещества.
  
''Цилиндр'' — тело, которое состоит из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов. Круги называются основаниями цилиндра, а отрезки, соединяющие соответствующие точки окружностей кругов, – образующими цилиндра. Получается в результате вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон.
+
'''Электрические'''. Сопровождается перемещением заряженных частиц вещества.
  
''Шар'' - это тело, состоящее из всех точек пространства, которые находятся на расстоянии, не большем данного от данной точки. Эта точка называется центром шара, а данное расстояние – радиусом шара. Получается в результате вращения полукруга вокруг его диаметра.
+
'''Магнитные'''.  Сопровождаются поворотом магнитной стрелки
 +
 
 +
'''Звуковые'''.  Колебания частиц среды, распространяющиеся в пространстве.
 +
 
 +
'''Световые'''. Передача энергии лучами.
 +
 
 +
 
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
 +
 
 +
==Полезные ссылки==
 +
*Видеоурок по теме «Что изучает физика» (03:02-05:37)-Физические явления.
 +
*Методы изучения физики (07:06-10:12 )_ https://www.youtube.com/watch?v=0ylcG03c57g
 +
*Механические явления в природе ( для урока физики)) https://www.youtube.com/watch?v=Q5t8VB-nkGA
 +
*Подготовка к ЕГЭ. Физика. Занятие 1. Физика и физические методы изучения природы(02.34-05.29)  https://www.youtube.com/watch?v=FbB_KSLP6fs
 +
*Урок по физике по теме: " Физические явления. Наблюдения и опыты". 7-й класс https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/12/02/urok-po-fizike-po-teme-fizicheskie-yavleniya-nablyudeniya-i-opyty-7
 +
*Физические явления природы. Презентация. 7 класс. https://www.youtube.com/watch?v=EUfCLasVDoc
 +
 
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
 
== Библиография ==
 
== Библиография ==
*Архимед [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 88903749, сохранённая в 10:33 UTC 10 ноября 2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Архимед  (дата обращения: 20.11.2017)
+
* В. Г. Барьяхтар, С. А. Довгий. Учебник физики 7 класс
*ЕГЭ математика. Профильный уровень. Каталог заданий по темам. : [Электронный ресурс] // Самообразование. URL: http://self-edu.ru/math_egecats.php  (дата обращения: 20.11.2017)
+
* Физика – наука о природе http://www.aiportal.ru/promote/10/physics-the-science-of-nature.html
*Мозган Онлайн калькулятор. : [Электронный ресурс] // mozgan.ru. URL: http://mozgan.ru/Geometry#block1  (дата обращения: 20.11.2017)
+
* Что такое физика? http://physicsaroundus.weebly.com/10531072109110821072-106010801079108010821072.html
*Системы измерения и счет у кыргызов.: [Электронный ресурс] //Open.kg Открытый Кыргызстан. URL:  https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/culture/ethnography/1970-sistemy-izmereniya-i-schet-u-kyrgyzov.html . (дата обращения: 20.11.2017)
+
* Физика — наука о природе. Физические тела и физические явления http://edufuture.biz/index.php?title=Физика_—_наука_о_природе._Физические_тела_и_физические_явления
*Как посчитать объем - формулы расчета. : [Электронный ресурс] // «ФБ», 2017. URL: http://fb.ru/article/143418/kak-poschitat-obyem---formulyi-rascheta (дата обращения: 20.11.2017)
 
*Загадки в стихах о геометрических фигурах и телах. : [Электронный ресурс] //Литературный проект "Ковдория" 2007 - 2012 URL: http://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=3936 (дата обращения: 20.11.2017)
 
*Пирамида (геометрия) [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 85954734, сохранённая в 15:42 UTC 13 июня 2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида_(геометрия) (дата обращения: 20.11.2017)
 
*Призма (геометрия) [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 87437416, сохранённая в 14:58 UTC 4 сентября 2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Призма_(геометрия) (дата обращения: 20.11.2017)
 
*Куб [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 88557583, сохранённая в 15:36 UTC 25 октября 2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Куб (дата обращения: 20.11.2017)
 
*Прямоугольный параллелепипед [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 87981530, сохранённая в 19:25 UTC 30 сентября 2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прямоугольный_параллелепипед  (дата обращения: 20.11.2017)
 
*Цилиндр [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 85933764, сохранённая в 15:46 UTC 12 июня 2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. URL:http://ru.wikipedia.org/?oldid=85933764  (дата обращения: 20.11.2017)
 
*Конус [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 87095971, сохранённая в 10:39 UTC 16 августа 2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Конус.  URL:(дата обращения: 20.11.2017)
 
 
 
  
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
 
</div>
 
</div>
  
Строка 108: Строка 228:
 
<div class="shadow radius sbstyle">
 
<div class="shadow radius sbstyle">
 
<div class="row">
 
<div class="row">
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Это Интересно</div>
+
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">О шаровой молнии</div>
 
</div>
 
</div>
<span class="firstcharacter">Р</span><p align="justify">азличные прикладные задачи на определение объема. <br>
 
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Различные прикладные задачи на определение объема.jpg|400px]]}}</div>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Различные прикладные задачи на определение объема.jpg|400px]]}}</div>
 
  
 +
<ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
 +
  <li class="active">
 +
    [[file:Определение1 физика.png|100px]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Определение2 физика.png|100px]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Определение3 физика.png|100px]]
 +
  </li>
  
Вернемся к проблеме: как посчитать объем перевозимых грузов. Каким является груз: фасованным или сыпучим? Каковы параметры тары? Вопросов больше, чем ответов. Немаловажным станет вопрос массы груза, поскольку транспорт отличается грузоподъемностью, а трассы – максимальным весом транспортного средства. Нарушение правил перевозки грозит штрафными санкциями.
+
</ul>
  
<div class="blocktext">Задача 1. Пусть груз представляет собой прямоугольные контейнеры, заполненные товаром. Зная вес товара и контейнера, можно с легкостью определить суммарный вес. Объем контейнера определяем, как объем прямоугольного параллелепипеда. Зная грузоподъемность транспорта, его габариты, можно просчитать возможный объем перевозимого груза. Верное соотношение этих параметров позволяет избежать катастрофы, преждевременного выхода транспорта из строя. </div>
 
 
Вопрос определения объемов играет немаловажную роль в строительстве. Возведение домов, других сооружений – дело затратное, стройматериалы требуют внимательного отношения и предельно точного расчета. Основа здания – фундамент - представляет собой обычно литую конструкцию, заполняемую бетоном. Перед тем как посчитать объем бетона, необходимо определить тип фундамента. Плитный фундамент – плита в виде прямоугольного параллелепипеда. Столбчатое основание - прямоугольные или цилиндрические столбы определенного сечения. Определив объем одного столба и умножив его на количество, можно рассчитать кубатуру бетона на весь фундамент. Рассчитывая объем бетона для стен или перекрытий, поступают достаточно просто: определяют объем всей стены, умножая длину на ширину и высоту, затем отдельно определяют объемы оконных и дверных проемов. Разность объема стены и суммарного объема проемов – объем бетона.
 
 
Некоторые прикладные задачи требуют знаний об объеме зданий и сооружений. К ним относятся проблемы ремонта, реконструкции, определения влажности воздуха, вопросы, связанные с теплоснабжением и вентиляцией. Прежде чем ответить на вопрос о том, как посчитать объем здания, делают замеры по внешней его стороне: площади сечения (длина умножается на ширину), высоты здания от нижней части первого этажа до чердака. Определение внутренних объемов отапливаемых помещений проводят по внутренним обводкам.
 
 
Современные квартиры и офисы невозможно представить без системы отопления. Основной частью систем являются батареи и соединительные трубы. Как посчитать объем системы отопления? Полный объем всех секций отопления, который указан на самом радиаторе, необходимо сложить с объемом труб. И на этом этапе встает проблема: как посчитать объем трубы. Представим, что труба – цилиндр, решение приходит само собой: используем формулу расчета объема цилиндра. В отопительных системах трубы заполняются водой, поэтому необходимо знать площадь внутреннего сечения трубы. Для этого определяем ее внутренний радиус. Формула определения площади круга известна из курса геометрии. Общая длина труб определяется по их протяженности в помещении. </p>
 
 
</div>
 
</div>
 
<!-- Второй элемент сайдбара -->
 
<!-- Второй элемент сайдбара -->
 
<div class="shadow  radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
 
<div class="shadow  radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
 
<div class="row">
 
<div class="row">
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Загадки</div>
+
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Загадки и пословицы</div>
 
</div>
 
</div>
 +
{{center|[[Файл:Zagadki_Poslov.gif|100px]]}}
  
<div class="blocktext">
+
Меня никто не видит, но всякий слышит,
Вопрос: «Почему сложные загадки опасны для людей?»<br>
+
а спутницу мою всякий видит, но никто не слышит.
Ответ: «Потому, что люди над ними ломают свои головы.»</div>
+
 
+
Поднялись врата всему миру красота!
Разгадывать загадки очень увлекательное занятие. Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме. Ведь искать разгадку так весело и интересно! Ну, а поскольку в таком состоянии думать тяжело, сразу приводим ответ, надо лишь немного подождать, чтобы его увидеть.
+
 
+
Сильнее Солнца, слабее ветра. Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:1_.gif|500px]]}}</div><br>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:1_.gif|500px]]}}</div><br>
 
 
 
 
   
 
   
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:2_1.gif|500px]]}}</div><br>
+
В круглом домике, в окошке, ходят сёстры по дорожке,
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:2_1.gif|500px]]}}</div><br>
+
Не торопится меньшая, но зато спешит старшая.
 
 
 
 
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:3_2.gif|500px]]}}</div><br>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:3_2.gif|500px]]}}</div><br>
 
 
 
 
   
 
   
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:4_3.gif|500px]]}}</div><br>
+
Как аукнется, так и откликнется.
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:4_3.gif|500px]]}}</div><br>
 
 
 
 
 
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:5_4.gif|500px]]}}</div><br>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:5_4.gif|500px]]}}</div><br>
 
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:6_5.gif|500px]]}}</div><br>
+
Тише едешь – дальше будешь
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:6_5.gif|500px]]}}</div><br>
+
Гроза застала в поле – садись на землю
 
+
Куй железо, пока горячо
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:7_6.gif|500px]]}}</div><br>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:7_6.gif|500px]]}}</div><br>
 
 
 
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:8_7.gif|500px]]}}</div><br>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:8_7.gif|500px]]}}</div><br>
 
 
 
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:9_8_.gif|500px]]}}</div>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:9_8_.gif|500px]]}}</div>
 
  
 
</div>
 
</div>
 
+
<div class="sbstyle">
<!-- третий элемент сайдбара викторины игры тесты -->
 
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
 
 
<div class="row">
 
<div class="row">
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Лайфхак</div>
+
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="margin-top:20px">Пройди тестирование</div>
 
</div>
 
</div>
 
+
Многие из вас скажут, как же применять на практике геометрические  формулы, если запомнить  их очень сложно, а для некоторых это просто набор букв и цифр. В этом поможет мнемотехника: каждой или нескольким единицам информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы. Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось. Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания, а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем. Звучит сложно? Тогда смотрим видео ролик «Как запомнить формулы  объема»
 
 
 
 
 
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Как_запомнить_формулы_объема.mp4|450px]]}}</div>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Как_запомнить_формулы_объема.mp4|450px]]}}</div>
 
 
 
 
</div>
 
</div>
 
==Игра==
 
{{#widget:Iframe
 
|url=https://learningapps.org/view3979682
 
|width=90%
 
|height=410
 
|border=0
 
}}
 
 
</div>
 
</div>
  
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div>
+
{{lang|:KR:Физика: Физика-жаратылыш жөнүндөгү илим}}
 +
[[Category:Средняя школа]]
 +
[[Category:Физика]]

Текущая версия на 09:30, 22 октября 2018

Явления природы

Явления природы, изучением которых занимается физика, называются физическими явлениями.

Все эти явления можно условно разделить на группы:

1) механические (падение камня, качение шарика, движение Земли вокруг Солнца);

2) тепловые (кипение воды, таяние льда, образование облаков);

3) электрические (молния, нагрев проводника током);

4) магнитные (притяжение железных предметов к магниту, взаимодействие магнитов);

5) световые (свечения лампы или пламени, получение изображений с помощью линзы или зеркала).

  • Механические явления.jpg
  • Механические явления1.jpg
  • Механические явления2.jpg
  • Механические явления3.jpg
  • Механически явления4.jpg
  • Световые явления.jpg

Структура физики

Разделов физики, которые можно назвать основными, всего три:

                                       макроскопическая 
                                          микроскопическая 
                                             физика на стыке наук 

Физика – наука об окружающем нас мире, которая изучает наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Учёные разграничивают макроскопическую и микроскопическую физику, отдельно также рассматривают физические разделы, которые находятся на стыке наук (астрофизика, геофизика и др.).

Микрофизика включает разделы, которые изучают науку на микроуровне, т.е. то, что не способен уловить человеческий глаз (атомы, кварки, глюоны).

Макрофизика, наоборот, не рассматривает малые физические тела и изучает макроскопические объекты (планеты, спутники и др.).

Методы изучения.jpg
Методы изучения.jpg

Развитие науки идёт по следующему пути. В основе лежит наблюдение за явлениями природы, затем проведение экспериментов, создание гипотез, справедливость которых подтверждается опытами. Если гипотеза экспериментально обоснована, то на её основе создаётся теория, объясняющая данное явление не только с качественной, но и с количественной стороны.

Физика тесно связана с математикой: математика предоставляет аппарат, с помощью которого физические законы могут быть точно сформулированы.

  • Слайд1физика.JPG
  • Слайд2физика.JPG
  • Слайд3физика.JPG
  • Слайд1 астро.JPG
  • Слайд5физика.JPG
  • Слайд6физика.JPG
  • Слайд2 астро.JPG
  • Слайд8физика.JPG
  • Слайд9физика.JPG
  • Слайд3 астро.JPG
  • Слайд11физика.JPG
  • Слайд12физика.JPG
  • Слайд13физика.JPG
  • Слайд4 астро.JPG

Рассматриваем физические явления

Мир вокруг нас непрерывно изменяется. Тела перемещаются относительно друг друга, некоторые из них сталкиваются и, возможно, разрушаются, из одних тел образуются другие... Перечень таких изменений можно продолжать и продолжать — недаром еще древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 гг. до н. э.) сказал: «Все течет, все изменяется». Изменения в природе ученые называют природными явлениями.

13104089rprirodnyeyavleniya.jpg
13104089rprirodnyeyavleniya.jpg

Чтобы лучше понять сложные природные явления, ученые рассматривают их как совокупность физических явлений — явлений, которые можно описать с помощью физических законов.

Так, грозу можно рассматривать как совокупность молнии (электромагнитное явление), грома (звуковое явление), движения туч, падения капель дождя (механические явления) и др.

Рассмотрите примеры некоторых физических явлений, приведенные в таблице. Казалось бы, что может быть общего между полетом ракеты, падением камня, бегом коня, вращением Земли? Ответ прост. Все эти явления — механические, и описываются они одними законами — законами механического движения.

Примеры физических явлений

Физические явления Примеры
Механические Полет ракеты, падение камня, бег коня, вращение Земли вокруг Солнца
Звуковые Звон колоколов, пение птиц, топот копыт, раскаты грома, беседа
Тепловые Замерзание воды, таяние снега, нагревание еды, сгорание топлива в цилиндре двигателя
Электромагнитные Разряд молнии, электризация волос, притяжение магнитов
Световые Свечение электрической лампочки, солнечные и лунные затмения, радуга

Изучая физические явления, ученые, в частности, устанавливают их взаимосвязь. Так, разряд молнии (электромагнитное явление) обязательно сопровождается значительным повышением температуры в канале молнии (тепловым явлением). Исследование этих явлений в их взаимосвязи позволило не только лучше понять природное явление — грозу, но и найти путь для практического применения электрического разряда. Примером может быть электросварка — способ соединения металлических деталей с помощью электрического разряда (каждый, кто проходил мимо строительной площадки, наверняка видел рабочих в защитных масках и ослепительные вспышки). Электросварка — это пример практического использования результатов научных исследований.

На протяжении всей истории люди создавали технические устройства на основе физических знаний.

Изучение тепловых явлений привело к созданию тепловых двигателей, которые устанавливают на автомобилях и мотоциклах, судах и самолетах, тепловых электростанциях и ракетоносителях.

Благодаря открытиям в области электричества мы имеем возможность освещать помещения и улицы, пользоваться телевизором, телефоном, компьютером, утюгом, стиральной машиной и др.

Примерно половина электроэнергии в нашей стране вырабатывается на электростанциях, созданных благодаря открытиям физики.

Врачи и строители, путешественники и земледельцы, энергетики и машиностроители пользуются устройствами и технологиями, создание которых стало возможным благодаря знанию законов, в свое время открытых физиками.

Многие свои знания люди получают из наблюдений. Ученые-физики также используют в своей работе метод наблюдений. Часто применяют и другой научный метод – опыт. В этом случае обдуманно, с определенной целью создают условия для протекания того или иного явления и затем изучают его. Опыт – важнейший источник физических знаний.

Система единиц от Марии.jpg
Система единиц от Марии.jpg

Как правило, опыты проводятся в специальных лабораториях, с использованием лабораторных приборов и оборудования. Изучая физические явления, стремятся не только выяснить их причины, но и наиболее точно описать их, выразить количественные соотношения. Для этого приходится проводить измерения физических величин.

Измерить физическую величину – значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу величины. При проведении измерений используют разнообразные измерительные приборы и инструменты – линейки, термометры, секундомеры, амперметры и др. Для каждой физической величины существуют свои единицы измерения. Например, длину измеряют в метрах, площадь – в квадратных метрах, температуру – в градусах Цельсия. Для удобства в разных странах стараются пользоваться одинаковыми единицами. Наибольшее распространение получила Международная система единиц (СИ).

При изучении физических явлений устанавливают связи между величинами. Если связь между величинами носит устойчивый характер, ее называют физическим законом, который является математическим выражением закона природы. Объяснить, почему то или иное явление протекает так, а не иначе, выяснить причину явления позволяет физическая теория. Курс физики дает возможность не только объяснить, но и предсказать ход явлений, свойства тел.


Глоссарий

Гипотеза- предположение, догадка о чём-либо.

Опыт - это целенаправленные наблюдения, производящиеся для подтверждения и/или опровержения физической теории.

Физические явления - это любые превращения вещества или проявление его свойств, происходящие без изменения состава вещества. Главная задача физики– исследование различных физических явлений, происходящих в природе, открытие законов, устанавливающих связь между этими явлениями. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности.

Физи́ческий зако́н - эмпирически установленная и выраженная в строгой словесной и/или математической формулировке устойчивая связь между повторяющимися явлениями, процессами и состояниями тел и других материальных объектов в окружающем мире.

Физическая теория - совокупность гипотез, с помощью которых можно объяснить или описать то или иное явление.

Явления природы, изучением которых занимается физика, называются физическими явлениями. Все эти явления можно разделить на группы:

Механические. Перемещение тела, изменение формы или объема тела.

Тепловые. Изменение температуры или агрегатного состояния вещества.

Электрические. Сопровождается перемещением заряженных частиц вещества.

Магнитные. Сопровождаются поворотом магнитной стрелки

Звуковые. Колебания частиц среды, распространяющиеся в пространстве.

Световые. Передача энергии лучами.



Полезные ссылки


Библиография


О шаровой молнии


  • Определение1 физика.png
  • Определение2 физика.png
  • Определение3 физика.png
Загадки и пословицы
Zagadki Poslov.gif

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий видит, но никто не слышит.

Поднялись врата – всему миру красота!

Сильнее Солнца, слабее ветра. Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.

В круглом домике, в окошке, ходят сёстры по дорожке, Не торопится меньшая, но зато спешит старшая.

Как аукнется, так и откликнется.

Тише едешь – дальше будешь

Гроза застала в поле – садись на землю

Куй железо, пока горячо
Пройди тестирование
Пройди тестирование