Мировая литература: Я читатель — различия между версиями
Msu07 (обсуждение | вклад) |
Msu07 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 423: | Строка 423: | ||
<div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-carb"> | <div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-carb"> | ||
+ | '''Сказки''' | ||
<div class="large-12 left mtop"> | <div class="large-12 left mtop"> | ||
[[Файл:Viraz1.jpg|thumb|700px|]] | [[Файл:Viraz1.jpg|thumb|700px|]] |
Версия 21:00, 16 января 2018
Зачем читать художественную литературу? У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Ученые считают, что от чтения зависит будущее каждого из нас. Как это? Ведь в этих произведениях много непонятного, незнакомого? Почему великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете сказал, что и в свои 80 лет еще не научился читать по-настоящему?
В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ.
Чтение книг — универсальный способ сохранить живой ум даже в старости. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда ты читаешь, твой словарный запас становится богаче, память улучшается, ты сам становишься интересным рассказчиком.
Содержание
Кто такой читатель?
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному… Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?
Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание – оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца
(Е. Ильин, философ).
Когда известный писатель Владимир Набоков занимался преподавательской деятельностью в США, он всегда предлагал своим студентам тест – десять определений читателя, из которых они должны были бы выбрать четыре, в сумме дающих “настоящего читателя”.
Попробуйте сделать свой выбор из предложенных определений.
Определения были примерно следующими:
- Читатель — это член общества книголюбов.
- Читатель приравнивает себя к герою или героине литературного произведения.
- Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
- Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
- Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой
- Читатель должен быть начинающим автором.
- У читателя должно быть развито воображение.
- Читателю необходима память.
- У читателя должен быть богатый словарный запас.
- Читатель должен любить искусство.
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. С. Я. Маршак
Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как читать – вот в чем главное дело. К. Д. Ушинский
Как читать правильно. 7 важных советов
Ну а самый главный совет, как читать правильно: «Применяйте прочитанное на практике!». Иначе всё зря.
Из чего состоит книга
Настоящий читатель знает, из чего состоит книга, что она в себе содержит, как узнать о чем она. Он может ориентироваться в том, как выбрать из множества книг ту, которая нужна, которая интересна. Как же не ошибиться и выбрать нужную? Оказывается, очень просто. Ведь книга сама может многое рассказать о себе. Для этого следует познакомиться с элементами книги (или частями, из которых она состоит), по которым мы можем заранее узнать, о чем расскажет нам та или иная книга, интересна ли она нам.
Закладки. Как сделать простую закладку
Простая, но практичная закладка для книги. Знаете ли Вы, что оригами пришли из японских слов "Ору" - что означает в переводе "складывать" и "Ками", что означает "бумагу"?
Новые информационные технологии повлияли на развитие книги. Появились электронные книги: учебники, справочники, энциклопедии. Электронная книга — общее название группы компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде.
О чтении книг за компьютером
Благодаря компьютеру и сети «Интернет» вы имеете свободный доступ к огромному количеству книг прямо у себя дома. Ведь не каждый имеет большую домашнюю библиотеку или может позволить покупать себе большое количество книг. Да и в библиотеку не всегда есть время и желание ехать.Можно читать книги с кружечкой горячего чая и печеньем или еще чем-нибудь из еды. Но, как правило, читая обычную книгу, её нужно держать руками, т. к. многие книги, особенно новые, имеют свойства закрываться или просто перелистываться. Компьютер в этом плане гораздо удобнее, т. к. остаются свободными обе руки, и только периодически нужно нажимать кнопку, чтобы перелистнуть на другую страницу.
У многих сейчас имеется постоянный доступ в интернет, что даёт еще одно преимущество. В тексте часто можно встретить незнакомые слова и, когда попадаются такие слова, не нужно идти, брать словарь и искать это слово – просто открываешь Google и сразу находишь его значение.
Часто в книгах попадаются какие-то красивые изречения, которые хотелось бы иметь под рукой. Для этих целей есть специальный текстовый файл, куда можно добавить понравившиеся цитаты. И для этого опять же не надо идти, брать тетрадку и ручку и выписывать это предложение – просто открываешь текстовый файл и копируешь его туда. Читатели книг на компьютере считают наиболее удобной программу под названием AlReader (официальный сайт: http://alreader.kms.ru/).
Вдумчивое чтение
Смысл в прочтении любой книги не в том, чтобы ее просто прочитать, а чтобы прочитать вдумчиво и понять идею всей книги. Вдумчивое чтение — это, наверное, самый важный навык, который нужно развивать. И вот почему:
- Это помогает понять, зачем мы вообще читаем.
- Способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания.
- Считается главным аналитическим инструментом при обучении в высшей школе.
- Помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.
Известный культуролог Д.С. Лихачев пишет: «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение». Его поддерживает и психолог Б. М. Теплов: « Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним».
А разработчик электронной книги Amazon Kindle Джейсон Меркоски отмечает:
«Существует два вида чтения: поверхностное и глубокое. И вне зависимости от того, какой контент вы потребляете, если вы хотите усвоить его, нужно читать углубленно, проникая в смыслы и считывая нарративы. Мы не должны превращать информацию в нездоровую пищу для сознания. Книги не виртуальная реальность, это простой инструмент, но он требует использования всех возможностей мозга». О вдумчивом чтении можно написать небольшое литературное произведение в формате «даймонд».
Инструменты вдумчивого чтения
Предметные стандарты по литературе включают ряд умений, связанных с вдумчивым чтением, и считаются достигнутыми, если учащийся
- задает вопросы по тексту и отвечает на них;
- воспринимает изобразительно-выразительные средства в произведении, поэтические образы и определяет их роль в произведении;
- подтверждает свое мнение тестом;
- определяет тему и основную мысль произведения;
- выделяет в тексте «образные» слова и выражения, морально-этическую и оценочную лексику и объясняет их значение;
- сравнивает героев разных произведений;
- связывает прочитанное произведение, изображенные события, героев с примерами из собственного опыта, из других произведений;
Чтобы эти умения выработать, вам необходимо воспользоваться специальными стратегиями чтения. Использование стратегий чтения формирует умения, позволяющие взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом; включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания произведения, заключенную в нем информацию и способы работы с учебным материалом.
Стратегии чтения
Дерево вопросов
Поможет вам построить диалог с текстом и автором и сформулировать вопросы для глубокого чтения и понимания произведения.
Первый шаг к пониманию – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Думая, человек спрашивает и отвечает. Лучший способ понимания - это самостоятельная постановка вопросов к тексту. «Правильно читать» — значит уметь задавать себе и персонажам простые, но важные вопросы. «Почему он так поступил? Смог бы я так же?» Если это получается, значит, вы состоялись как читатель. Простые вопросы (их расположить на верхних ветках): это вопросы, которые начинаются с вопросительных слов «КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? и др». Ответы на эти вопросы можно найти в тексте в готовом виде, они требуют найти и только воспроизвести прочитанную информацию. (символ) Ответ ищите в тексте.
Аналитические вопросы (их расположить вдоль ствола): это вопросы, которые выясняют различные связи: причина и следствие, сходство и контрастность, временные связи и противоречия. Это вопросы на непонятное (трудно объяснимое), что-то удивительное, неоднозначные объяснения, недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п. Почему?...Как?....Зачем?... Ответ ищите в подсказках и между строк Глубинные вопросы (расположить у корней): вопросы на оценку, обобщения, личное восприятие, связь с другими произведениями, личным опытом, реальной жизнью. Это вопросы к глубокому пониманию текста. Ответ свяжите с собой, со своим жизненным опытом Как соотносится?...Какие ценности?...Что для вас важно?... Что было в моем опыте? Что было в других произведениях?
Толстые и тонкие вопросы
Это способ задавать вопросы для глубокого осмысления текста.
Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Необходимо различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.Постановка разных вопросов научит вас думать над прочитанным, понимать произведение. Заданный вами вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики вашего уровня погружения в текст, умение анализировать его, видеть проблемы, выявлять глубокие мысли писателя, его ценности.
10 вопросов для вдумчивого чтения Если вам необходимо читать вдумчиво, то помогут эти 10 вопросов.
Двойной дневник
Эта стратегия помогает вести диалог с автором: выбрать из текста то, что затронуло, то, что интересно или спорно; задать вопросы, написать свой отклик на мысли автора, поспорить с ним или поддержать его идеи своими размышлениями, связать их со своим опытом. Это подготовка к обсуждению произведения, мыслей автора, это также черновые записи, наброски для будущего эссе.
Кластер и карта мыслей (интеллект-карта)
Это графические организаторы для отображения ключевых понятий, разных сторон произведения: героев, сюжета, композиции, особенностей художественной речи, ценностей. Они могут служить основой для устной презентации или письменной работы по теме. Эти графические организаторы помогут вам при чтении составить рассказ по теме, дать характеристику герою произведения, представить собственное отношение к произведению.
Шаги создания кластера:
- В центре запишите ключевое слово. Запишите тему в кружок.
- От ключевого слова начертите стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Запишите понятия, ассоциации, идеи и др. в кружках-спутниках ключевого слова.
- Установите связи между понятиями в процессе их записи.
Примеры кластеров по произведениям М. Твена «Приключения Тома Сойера» и И.С. Тургенева «Муму»
Золотая полка
Безмолвствует черный обхват переплета,
Страницы тесней обнялись в корешке,
И книга недвижна.
Но книге охота
Прильнуть к человеческой теплой руке.
Михаил Светлов
Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги. Метафора «золотая полка» придумана писателем Ю. Олешей. Так он называл место, где стоят любимые книги, к которым человек часто обращается. Это те книги, которые «так написаны, что если вы опоздаете и начнёте читать их взрослыми — вы уже никогда не получите того удовольствия, которое в них заложено именно для вас — оно улетучивается из них по мере вашего взросления». И у каждого человека, который относится к книге серьезно, в течение многих лет собирается своя «золотая полка». Это, быть может, всего десяток-другой книг, но каких книг! (А. Крестинский)
Любимые книги взрослых и детей
Более ста самых известных писателей Великобритании и Америки приняли участие в опросе под условным названием «Писатели выбирают свои любимые книги». Среди 125 участников опроса были, в частности, Норман Мейлер (Norman Mailer), Стивен Кинг (Stephen King), Энн Патчетт (Ann Patchett), Джонатан Франзен (Jonathan Franzen) и Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates) В общей сложности писателями было предложено 544 произведения.
Десять величайших писателей всех времён, согласно общему количеству набранных очков:
- Лев Толстой – 327
- Уильям Шекспир – 293
- Джеймс Джойс – 194
- Владимир Набоков – 190
- Федор Достоевский – 177
- Уильям Фолкнер – 173
- Чарльз Диккенс – 168
- Антон Чехов – 165
- Гюстав Флобер – 163
- Джейн Остин – 161
Что почитать подростку?
Впечатления, размышления, эссе
Июнь Ли, американская писательница китайского происхождения
…Книга, после которой я почувствовала себя собой, как ни странно, была русской, и прочитала я её, когда ещё жила в Китае, — это «Стихи в прозе» Ивана Тургенева в переводе на китайский…В двенадцать лет я поняла, что это и есть настоящая литература: всё, что происходило со мной позже, было разбужено Тургеневым. Я запоминала стихи в прозе на китайском и могла цитировать их целиком, а совсем недавно перечитала их уже на английском — и во мне снова нежно отзывалось всё пережитое благодаря Тургеневу. Самые лучшие писатели твоей жизни — те, кто не уходят от тебя, когда ты взрослеешь и превращаешься в другого человека. Есть писатели, которых ты встречаешь в жизни всего лишь однажды, есть те, кого ты, как близких друзей, навещаешь постоянно.
