История: Историческая наука — различия между версиями
Msu06 (обсуждение | вклад) (→Вспомогательные исторические дисциплины) |
Admine2 (обсуждение | вклад) (→Этнография) |
||
(не показаны 32 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Якорь|Начало}} | {{Якорь|Начало}} | ||
− | <div class="row | + | <div class="row his-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content --> |
− | < | + | == История и личность == |
+ | <ul class="small-block-grid-1 large-block-grid-2"> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[Файл:Личность в истории.mp4|400px|start=1]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[Файл:Наука история.mp4|400px|start=1]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> | ||
+ | |||
==Историческая хронология == | ==Историческая хронология == | ||
<div class="textblock">Что такое счет лет в истории? Первая наука - помощница истории - это наука о времени хронология.</div> <br clear="all" /> | <div class="textblock">Что такое счет лет в истории? Первая наука - помощница истории - это наука о времени хронология.</div> <br clear="all" /> | ||
Строка 36: | Строка 45: | ||
<ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | <ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | ||
<li class="active"> | <li class="active"> | ||
− | [[Image: | + | [[Image:Хронос10.JPG|slide 1]] |
<div class="orbit-caption"> | <div class="orbit-caption"> | ||
</div> | </div> | ||
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | [[Image: | + | [[Image:Хроносслайд1.JPG|slide 2]] |
<div class="orbit-caption"> | <div class="orbit-caption"> | ||
</div> | </div> | ||
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | [[Image: | + | [[Image:Хроносслайд2.JPG|slide 2]] |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
<div class="orbit-caption"> | <div class="orbit-caption"> | ||
</div> | </div> | ||
Строка 86: | Строка 85: | ||
</ul> | </ul> | ||
У древних народов небесные точки равноденствия и солнцестояния как правило были датами начала Нового года. Так у народов Центральной Азии Новый год начинался 21 марта (Нооруз), а у восточных славян - 21 сентября. А также эти точки могли быть датами рождения богов. Например в Древнем Риме 21 декабря - день рождения бога Митры и конец хозяйственного года, когда надо подводить итоги.<br clear="all" /> | У древних народов небесные точки равноденствия и солнцестояния как правило были датами начала Нового года. Так у народов Центральной Азии Новый год начинался 21 марта (Нооруз), а у восточных славян - 21 сентября. А также эти точки могли быть датами рождения богов. Например в Древнем Риме 21 декабря - день рождения бога Митры и конец хозяйственного года, когда надо подводить итоги.<br clear="all" /> | ||
− | + | === Христианский календарь (западноевропейский) === | |
{{right|[[file:Hrkalendar'.jpg|300px]]}} | {{right|[[file:Hrkalendar'.jpg|300px]]}} | ||
Функцию календаря, которым официально пользуется весь мир (даже если внутри страны сохраняется свой календарь) выполняет сегодня григорианский календарь. Христианским этот календарь называют сегодня потому, что точкой отсчета является 1 год нашей эры- дата рождения Иисуса Христа. В основе календаря лежит календарь, возникший еще в Древнем Риме и известный как Юлианский, введенный императором Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Да и само слово календарь тоже пришло к нам из Рима.<br> | Функцию календаря, которым официально пользуется весь мир (даже если внутри страны сохраняется свой календарь) выполняет сегодня григорианский календарь. Христианским этот календарь называют сегодня потому, что точкой отсчета является 1 год нашей эры- дата рождения Иисуса Христа. В основе календаря лежит календарь, возникший еще в Древнем Риме и известный как Юлианский, введенный императором Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Да и само слово календарь тоже пришло к нам из Рима.<br> | ||
Строка 155: | Строка 154: | ||
</ul> | </ul> | ||
</div> | </div> | ||
− | + | === Григорианский календарь === | |
В момент введения юлианского календаря день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к ХVI веку из-за астрономических ошибок в расчете продолжительности года день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты и разница между тропическим(отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года )и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта. Это стало серьезным препятствием при расчете срока наступления Пасхи - главного христианского праздника. Поэтому, хотя несовершенство юлианского календаря ученые вычислили еще в ХIV веке, реформа календаря была проведена по инициативе Римского папы Григория ХIII в XVI веке. Календарь получил название григорианского. | В момент введения юлианского календаря день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к ХVI веку из-за астрономических ошибок в расчете продолжительности года день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты и разница между тропическим(отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года )и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта. Это стало серьезным препятствием при расчете срока наступления Пасхи - главного христианского праздника. Поэтому, хотя несовершенство юлианского календаря ученые вычислили еще в ХIV веке, реформа календаря была проведена по инициативе Римского папы Григория ХIII в XVI веке. Календарь получил название григорианского. | ||
{{center|[[file:ULKalendar'.mp4|600px]]}}<br clear="all" /> | {{center|[[file:ULKalendar'.mp4|600px]]}}<br clear="all" /> | ||
− | + | === Мусульманский календарь === | |
{{right|[[file:Muslimkalendar'.jpg|300px]]}} | {{right|[[file:Muslimkalendar'.jpg|300px]]}} | ||
Мусульманский календарь - один из самых молодых календарей мира. Он возник в VII веке. Точкой отсчета календаря мусульман считается Хиджра – переселение Пророка Мухаммада из Мекки в Ясриб (Медина), которое состоялось в 622 году.<br> | Мусульманский календарь - один из самых молодых календарей мира. Он возник в VII веке. Точкой отсчета календаря мусульман считается Хиджра – переселение Пророка Мухаммада из Мекки в Ясриб (Медина), которое состоялось в 622 году.<br> | ||
Строка 165: | Строка 164: | ||
Мусульманский календарь состоит из 12 месяцев. Месяцы состоят из 29 или 30 дней в зависимости от фазы луны. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других – 30.<br> | Мусульманский календарь состоит из 12 месяцев. Месяцы состоят из 29 или 30 дней в зависимости от фазы луны. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других – 30.<br> | ||
'''12 месяцев мусульманского календаря'''<br> | '''12 месяцев мусульманского календаря'''<br> | ||
− | + | {{Hiskalendar}} | |
− | + | === Восточный календарь === | |
{{left|[[file:Upiter.jpg|200px]]}} | {{left|[[file:Upiter.jpg|200px]]}} | ||
Строка 186: | Строка 185: | ||
</ul> | </ul> | ||
− | + | === Календарь кыргызов === | |
{{right|[[file:Sumolok.jpg|300px]]}} | {{right|[[file:Sumolok.jpg|300px]]}} | ||
Календарь кыргызов - система исчисления больших промежутков периодов времени, основанной на периодичности движения небесных тел — Солнца, Луны и созведия Плеяд (Үркөр). Год начинается с 21 марта, со дня весеннего равноденствия. Новый год кыргызы встречают с накрытым столом, и обязательным атрибутом торжественной трапезы является сумолок. <br> | Календарь кыргызов - система исчисления больших промежутков периодов времени, основанной на периодичности движения небесных тел — Солнца, Луны и созведия Плеяд (Үркөр). Год начинается с 21 марта, со дня весеннего равноденствия. Новый год кыргызы встречают с накрытым столом, и обязательным атрибутом торжественной трапезы является сумолок. <br> | ||
Строка 231: | Строка 230: | ||
<br clear="all" /> | <br clear="all" /> | ||
Все эти источники изучают вспомогательные исторические дисциплины<br clear="all" /> | Все эти источники изучают вспомогательные исторические дисциплины<br clear="all" /> | ||
− | <div class=" | + | === История письменности === |
− | < | + | <div style="width:600px;"> |
− | <li>{{center|[[ | + | <ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > |
− | + | <li class="active"> | |
− | + | [[Image:ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО.JPG|slide 1]] | |
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Пиктография.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Идеографическое письмо.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> | ||
+ | </div> | ||
+ | {{center-p|[[file:Istpismo.mp4|class=show-for-large-up|600px|История письменности]]}} | ||
+ | {{center-p|[[file:Istpismo.mp4|class=hide-for-large-up|600px|История письменности]]}} | ||
