История: Историческая картография — различия между версиями
Msu06 (обсуждение | вклад) |
Admine2 (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 67 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{center|[[file:Kartografiya.png|1000px]]}} | {{center|[[file:Kartografiya.png|1000px]]}} | ||
− | |||
− | |||
{{Якорь|Начало}} | {{Якорь|Начало}} | ||
− | <div class="row | + | <div class="row his-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content --> |
− | <div class="large- | + | <div class="cutok">[[#Что такое историческая карта?|Что такое историческая карта?]] [[#Как работать с исторической картой?|Как работать с исторической картой?]]</div> |
− | < | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | <div class=" | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
<div class="row"> | <div class="row"> | ||
<div class="large-12 large-centered columns"> | <div class="large-12 large-centered columns"> | ||
Строка 29: | Строка 17: | ||
<span class="resettext firstcharacter">К</span>арты потребовались людям, чтобы закреплять добытые крупицы знаний об окружающем мире и передавать их друг другу. Необходимо было наносить положение объектов на местности и показывать расстояния между ними. Отмечать места охоты и рыболовства. Обозначать стоянки, тропы между ними, пастбища. Позднее карты стали необходимы для измерения земельных угодий, проектирования крупных сооружений: ирригационных каналов и пирамид, для добычи драгоценных металлов, определения направлений на местности, маршрутов мореплавания и конечно же для ведения военных действий и создания оборонительных укреплений.<br> | <span class="resettext firstcharacter">К</span>арты потребовались людям, чтобы закреплять добытые крупицы знаний об окружающем мире и передавать их друг другу. Необходимо было наносить положение объектов на местности и показывать расстояния между ними. Отмечать места охоты и рыболовства. Обозначать стоянки, тропы между ними, пастбища. Позднее карты стали необходимы для измерения земельных угодий, проектирования крупных сооружений: ирригационных каналов и пирамид, для добычи драгоценных металлов, определения направлений на местности, маршрутов мореплавания и конечно же для ведения военных действий и создания оборонительных укреплений.<br> | ||
<div class="textblock">{{center|''В данной страничке мы изучим азы картографии.''}}</div><br> | <div class="textblock">{{center|''В данной страничке мы изучим азы картографии.''}}</div><br> | ||
+ | ==Что такое историческая карта?== | ||
+ | Карта - (нем. Karte; первоисточник: греч. chartes - лист или свиток папируса для письма), уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, звёздного неба или их частей, содержащее данные в соответствии с назначением, пособие для изучения истории, географии и других наук<br clear="all" /> | ||
+ | Историческая карта -пространственное изображение исторических явлений и событий определенного исторического периода. Или другими словами | ||
+ | {{center|[[file:Kartografiya3.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | Сохранившиеся до наших дней карты, составленные географами прошлых веков, являются важными историческими источниками. Сопоставляя карты разных времен можно судить, как изменялось представление человека о мире, как человек исследовал нашу планету, как менялись названия географических объектов и др.<br clear /all> | ||
+ | |||
+ | '''Карта позволяет ответить на вопросы:''' | ||
+ | <span class="resettext firstcharacter">Что произошло?</span><br clear="all" /> | ||
+ | <span class="resettext firstcharacter">Где произошло?</span><br clear="all" /> | ||
+ | <span class="resettext firstcharacter">Когда произошло?</span><br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | На сегодняшний день, при изучении истории XX, XXI мы используем современную карту мира. Карты мира, которые мы видим с детства — особенно те, что нам показывают ещё в школе — формируют наше представление о том, как устроен мир. В этом не было бы ничего плохого, если бы мы не забывали, что плоская карта — всего лишь условное и искаженное отображение круглого мира.<br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | Однако многие из нас переносят усвоенные через карту стереотипы на личное отношение к реальному миру. Мы начинаем верить, что есть страны, которые играют в мире доминирующую роль, находятся в его центре, а есть те, которые играют роль подчинённую, находятся на его периферии.<br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | Как будет видно ниже, в разных странах — России, Европе, США, Китае, Австралии, Чили, Южной Африке — карты мира очень сильно отличаются. Всё зависит от того, что выберет автор карты в каждом из следующих трех условий: 1) как центрировать карту относительно Запада и Востока; 2) как центрировать карту относительно Севера и Юга; 3) какой метод проекции использовать.<br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | '''Карты мира — как они выглядят в разных странах''' | ||
+ | <div style="width:600px;"> | ||
+ | <ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | ||
+ | <li class="active"> | ||
+ | [[Image:Mapslaid1.JPG|slide 1]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для России | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid2.JPG|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для России | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid3.JPG|slide 3]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Европы | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid4.JPG|slide 4]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Европы | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid5.JPG|slide 5]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для США | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid6.JPG|slide 6]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для США | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid7.JPG|slide 7]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Китая | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid8.JPG|slide 8]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Китая | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid9.JPG|slide 9]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Австралии | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid10.JPG|slide 10]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Австралии | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid11.JPG|slide 11]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Южной Африки | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid12.JPG|slide 12]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Южной Африки | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid13.JPG|slide 13]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Чили | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Mapslaid14.JPG|slide 14]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Карта мира для Чили | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> | ||
</div> | </div> | ||
+ | |||
+ | ==Чем отличаются исторические карты от других карт?== | ||
+ | {{center|[[file:Картография №2.JPG|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | '''Различие исторической и географической карт''' | ||
+ | <gallery mode="packed-hover widths="250px" heights="200px"> | ||
+ | Файл:Karta-.jpg|Рисунок 1 | ||
+ | Файл:Karta-italii.jpg|Рисунок 2 | ||
+ | </gallery> | ||
+ | <br clear="all" /> | ||
+ | '''Рисунок 1''' Различие используемых цветов. Изображают все географические явления, в том числе рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, коммуникации, границы и т. д.<br clear="all" /> | ||
+ | '''Рисунок 2''' Все исторические карты создаются на основе географических.Отсутствует обозначение рельефа местности, глубин.Цвета используются для обозначения государств, территорий.Наименования городов, рек, озер, морей, государств относятся ко времени о котором рассказывает карта<br clear="all" /> | ||
+ | |||
+ | ==Топонимика== | ||
+ | Большинство объектов нанесенных на карту имеют название. Со временем некоторые из названий менялись. То есть на карте указываются именно те названия которые были в той исторический эпохе. | ||
+ | {{center|[[file:Kartografiya4.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | Но откуда произошли первоначальные названия географических объектов?<br> | ||
+ | Этим вопросом занимается специальная наука.<br> | ||
+ | <div class="textblock">{{center|''Топонимика - (греч. topos - место и onyma - имя, название) - наука, изучающая географические названия и их происхождения''}}</div><br> | ||
+ | Так, например названия населенных пунктов могут происходить от различных слов и явлений:<br> | ||
+ | - от имени основателя,<br> | ||
+ | - по географическому положению,<br> | ||
+ | - характеристике местности,<br> | ||
+ | - по наименованию реки,<br> | ||
+ | - в память о другом поселении и др.<br> | ||
+ | Название нашей столицы города Бишкек тоже менялось на протяжении истории. Так в VII в. поселение называлось Джуль. А в 1825 г. кокандцы построили крепость и назвали Пишпек. В 1926 г. Пишпек был переименован в честь революционера и полководца М.В. Фрунзе, а в 1991 г. переименован в Бишкек. Этимология названия крепости Пишпек неизвестна, и поэтому предполагают что она близка к слову Бишкек. Есть два варианта происхождения названия. Первый, то что крепость назван в честь Бишкек-Батыра, а другой связывают с дубинкой или мутовкой, с помощью которой взбалтывают кумыс.<br> | ||
+ | <div style="width:600px;"> | ||
+ | <ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | ||
+ | <li class="active"> | ||
+ | [[Image:Kartografiya6.jpg|slide 1]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Город Фрунзе | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Kartografiya7.jpg|slide 2]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Город Бишкек | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[Image:Kartografiya10.jpg|slide 3]] | ||
+ | <div class="orbit-caption"> | ||
+ | Стены крепости Пишпек | ||
+ | </div> | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> | ||
</div> | </div> | ||
+ | ==С какими видами исторических карт мы встречаемся?== | ||
+ | {{center|[[file:Картография №3.JPG|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | На уроках истории, в дополнение к картам в учебниках вы будете использовать атласы с подборками исторических карт.<br> | ||
+ | {{center|[[file:Kartografiyaatlas.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | {{center|[[ Атлас по истории Древнего мира]]}}<br clear /all> | ||
+ | '''Контурные карты'''<br clear /all> | ||
+ | В качестве домашнего задания или практической работы на уроке вы будете работать с контурными картами.<br> | ||
+ | {{center|[[file:Konturnayakarta.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | '''Анимированные карты'''<br clear /all> | ||
+ | С помощью карты мы можем использовать анимированные карты – карты движущиеся, позволяющие показать происходящие изменения последовательно, как в кинофильме или выделить нужный вам элемент и др.<br> | ||
+ | {{center|[[file:Карта мира за 5 минут.mp4|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | {{center|[[Политическая карта Европы за 5 минут]]}}<br clear /all> | ||
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | ==Как работать с исторической картой?== | ||
+ | '''Во-первых: вы должны научиться «читать» карту в соответствии с приведенным ниже планом.'''<br> | ||
+ | 1. Прочитайте название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);<br> | ||
+ | 2. Ознакомьтесь с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);<br> | ||
+ | 3. Чтение информации на карте начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:<br> | ||
+ | *Определите природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);<br> | ||
+ | *Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);<br> | ||
+ | *Определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.<br> | ||
+ | {{center|[[file:Turkkaganat.jpg|600px]]}}<br clear /all> | ||
+ | '''Во-вторых: на уроках учитель может вызвать вас к доске и предложить, используя карту рассказать о каком-либо историческом событии. Нужно уметь правильно работать с настенной картой.'''<br> | ||
+ | 1. При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.<br> | ||
+ | 2. Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.<br> | ||
+ | 3. Карты всегда нарисованы так, что верх карты – это север, низ – юг, слева – запад, справа – восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.<br> | ||
+ | 4. Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.<br> | ||
+ | 5. Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.<br> | ||
+ | '''Правила работы с контурной картой:'''<br clear /all> | ||
+ | ● На контурной карте записывайте задания, данное учителем.<br> | ||
+ | ● При выполнении задания обязательно пользуйтесь атласом и учебником.<br> | ||
+ | ● Работайте цветными карандашами.<br> | ||
+ | ● Территории закрашивайте ровными бледными цветами, чтобы потом можно было наносить другие объекты и надписи.<br> | ||
+ | ● Перед началом работы придумайте, какие условные знаки вы будете применять, как подпишете название государств, рек, городов, чтобы они не мешали друг другу.<br> | ||
+ | ● Выбранные обозначения укажите в условных знаках – специально отведенном для этого месте.<br> | ||
+ | ● Если подписи к объектам не помещаются на контурной карте, обозначайте их цифрами, а пояснения к цифрам напишите в условных знаках.<br> | ||
+ | ● Объекты нужно нанести на карту точно, ориентируясь по линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии.<br> | ||
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | ==Глоссарий== | ||
+ | <p style="text-align:left">Картография – наука о составлении карт.<br>Картограф – специалист по картографии.<br>Географическая карта – уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли.<br>Историческая карта – уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий и периодов.<br>Атлас –сборник карт.<br> | ||
+ | Легенда карты – это размещенные внутри рамок карты или на её полях использованные знаки, штрихованные элементы, цветной фон с пояснительными надписями (условные знаки – реки, границы, города и т.д.)</p> | ||
+ | ==Полезные ссылки== | ||
+ | [http://www.sivatherium.narod.ru/library/Malina/gl_02_09.htm Древние карты]<br> | ||
+ | [http://ec-dejavu.ru/k/Karta.html Карта]<br> | ||
+ | [http://bibliosof.org/map/class_list.php База условных знаков]<br> | ||
+ | [http://www.ufostation.net/photogallery.php?album_id=25 Топ самых древних карт]<br> | ||
+ | ==Библиография== | ||
+ | https://www.youtube.com/watch?v=HNHMin1Z9YQ<br> | ||
+ | http://www.sivatherium.narod.ru/library/Malina/gl_02_09.htm<br> | ||
+ | https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/91541/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5<br> | ||
+ | http://www.myshared.ru/slide/950210/<br> | ||
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Sidebar --> | ||
