БИЛИМ БУЛАГЫ

Мировая литература: Я писатель — различия между версиями

Строка 85: Строка 85:
 
</ul>
 
</ul>
  
 +
==== '''Как написать рассказ''' ====
  
 +
У каждого рассказа есть начало, середина и конец. Рассказ можно представить в виде горы. Если по-настоящему подниматься в гору, то мы увидим, что одна картина будет сменяться другой. Так же и в повествовании: одно событие будет сменяться другим. 
 +
Прежде чем вы начнете писать, подумайте, что будет происходить в каждой части. Очень важно иметь представление о начале, середине и финале повествования и продумать художественную речь.
 +
 +
КАРТИНКАКАРТИНКАКАРТИНКАКАРТИНКА
 +
 +
==== '''Эссе. 7 шагов к  хорошему тексту''' ====
 +
 +
'''Эссе''' — это прозаическое произведение небольшого объема, написанное в свободной форме. В переводе с французского языка это проба, очерк. Первооткрыватель жанра эссе – французский писатель, мыслитель  '''М. Монтень.''' <br>
 +
Эссе — это сочинение, выражающее индивидуальное мнение на основе личного отношения  к тому, о чем вы пишите. В эссе важно поделиться своими раздумьями и переживаниями. Примеры эссе, написанные известными писателями, вы можете прочитать в разделе «Я читатель». (Сделать ссылку)
 +
Обычно по объему эссе представляет собой небольшое произведение, а повествование ведется легко, напоминая монолог из душевного разговора.
 +
Попробуем предложить  вам план, по которому вам будет проще писать эссе.
 +
 +
# '''Вступление.''' Это 2-3 предложения, служащие для последующей формулировки проблемы. Эссе нельзя начинать с описания текста, например:        «В данном тексте автор говорит о …; текст посвящен…; основной вопрос, поднимаемый в тексте- …».              {{left|[[Файл:Yap5.jpg|170px|]]}}                               
 +
# '''Формулировка проблемы и комментарии к ней.''' Выявите в тексте проблему, которая важна не только для автора, но и для каждого человека. Можно написать следующим образом: «Автор заставляет задуматься над проблемой… Автор рассуждает над такими вечными вопросами, как… Проблема…  волнует человечество вот уже не один век…».. Рассуждайте о проблеме, подумайте, насколько она актуальна в наши дни, в каких случаях приходится сталкиваться с такой проблемой. Не пересказывайте текст, не говорите о том, что делают герои, а комментируйте их поступки, пишите, что делает автор, на что он особенно обращает внимание.  {{right|[[Файл:Yap6.jpg|170px|]]}}       
 +
# '''Три кита и снежный ком.''' Запишите основные направления мысли. Выберите три наиболее удачных тезиса, которые и станут основой эссе. Запишите по 1-2 предложения на каждый тезис, перечитайте , а дальше «лепите» снежный ком своих мыслей: добавляйте необходимые детали и примеры, наращивайте текст, продумывайте художественные средства. (См. раздел [http://%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0:_%D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B «Писательские секреты»]) 
 +
# '''Речь.''' Следите за своей речью, перечитывайте написанное. Постарайтесь ответить на вопросы: последовательно ли вы излагаете задуманное? Удается ли вам ясно и четко формулировать свои мысли? Привлекательны ли они для читателей?  {{left|[[Файл:Yap7.jpg|170px|]]}}   
 +
# '''Заключение.''' Сделать вывод, обобщить сказанное. Например: «Таким образом, автор, поднимая актуальную проблему, призывает…. Подводя итог, хочется ещё раз отметить важность проблемы…. Произведение заставляет нас глубже задуматься о….».
 +
# '''Эффектное заключение эссе''' – призыв к читателю или риторический вопрос, например: ”Разве книги уйдут из нашей жизни? Такая жизненная  ценность, как…. Если мы перестанем ценить…. , то…».
 +
# '''Корректировка.''' Теперь перечитайте созданный текст и проверьте связь между идеями и абзацами. Удалось ли вам раскрыть мысль? Нет ли лишних фрагментов, предложений?  {{right|[[Файл:Yap8.jpg|170px|]]}}  Все ли выдержано в одном стиле?  Проявите к себе  уважение и  высокую требовательность. 
 +
# '''Заголовок.'''  Считается, что лучше заняться им в самом конце работы, когда вы перечитали основной текст и смогли вынести на первый план ключевые слова. Однако есть и другое мнение:  формулировка точного заголовка в начале работы позволяет сосредоточиться на основной мысли и разворачивать ее в тексте.  В любом случае хорошо, если ваш заголовок будет отличаться оригинальностью и краткостью.
 +
 +
===== '''Помните, что в эссе главную роль играет:''' =====
 +
 +
* не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у пишущего;
 +
* раздумья и размышления;
 +
* образная и афористичная речь.
 +
 +
===== '''Отзыв о книге''' =====
 +
 +
Настоящий читатель тот, кто может рассказать о книге, не пересказывая подробно ее содержание, выразить свое мнение о прочитанном, дать оценку книге, автору, героям, т.е. написать отзыв о произведении.
 +
Отзыв о произведении может отражать  следующие моменты:
 +
 +
{{right|[[Файл:Yap9.jpg|220px|]]}}       
 +
* общее впечатление о произведении;
 +
* эмоциональный отклик на произведение,
 +
* выражение собственного отношения к нему;
 +
* личностное понимание главной мысли произведения;
 +
* оценка героев и их поступков;
 +
* оценка художественных средств, используемых автором в данном тексте;
 +
* оценка позиции автора;
 +
* обоснование выдвинутых положений.
 +
 +
В основе отзыва – оценочные суждения, поэтому важная особенность отзыва – аргументированность оценок. Это приближает отзыв по структуре к тексту-рассуждению.
 +
Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность.
  
