Математика: Решение уравнений — различия между версиями
Msu05 (обсуждение | вклад) |
Msu05 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
{{Якорь|Начало}} | {{Якорь|Начало}} | ||
+ | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:РУ1.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:РУ1.png|100px]]}}</div> | ||
Еще в глубокой древности в математических сочинениях встречались уравнения, а также задачи, решаемые с помощью уравнений. Так, в египетском папирусе около 2000 лет до нашей эры (причем, как указывает в нем автор, писец Ахмес, это математическое сочинение является копией с другого, более древнего сочинения) имелись задачи на отыскание неизвестного числа. Это неизвестное называлось «хау» (куча) и обозначалось особым иероглифом. | Еще в глубокой древности в математических сочинениях встречались уравнения, а также задачи, решаемые с помощью уравнений. Так, в египетском папирусе около 2000 лет до нашей эры (причем, как указывает в нем автор, писец Ахмес, это математическое сочинение является копией с другого, более древнего сочинения) имелись задачи на отыскание неизвестного числа. Это неизвестное называлось «хау» (куча) и обозначалось особым иероглифом. | ||
Строка 31: | Строка 33: | ||
Ответ: 4; 8; 24; 96. | Ответ: 4; 8; 24; 96. | ||
+ | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:РУ2.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:РУ2.png|100px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ3.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ3.png|100px]]}}</div> | ||
Но общее правило для решения уравнений первой степени с одним неизвестным дал в IX веке Мухаммед аль-Хорезми. | Но общее правило для решения уравнений первой степени с одним неизвестным дал в IX веке Мухаммед аль-Хорезми. | ||
В своем сочинении «'''Аль-джебр и аль-мукабала'''» он дает два приема, применяемых при решении уравнений. | В своем сочинении «'''Аль-джебр и аль-мукабала'''» он дает два приема, применяемых при решении уравнений. | ||
Строка 43: | Строка 50: | ||
Применим «'''аль-мукабала'''»: вычитаем из каждой части 2x и 5. Получим: 3х=12 | Применим «'''аль-мукабала'''»: вычитаем из каждой части 2x и 5. Получим: 3х=12 | ||
Отсюда легко находится х. | Отсюда легко находится х. | ||
− | |||
− | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ4.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ4.png|100px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ5.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ5.png|100px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ6.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ6.png|100px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ7.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ7.png|100px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ8.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ8.png|100px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ9.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ9.png|100px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | Решим уравнение: | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ10.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ10.png|100px]]}}</div> | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ11.png|100px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{right|[[Файл:РУ11.png|100px]]}}</div> | ||
==Полезные ссылки== | ==Полезные ссылки== | ||
− | В | + | Первоначальные способы решения уравнений были достаточно сложными и разнообразными. В процессе развития математики произошло их значительное упрощение, и для каждого типа уравнений появился единый алгоритм решения. Более подробно можете увидеть: https://www.youtube.com/watch?v=WpwOQHVB5s4 |
− | |||
==Глоссарий== | ==Глоссарий== | ||
Строка 57: | Строка 86: | ||
== Библиография == | == Библиография == | ||
− | *Видеоурок на тему | + | *Видеоурок на тему «Решение уравнений. https://www.youtube.com/watch?v=Nwe2UqXONJ4 |
− | * | + | *Видеоурок на тему «Решение уравнений» https://www.youtube.com/watch?v=PI8VHwDgkXc |
+ | * Шутки и загадки http://gadaika.ru/shutki/v-kantselyarskom-magazine | ||
+ | |||
Версия 11:23, 23 января 2018
Еще в глубокой древности в математических сочинениях встречались уравнения, а также задачи, решаемые с помощью уравнений. Так, в египетском папирусе около 2000 лет до нашей эры (причем, как указывает в нем автор, писец Ахмес, это математическое сочинение является копией с другого, более древнего сочинения) имелись задачи на отыскание неизвестного числа. Это неизвестное называлось «хау» (куча) и обозначалось особым иероглифом.
Вот примеры задач из этого папируса.
1) «Неизвестное, его седьмая часть, его целое составляет 19».