+ | <div class="large-4 medium-5 columns"> | ||
+ | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">Это интересно</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <span class="firstcharacter">З</span>агадочная карта Пири-реиса. Одной из первых карт, изображающих Южную Америку и Антарктиду, была карта турецкого мореплавателя, адмирала Пири-реиса, начерченная на коже газели. Она датируется 1513 годом, но загадочным образом указывает места, еще не известные современникам. | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-9 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns style="text-align:center; text-indent:0px;">[[файл:Pic 091.jpg|220px|link=|Загадочная карта Пири-реиса]]</div> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-7 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns" style="background-color:#f2feb0; text-align:center; font-style:italic; text-indent:0px;"> | ||
+ | Загадочная карта Пири-реиса</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | Карта Пири-реиса показывает части западного побережья Европы и Северной Африки, различные острова Атлантического океана. Южная Америка очерчена очень точно, на ней даже изображены Анды, в то время еще не открытые.<br> | ||
+ | <p align="left">Кроме того, на карту Пири-реиса нанесена Антарктида. Этот континент был открыт лишь в 1820 году<br> [http://news.tochka.net/129354-drevnie-karty-kak-v-starinu-predstavlyali-mir-foto/ Древние карты: как в старину представляли мир ]</p> | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Второй элемент сайдбара Топ --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">Топ</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[файл:9Kartografiya.mp4|start=1|330px]]}} | ||
+ | {{center|9 представлений о земле древними народами}} | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[файл:10Kartografiya.mp4|start=1|330px]]}} | ||
+ | {{center|10 улетных фактов о мире в картах}} | ||
+ | ---- | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Третий элемент сайдбара лайфхаки --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">Лайфхаки</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-9 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns style="text-align:center; text-indent:0px;">[[файл:Как работать с контурными картами.mp4|330px|link=|Как работать историческими контурными картами]]</div> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-7 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns" style="background-color:#f2feb0; text-align:center; font-style:italic; text-indent:0px;"> | ||
+ | Как работать историческими контурными картами?</div><br clear="all" /> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-9 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns style="text-align:center; text-indent:0px;">[[файл:Карта мира за 5 минут.mp4|330px|link=|Карта мира за 5 минут]]</div> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-7 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns" style="background-color:#f2feb0; text-align:center; font-style:italic; text-indent:0px;"> | ||
+ | Карта мира за 5 минут</div><br clear="all" /> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-9 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns style="text-align:center; text-indent:0px;">[[файл:Политическая карта мира за 5000 лет.mp4|330px|link=|Политическая карта мира за 5000 лет]]</div> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-7 medium-5 small-9 large-centered medium-centered small-centered columns" style="background-color:#f2feb0; text-align:center; font-style:italic; text-indent:0px;"> | ||
+ | Политическая карта мира за 5000 лет</div><br clear="all" /> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | <!-- Второй элемент сайдбара Шутки --> | ||
+ | <div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:orange;">Шутки</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[файл:Kartografiya shutki.jpg|330px]]}} | ||
+ | {{center|'''Когда семиклассница уверенно показала на карте Бали, Ибицу и Мальдивы, учитель географии поняла, что ученица неплохо провела лето.'''}} | ||
+ | ---- | ||
+ | {{center|[[файл:Kartografiya shutki1.jpg|330px]]}} | ||
+ | {{center|'''Случай в походе.'''<br> | ||
+ | — Кажется, мы потерялись. Достань карты. <br> | ||
+ | — Секундочку... Достал.<br> | ||
+ | — И где мы? <br> | ||
+ | — Где—то между семеркой пик и королем червей...}} | ||
+ | ---- | ||
</div> | </div> |
Текущая версия на 16:03, 10 января 2018
В истории, происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве. Наша следующая страничка будет посвящена изучению истории в пространстве, через карты. |
Человек начал составлять карты по мере того, как знакомился с миром. Необходимость в создании и использовании карт возникла еще в древности. Они были необходимы для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире: знать расположение лучших мест охоты, богатых пастбищ, поселений людей, а также тропы, дороги, водные пути.
Карты потребовались людям, чтобы закреплять добытые крупицы знаний об окружающем мире и передавать их друг другу. Необходимо было наносить положение объектов на местности и показывать расстояния между ними. Отмечать места охоты и рыболовства. Обозначать стоянки, тропы между ними, пастбища. Позднее карты стали необходимы для измерения земельных угодий, проектирования крупных сооружений: ирригационных каналов и пирамид, для добычи драгоценных металлов, определения направлений на местности, маршрутов мореплавания и конечно же для ведения военных действий и создания оборонительных укреплений.
Содержание
Что такое историческая карта?
Карта - (нем. Karte; первоисточник: греч. chartes - лист или свиток папируса для письма), уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, звёздного неба или их частей, содержащее данные в соответствии с назначением, пособие для изучения истории, географии и других наук
Историческая карта -пространственное изображение исторических явлений и событий определенного исторического периода. Или другими словами
Сохранившиеся до наших дней карты, составленные географами прошлых веков, являются важными историческими источниками. Сопоставляя карты разных времен можно судить, как изменялось представление человека о мире, как человек исследовал нашу планету, как менялись названия географических объектов и др.
Карта позволяет ответить на вопросы:
Что произошло?
Где произошло?
Когда произошло?
На сегодняшний день, при изучении истории XX, XXI мы используем современную карту мира. Карты мира, которые мы видим с детства — особенно те, что нам показывают ещё в школе — формируют наше представление о том, как устроен мир. В этом не было бы ничего плохого, если бы мы не забывали, что плоская карта — всего лишь условное и искаженное отображение круглого мира.
Однако многие из нас переносят усвоенные через карту стереотипы на личное отношение к реальному миру. Мы начинаем верить, что есть страны, которые играют в мире доминирующую роль, находятся в его центре, а есть те, которые играют роль подчинённую, находятся на его периферии.
Как будет видно ниже, в разных странах — России, Европе, США, Китае, Австралии, Чили, Южной Африке — карты мира очень сильно отличаются. Всё зависит от того, что выберет автор карты в каждом из следующих трех условий: 1) как центрировать карту относительно Запада и Востока; 2) как центрировать карту относительно Севера и Юга; 3) какой метод проекции использовать.
Карты мира — как они выглядят в разных странах
Чем отличаются исторические карты от других карт?
Различие исторической и географической карт
Рисунок 1 Различие используемых цветов. Изображают все географические явления, в том числе рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, коммуникации, границы и т. д.
Рисунок 2 Все исторические карты создаются на основе географических.Отсутствует обозначение рельефа местности, глубин.Цвета используются для обозначения государств, территорий.Наименования городов, рек, озер, морей, государств относятся ко времени о котором рассказывает карта
Топонимика
Большинство объектов нанесенных на карту имеют название. Со временем некоторые из названий менялись. То есть на карте указываются именно те названия которые были в той исторический эпохе.
Но откуда произошли первоначальные названия географических объектов?
Этим вопросом занимается специальная наука.
Так, например названия населенных пунктов могут происходить от различных слов и явлений:
- от имени основателя,
- по географическому положению,
- характеристике местности,
- по наименованию реки,
- в память о другом поселении и др.
Название нашей столицы города Бишкек тоже менялось на протяжении истории. Так в VII в. поселение называлось Джуль. А в 1825 г. кокандцы построили крепость и назвали Пишпек. В 1926 г. Пишпек был переименован в честь революционера и полководца М.В. Фрунзе, а в 1991 г. переименован в Бишкек. Этимология названия крепости Пишпек неизвестна, и поэтому предполагают что она близка к слову Бишкек. Есть два варианта происхождения названия. Первый, то что крепость назван в честь Бишкек-Батыра, а другой связывают с дубинкой или мутовкой, с помощью которой взбалтывают кумыс.
С какими видами исторических карт мы встречаемся?
На уроках истории, в дополнение к картам в учебниках вы будете использовать атласы с подборками исторических карт.
Контурные карты
В качестве домашнего задания или практической работы на уроке вы будете работать с контурными картами.
Анимированные карты
С помощью карты мы можем использовать анимированные карты – карты движущиеся, позволяющие показать происходящие изменения последовательно, как в кинофильме или выделить нужный вам элемент и др.
Как работать с исторической картой?
Во-первых: вы должны научиться «читать» карту в соответствии с приведенным ниже планом.
1. Прочитайте название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
2. Ознакомьтесь с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
3. Чтение информации на карте начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
- Определите природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
- Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
- Определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Во-вторых: на уроках учитель может вызвать вас к доске и предложить, используя карту рассказать о каком-либо историческом событии. Нужно уметь правильно работать с настенной картой.
1. При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.
2. Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.
3. Карты всегда нарисованы так, что верх карты – это север, низ – юг, слева – запад, справа – восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.
4. Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.
5. Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.
Правила работы с контурной картой:
● На контурной карте записывайте задания, данное учителем.
● При выполнении задания обязательно пользуйтесь атласом и учебником.
● Работайте цветными карандашами.
● Территории закрашивайте ровными бледными цветами, чтобы потом можно было наносить другие объекты и надписи.
● Перед началом работы придумайте, какие условные знаки вы будете применять, как подпишете название государств, рек, городов, чтобы они не мешали друг другу.
● Выбранные обозначения укажите в условных знаках – специально отведенном для этого месте.
● Если подписи к объектам не помещаются на контурной карте, обозначайте их цифрами, а пояснения к цифрам напишите в условных знаках.
● Объекты нужно нанести на карту точно, ориентируясь по линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии.
Глоссарий
Картография – наука о составлении карт.
Картограф – специалист по картографии.
Географическая карта – уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли.
Историческая карта – уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий и периодов.
Атлас –сборник карт.
Легенда карты – это размещенные внутри рамок карты или на её полях использованные знаки, штрихованные элементы, цветной фон с пояснительными надписями (условные знаки – реки, границы, города и т.д.)
Полезные ссылки
Древние карты
Карта
База условных знаков
Топ самых древних карт
Библиография
https://www.youtube.com/watch?v=HNHMin1Z9YQ
http://www.sivatherium.narod.ru/library/Malina/gl_02_09.htm
https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/91541/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5
http://www.myshared.ru/slide/950210/
Загадочная карта Пири-реиса. Одной из первых карт, изображающих Южную Америку и Антарктиду, была карта турецкого мореплавателя, адмирала Пири-реиса, начерченная на коже газели. Она датируется 1513 годом, но загадочным образом указывает места, еще не известные современникам.
Карта Пири-реиса показывает части западного побережья Европы и Северной Африки, различные острова Атлантического океана. Южная Америка очерчена очень точно, на ней даже изображены Анды, в то время еще не открытые.
Кроме того, на карту Пири-реиса нанесена Антарктида. Этот континент был открыт лишь в 1820 году
Древние карты: как в старину представляли мир