В исторической науке письменные источники имеют важное значение. Благодаря им написана наша история, история человечества. Развитие письменность - это большой толчок в развитии человечества. Так как благодаря письму люди научились сохранять и передавать свои знания будущему поколению. В нижеследующей схеме показаны этапы развития и эволюции письменности<br> | В исторической науке письменные источники имеют важное значение. Благодаря им написана наша история, история человечества. Развитие письменность - это большой толчок в развитии человечества. Так как благодаря письму люди научились сохранять и передавать свои знания будущему поколению. В нижеследующей схеме показаны этапы развития и эволюции письменности<br> | ||
По-разному в различных частях земли создавали народы свою письменность. Ее история насчитывает многие тысячи лет. Мы с вами проследили путь создания письма от первых примитивных рисунков до изобретения букв. А на чем писали древние люди?<br> | По-разному в различных частях земли создавали народы свою письменность. Ее история насчитывает многие тысячи лет. Мы с вами проследили путь создания письма от первых примитивных рисунков до изобретения букв. А на чем писали древние люди?<br> | ||
Но ни египтяне, ни шумеры, ни древние греки и римляне, ни другие древние народы не знали бумаги. Они изобретали свой «писчий материал». <br> | Но ни египтяне, ни шумеры, ни древние греки и римляне, ни другие древние народы не знали бумаги. Они изобретали свой «писчий материал». <br> | ||
− | + | === Исторические летописи и хроника === | |
Среди письменных источников погодные исторические записи играют важную роль в исторической науке и в разных странах и этапах истории назывались по разному. Их называли анналами, хрониками и летописями<br clear="all" /> | Среди письменных источников погодные исторические записи играют важную роль в исторической науке и в разных странах и этапах истории назывались по разному. Их называли анналами, хрониками и летописями<br clear="all" /> | ||
<ul class="large-block-grid-2 small-block-grid-2"> | <ul class="large-block-grid-2 small-block-grid-2"> | ||
Строка 267: | Строка 283: | ||
Они говорят: "Покажите нам кости древнего человека, и мы расскажем, каким он был. Покажите нам вещи древнего человека, и мы скажем, чем он занимался, что он умел делать".<br> | Они говорят: "Покажите нам кости древнего человека, и мы расскажем, каким он был. Покажите нам вещи древнего человека, и мы скажем, чем он занимался, что он умел делать".<br> | ||
Испокон веков человек находил в земле самые разнообразные предметы: орудия труда, фрагменты посуды, элементы вооружения, монеты, украшения и многое другое. Вещи, в отличие от письменных источников, не повествуют напрямую об исторических событиях, но зачастую их рассказ бывает не менее убедительным и ярким.<br> | Испокон веков человек находил в земле самые разнообразные предметы: орудия труда, фрагменты посуды, элементы вооружения, монеты, украшения и многое другое. Вещи, в отличие от письменных источников, не повествуют напрямую об исторических событиях, но зачастую их рассказ бывает не менее убедительным и ярким.<br> | ||
− | + | === Этнография === | |
Что такое Этнография, и для чего эта научная дисциплина важна для изучения? Часто приходится слышать, что народные традиции исчезли из жизни, теперь их место лишь на карнавалах и в инсценировках.<br clear="all" /> | Что такое Этнография, и для чего эта научная дисциплина важна для изучения? Часто приходится слышать, что народные традиции исчезли из жизни, теперь их место лишь на карнавалах и в инсценировках.<br clear="all" /> | ||
<ul class="large-block-grid-3 small-block-grid-2"> | <ul class="large-block-grid-3 small-block-grid-2"> | ||
<li>{{center|[[file: Бешиктой.jpg|250px| Бешик той]]}} <div style="color:blue; text-align:center">Бешик той</div></li> | <li>{{center|[[file: Бешиктой.jpg|250px| Бешик той]]}} <div style="color:blue; text-align:center">Бешик той</div></li> | ||
− | <li>{{center|[[file: Масленница.jpg|250px| | + | <li>{{center|[[file: Масленница.jpg|250px| Масленица]]}} <div style="color:blue; text-align:center">Масленица</div></li> |
− | <li>{{center|[[file: Баллы в европе.jpg|250px| | + | <li>{{center|[[file: Баллы в европе.jpg|250px| Балы в Европе]]}} <div style="color:blue; text-align:center">Балы в Европе</div></li> |
</ul> | </ul> | ||
{{left|[[file: Мывсеразные.jpg|250px]]}} | {{left|[[file: Мывсеразные.jpg|250px]]}} | ||
Но отчего же, приехав в другой край или другую страну, вы замечаете, что люди временами ведут себя не так, как принято у вас на Родине? Почему, придя в гости, обнаруживаете, что хозяйка угощает вас непривычными блюдами? Почему кому-то нравятся одни песни, а кто-то поет совсем другие?<br> | Но отчего же, приехав в другой край или другую страну, вы замечаете, что люди временами ведут себя не так, как принято у вас на Родине? Почему, придя в гости, обнаруживаете, что хозяйка угощает вас непривычными блюдами? Почему кому-то нравятся одни песни, а кто-то поет совсем другие?<br> | ||
− | Значит, все-таки мы по-прежнему очень разные?! И понять друг друга бывает непросто. И для того чтобы жить в толерантном обществе мы должны хорошо изучить не только историю и культуру своего народа,но и историю и культуру других народов<br> | + | Значит, все-таки мы по-прежнему очень разные?! И понять друг друга бывает непросто. И для того чтобы жить в толерантном обществе, мы должны хорошо изучить не только историю и культуру своего народа,но и историю и культуру других народов<br> |
− | Мудрость | + | Мудрость межкультурного общения заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают на ваш взгляд что-то странное, а постараться их понять. В каждой культуре есть свои законы, свои нормы и правила поведения, знать которые интересно и полезно. И все эти особенности изучает Этнография.<br> |
<div class="textblock">Ученые, изучающие народы, живущие на Земле, называются этнографами. Слово «этнография» состоит из двух древнегреческих слов: «этнос» (народ) и «графо» (описываю); дословный перевод — «народоописание». Этнографом приходилось совершать путешествия для того чтобы изучить народы. </div> <br clear="all" /> | <div class="textblock">Ученые, изучающие народы, живущие на Земле, называются этнографами. Слово «этнография» состоит из двух древнегреческих слов: «этнос» (народ) и «графо» (описываю); дословный перевод — «народоописание». Этнографом приходилось совершать путешествия для того чтобы изучить народы. </div> <br clear="all" /> | ||
<ul class="large-block-grid-3 small-block-grid-2"> | <ul class="large-block-grid-3 small-block-grid-2"> | ||
Строка 287: | Строка 303: | ||
Почему география? Да потому, что все народы живут в определенной географической среде, в какой-то части света, в горных районах или в долинах, в тропиках, где очень жарко, или в полярных областях, где, наоборот, очень холодно. Все это накладывает отпечаток и на их образ жизни, и на уровень их развития, и на их занятия, и на обычаи, да и на внешний облик.<br> | Почему география? Да потому, что все народы живут в определенной географической среде, в какой-то части света, в горных районах или в долинах, в тропиках, где очень жарко, или в полярных областях, где, наоборот, очень холодно. Все это накладывает отпечаток и на их образ жизни, и на уровень их развития, и на их занятия, и на обычаи, да и на внешний облик.<br> | ||
Освоение азов этнографии поможет Вам легко адаптироваться в поликультурной среде и не совершать грубых ошибок которые могут показаться оскорбительным и недопустимым для других культур.<br> | Освоение азов этнографии поможет Вам легко адаптироваться в поликультурной среде и не совершать грубых ошибок которые могут показаться оскорбительным и недопустимым для других культур.<br> | ||
− | + | ||
+ | === Нумизматика — наука о монетах=== | ||
{{left|[[file: Monety.jpg|250px]]}} | {{left|[[file: Monety.jpg|250px]]}} | ||
Это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. В основе этого слова лежит греческое имя существительное «номос» (nomos) — «закон», иными словами — законное платежное средство — и производное от него «номизма» (nomisma) — монета.<br> | Это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. В основе этого слова лежит греческое имя существительное «номос» (nomos) — «закон», иными словами — законное платежное средство — и производное от него «номизма» (nomisma) — монета.<br> | ||
Строка 299: | Строка 316: | ||
{{center|[[file: Герб и геральдика что это.mp4|600px|start=1]]}} | {{center|[[file: Герб и геральдика что это.mp4|600px|start=1]]}} | ||
Сегодня большинство фамильных гербов имеет миндалевидную форму, повторяющую форму старинного щита, с которым отправлялись в походы родоначальники древних фамилий. | Сегодня большинство фамильных гербов имеет миндалевидную форму, повторяющую форму старинного щита, с которым отправлялись в походы родоначальники древних фамилий. | ||
− | + | === Тамга (Герб) === | |
Тамга в обществе кочевников играла роль государственной атрибутики. Тамги ставились на рунических надписях, тамгу ставили в качестве клейма скоту, имуществу, также тамги ставились в имущество в качестве подтверждения уплаты таможенной пошлины. Следовательно, тамга была государственной атрибутикой.<br> | Тамга в обществе кочевников играла роль государственной атрибутики. Тамги ставились на рунических надписях, тамгу ставили в качестве клейма скоту, имуществу, также тамги ставились в имущество в качестве подтверждения уплаты таможенной пошлины. Следовательно, тамга была государственной атрибутикой.<br> | ||