В современном виде задача запишется так:
2) « сложено и отнята: остаток 10». В папирусе решению, задачу следует понимать так: к неизвестному прибавлено его и отнята полученной суммы; остаток 10; найти число. Задача в современном виде запишется так: ; Ответ: х=9
3) У Диофанта также встречаются уравнения с одним неизвестным, например: «Числа 20 и 100. Нужно одно и то же число прибавить к меньшему и вычесть из большего; отношение суммы к разности равно 4». Задача приводит к уравнению:
4) В индийской рукописной арифметике VII и VIII века нашей эры, являющейся копией с более древней рукописи (III-IV века), имеется такая задача: «Из четырех жертвователей второй дал вдвое больше первого, третий втрое больше второго, четвертый вчетверо больше третьего, а все вместе дали 132. Сколько дал первый?» Получаем уравнение: В рукописи задача решается способом «ложного положения». (Этим способом пользовался и Л.Ф. Магницкий в своей «Арифметике».) «Если бы первый дал 1, то второй бы 2, третий 6, четвертый 24, а все вместе 33. Но всего было 132, то есть вчетверо больше. Значит, и каждый из жертвователей дал вчетверо больше». Ответ: 4; 8; 24; 96.
Но общее правило для решения уравнений первой степени с одним неизвестным дал в IX веке Мухаммед аль-Хорезми. В своем сочинении «Аль-джебр и аль-мукабала» он дает два приема, применяемых при решении уравнений.
1) Прием «аль-джебр» заключается в том, что если имеются в уравнении отрицательные (вычитаемые) члены, то следует прибавить противоположные им члены к обеим частям уравнения, и тогда все члены будут положительными.
2) Прием «аль-мукабала» заключается в вычитании из обеих частей уравнения одинаковых членов, что приводит к его упрощению.
Например, дано уравнение: 5х-17=2х-5 Применим «аль-джебр»: прибавляем к каждой части уравнения 5 и 17. Получим: 5х+5=2х+17 Применим «аль-мукабала»: вычитаем из каждой части 2x и 5. Получим: 3х=12 Отсюда легко находится х.
Решим уравнение:
Полезные ссылки
Первоначальные способы решения уравнений были достаточно сложными и разнообразными. В процессе развития математики произошло их значительное упрощение, и для каждого типа уравнений появился единый алгоритм решения. Более подробно можете увидеть: https://www.youtube.com/watch?v=WpwOQHVB5s4
Глоссарий
Уравнение - это некоторые выражения, между которыми стоит обязательно знак равенства. В этих выражениях присутствуют буквы, так называемые переменные, значение которых и необходимо найти.
Переменные - атрибут системы, который меняет свое значение. Они обозначаются буквами, например, х, а, b, с...
Библиография
- Видеоурок на тему «Решение уравнений. https://www.youtube.com/watch?v=Nwe2UqXONJ4
- Видеоурок на тему «Решение уравнений» https://www.youtube.com/watch?v=PI8VHwDgkXc
- Шутки и загадки http://gadaika.ru/shutki/v-kantselyarskom-magazine
ропорция применяется везде!
Например:
1. Пропорция в физике.
С глубокой древности люди пользовались различными рычагами. Весло, лом, весы, ножницы, качели, тачка и т.д. – примеры рычагов. Выигрыш, который дает рычаг в прилагаемом усилии, определяется пропорцией, где M и m – массы грузов, а L и l – «плечи» рычага.
2. Пропорция в географии. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.
3. Пропорция в музыке. Музыкой греки называли ту часть арифметики, в которой говорится об отношениях и пропорциях. Греки создали и научную теорию. Музыки. Они знали: чем «длиннее» натянутая струна, тем «ниже» получается звук, который она издает; что короткая струна издает высокий звук. Однако у музыкального инструмента не одна, а несколько струн, и для того, чтобы все струны при игре звучали «согласно», приятно для уха, длина звучащих частей их должна быть в определенном отношении. Например, чтобы высоты звуков, издаваемых двумя струнами, различались на октаву, нужно, чтобы их длины относились как 1:2. Подобным образом квинте соответствует отношение 2:3, кварте-отношение 3:4 и т.д.
4. Пропорции в архитектуре Пропорции в архитектуре – это ее внутренняя красота. ПАРФЕНОН, храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447-438 до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фриза (окончены в 432 до н. э.) созданы под руководством Фидия. Разрушен в 1687; частично восстановлен. Отношение высоты здания к его длине равно 0, 618.
5. Пропорции в скульптуре. АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ, статуя Аполлона — мраморная римская копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (ок. 330-320 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан). Название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя. Долгое время считалась вершиной греческого искусства. На рисунке представлена статуя Аполлона Бельведерского, разделенная в отношении (точка С делит отрезок АD, точка В делит отрезок АС)
Есть у пропорции правило главное
Все его знать и запомнить должны
Средние члены умножишь и крайние
Будут всегда эти числа равны.