  
 
</div>
 
</div>

Версия 19:12, 21 января 2018

Yap1.jpg
Book icon.png

«Срочно! Помогите, пожалуйста, написать сочинение…Лью слезы», - подобные обращения можно часто встретить на просторах интернета. Признайтесь, мысленно и многие из вас переживали эту «драму»?

Этот раздел предлагает различные инструменты для выполнения творческих работ и поможет вам организовать свою работу так, чтобы выбирать необходимые ресурсы, управлять ими, писать разные тексты и выполнять другие творческие работы.


Советы великих

Томас Манн,
немецкий писатель

Как сказал Томас Манн (Thomas Mann, немецкий писатель), «Писатель — это тот, кому писать труднее, чем другим людям».

Чтобы стать таким писателем, нужно не только посвятить свою жизнь творчеству, но и постоянно развиваться. В этом вам помогут советы великих.


6 правил британского писателя Джорджа Оруэлла (George Orwell)
  • Никогда не используйте метафору, сравнение или другую фигуру речи, которую вы привыкли видеть в печати.
    Yap3.jpg
  • Никогда не используйте длинное слово там, где можно использовать короткое.
  • Если это возможно — убирайте лишние слова, всегда их убирайте.
  • Никогда не используйте пассивные конструкции там, где можно использовать активные.
  • Никогда не используйте иностранные слова, научные термины или жаргон, если можете заменить их понятными разговорными эквивалентами.
6 вопросов Дж. Оруэлла, которые нужно задавать себе после каждого написанного предложения
  • Что я хочу сказать?
  • Какими словами это лучше выразить?
  • Какой образ или фразеологизм передадут эту мысль лучше?
  • Могу ли я сократить написанное?


Золотые правила американского писателя Стивена Кинга (Stephen King)
Yap4.jpg
  1. Устремляйся сразу к цели.
  2. Напиши черновик. Дай ему отлежаться.
  3. Сокращай свой текст.
  4. Будь последовательным и честным.
  5. Не заботься слишком сильно о мнении других людей.
  6. Много читай.
  7. Много пиши.



Yapa.png

Инструменты для творческих работ

Инструментом называют средство, которое используется для достижения или создания чего-либо. То, что вам может понадобиться в качестве основных инструментов в работе с книгой, - интеллектуальные инструменты. Это средства, помогающие структурировать и обрабатывать информацию, а также создавать собственные тексты. Это алгоритмы, форматы письменных работ и графические организаторы: схемы, таблицы.

Сказочный конструктор

Известный российский исследователь сказок, филолог Владимир Яковлевич Пропп, проанализировал структуру народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций, при помощи которых можно создать опорную конструкцию для создания сказки. Этих элементов 31. С концепцией В. Проппа познакомился детский писатель Д. Родари, он нарисовал картинки на основные элементы конструктора В. Я. Проппа и выкладывал их на стол во время детских литературных курсов. Дети быстро создавали связные тексты сказок, которые рассказывали сами себе. Позже компьютер пытались научить методу В. Я. Проппа, чтобы он писал сказки автоматически. В 1977 году появилась система Клейна, которая генерировала сюжеты. А еще позже метод В. Проппа развил американский учёный Джозеф Кэмпбелл. Книга Д. Кэмпбелла вдохновила американского режиссера Джорджа Лукаса на создание сценария фильма «Звёздные войны». Сегодня многие фильмы и книги создаются по этому методу. Взяв за основу предложенную схему, можно сочинить свою сказку или даже сценарий к фильму, просто следуя шаг за шагом по указанному трафарету. Ниже приводятся несколько карт с основными мотивами, выделенными исследователем В.Я. Проппом.