А. Крестинский (Книга с «Золотой полки».(О романе Ю.Олеши «Три толстяка»)
Помню, сестра, давая мне книгу, хмурилась длинно и строго, взглядом подчеркивая, какая это ценность… Я читал книгу в каком-то странном возбуждении. Два чувства боролись во мне: скорей узнать, что будет дальше, и продлить удовольствие подольше. Помню, одно место в этой книге сильно напугало меня. Когда Суок приходит в зверинец освободить Просперо, она видит там страшное существо, потерявшее человеческий облик, похожее на волка. Это ученый Туб, которого давно заточили в клетку по приказу Трех Толстяков. Я стал с этой книгой старше. Я прожил с нею до предела насыщенный кусок жизни, и с тех пор она стала как бы частицей меня самого, а ее герои – близкими мне навсегда. Настоящее искусство делает человека богатым и счастливым. Вот хотя бы эта сказка – как много радости принесла она мне!.. На моей «золотой полке» стоит сказка Юрия Олеши.
Иллюстрации худ. М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка». М. Цветаева (из книги «Мой Пушкин»)
…Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь… Скамейка, на которой они – не - сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались… …Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку… то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах - сделала. И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества. У кого из народов - такая любовная героиня: смелая и достойная, влюбленная - и непреклонная, ясновидящая - и любящая!..
О творчестве этой юной художницы Нади Рушевой спорят и говорят до сих пор. Прожив всего 17 лет, она оставила заметный след в искусстве. Она много читала, и все ее впечатления выплескивались на бумагу: «Я их заранее вижу… Татьяна Ларина, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком; девушкой, которая пишет письмо возлюбленному; дамой, блистающей на балу.
Еще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным. Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных».
В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом.
А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике. Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу»
Что значит читать выразительно?
Выразительно читать, говорить — это значит, по К.С. Станиславскому, «действовать словами» т.е. воздействовать своей волей (голосом, интонацией, темпом речи) на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Различают выразительное чтение прозы (басен, рассказов, сказок, мифов) и стихов. Как читать сказки, мифы, рассказы, басни Каждый жанр имеет определенные нюансы, на которые необходимо обратить внимание при чтении. Это помогает исполнителю искать интонационные варианты для каждого произведения.
Жанр и особенности выразительного чтения
Угольная кислота (Н2СО3) – образованная реакцией углекислого газа с водой (известна как газированная вода).
Она образует два вида солей: карбонаты (средние соли) Na2CO3 – кальцинированная сода, – кристаллическая сода, К2СО3 – поташ и гидрокарбонаты (кислые соли) NaHCO3 – питьевая сода.
Богатством планеты является - углеродное топливо. Оно бывает: твердое – уголь, торф, сланцы, дрова, кизяк, кокс; жидкое – нефть, нефтепродукты; газы - природные, попутные.
Различают 3 вида углей: антрацит (сдержит 95% углерода ), каменный (90-70% С), бурый (65-70% С). При нагревании угля без доступа воздуха выделяются летучие соединения, аммиачная вода и остается твердый продукт - древесный уголь, содержащий систему пустот и каналов и обладающий способностью поглощать газы, яды, это сорбционные или сорбирующие способности древесного угля. Торф - это продукт первой стадии образования угля. При сухой перегонки из торфа получают торфяной кокс.
Нефть - смесь 150 водородных соединений углерода. При термической обработке получают: бензин, керосин, газойль, мазут. Попутные газы, растворенные в нефти, отделяют от нефти при выстаивании. Существуют самостоятельные месторождения природного газа, состоящие в основном из метана (95% - СН4). Углеводородные соединения – высококалорийное топливо.