Данный знак по мнению некоторых ученых отражает древнее онтологическое мировоззрение кыргызов, согласно которому между небом (Көкө Теңир) и землей (Ыйык жер-суу) существует опора, которая держит небо и землю в отдельности. Это мировоззрение отражено в эпосе «Манас»:<br> | Данный знак по мнению некоторых ученых отражает древнее онтологическое мировоззрение кыргызов, согласно которому между небом (Көкө Теңир) и землей (Ыйык жер-суу) существует опора, которая держит небо и землю в отдельности. Это мировоззрение отражено в эпосе «Манас»:<br> | ||
Строка 307: | Строка 324: | ||
Как опора неба и земли».<br> | Как опора неба и земли».<br> | ||
Следовательно, тамга (герб) кыргызов в эпоху великодержавия представляет собой сакральный знак, где верхний горизонтальный полукруг при помощи вертикальной линии соединен нижней горизонтальной линией.<br> | Следовательно, тамга (герб) кыргызов в эпоху великодержавия представляет собой сакральный знак, где верхний горизонтальный полукруг при помощи вертикальной линии соединен нижней горизонтальной линией.<br> | ||
− | + | === Герб Кыргызстан === | |
− | Кыргызстан - как независимое государство имеет свои атрибутики. 14 января 1994 году герб был утвержден постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Авторами были А. Абдраев и С. Дубанаев.</div> <br clear="all" /> | + | Кыргызстан - как независимое государство имеет свои атрибутики. 14 января 1994 году герб был утвержден постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Авторами были А. Абдраев и С. Дубанаев. |
− | {{center|[[file: | + | {{center|[[file: National emblem of Kyrgyzstan 2016.svg.png|600px]]}} |
+ | Государственный герб Кыргызской Республики представляет собой изображение белого сокола с распростертыми крыльями, помещенного в центре синего круга в белом обрамлении, и расположенных на заднем плане озера отрогов гор Ала-Тоо и восходящего солнца с лучами золотистого цвета, помещенных по обе стороны стеблей хлопчатника и пшеничных колосьев, с надписью "Кыргыз", расположенной в верхней части круга, и надписью "Республикасы", расположенной в нижней части круга.<br> | ||
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | ==Историческая картография== | ||
+ | <div class="textblock">В истории происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве. Определить местонахождение любого объекта всегда помогает карта.</div> <br clear="all" /> | ||
+ | Человек начал составлять карты по мере того, как знакомился с миром. Необходимость в создании и использовании карт возникла еще в древности. Они были необходимы для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире: знать расположение лучших мест охоты, богатых пастбищ, поселений людей, а также тропы, дороги, водные пути. | ||
+ | {{right|[[file: Историческаякарта.jpg|250px]]}} | ||
+ | Самая древняя известная карта мира из Вавилона (6 век до н.э.). В центре мира само Вавилонское царство. Вокруг него «горькая река». Семь точек за рекой — это острова, куда невозможно добраться.<br> | ||
+ | Карты потребовались людям, чтобы закреплять добытые крупицы знаний об окружающем мире и передавать их друг другу. Необходимо было наносить положение объектов на местности и показывать расстояния между ними. Позднее карты стали необходимы для измерения земельных угодий, проектирования крупных сооружений: ирригационных каналов и пирамид, для добычи драгоценных металлов, определения направлений на местности, маршрутов мореплавания и конечно же для ведения военных действий и создания оборонительных укреплений. <br> | ||
+ | === Что такое историческая карта? === | ||
+ | Карта - (нем. Karte; первоисточник: греч. chartes - лист или свиток папируса для письма), уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, звёздного неба или их частей, содержащее данные в соответствии с назначением, пособие для изучения истории, географии и других наук<br clear="all" /> | ||
+ | Историческая карта -пространственное изображение исторических явлений и событий определенного исторического периода. Или другими словами | ||
+ | {{center|[[file:Kartografiya3.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | Сохранившиеся до наших дней карты, составленные географами прошлых веков, являются важными историческими источниками. Сопоставляя карты разных времен можно судить, как изменялось представление человека о мире, как человек исследовал нашу планету, как менялись названия географических объектов и др.<br clear /all> | ||
+ | |||
+ | '''Карта позволяет ответить на вопросы:''' | ||
+ | <span class="resettext firstcharacter">Что произошло?</span><br clear="all" /> | ||
+ | <span class="resettext firstcharacter">Где произошло?</span><br clear="all" /> | ||
+ | <span class="resettext firstcharacter">Когда произошло?</span><br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | На сегодняшний день, при изучении истории XX, XXI мы используем современную карту мира. Карты мира, которые мы видим с детства — особенно те, что нам показывают ещё в школе — формируют наше представление о том, как устроен мир. В этом не было бы ничего плохого, если бы мы не забывали, что плоская карта — всего лишь условное и искаженное отображение круглого мира.<br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | Однако многие из нас переносят усвоенные через карту стереотипы на личное отношение к реальному миру. Мы начинаем верить, что есть страны, которые играют в мире доминирующую роль, находятся в его центре, а есть те, которые играют роль подчинённую, находятся на его периферии.<br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | Как будет видно ниже, в разных странах — России, Европе, США, Китае, Австралии, Чили, Южной Африке — карты мира очень сильно отличаются. Всё зависит от того, что выберет автор карты в каждом из следующих трех условий: 1) как центрировать карту относительно Запада и Востока; 2) как центрировать карту относительно Севера и Юга; 3) какой метод проекции использовать.<br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | '''Карты мира — как они выглядят в разных странах''' | ||
+ | <div style="width:600px;"> | ||
+ | <ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | ||
+ | <li class="active"> | ||
+ | [[Image:Mapslaid1.JPG|slide 1]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для России | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid2.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для России | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid3.JPG|slide 3]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Европы | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid4.JPG|slide 4]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Европы | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid5.JPG|slide 5]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для США | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid6.JPG|slide 6]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для США | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid7.JPG|slide 7]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Китая | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid8.JPG|slide 8]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Китая | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid9.JPG|slide 9]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Австралии | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid10.JPG|slide 10]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Австралии | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid11.JPG|slide 11]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Южной Африки | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid12.JPG|slide 12]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Южной Африки | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid13.JPG|slide 13]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Чили | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid14.JPG|slide 14]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Чили | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | === Чем отличаются исторические карты от других карт? === | ||
+ | {{center|[[file:Картография №2.JPG|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | '''Различие исторической и географической карт''' | ||
+ | <gallery mode="packed-hover widths="250px" heights="200px"> | ||
+ | Файл:Karta-.jpg|Рисунок 1 | ||
+ | Файл:Karta-italii.jpg|Рисунок 2 | ||
+ | </gallery> | ||
+ | <br clear="all" /> | ||
+ | '''Рисунок 1''' Различие используемых цветов. Изображают все географические явления, в том числе рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, коммуникации, границы и т. д.<br clear="all" /> | ||
+ | '''Рисунок 2''' Все исторические карты создаются на основе географических.Отсутствует обозначение рельефа местности, глубин.Цвета используются для обозначения государств, территорий.Наименования городов, рек, озер, морей, государств относятся ко времени о котором рассказывает карта<br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | === Топонимика === | ||
+ | Большинство объектов нанесенных на карту имеют название. Со временем некоторые из названий менялись. То есть на карте указываются именно те названия которые были в той исторический эпохе. | ||
+ | {{center|[[file:Kartografiya4.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | Но откуда произошли первоначальные названия географических объектов?<br> | ||
+ | Этим вопросом занимается специальная наука.<br> | ||
+ | <div class="textblock">{{center|''Топонимика - (греч. topos - место и onyma - имя, название) - наука, изучающая географические названия и их происхождения''}}</div><br> | ||
+ | Так, например названия населенных пунктов могут происходить от различных слов и явлений:<br> | ||
+ | - от имени основателя,<br> | ||
+ | - по географическому положению,<br> | ||
+ | - характеристике местности,<br> | ||
+ | - по наименованию реки,<br> | ||
+ | - в память о другом поселении и др.<br> | ||
+ | Название нашей столицы города Бишкек тоже менялось на протяжении истории. Так в VII в. поселение называлось Джуль. А в 1825 г. кокандцы построили крепость и назвали Пишпек. В 1926 г. Пишпек был переименован в честь революционера и полководца М.В. Фрунзе, а в 1991 г. переименован в Бишкек. Этимология названия крепости Пишпек неизвестна, и поэтому предполагают что она близка к слову Бишкек. Есть два варианта происхождения названия. Первый, то что крепость назван в честь Бишкек-Батыра, а другой связывают с дубинкой или мутовкой, с помощью которой взбалтывают кумыс.<br> | ||
+ | <div style="width:600px;"> | ||
+ | <ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | ||
+ | <li class="active"> | ||
+ | [[Image:Kartografiya6.jpg|slide 1]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Город Фрунзе | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Kartografiya7.jpg|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Город Бишкек | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Kartografiya10.jpg|slide 3]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Стены крепости Пишпек | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> | ||
+ | </div> | ||
+ | === С какими видами исторических карт мы встречаемся? === | ||
+ | {{center|[[file:Картография №3.JPG|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | На уроках истории, в дополнение к картам в учебниках вы будете использовать атласы с подборками исторических карт.<br> | ||
+ | {{center|[[file:Kartografiyaatlas.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | {{center|[[ Атлас по истории Древнего мира]]}}<br clear /all> | ||
+ | '''Контурные карты'''<br clear /all> | ||
+ | В качестве домашнего задания или практической работы на уроке вы будете работать с контурными картами.<br> | ||
+ | {{center|[[file:Konturnayakarta.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | '''Анимированные карты'''<br clear /all> | ||
+ | С помощью карты мы можем использовать анимированные карты – карты движущиеся, позволяющие показать происходящие изменения последовательно, как в кинофильме или выделить нужный вам элемент и др.<br> | ||
+ | {{center|[[file:Карта мира за 5 минут.mp4|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | {{center|[[Политическая карта Европы за 5 минут]]}}<br clear /all> | ||
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | === Как работать с исторической картой? === | ||
+ | '''Во-первых: вы должны научиться «читать» карту в соответствии с приведенным ниже планом.'''<br> | ||
+ | 1. Прочитайте название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);<br> | ||
+ | 2. Ознакомьтесь с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);<br> | ||
+ | 3. Чтение информации на карте начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:<br> | ||
+ | *Определите природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);<br> | ||
+ | *Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);<br> | ||
+ | *Определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.<br> | ||
+ | {{center|[[file:Turkkaganat.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | '''Во-вторых: на уроках учитель может вызвать вас к доске и предложить, используя карту рассказать о каком-либо историческом событии. Нужно уметь правильно работать с настенной картой.'''<br> | ||
+ | 1. При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.<br> | ||
+ | 2. Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.<br> | ||
+ | 3. Карты всегда нарисованы так, что верх карты – это север, низ – юг, слева – запад, справа – восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.<br> | ||
+ | 4. Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.<br> | ||
+ | 5. Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.<br> | ||
+ | '''Правила работы с контурной картой:'''<br clear /all> | ||
+ | ● На контурной карте записывайте задания, данное учителем.<br> | ||
+ | ● При выполнении задания обязательно пользуйтесь атласом и учебником.<br> | ||
+ | ● Работайте цветными карандашами.<br> | ||
+ | ● Территории закрашивайте ровными бледными цветами, чтобы потом можно было наносить другие объекты и надписи.<br> | ||
+ | ● Перед началом работы придумайте, какие условные знаки вы будете применять, как подпишете название государств, рек, городов, чтобы они не мешали друг другу.<br> | ||
+ | ● Выбранные обозначения укажите в условных знаках – специально отведенном для этого месте.<br> | ||
+ | ● Если подписи к объектам не помещаются на контурной карте, обозначайте их цифрами, а пояснения к цифрам напишите в условных знаках.<br> | ||
+ | ● Объекты нужно нанести на карту точно, ориентируясь по линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии.<br> | ||
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | |||
+ | ==Глоссарий== | ||
+ | '''Лунный календарь''' — система измерения времени, связанная с изменением внешнего вида Луны (фазы Луны).<br> | ||
+ | '''Месяц''' - время между одинаковыми фазами луны<br> | ||
+ | '''Календарь''' - способ счисления дней в году<br> | ||
+ | '''Хронология''' -перечень событий в их временно́й последовательности<br> | ||
+ | '''Цикл''' - совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени<br> | ||
+ | '''Фазы луны''' - периодически меняющиеся состояния освещения Луны Солнцем<br> | ||
+ | '''Эра''' - момент, от которого ведётся летосчисление, а также сама система летосчисления<br> | ||
+ | '''Картография''' – наука о составлении карт<br> | ||
+ | '''Картограф''' – специалист по картографии<br> | ||
+ | '''Географическая карта''' – уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли<br> | ||
+ | '''Историческая карта''' – уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий и периодов<br> | ||
+ | '''Атлас''' –сборник карт<br> | ||
+ | '''Легенда карты''' – это размещенные внутри рамок карты или на её полях использованные знаки, штрихованные элементы, цветной фон с пояснительными надписями (условные знаки – реки, границы, города и т.д.)<br> | ||
+ | ==Полезные ссылки== | ||
+ | [http://www.sivatherium.narod.ru/library/Malina/gl_02_09.htm Древние карты]<br> | ||
+ | [http://ec-dejavu.ru/k/Karta.html Карта]<br> | ||
+ | [http://bibliosof.org/map/class_list.php База условных знаков]<br> | ||
+ | [http://www.ufostation.net/photogallery.php?album_id=25 Топ самых древних карт]<br> | ||
+ | ==Библиография== | ||
+ | https://www.youtube.com/watch?v=HNHMin1Z9YQ<br> | ||
+ | http://www.sivatherium.narod.ru/library/Malina/gl_02_09.htm<br> | ||
+ | https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/91541/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5<br> | ||
+ | http://www.myshared.ru/slide/950210/<br> | ||
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Sidebar --> | ||
+ | <div class="large-4 medium-5 columns"> | ||
+ | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">Это интересно</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <span class="firstcharacter">З</span>агадочная карта Пири-реиса. Одной из первых карт, изображающих Южную Америку и Антарктиду, была карта турецкого мореплавателя, адмирала Пири-реиса, начерченная на коже газели. Она датируется 1513 годом, но загадочным образом указывает места, еще не известные современникам. | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-9 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns style="text-align:center; text-indent:0px;">[[файл:Pic 091.jpg|220px|Загадочная карта Пири-реиса]]</div> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-7 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns" style="background-color:#f2feb0; text-align:center; font-style:italic; text-indent:0px;"> | ||
+ | Загадочная карта Пири-реиса</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | Карта Пири-реиса показывает части западного побережья Европы и Северной Африки, различные острова Атлантического океана. Южная Америка очерчена очень точно, на ней даже изображены Анды, в то время еще не открытые.<br> | ||
+ | <p align="left">Кроме того, на карту Пири-реиса нанесена Антарктида. Этот континент был открыт лишь в 1820 году<br> [http://news.tochka.net/129354-drevnie-karty-kak-v-starinu-predstavlyali-mir-foto/ Древние карты: как в старину представляли мир ]</p> | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|'''Откуда пришло слово календарь'''}}<br> | ||
+ | Чтобы не пропустить появление молодой луны, жрецы взбирались на высокие башни и, заметив его появление в виде тонкого серпика, через громкие трубы оповещали об этом людей. Глашатаи, по указанию жрецов, громко выкрикивали, что появился новорожденный месяц, что начинаются календы — 1 число нового месяца. В календы каждый должник должен был возвращать долги. Эти взносы записывали в специальную книгу — календариума. От этого слова и пошло название календарь. | ||
+ | {{center|[[file:Kalendar'.jpg|300px]]}} | ||
+ | ---- | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Sidebar --> | ||
+ | <div class="large-4 medium-5 columns"> | ||
+ | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">Топ 5 необычных календарей</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|'''Календарь в виде спичек'''}}<br> | ||
+ | {{center|[[file:Kalendar'spichka.jpg|300px]]}} | ||
+ | Календарь разработан украинской студией графического дизайна. Помогает жить одним днем, не задерживаясь в прошлом, день прошел - сожги спичку. | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|'''Чернильный календарь'''}}<br> | ||
+ | {{center|[[file:Kalendar'chernil.jpg|300px]]}} | ||
+ | Принцип календаря основан на капиллярном действии чернил. Чернила, распространяясь через бумагу, отображают последовательно числа каждого месяца. | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|''' Самоуничтожающийся календарь'''}}<br> | ||
+ | {{center|[[file:Kalendar'unicht.jpg|300px]]}} | ||
+ | Календарь-шредер, безжалостный как само время. Каждый день, не останавливаясь, он уничтожает сам себя. | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|''' Календарь - беспроигрышная лотерея'''}}<br> | ||
+ | {{center|[[file:Kalendar'bezpro.jpg|300px]]}} | ||
+ | Календарь от РА "Восход" - это большой ежедневный беспроигрышный лотерейный билет. За каждой из 365 скретч-панелек скрываются шутки, советы, весёлые картинки, ребусы, загадки, интернет-ссылки и размышления календаря о жизни, дружбе и любви. | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|''' Календарь эмоций'''}}<br> | ||
+ | {{center|[[file:Kalendar'emoscii.jpg|300px]]}} | ||
+ | Изначально он - просто множество желтых кружочков, которые вы заполните позитивными или грустными смайликами - смотря, как прошел день. В конце года можно будет легко посчитать, каких моментов было больше | ||
+ | ---- | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Sidebar --> | ||
+ | <div class="large-4 medium-5 columns"> | ||
+ | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">Топ 5 удивительных архиологических находок</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[file:УДИВИТЕЛЬНЫЕ АРХ.НАХОДКИ.mp4|start=3|300px]]}} | ||
+ | ---- | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Sidebar --> | ||
+ | <div class="large-4 medium-5 columns"> | ||
+ | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">9 представлений о земле древними народами</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[file:9Kartografiya.mp4|start=15|300px]]}} | ||
+ | ---- | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Sidebar --> | ||
+ | <div class="large-4 medium-5 columns"> | ||
+ | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">Шутки</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[file:Археолог. Короткометражный мультфильм..mp4|300px]]}} | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[file:Calendar-maia.jpg|300px]]}} | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[file:Shutkanauka.jpg|300px]]}} | ||
+ | Начинающий нумизмат звонит товарищу, чтобы поделиться радостью:<br> | ||
+ | -Представляешь, сегодня купил на толкучке рубли со всеми четырьмя Николаями.<br> | ||
+ | - Как с чётырьмя!?<br> | ||
+ | -Ну, как. Рубли с портретами Николая I, Николая II, Николая III и Николая IV. | ||
+ | ---- | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Sidebar --> | ||
+ | <div class="large-4 medium-5 columns"> | ||
+ | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">Лайфхаки</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[file:Naukalaifhak.png|300px]]}} | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[file:Naukalaifhak2.mp4|start=2|300px]]}} | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[file:Howdates.mp4|start=12|300px]]}} | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[file:Naukalaifhak3.jpg|300px]]}} | ||
+ | ---- | ||
+ | <div style="width:300px;"> | ||
+ | <ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | ||
+ | <li class="active"> | ||
+ | [[Image:Лента времени1.JPG|slide 1]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Лента времени2.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Лента времени3.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Лента времени4.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Лента времени5.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Лента времени6.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Лента времени7.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Лента времени8.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <div class="sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="margin-top:20px">Пройди тестирование</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | {{lang|:KR:Тарых: Тарых илими}} |
Текущая версия на 07:12, 25 августа 2018
Содержание
История и личность
Историческая хронология
С понятием времени мы сталкиваемся каждый день. С утра, отправляясь на работу или в школу, мы знаем, что у нас запланировано на на сегодняшний день, на завтра, и что было у вас вчера. Мы привыкли делить время на завтра, сегодня и вчера. Из движения времени прошлое-настоящее-будущее складывается история. Каждое событие в истории имеет свое начало, продолжительность и завершение. У каждого человека есть своя история, и она начинается с его рождения.
Для того, чтобы ориентироваться в ситуации, понимать причины и последствия действий и событий необходимо знать, какое событие произошло раньше, а какое позже.
Люди издревле заметили что их жизнь протекает во времени, что есть настоящее, прошлое и будущее. Линию времени можно сравнить с дорогой, по которой идет человечество. И когда-то в прошлом, на этой дороге жизни начал свое путешествие наш далекий предок, которое мы с вами продолжаем в настоящем, а наши потомки продолжат в будущем. Это и будет связь времен.
Первые календари появились в процессе наблюдения человека за небесными светилами - луной и солнцем. Поэтому календарь условно разделяется на два типа - лунный и солнечный.
Шумерская цивилизация (южная Месопотамия) стала родиной лунного календаря, который насчитывал 12 месяцев по 29 с половиной суток каждый, а год в результате состоял из 354 дней. Лунный календарь не отражал смену времен года и сезона полевых работ
Из лунного календаря пришло в современный календарь деление месяца на 4 недели по 7 дней (в древности месяц лунного календаря соответствовал 4 фазам луны) и названия некоторых дней недели:
Создателями солнечного календаря являются жители Древнего Египта. Именно такой тип календаря бытовал у большинства населения, занимающегося земледелием.
А так как земледелие в Египте зависело от разлива Нила, то людям необходимо было знать начало разлива и они связывали и это явление с движение солнца и других небесных тел.Любая неточность могла привести к гибели урожая.
Солнечный год основан на наблюдении за движением солнца через точки равноденствия и солнцестояния, которые соответствуют временам года.
-
Годовое движение солнца на календаре Древнего Египта -
Годовое движение солнца с точками солнцестояния и равноденствия
У древних народов небесные точки равноденствия и солнцестояния как правило были датами начала Нового года. Так у народов Центральной Азии Новый год начинался 21 марта (Нооруз), а у восточных славян - 21 сентября. А также эти точки могли быть датами рождения богов. Например в Древнем Риме 21 декабря - день рождения бога Митры и конец хозяйственного года, когда надо подводить итоги.
Христианский календарь (западноевропейский)
Функцию календаря, которым официально пользуется весь мир (даже если внутри страны сохраняется свой календарь) выполняет сегодня григорианский календарь. Христианским этот календарь называют сегодня потому, что точкой отсчета является 1 год нашей эры- дата рождения Иисуса Христа. В основе календаря лежит календарь, возникший еще в Древнем Риме и известный как Юлианский, введенный императором Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Да и само слово календарь тоже пришло к нам из Рима.
В юлианском календаре новый год начинался с 1 марта. Год состоял из 12 месяцев, количество дней в месяцах чередовалось 30 и 31 день. Однако июль (назван в честь Юлия Цезаря) и август ( в честь императора Октавиана Августа) имеют по 31 дню. Оказывается, император Октавиан Август был очень недоволен, что «его» месяц на день короче, чем месяц Юлия Цезаря. Поэтому пришлось «отобрать» один день у февраля и изменить счет в месяцах после августа.
Последний в году месяц - февраль- был самым коротким - 28 дней ( 29 дней в високосный год).
Григорианский календарь
В момент введения юлианского календаря день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к ХVI веку из-за астрономических ошибок в расчете продолжительности года день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты и разница между тропическим(отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года )и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта. Это стало серьезным препятствием при расчете срока наступления Пасхи - главного христианского праздника. Поэтому, хотя несовершенство юлианского календаря ученые вычислили еще в ХIV веке, реформа календаря была проведена по инициативе Римского папы Григория ХIII в XVI веке. Календарь получил название григорианского.
Мусульманский календарь
Мусульманский календарь - один из самых молодых календарей мира. Он возник в VII веке. Точкой отсчета календаря мусульман считается Хиджра – переселение Пророка Мухаммада из Мекки в Ясриб (Медина), которое состоялось в 622 году.
Исламский календарь является лунным, то есть исчисление ведется от фаз луны.
Мусульманский календарь состоит из 12 месяцев. Месяцы состоят из 29 или 30 дней в зависимости от фазы луны. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других – 30.
12 месяцев мусульманского календаря
Ведется от переселения
[по арабски Хиджра]
Мусульманский календарь
В основе лежит лунный год,
состоящий из 12 месяцев
1
Мухаррам
2
Сафар
3
Раби 'уль авваль
4
Раби 'у сани
5
Джумадуль уля
6
Джумадуль ахир
7
Раджаб
8
Ша 'абан
9
Рамадан
10
Шавваль
11
Зуль ка 'да
12
Зуль‑хиджа
Восточный календарь
Восточный гороскоп по годам рождения популярен, как на Востоке, так и на Западе. История восточного гороскопа насчитывает около 4000 лет. Китайский (восточный) гороскоп — неразрывно связан с китайским календарём.
Восточный календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему. Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы.
Полный оборот вокруг Солнца Юпитер совершает за 11,9 лет. Он был разделен на 12 частей и назван именами животных. Таким образом появился звериный цикл календаря
Китайский Новый Год не совпадает с традиционным и наступает немного позже, поэтому, люди, рожденные в январе, феврале или марте, могут относиться к знаку предыдущего года.
Сатурн совершает полный оборот вокруг Солнца за 29,4 земных года. И за 2 круга оборота, то есть примерно за 60 лет заканчивается 1 цикл китайского календаря
Восточный календарь предполагает наличие 5 стихий, каждой стихии соответствуют определенные цвета. Стихии меняются в следующем порядке: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Таким образом, полностью цикл повторяется через 60 лет. Определить свою стихию можно по последней цифре года своего рождения:
Календарь кыргызов
Календарь кыргызов - система исчисления больших промежутков периодов времени, основанной на периодичности движения небесных тел — Солнца, Луны и созведия Плеяд (Үркөр). Год начинается с 21 марта, со дня весеннего равноденствия. Новый год кыргызы встречают с накрытым столом, и обязательным атрибутом торжественной трапезы является сумолок.
Сумолок готовят из проросших зёрен пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на масле с добавлением муки (иногда без) в течение 20—24 часов. Понятие кругового времени лежит в основе многих календарей, основанных на хозяйственной деятельности. Так у кыргызов календарь разбит на периоды, связанные с охотой и состоит из 12 месяцев. Пять месяцев носят названия промысловых животных: жалган куран и чын куран, бугу, кулжа, теке.
У кыргызов (как и у многих других народов) бытовал 12-летний цикл летоисчисления, когда определенный год назвали именем какого-либо животного
Каждый цикл из 12 лет киргизы называли мучол. По нему определяли возраст человека. В первую очередь на глаз определяли, сколько 12-летних циклов прожил человек. Затем узнавали в какой год он родился. Например, если человек родился в год мыши, то счет вели таким образом: от года мыши до года мыши включительно 13 лет (бир мучол — один цикл), еще мышь — 25 лет (эки мучол—два цикла);
У кыргызов было поверье что человек приобретает и лучшие и худшие качества животных в котором родились. И когда сватались в первую очередь узнавали год рождения девушек. Так как считалось что некоторые года не совместимые с друг другом
В третьих они по годам животных прогнозировали погодные условия. В соответствии с народным календарем, в год собаки зима бывает мягкой, в год дикой свиньи, наоборот, суровой и холодной, в год мыши зима бывает средней, в год тигра и зайца — еще более умеренной, в год рыбы лето дождливое, зима снежная, в год змеи, наоборот, лето сухое, без осадков, а зима умеренная, в год барана хорошо растут травы, снег не глубокий, в год обезьяны лето жаркое, а зима малоснежная, в год коровы лето дождливое, зима умеренная, в год курицы лето жаркое, зима умеренная и т. д.
Люди руководствовались этими знаниями в своей повседневной жизни. Например, в год свиньи и год рыбы скот держали вблизи леса, зная, что при холодной, суровой и снежной зиме там всегда найдется корм — верхушки кустарников, молодые побеги деревьев и т. д. В год змеи и обезьяны земледельцы избегали засевать зерно на богарных и неполивных участках, так как предполагали наступление сухого лета.
Вспомогательные исторические дисциплины
Какую же роль играют специальные и вспомогательные исторические дисциплины в процессе познания истории? Историки не черпают знания о прошлом из ниоткуда. Существует большое количество отраслей исторической науки, помогающих воссоздать историю твоей семьи, края, родины, человечества. Фактически, это кирпичики, из которых складывается историческое знание. Если будет отсутствовать хоть один кирпичик, построенная нами история будет шаткой и неустойчивой. Взаимодействие столь важных дисциплин имело, имеет и будет иметь важное значение в воссоздании истории.
Существуют множество источников, которых можно распределить между несколькими группами.
Вещественные | Письменные | Устные |
---|---|---|
Орудия труда | Законы | Пословицы |
Одежда | Указы | Поговорки |
Оружие | Научные труды | Обряды |
Предметы быта | Мемуары | Загадки |
Украшения | Исторические сочинения | Песни |
Жилища | Летописи | Мифы |
Монеты | Хроники | Сказания |
Легенды | ||
Санжыра |
Все эти источники изучают вспомогательные исторические дисциплины
История письменности
В исторической науке письменные источники имеют важное значение. Благодаря им написана наша история, история человечества. Развитие письменность - это большой толчок в развитии человечества. Так как благодаря письму люди научились сохранять и передавать свои знания будущему поколению. В нижеследующей схеме показаны этапы развития и эволюции письменности
По-разному в различных частях земли создавали народы свою письменность. Ее история насчитывает многие тысячи лет. Мы с вами проследили путь создания письма от первых примитивных рисунков до изобретения букв. А на чем писали древние люди?
Но ни египтяне, ни шумеры, ни древние греки и римляне, ни другие древние народы не знали бумаги. Они изобретали свой «писчий материал».
Исторические летописи и хроника
Среди письменных источников погодные исторические записи играют важную роль в исторической науке и в разных странах и этапах истории назывались по разному. Их называли анналами, хрониками и летописями
Древним аналогом русской летописи выступают анналы. Одна из древнейших форм историописания, существовавшая у египтян, шумеров, персов, китайцев, древних греков и римлян.
В древнем Китае и Египте велась официальная хроника правления династии. Составлялась, как правило, после падения очередной династии по указу следующего за ней императора или фараона.
Благодаря династической истории Древнего Китая Мы знаем что кыргызы являлись древним народом с 2200 летней историей
Своё настоящее название анналы получили у римлян и первоначально называли доски, которые выставлялись в Риме перед резиденцией верховного жреца.
На них записывались даты важнейших событий (например, солнечных затмений), имена главнейших чиновников и сообщения о важнейших новостях (войнах). Позже они были сведены в «Великие анналы», состоящие из 80 книг.
В римской литературе анналами стали называть также средневековые летописи, содержащие краткие погодные записи о событиях. В них описывалась история Рима от основания до текущего года. Описание каждого исторического периода имело четкую структуру
Отличительной особенностью анналов является то, что в них сообщалось много фактической информации, оценка же событий была минимальной. Вот почему анналы являются ценным источником для современных историков.
Другим аналогом погодных записей является Хроники. Хроника, как историческое произведение, появилась в поздней Римской империи и развивалась в Византии и Западной Европе. Собственно Хроникой назывались обычно исторические сочинения, которые, в отличие от анналов, содержали более подробное и связное изложение событий
Летопись, свойственно древнерусской культуре. Русские летописи - основной письменный источник по истории России и других восточнославянских земель допетровского времени.
Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX века. Русские летописи обычно начинались словами «Въ лѣто»+«дата», что означает сегодня «в год»+«дата».
Большинство летописей в виде оригиналов не сохранились, а сохранились их копии и частичные переработки — так называемые списки, созданные в XIV—XVIII веках. Под списком подразумевается «переписывание» («списывание») из другого источника.
Археология – наука о древности. Она изучает историю по остаткам жизни и деятельности людей. Ученых, производящих раскопки, называют археологами.
Они говорят: "Покажите нам кости древнего человека, и мы расскажем, каким он был. Покажите нам вещи древнего человека, и мы скажем, чем он занимался, что он умел делать".
Испокон веков человек находил в земле самые разнообразные предметы: орудия труда, фрагменты посуды, элементы вооружения, монеты, украшения и многое другое. Вещи, в отличие от письменных источников, не повествуют напрямую об исторических событиях, но зачастую их рассказ бывает не менее убедительным и ярким.
Этнография
Что такое Этнография, и для чего эта научная дисциплина важна для изучения? Часто приходится слышать, что народные традиции исчезли из жизни, теперь их место лишь на карнавалах и в инсценировках.
- Бешик той
- Масленица
- Балы в Европе
Но отчего же, приехав в другой край или другую страну, вы замечаете, что люди временами ведут себя не так, как принято у вас на Родине? Почему, придя в гости, обнаруживаете, что хозяйка угощает вас непривычными блюдами? Почему кому-то нравятся одни песни, а кто-то поет совсем другие?
Значит, все-таки мы по-прежнему очень разные?! И понять друг друга бывает непросто. И для того чтобы жить в толерантном обществе, мы должны хорошо изучить не только историю и культуру своего народа,но и историю и культуру других народов
Мудрость межкультурного общения заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают на ваш взгляд что-то странное, а постараться их понять. В каждой культуре есть свои законы, свои нормы и правила поведения, знать которые интересно и полезно. И все эти особенности изучает Этнография.
Предмет этнографии — изучение происхождения, расселения, сходства и различия между народами, исследование того, как характерные черты народов с течением времени изменяются… Этнография — наука самостоятельная — стоит как бы на стыке нескольких наук, соприкасается с ними. Таких наук немало, но главные из них — две: география и история.
Почему география? Да потому, что все народы живут в определенной географической среде, в какой-то части света, в горных районах или в долинах, в тропиках, где очень жарко, или в полярных областях, где, наоборот, очень холодно. Все это накладывает отпечаток и на их образ жизни, и на уровень их развития, и на их занятия, и на обычаи, да и на внешний облик.
Освоение азов этнографии поможет Вам легко адаптироваться в поликультурной среде и не совершать грубых ошибок которые могут показаться оскорбительным и недопустимым для других культур.
Нумизматика — наука о монетах
Это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. В основе этого слова лежит греческое имя существительное «номос» (nomos) — «закон», иными словами — законное платежное средство — и производное от него «номизма» (nomisma) — монета.
Нельзя не переоценить роль нумизматики в исторической науке. Упоминание дат, имен, населенных пунктов на монетах дает ценную информацию для исследователей по исторической географии и политической истории. Благодаря монетам исследователям удалось установить имена многих правителей и городов
Геральдика играет важную роль при определении происхождения исторических памятников , снабженных гербом. Помогает установлению подлинности , принадлежности , авторства , места производства и датировки предметов быта , произведений искусства , книг и рукописей , а также содействует определению путей наследования , выяснению экономических и культурных связей. Геральдика связана с генеалогией , нумизматикой , палеографией и др. Данные геральдики используются в различных отраслях исторической науки.
Геральдические традиции начали зарождаться в Европе после Первого Крестового похода. Тогда, на заре эпох, возникла насущная проблема: опознать рыцаря в доспехах было невозможно, а участники похода из разных стран часто не знали друг друга в лицо.
Дабы избежать путаницы, многие дворяне стали наносить на щиты и доспехи различные символы, позже сформировавшиеся в гербы. Постепенно различные сочетания символов на гербах сформировались в особый язык, где каждый символ был наполнен смыслом и имел определенное значение.
К началу Второго Крестового похода она приобрела окончательные очертания, а гербы на щитах рыцарей стали вполне привычным делом. Европейские дворяне были к тому времени весьма сведущи в геральдическом языке и без труда определяли рыцаря по родовому гербу.
Сегодня большинство фамильных гербов имеет миндалевидную форму, повторяющую форму старинного щита, с которым отправлялись в походы родоначальники древних фамилий.
Тамга (Герб)
Тамга в обществе кочевников играла роль государственной атрибутики. Тамги ставились на рунических надписях, тамгу ставили в качестве клейма скоту, имуществу, также тамги ставились в имущество в качестве подтверждения уплаты таможенной пошлины. Следовательно, тамга была государственной атрибутикой.
Данный знак по мнению некоторых ученых отражает древнее онтологическое мировоззрение кыргызов, согласно которому между небом (Көкө Теңир) и землей (Ыйык жер-суу) существует опора, которая держит небо и землю в отдельности. Это мировоззрение отражено в эпосе «Манас»:
«Асман менен жериңдин,
Тирөөсүнөн бүткөндөй».
«Словно рожденный,
Как опора неба и земли».
Следовательно, тамга (герб) кыргызов в эпоху великодержавия представляет собой сакральный знак, где верхний горизонтальный полукруг при помощи вертикальной линии соединен нижней горизонтальной линией.
Герб Кыргызстан
Кыргызстан - как независимое государство имеет свои атрибутики. 14 января 1994 году герб был утвержден постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Авторами были А. Абдраев и С. Дубанаев.
Государственный герб Кыргызской Республики представляет собой изображение белого сокола с распростертыми крыльями, помещенного в центре синего круга в белом обрамлении, и расположенных на заднем плане озера отрогов гор Ала-Тоо и восходящего солнца с лучами золотистого цвета, помещенных по обе стороны стеблей хлопчатника и пшеничных колосьев, с надписью "Кыргыз", расположенной в верхней части круга, и надписью "Республикасы", расположенной в нижней части круга.
Историческая картография
Человек начал составлять карты по мере того, как знакомился с миром. Необходимость в создании и использовании карт возникла еще в древности. Они были необходимы для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире: знать расположение лучших мест охоты, богатых пастбищ, поселений людей, а также тропы, дороги, водные пути.
Самая древняя известная карта мира из Вавилона (6 век до н.э.). В центре мира само Вавилонское царство. Вокруг него «горькая река». Семь точек за рекой — это острова, куда невозможно добраться.
Карты потребовались людям, чтобы закреплять добытые крупицы знаний об окружающем мире и передавать их друг другу. Необходимо было наносить положение объектов на местности и показывать расстояния между ними. Позднее карты стали необходимы для измерения земельных угодий, проектирования крупных сооружений: ирригационных каналов и пирамид, для добычи драгоценных металлов, определения направлений на местности, маршрутов мореплавания и конечно же для ведения военных действий и создания оборонительных укреплений.
Что такое историческая карта?
Карта - (нем. Karte; первоисточник: греч. chartes - лист или свиток папируса для письма), уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, звёздного неба или их частей, содержащее данные в соответствии с назначением, пособие для изучения истории, географии и других наук
Историческая карта -пространственное изображение исторических явлений и событий определенного исторического периода. Или другими словами
Сохранившиеся до наших дней карты, составленные географами прошлых веков, являются важными историческими источниками. Сопоставляя карты разных времен можно судить, как изменялось представление человека о мире, как человек исследовал нашу планету, как менялись названия географических объектов и др.
Карта позволяет ответить на вопросы:
Что произошло?
Где произошло?
Когда произошло?
На сегодняшний день, при изучении истории XX, XXI мы используем современную карту мира. Карты мира, которые мы видим с детства — особенно те, что нам показывают ещё в школе — формируют наше представление о том, как устроен мир. В этом не было бы ничего плохого, если бы мы не забывали, что плоская карта — всего лишь условное и искаженное отображение круглого мира.
Однако многие из нас переносят усвоенные через карту стереотипы на личное отношение к реальному миру. Мы начинаем верить, что есть страны, которые играют в мире доминирующую роль, находятся в его центре, а есть те, которые играют роль подчинённую, находятся на его периферии.
Как будет видно ниже, в разных странах — России, Европе, США, Китае, Австралии, Чили, Южной Африке — карты мира очень сильно отличаются. Всё зависит от того, что выберет автор карты в каждом из следующих трех условий: 1) как центрировать карту относительно Запада и Востока; 2) как центрировать карту относительно Севера и Юга; 3) какой метод проекции использовать.
Карты мира — как они выглядят в разных странах
Чем отличаются исторические карты от других карт?
Различие исторической и географической карт
Рисунок 1 Различие используемых цветов. Изображают все географические явления, в том числе рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, коммуникации, границы и т. д.
Рисунок 2 Все исторические карты создаются на основе географических.Отсутствует обозначение рельефа местности, глубин.Цвета используются для обозначения государств, территорий.Наименования городов, рек, озер, морей, государств относятся ко времени о котором рассказывает карта
Топонимика
Большинство объектов нанесенных на карту имеют название. Со временем некоторые из названий менялись. То есть на карте указываются именно те названия которые были в той исторический эпохе.
Но откуда произошли первоначальные названия географических объектов?
Этим вопросом занимается специальная наука.
Так, например названия населенных пунктов могут происходить от различных слов и явлений:
- от имени основателя,
- по географическому положению,
- характеристике местности,
- по наименованию реки,
- в память о другом поселении и др.
Название нашей столицы города Бишкек тоже менялось на протяжении истории. Так в VII в. поселение называлось Джуль. А в 1825 г. кокандцы построили крепость и назвали Пишпек. В 1926 г. Пишпек был переименован в честь революционера и полководца М.В. Фрунзе, а в 1991 г. переименован в Бишкек. Этимология названия крепости Пишпек неизвестна, и поэтому предполагают что она близка к слову Бишкек. Есть два варианта происхождения названия. Первый, то что крепость назван в честь Бишкек-Батыра, а другой связывают с дубинкой или мутовкой, с помощью которой взбалтывают кумыс.
С какими видами исторических карт мы встречаемся?
На уроках истории, в дополнение к картам в учебниках вы будете использовать атласы с подборками исторических карт.
Контурные карты
В качестве домашнего задания или практической работы на уроке вы будете работать с контурными картами.
Анимированные карты
С помощью карты мы можем использовать анимированные карты – карты движущиеся, позволяющие показать происходящие изменения последовательно, как в кинофильме или выделить нужный вам элемент и др.
Как работать с исторической картой?
Во-первых: вы должны научиться «читать» карту в соответствии с приведенным ниже планом.
1. Прочитайте название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
2. Ознакомьтесь с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
3. Чтение информации на карте начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
- Определите природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
- Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
- Определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Во-вторых: на уроках учитель может вызвать вас к доске и предложить, используя карту рассказать о каком-либо историческом событии. Нужно уметь правильно работать с настенной картой.
1. При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.
2. Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.
3. Карты всегда нарисованы так, что верх карты – это север, низ – юг, слева – запад, справа – восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.
4. Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.
5. Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.
Правила работы с контурной картой:
● На контурной карте записывайте задания, данное учителем.
● При выполнении задания обязательно пользуйтесь атласом и учебником.
● Работайте цветными карандашами.
● Территории закрашивайте ровными бледными цветами, чтобы потом можно было наносить другие объекты и надписи.
● Перед началом работы придумайте, какие условные знаки вы будете применять, как подпишете название государств, рек, городов, чтобы они не мешали друг другу.
● Выбранные обозначения укажите в условных знаках – специально отведенном для этого месте.
● Если подписи к объектам не помещаются на контурной карте, обозначайте их цифрами, а пояснения к цифрам напишите в условных знаках.
● Объекты нужно нанести на карту точно, ориентируясь по линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии.
Глоссарий
Лунный календарь — система измерения времени, связанная с изменением внешнего вида Луны (фазы Луны).
Месяц - время между одинаковыми фазами луны
Календарь - способ счисления дней в году
Хронология -перечень событий в их временно́й последовательности
Цикл - совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени
Фазы луны - периодически меняющиеся состояния освещения Луны Солнцем
Эра - момент, от которого ведётся летосчисление, а также сама система летосчисления
Картография – наука о составлении карт
Картограф – специалист по картографии
Географическая карта – уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли
Историческая карта – уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий и периодов
Атлас –сборник карт
Легенда карты – это размещенные внутри рамок карты или на её полях использованные знаки, штрихованные элементы, цветной фон с пояснительными надписями (условные знаки – реки, границы, города и т.д.)
Полезные ссылки
Древние карты
Карта
База условных знаков
Топ самых древних карт
Библиография
https://www.youtube.com/watch?v=HNHMin1Z9YQ
http://www.sivatherium.narod.ru/library/Malina/gl_02_09.htm
https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/91541/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5
http://www.myshared.ru/slide/950210/
Загадочная карта Пири-реиса. Одной из первых карт, изображающих Южную Америку и Антарктиду, была карта турецкого мореплавателя, адмирала Пири-реиса, начерченная на коже газели. Она датируется 1513 годом, но загадочным образом указывает места, еще не известные современникам.
Карта Пири-реиса показывает части западного побережья Европы и Северной Африки, различные острова Атлантического океана. Южная Америка очерчена очень точно, на ней даже изображены Анды, в то время еще не открытые.
Кроме того, на карту Пири-реиса нанесена Антарктида. Этот континент был открыт лишь в 1820 году
Древние карты: как в старину представляли мир
Чтобы не пропустить появление молодой луны, жрецы взбирались на высокие башни и, заметив его появление в виде тонкого серпика, через громкие трубы оповещали об этом людей. Глашатаи, по указанию жрецов, громко выкрикивали, что появился новорожденный месяц, что начинаются календы — 1 число нового месяца. В календы каждый должник должен был возвращать долги. Эти взносы записывали в специальную книгу — календариума. От этого слова и пошло название календарь.
Календарь разработан украинской студией графического дизайна. Помогает жить одним днем, не задерживаясь в прошлом, день прошел - сожги спичку.
Принцип календаря основан на капиллярном действии чернил. Чернила, распространяясь через бумагу, отображают последовательно числа каждого месяца.
Календарь-шредер, безжалостный как само время. Каждый день, не останавливаясь, он уничтожает сам себя.
Календарь от РА "Восход" - это большой ежедневный беспроигрышный лотерейный билет. За каждой из 365 скретч-панелек скрываются шутки, советы, весёлые картинки, ребусы, загадки, интернет-ссылки и размышления календаря о жизни, дружбе и любви.
Изначально он - просто множество желтых кружочков, которые вы заполните позитивными или грустными смайликами - смотря, как прошел день. В конце года можно будет легко посчитать, каких моментов было больше