Рисунки. Карты В. Проппа

  • Yaps2.png

  • Yaps3.png
  • Yaps4.png
  • Yaps5.png
  • Yaps6.png

  • Yaps7.png
  • Yaps8.png
  • Yaps9.png
  • Yaps10.png

  • Yaps11.png
  • Yaps12.png
  • Yaps1.png

Как написать рассказ

У каждого рассказа есть начало, середина и конец. Рассказ можно представить в виде горы. Если по-настоящему подниматься в гору, то мы увидим, что одна картина будет сменяться другой. Так же и в повествовании: одно событие будет сменяться другим. Прежде чем вы начнете писать, подумайте, что будет происходить в каждой части. Очень важно иметь представление о начале, середине и финале повествования и продумать художественную речь.

КАРТИНКАКАРТИНКАКАРТИНКАКАРТИНКА

Эссе. 7 шагов к хорошему тексту

Эссе — это прозаическое произведение небольшого объема, написанное в свободной форме. В переводе с французского языка это проба, очерк. Первооткрыватель жанра эссе – французский писатель, мыслитель М. Монтень.
Эссе — это сочинение, выражающее индивидуальное мнение на основе личного отношения к тому, о чем вы пишите. В эссе важно поделиться своими раздумьями и переживаниями. Примеры эссе, написанные известными писателями, вы можете прочитать в разделе «Я читатель». (Сделать ссылку) Обычно по объему эссе представляет собой небольшое произведение, а повествование ведется легко, напоминая монолог из душевного разговора. Попробуем предложить вам план, по которому вам будет проще писать эссе.

  1. Вступление. Это 2-3 предложения, служащие для последующей формулировки проблемы. Эссе нельзя начинать с описания текста, например: «В данном тексте автор говорит о …; текст посвящен…; основной вопрос, поднимаемый в тексте- …».
    Yap5.jpg
  2. Формулировка проблемы и комментарии к ней. Выявите в тексте проблему, которая важна не только для автора, но и для каждого человека. Можно написать следующим образом: «Автор заставляет задуматься над проблемой… Автор рассуждает над такими вечными вопросами, как… Проблема… волнует человечество вот уже не один век…».. Рассуждайте о проблеме, подумайте, насколько она актуальна в наши дни, в каких случаях приходится сталкиваться с такой проблемой. Не пересказывайте текст, не говорите о том, что делают герои, а комментируйте их поступки, пишите, что делает автор, на что он особенно обращает внимание.
    Yap6.jpg
  3. Три кита и снежный ком. Запишите основные направления мысли. Выберите три наиболее удачных тезиса, которые и станут основой эссе. Запишите по 1-2 предложения на каждый тезис, перечитайте , а дальше «лепите» снежный ком своих мыслей: добавляйте необходимые детали и примеры, наращивайте текст, продумывайте художественные средства. (См. раздел «Писательские секреты»)
  4. Речь. Следите за своей речью, перечитывайте написанное. Постарайтесь ответить на вопросы: последовательно ли вы излагаете задуманное? Удается ли вам ясно и четко формулировать свои мысли? Привлекательны ли они для читателей?
    Yap7.jpg
  5. Заключение. Сделать вывод, обобщить сказанное. Например: «Таким образом, автор, поднимая актуальную проблему, призывает…. Подводя итог, хочется ещё раз отметить важность проблемы…. Произведение заставляет нас глубже задуматься о….».
  6. Эффектное заключение эссе – призыв к читателю или риторический вопрос, например: ”Разве книги уйдут из нашей жизни? Такая жизненная ценность, как…. Если мы перестанем ценить…. , то…».
  7. Корректировка. Теперь перечитайте созданный текст и проверьте связь между идеями и абзацами. Удалось ли вам раскрыть мысль? Нет ли лишних фрагментов, предложений?
    Yap8.jpg
    Все ли выдержано в одном стиле? Проявите к себе уважение и высокую требовательность.
  8. Заголовок. Считается, что лучше заняться им в самом конце работы, когда вы перечитали основной текст и смогли вынести на первый план ключевые слова. Однако есть и другое мнение: формулировка точного заголовка в начале работы позволяет сосредоточиться на основной мысли и разворачивать ее в тексте. В любом случае хорошо, если ваш заголовок будет отличаться оригинальностью и краткостью.
Помните, что в эссе главную роль играет:
  • не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у пишущего;
  • раздумья и размышления;
  • образная и афористичная речь.
Отзыв о книге

Настоящий читатель тот, кто может рассказать о книге, не пересказывая подробно ее содержание, выразить свое мнение о прочитанном, дать оценку книге, автору, героям, т.е. написать отзыв о произведении. Отзыв о произведении может отражать следующие моменты:

Yap9.jpg
  • общее впечатление о произведении;
  • эмоциональный отклик на произведение,
  • выражение собственного отношения к нему;
  • личностное понимание главной мысли произведения;
  • оценка героев и их поступков;
  • оценка художественных средств, используемых автором в данном тексте;
  • оценка позиции автора;
  • обоснование выдвинутых положений.

В основе отзыва – оценочные суждения, поэтому важная особенность отзыва – аргументированность оценок. Это приближает отзыв по структуре к тексту-рассуждению. Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность.