Физика: Тепловая энергия — различия между версиями
Msu05 (обсуждение | вклад) |
Admine2 (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 60 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Якорь|Начало}} | {{Якорь|Начало}} | ||
<div class="row phis-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content --> | <div class="row phis-bg"><div class="maintext large-8 medium-7 columns"><!-- Page Content --> | ||
− | + | ||
Тепловую энергию люди используют для обогрева жилья, приготовления пищи. Распространяется тепловая энергия тремя путями: | Тепловую энергию люди используют для обогрева жилья, приготовления пищи. Распространяется тепловая энергия тремя путями: | ||
* Проводимость | * Проводимость | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
==Проводимость== | ==Проводимость== | ||
− | '''Проводимость''' | + | <div class="textblock">{{center|'''Проводимость''' - ''это перенос энергии от одного конца тела к другому или от одного тела к другому.''}}</div> |
+ | |||
+ | Если перемешивать чай металлической ложкой, то она нагреется, так как молекулы горячего чая передают часть своей кинетической энергии молекулам холодной ложки, которая является хорошим проводником тепла. Другие материалы, например, древесина и некоторые виды пластмасс – плохие проводники тепла, они называются изоляторами и обладают малой теплопроводностью. Это свойство используется при изготовлении ручек для нагревательных предметов, например, чайников, кастрюль и сковородок. | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:Teploperedacha_v_bytu.jpg|300px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Teploperedacha_v_bytu.jpg|300px]]}}</div> | ||
Тонкий слой воздуха между оконными стеклами предохраняет наше жилище от холода так же хорошо, как и кирпичная стена. Это говорит о том, что воздух обладает плохой теплопроводностью. У жидкостей и газов теплопроводность очень мала, но и в газах и жидкостях может передаваться тепло. | Тонкий слой воздуха между оконными стеклами предохраняет наше жилище от холода так же хорошо, как и кирпичная стена. Это говорит о том, что воздух обладает плохой теплопроводностью. У жидкостей и газов теплопроводность очень мала, но и в газах и жидкостях может передаваться тепло. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
Как вам ни покажется странным, но и снег, особенно рыхлый, обладает очень плохой теплопроводностью. Этим объясняется то, что сравнительно тонкий слой снега предохраняет озимые посевы от вымерзания. | Как вам ни покажется странным, но и снег, особенно рыхлый, обладает очень плохой теплопроводностью. Этим объясняется то, что сравнительно тонкий слой снега предохраняет озимые посевы от вымерзания. | ||
Строка 20: | Строка 22: | ||
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | |||
==Конвекция== | ==Конвекция== | ||
− | '''Конвекция''' | + | <div class="textblock">{{center|'''Конвекция''' - ''это процесс переноса тепловой энергии при перемещении жидкости или газа в пространстве.''}}</div> |
− | <div class="show-for-large-up">{{ | + | <div class="show-for-large-up">{{left|[[Файл:Konvekciya.jpg|150px]]}}</div> |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл: | + | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Konvekciya.jpg|150px]]}}</div> |
Нагревание и охлаждение жилых помещений основано на явлении конвекции. Так, охлаждающие устройства целесообразно располагать наверху, ближе к потолку, чтобы осуществлялась естественная конвекция. Обогревательные приборы располагают внизу. | Нагревание и охлаждение жилых помещений основано на явлении конвекции. Так, охлаждающие устройства целесообразно располагать наверху, ближе к потолку, чтобы осуществлялась естественная конвекция. Обогревательные приборы располагают внизу. | ||
+ | |||
+ | {{center|[[file:Konvekciya_kino.mp4|500px|Каким образом доходит до нас энергия Солнца?]]}} | ||
+ | <div style="color:blue; text-align:center">Каким образом доходит до нас энергия Солнца?</div> | ||
+ | |||
Конвекцией объясняется образование бриза на границе суши и воды, так как они нагреваются и остывают по-разному. Вода нагревается и остывает медленнее, чем земля (песок) в 5 раз. Из-за этого днём над сушей образуется область низкого давления, а над морем – область высокого давления. Возникает движение воздушных масс из области высокого давления в область низкого давления, что и называется дневным бризом. Ночью все происходит наоборот. | Конвекцией объясняется образование бриза на границе суши и воды, так как они нагреваются и остывают по-разному. Вода нагревается и остывает медленнее, чем земля (песок) в 5 раз. Из-за этого днём над сушей образуется область низкого давления, а над морем – область высокого давления. Возникает движение воздушных масс из области высокого давления в область низкого давления, что и называется дневным бризом. Ночью все происходит наоборот. | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Rolik-4_сайт.mp4|start=1]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Rolik-4_сайт.mp4|start=1]]}}</div> | ||
+ | |||
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
==Излучение== | ==Излучение== | ||
− | '''Излучение''' | + | <div class="textblock">{{center|'''Излучение''' - ''вид теплопередачи, при котором энергия переносится тепловыми лучами (электромагнитными волнами). Происходит всегда и везде. Может осуществляться в полном вакууме. Излучение происходит от всех нагретых тел (от человека, костра, печи). Чем больше температура тела, тем сильнее его тепловое излучение.''}}</div> |
− | <div class="show-for-large-up">{{ | + | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:Izluchenie_koster.gif|300px]]}}</div> |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл: | + | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Izluchenie_koster.gif|300px]]}}</div> |
Тела не только излучают энергию, но и поглощают ее. Тела с темной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность. | Тела не только излучают энергию, но и поглощают ее. Тела с темной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность. | ||
Строка 46: | Строка 57: | ||
На теплообмен между почвой и воздухом влияет также погода. В ясные, безоблачные ночи почва сильно охлаждается – излучение от почвы беспрепятственно уходит в пространство. В такие ночи ранней весной возможны заморозки на почве. Если же погода облачная, то облака закрывают Землю и играют роль своеобразных экранов, защищающих почву от потери энергии путем излучения. | На теплообмен между почвой и воздухом влияет также погода. В ясные, безоблачные ночи почва сильно охлаждается – излучение от почвы беспрепятственно уходит в пространство. В такие ночи ранней весной возможны заморозки на почве. Если же погода облачная, то облака закрывают Землю и играют роль своеобразных экранов, защищающих почву от потери энергии путем излучения. | ||
+ | |||
+ | <ul class="large-block-grid-3 small-block-grid-1"> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[file:48_Теплопроводность.mp4]] | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | [[file:50_Излучение.mp4]] | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> | ||
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | |||
==Температура== | ==Температура== | ||
− | + | Если привести в соприкосновение два тела, нагретых по-разному, то более нагретое будет охлаждаться, а холодное станет теплее. | |
+ | |||
+ | <div class="textblock">{{center|'''Теплообмен ''' - ''- это вид перехода энергии.''}}</div> | ||
+ | |||
+ | Про тело, которое отдает тепло (т. е. путем теплообмена отдает энергию), мы говорим: его температура выше температуры того тела, которое забирает это тепло. | ||
+ | |||
+ | <div class="textblock">{{center|'''Температура ''' - ''– это мера «нагретости» тела.''}}</div> | ||
Температуру измеряют с помощью термометра. (Фиксики - Термометр | Познавательные образовательные мультики для детей, школьников. https://www.youtube.com/watch?v=xysYgDxQxVs) | Температуру измеряют с помощью термометра. (Фиксики - Термометр | Познавательные образовательные мультики для детей, школьников. https://www.youtube.com/watch?v=xysYgDxQxVs) | ||
− | + | {{center|[[file:Termometr_kino.mp4|500px| Термометр]]}} | |
− | <div | + | <div style="color:blue; text-align:center">Термометр</div> |
− | |||
− | |||
− | '''Абсолютный ноль температуры''' начало отсчета температуры по шкале Кельвина, расположен на 273,16 °С ниже температуры замерзания воды, для которой принято значение 0 °С (это температура, при которой прекращается тепловое движение молекул). | + | '''Абсолютный ноль температуры''', начало отсчета температуры по шкале Кельвина, расположен на 273,16 °С ниже температуры замерзания воды, для которой принято значение 0 °С (это температура, при которой прекращается тепловое движение молекул). |
Основные проблемы, решаемые криогенной физикой: | Основные проблемы, решаемые криогенной физикой: | ||
Строка 67: | Строка 92: | ||
Применение криогенных температур в ряде областей науки и техники привело к возникновению целых самостоятельных направлений, например криоэлектроники, криобиологии. | Применение криогенных температур в ряде областей науки и техники привело к возникновению целых самостоятельных направлений, например криоэлектроники, криобиологии. | ||
+ | |||
+ | {{center|[[file:Kipenie_jid_azota.mp4|500px|Жидкий азот]]}} | ||
+ | <div style="color:blue; text-align:center">Жидкий азот</div> | ||
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
==Тепловая энергия в жизни== | ==Тепловая энергия в жизни== | ||
− | '''Теплицы'''. Одним из средств повышения температуры почвы и припочвенного воздуха служат теплицы. Участок почвы покрывают стеклянными рамами или прозрачными пленками. Стекло хорошо пропускает видимое солнечное излучение, которое, попадая на темную почву, нагревает ее. Также пленка (стекло) препятствует движению теплого воздуха вверх, т.е. осуществлению конвекции. Таким образом, стекла теплиц действуют как «ловушка» энергии. Внутри теплиц температура выше, чем на незащищенном грунте, примерно на 10° С. | + | <gallery mode="slideshow" style="width:100%; text-indent:0px; overflow:hidden; margin-top:0px; margin-bottom:0px; padding:0px;"> |
+ | file:Teplica.jpg|Теплица<p style="text-align:justify; text-indent:10px; margin-bottom:0px">'''Теплицы'''. Одним из средств повышения температуры почвы и припочвенного воздуха служат теплицы. Участок почвы покрывают стеклянными рамами или прозрачными пленками. Стекло хорошо пропускает видимое солнечное излучение, которое, попадая на темную почву, нагревает ее. Также пленка (стекло) препятствует движению теплого воздуха вверх, т.е. осуществлению конвекции. Таким образом, стекла теплиц действуют как «ловушка» энергии. Внутри теплиц температура выше, чем на незащищенном грунте, примерно на 10° С.</p> | ||
− | '''Термос'''. Нужен он для продолжительного сохранения более высокой или низкой температуры продуктов питания, по сравнению с температурой окружающей среды, т.е. решает задачу, как уберечь энергию. | + | file: Img11.png|Теплопередача в быту<p style="text-align:justify; text-indent:10px; margin-bottom:0px">'''Термос'''. Нужен он для продолжительного сохранения более высокой или низкой температуры продуктов питания, по сравнению с температурой окружающей среды, т.е. решает задачу, как уберечь энергию.</p> |
+ | </gallery> | ||
− | <div class=" | + | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> |
− | < | ||
− | |||
==Двигатели внутреннего сгорания== | ==Двигатели внутреннего сгорания== | ||
Запасы внутренней энергии огромны. Очень важно умело и грамотно использовать её запасы, содержащиеся в топливе. Использовать внутреннюю энергию – значит, совершить за счёт неё полезную работу. | Запасы внутренней энергии огромны. Очень важно умело и грамотно использовать её запасы, содержащиеся в топливе. Использовать внутреннюю энергию – значит, совершить за счёт неё полезную работу. | ||
+ | |||
+ | <div class="show-for-large-up">{{right|[[Файл:Tri_chasti_dvigat.jpg|300px]]}}</div> | ||
+ | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Tri_chasti_dvigat.jpg|300px]]}}</div> | ||
Тепловой двигатель - это система, совершающая многократно круговой процесс (цикл), при котором за счёт подведённого извне тепла совершается механическая работа. Для этого необходимо рабочему веществу в начале цикла сообщать некоторое количество теплоты Q1, а в конце цикла отнимать количество теплоты Q2. | Тепловой двигатель - это система, совершающая многократно круговой процесс (цикл), при котором за счёт подведённого извне тепла совершается механическая работа. Для этого необходимо рабочему веществу в начале цикла сообщать некоторое количество теплоты Q1, а в конце цикла отнимать количество теплоты Q2. | ||
− | + | Применение тепловых двигателей чрезвычайно разнообразно. Они приводят в движение самолёты, ракеты, тепловозы, паровозы, наземный и водный транспорт. В настоящее время наибольшее распространение имеют двигатели внутреннего сгорания. | |
− | |||
− | + | {{center|[[file:Opyty_po_fizike.mp4|500px| Двигатель внутреннего сгорания]]}} | |
− | + | <div style="color:blue; text-align:center">Двигатель внутреннего сгорания</div> | |
− | <div | ||
КПД теплового двигателя 20-40%. Это значит, что всего 20% энергии топлива идет на совершение полезной механической работы, а 80% - бесполезные потери энергии. Значит, 6,4 л. из 8 л. сгорели только для того, чтобы загрязнить атмосферу теплом и газами. | КПД теплового двигателя 20-40%. Это значит, что всего 20% энергии топлива идет на совершение полезной механической работы, а 80% - бесполезные потери энергии. Значит, 6,4 л. из 8 л. сгорели только для того, чтобы загрязнить атмосферу теплом и газами. | ||
− | <div class="show-for-large-up">{{ | + | <div class="show-for-large-up">{{left|[[Файл:Kpd_dvigat.jpg|300px]]}}</div> |
− | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл: | + | <div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Kpd_dvigat.jpg|300px]]}}</div> |
Ученые ведут работу, направленную на снижение и ликвидацию последствий загрязнений воздуха. Это всевозможное газоочистное и пылеулавливающее оборудование. Использование тепловых двигателей дает человеку огромные возможности, но в то же время это один из главных факторов в разрушении природы. | Ученые ведут работу, направленную на снижение и ликвидацию последствий загрязнений воздуха. Это всевозможное газоочистное и пылеулавливающее оборудование. Использование тепловых двигателей дает человеку огромные возможности, но в то же время это один из главных факторов в разрушении природы. | ||
Строка 126: | Строка 155: | ||
Тепловое расширение применяется также в различных тепловых реле, принцип действия, которых основан на линейном расширении трубки и стержня, изготовленных из материалов с различным температурным коэффициентом линейного расширения. | Тепловое расширение применяется также в различных тепловых реле, принцип действия, которых основан на линейном расширении трубки и стержня, изготовленных из материалов с различным температурным коэффициентом линейного расширения. | ||
− | |||
− | |||
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
− | == | + | ==Глоссарий== |
− | + | *'''Двигатель внутреннего сгорания''' — двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно в рабочей камере (внутри) двигателя. ДВС преобразует тепловую энергию от сгорания топлива в механическую работу. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | *'''Коэффициент полезного действия (КПД)''' — характеристика эффективности системы (устройства, машины) в отношении преобразования или передачи энергии. | |
− | + | *'''Тепловая энергия''' – одна из форм энергии, связанная с движением атомов, молекул или других частиц, из которых состоит тело. | |
− | |||
− | + | *'''Термометр''' - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. Существует несколько видов термометров: жидкостные; механические; электронные; оптические; газовые; инфракрасные. | |
− | |||
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
− | |||
− | |||
− | '''Термометр | + | ==Полезные ссылки== |
+ | *10 хитростей для экономии бензина. http://www.fresher.ru/2017/08/23/10-xitrostej-dlya-ekonomii-benzina/comment-page-1/ | ||
+ | *''Анимации работы различных двигателей и механизмов'' - http://ashuninaphysics.blogspot.com/2011/11/blog-post_1004.html | ||
+ | *Бишкекская ТЭЦ https://ru.wikipedia.org/wiki/Бишкекская_ТЭЦ | ||
+ | *Переводная таблица из градусов Цельсия в градусы Фаренгейта - http://www.galvanicrus.ru/lit/spravka/table_Celsius_Fahrenheit.php | ||
+ | *Список электростанций Киргизии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_электростанций_Киргизии | ||
+ | *Тепловая электростанция - https://ru.wikipedia.org/wiki/Тепловая_электростанция | ||
+ | *Термометр Галилея - https://ru.wikipedia.org/wiki/Термометр_Галилея | ||
+ | *Температурная шкала Фаренгейта, Цельсия, Кельвина. http://prosto-o-slognom.ru/fizika/32_temperaturnye_shkaly.html | ||
+ | *Физика города: 23 простых способа экономии энергии в быту https://www.m24.ru/articles/ehlektroehnergiya/280520 | ||
+ | *Что такое абсолютный ноль. Температура Вселенной. Документальный фильм - https://www.youtube.com/watch?v=IiLnkppPLQg | ||
− | |||
− | |||
− | |||
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
== Библиография == | == Библиография == | ||
− | |||
*Как рассказать ребенку про электричество http://mir-tema.ru/igry-i-razvitie/vospitanie/17480-kak-rasskazat-rebenku-pro-elektricestvo | *Как рассказать ребенку про электричество http://mir-tema.ru/igry-i-razvitie/vospitanie/17480-kak-rasskazat-rebenku-pro-elektricestvo | ||
− | |||
*Проводники и диэлектрики http://class-fizika.narod.ru/8_21.htm | *Проводники и диэлектрики http://class-fizika.narod.ru/8_21.htm | ||
*Разница между полупроводниками и металлами https://thedifference.ru/chem-poluprovodniki-otlichayutsya-ot-metallov/ | *Разница между полупроводниками и металлами https://thedifference.ru/chem-poluprovodniki-otlichayutsya-ot-metallov/ | ||
+ | *Рассказ об электричестве детям http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/ | ||
+ | *Что такое электричество? Информация об электрическом токе http://www.13min.ru/nauka/chto-takoe-elektrichestvo-informaciya-o-elektricheskom-toke/ | ||
+ | *Что такое молния? Что такое гром? http://allforchildren.ru/why/whatis59.php | ||
*Электрический ток в средах. http://nika-fizika.narod.ru/68_0.htm | *Электрический ток в средах. http://nika-fizika.narod.ru/68_0.htm | ||
*Электрический ток в различных средах. http://moykonspekt.ru/fizika/elektricheskij-tok-v-razlichnyx-sredax/ | *Электрический ток в различных средах. http://moykonspekt.ru/fizika/elektricheskij-tok-v-razlichnyx-sredax/ | ||
− | |||
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
Строка 174: | Строка 200: | ||
<div class="shadow radius sbstyle"> | <div class="shadow radius sbstyle"> | ||
<div class="row"> | <div class="row"> | ||
− | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;"> | + | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Шкала Цельсия. </div> |
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | {{center|[[Файл:Veritasium -9 - про Шкала Цельсия.mp4|start=1]]}} | ||
+ | |||
</div> | </div> | ||
− | + | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 --> | |
− | <div class= | + | <div class="shadow radius sbstyle"> |
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Что такое шкала Фаренгейта?</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
+ | {{center|[[Файл:Что такое шкала Фаренгейта -Veritasium-.mp4|start=1]]}} | ||
+ | |||
+ | </div> | ||
− | + | <!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 --> | |
− | <div class= | + | <div class="shadow radius sbstyle"> |
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Факты о двигателях внутреннего сгорания.</div> | ||
+ | </div> | ||
− | + | А знаете ли вы, что: | |
* КПД в первых конструкциях паровой машины Уатта достигал всего 2,8%. | * КПД в первых конструкциях паровой машины Уатта достигал всего 2,8%. | ||
* во время такта рабочий ход при сгорании рабочей смеси давление газов составляет 5-7 МПа, а температура 1500-2200°С. | * во время такта рабочий ход при сгорании рабочей смеси давление газов составляет 5-7 МПа, а температура 1500-2200°С. | ||
Строка 192: | Строка 232: | ||
</div> | </div> | ||
− | <!-- четвертый элемент сайдбара | + | |
+ | <!-- четвертый элемент сайдбара лайфхак --> | ||
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;"> | <div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;"> | ||
<div class="row"> | <div class="row"> | ||
− | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;"> | + | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Связь температурных шкал Цельсия и Фаренгейта</div> |
</div> | </div> | ||
− | |||
− | + | {{center|[[Файл:Kak_perevesti.mp4|800px]]}} | |
</div> | </div> | ||
Строка 206: | Строка 246: | ||
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;"> | <div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;"> | ||
<div class="row"> | <div class="row"> | ||
− | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;"> | + | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Полезные советы</div> |
</div> | </div> | ||
− | |||
− | |||
− | + | {{center|[[Файл:Polezniy_sovet_fleshka.png|800px]]}} | |
− | + | </div> | |
Если не хотите долго ждать охлаждения напитков в холодильнике, то просто оберните бутылку влажной салфеткой или полотенцем, и уберите в морозильник. | Если не хотите долго ждать охлаждения напитков в холодильнике, то просто оберните бутылку влажной салфеткой или полотенцем, и уберите в морозильник. | ||
− | + | <div class="mw-customtoggle-ppos button17">'''3. Способы передачи тепла в пословицах.'''</div> | |
− | + | <div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-ppos"> | |
* За горячее железо не хватайся. Затем кузнец клещи кует, чтоб рук не ожечь. (теплопроводность) | * За горячее железо не хватайся. Затем кузнец клещи кует, чтоб рук не ожечь. (теплопроводность) | ||
* Наша изба неравного тепла. На печи тепло, на полу холодно. (конвекция) | * Наша изба неравного тепла. На печи тепло, на полу холодно. (конвекция) | ||
* Красное солнышко на белом свете черную землю греет. (излучение) | * Красное солнышко на белом свете черную землю греет. (излучение) | ||
+ | </div> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | <div class="mw-customtoggle-ppoo button17">'''4. Опыты '''</div> | |
+ | <div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-ppoo"> | ||
+ | Возьмите в руку медный провод небольшой длины и нагрейте свободный конец. Вскоре Вы ощутите тепло. Это и есть теплопередача. Нагретый участок проволоки передает тепло холодным участкам. Поднесите горящую свечу в открытой форточке. Наверху форточки огонек отклоняется наружу - уходит теплый воздух. Внизу - отклоняется вовнутрь - внутрь течет холодный наружный воздух. Это конвекция.</div> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | <div class="mw-customtoggle-ppoe button17">'''5. Эксперимент (конвекция).'''</div> | |
+ | <div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-ppoe"> | ||
+ | * Демонстрация горения свечи, которую частично накрывают стеклянным цилиндром без дна (внизу оставляют свободное пространство) и прекращение горения свечи при полном опускании стеклянного цилиндра. | ||
+ | * На столе два стакана с горячей водой, один стоит на льду, а на крышке другого лежит лед. Можно наблюдать, в каком стакане вода остынет быстрее (конвекция в жидкостях). И чтобы кипяток быстрее остыл, мы ложечкой размешиваем (вынужденная конвекция)</div> | ||
</div> | </div> | ||
Строка 246: | Строка 280: | ||
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Стихотворение</div> | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Стихотворение</div> | ||
</div> | </div> | ||
+ | {{center|[[Файл: 52_Стихотворения.jpg]]}} | ||
Про теплоту начнем рассказ | Про теплоту начнем рассказ | ||
Строка 288: | Строка 323: | ||
<ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | <ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | ||
<li class="active"> | <li class="active"> | ||
− | [[file:Кроссворд_физика.png | + | [[file:Кроссворд_физика.png]] |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | [[file:По_горизонтали.png | + | [[file:По_горизонтали.png]] |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | [[file:По_вертикали.png | + | [[file:По_вертикали.png]] |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | [[file:Кроссворд_ответ.png | + | [[file:Кроссворд_ответ.png]] |
</li> | </li> | ||
</ul> | </ul> | ||
+ | </div> | ||
+ | <div class="sbstyle"> | ||
+ | <div class="row"> | ||
+ | <div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="margin-top:20px">Пройди тестирование</div> | ||
+ | </div> | ||
+ | |||
</div> | </div> | ||
</div> | </div> | ||
Строка 306: | Строка 347: | ||
{{lang|:KR:Физика: Жылуулук энергиясы}} | {{lang|:KR:Физика: Жылуулук энергиясы}} | ||
[[Category:Средняя школа]] | [[Category:Средняя школа]] | ||
− | |||
[[Category:Физика]] | [[Category:Физика]] |
Текущая версия на 09:33, 22 октября 2018
Тепловую энергию люди используют для обогрева жилья, приготовления пищи. Распространяется тепловая энергия тремя путями:
- Проводимость
- Конвекция
- Излучение
Содержание
Проводимость
Если перемешивать чай металлической ложкой, то она нагреется, так как молекулы горячего чая передают часть своей кинетической энергии молекулам холодной ложки, которая является хорошим проводником тепла. Другие материалы, например, древесина и некоторые виды пластмасс – плохие проводники тепла, они называются изоляторами и обладают малой теплопроводностью. Это свойство используется при изготовлении ручек для нагревательных предметов, например, чайников, кастрюль и сковородок.
Тонкий слой воздуха между оконными стеклами предохраняет наше жилище от холода так же хорошо, как и кирпичная стена. Это говорит о том, что воздух обладает плохой теплопроводностью. У жидкостей и газов теплопроводность очень мала, но и в газах и жидкостях может передаваться тепло.
Как вам ни покажется странным, но и снег, особенно рыхлый, обладает очень плохой теплопроводностью. Этим объясняется то, что сравнительно тонкий слой снега предохраняет озимые посевы от вымерзания.
Мех животных из-за плохой теплопроводности предохраняет их от охлаждения зимой и перегрева летом.
Конвекция
Нагревание и охлаждение жилых помещений основано на явлении конвекции. Так, охлаждающие устройства целесообразно располагать наверху, ближе к потолку, чтобы осуществлялась естественная конвекция. Обогревательные приборы располагают внизу.
Конвекцией объясняется образование бриза на границе суши и воды, так как они нагреваются и остывают по-разному. Вода нагревается и остывает медленнее, чем земля (песок) в 5 раз. Из-за этого днём над сушей образуется область низкого давления, а над морем – область высокого давления. Возникает движение воздушных масс из области высокого давления в область низкого давления, что и называется дневным бризом. Ночью все происходит наоборот.
Излучение
Тела не только излучают энергию, но и поглощают ее. Тела с темной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность.
Солнце - источник энергии на Земле. Как передается солнечное тепло на Землю? Ведь в космическом пространстве нет ни твердых, ни жидких, ни газообразных тел. Следовательно, космическое пространство не может передавать тепло Солнца на Землю ни путем теплопроводности, ни путем конвекции. Дело в том, что тепло от Солнца к Земле передается так же, как сигнал с радиостанции приемнику, - электромагнитными волнами.
Тепловое излучение также находит применение и в технике. Способность тел по-разному поглощать энергию излучения используется человеком.
Например, вспаханная почва, почва с растительностью. На ее нагревание и охлаждение влияет присутствие растительности. Так, темная вспаханная почва сильнее нагревается излучением, но быстрее и охлаждается, чем почва, покрытая растительностью.
На теплообмен между почвой и воздухом влияет также погода. В ясные, безоблачные ночи почва сильно охлаждается – излучение от почвы беспрепятственно уходит в пространство. В такие ночи ранней весной возможны заморозки на почве. Если же погода облачная, то облака закрывают Землю и играют роль своеобразных экранов, защищающих почву от потери энергии путем излучения.
Температура
Если привести в соприкосновение два тела, нагретых по-разному, то более нагретое будет охлаждаться, а холодное станет теплее.
Про тело, которое отдает тепло (т. е. путем теплообмена отдает энергию), мы говорим: его температура выше температуры того тела, которое забирает это тепло.
Температуру измеряют с помощью термометра. (Фиксики - Термометр | Познавательные образовательные мультики для детей, школьников. https://www.youtube.com/watch?v=xysYgDxQxVs)
Абсолютный ноль температуры, начало отсчета температуры по шкале Кельвина, расположен на 273,16 °С ниже температуры замерзания воды, для которой принято значение 0 °С (это температура, при которой прекращается тепловое движение молекул).
Основные проблемы, решаемые криогенной физикой:
- Сжижение газов (азота, кислорода, гелия и др.), их хранение и транспортировка в жидком состоянии;
- Конструирование холодильных машин, создающих и поддерживающих температуру ниже 120 К (-153°С);
- Охлаждение до криогенных температур электротехнических устройств, электронных приборов, биологических объектов и т.д.
Применение криогенных температур в ряде областей науки и техники привело к возникновению целых самостоятельных направлений, например криоэлектроники, криобиологии.
Тепловая энергия в жизни
Двигатели внутреннего сгорания
Запасы внутренней энергии огромны. Очень важно умело и грамотно использовать её запасы, содержащиеся в топливе. Использовать внутреннюю энергию – значит, совершить за счёт неё полезную работу.
Тепловой двигатель - это система, совершающая многократно круговой процесс (цикл), при котором за счёт подведённого извне тепла совершается механическая работа. Для этого необходимо рабочему веществу в начале цикла сообщать некоторое количество теплоты Q1, а в конце цикла отнимать количество теплоты Q2.
Применение тепловых двигателей чрезвычайно разнообразно. Они приводят в движение самолёты, ракеты, тепловозы, паровозы, наземный и водный транспорт. В настоящее время наибольшее распространение имеют двигатели внутреннего сгорания.
КПД теплового двигателя 20-40%. Это значит, что всего 20% энергии топлива идет на совершение полезной механической работы, а 80% - бесполезные потери энергии. Значит, 6,4 л. из 8 л. сгорели только для того, чтобы загрязнить атмосферу теплом и газами.
Ученые ведут работу, направленную на снижение и ликвидацию последствий загрязнений воздуха. Это всевозможное газоочистное и пылеулавливающее оборудование. Использование тепловых двигателей дает человеку огромные возможности, но в то же время это один из главных факторов в разрушении природы.
Ученые работают над усовершенствованием двигателей внутреннего сгорания, совершенствуя конструкции, повышая их КПД и предлагая новые виды топлива.
Несмотря на то, что двигатели внутреннего сгорания являются весьма несовершенным типом тепловых машин (низкий КПД, громкий шум, токсичные выбросы, меньший ресурс) благодаря своей автономности (необходимое топливо содержит гораздо больше энергии, чем лучшие электрические аккумуляторы) двигатели внутреннего сгорания очень широко распространены. Тепловое расширение нашло свое применение в различных тепловых двигателях, т. е. в двигателях внутреннего и внешнего сгорания:
- Роторных двигателях;
- Реактивных двигателях;
- Турбореактивных двигателях;
- Газотурбинные установки;
- Двигателях Ванкеля;
- Двигателях Стирлинга;
- Ядерные силовые установки.
Тепловое расширение воды используется в паровых турбинах и т. д. Все это в свою очередь нашло широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства. Например, двигатели внутреннего сгорания наиболее широко используются:
- Транспортные установки;
- Сельскохозяйственные машины.
В стационарной энергетике двигатели внутреннего сгорания широко используются:
- На небольших электростанциях;
- Энергопоезда;
- Аварийные энергоустановки.
ДВС получили большое распространение также в качестве привода компрессоров и насосов для подачи газа, нефти, жидкого топлива и т. п. по трубопроводам, при производстве разведочных работ, для привода бурильных установок при бурении скважин на газовых и нефтяных промыслах.
Турбореактивные двигатели широко распространены в авиации. Паровые турбины – основной двигатель для привода электрогенераторов на ТЭС. Применяют паровые турбины также для привода центробежных воздуходувок, компрессоров и насосов.
Существуют даже паровые автомобили, но они не получили распространения из-за конструктивной сложности.
Тепловое расширение применяется также в различных тепловых реле, принцип действия, которых основан на линейном расширении трубки и стержня, изготовленных из материалов с различным температурным коэффициентом линейного расширения.
Глоссарий
- Двигатель внутреннего сгорания — двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно в рабочей камере (внутри) двигателя. ДВС преобразует тепловую энергию от сгорания топлива в механическую работу.
- Коэффициент полезного действия (КПД) — характеристика эффективности системы (устройства, машины) в отношении преобразования или передачи энергии.
- Тепловая энергия – одна из форм энергии, связанная с движением атомов, молекул или других частиц, из которых состоит тело.
- Термометр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. Существует несколько видов термометров: жидкостные; механические; электронные; оптические; газовые; инфракрасные.
Полезные ссылки
- 10 хитростей для экономии бензина. http://www.fresher.ru/2017/08/23/10-xitrostej-dlya-ekonomii-benzina/comment-page-1/
- Анимации работы различных двигателей и механизмов - http://ashuninaphysics.blogspot.com/2011/11/blog-post_1004.html
- Бишкекская ТЭЦ https://ru.wikipedia.org/wiki/Бишкекская_ТЭЦ
- Переводная таблица из градусов Цельсия в градусы Фаренгейта - http://www.galvanicrus.ru/lit/spravka/table_Celsius_Fahrenheit.php
- Список электростанций Киргизии - https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_электростанций_Киргизии
- Тепловая электростанция - https://ru.wikipedia.org/wiki/Тепловая_электростанция
- Термометр Галилея - https://ru.wikipedia.org/wiki/Термометр_Галилея
- Температурная шкала Фаренгейта, Цельсия, Кельвина. http://prosto-o-slognom.ru/fizika/32_temperaturnye_shkaly.html
- Физика города: 23 простых способа экономии энергии в быту https://www.m24.ru/articles/ehlektroehnergiya/280520
- Что такое абсолютный ноль. Температура Вселенной. Документальный фильм - https://www.youtube.com/watch?v=IiLnkppPLQg
Библиография
- Как рассказать ребенку про электричество http://mir-tema.ru/igry-i-razvitie/vospitanie/17480-kak-rasskazat-rebenku-pro-elektricestvo
- Проводники и диэлектрики http://class-fizika.narod.ru/8_21.htm
- Разница между полупроводниками и металлами https://thedifference.ru/chem-poluprovodniki-otlichayutsya-ot-metallov/
- Рассказ об электричестве детям http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/
- Что такое электричество? Информация об электрическом токе http://www.13min.ru/nauka/chto-takoe-elektrichestvo-informaciya-o-elektricheskom-toke/
- Что такое молния? Что такое гром? http://allforchildren.ru/why/whatis59.php
- Электрический ток в средах. http://nika-fizika.narod.ru/68_0.htm
- Электрический ток в различных средах. http://moykonspekt.ru/fizika/elektricheskij-tok-v-razlichnyx-sredax/
А знаете ли вы, что:
- КПД в первых конструкциях паровой машины Уатта достигал всего 2,8%.
- во время такта рабочий ход при сгорании рабочей смеси давление газов составляет 5-7 МПа, а температура 1500-2200°С.
- в современных машинах коленчатый вал может совершать от 3000 до 8000 оборотов в минуту.
- кроме двигателя внутреннего сгорания, который работает по четырехтактной схеме, есть и двухтактные двигатели, но они не нашли широкого применения.
- генераторный газ - газ, полученный превращением твердого топлива в газообразное. В качестве твердого топлива используются: уголь, торф, древесина.
- немецкий изобретатель Отто, построил в 1878 г. первый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. КПД такого двигателя достигал 22%, что превосходило значения, полученные при использовании двигателей всех предшествующих типов.
Если не хотите долго ждать охлаждения напитков в холодильнике, то просто оберните бутылку влажной салфеткой или полотенцем, и уберите в морозильник.
- За горячее железо не хватайся. Затем кузнец клещи кует, чтоб рук не ожечь. (теплопроводность)
- Наша изба неравного тепла. На печи тепло, на полу холодно. (конвекция)
- Красное солнышко на белом свете черную землю греет. (излучение)
- Демонстрация горения свечи, которую частично накрывают стеклянным цилиндром без дна (внизу оставляют свободное пространство) и прекращение горения свечи при полном опускании стеклянного цилиндра.
- На столе два стакана с горячей водой, один стоит на льду, а на крышке другого лежит лед. Можно наблюдать, в каком стакане вода остынет быстрее (конвекция в жидкостях). И чтобы кипяток быстрее остыл, мы ложечкой размешиваем (вынужденная конвекция)
Про теплоту начнем рассказ
Всё вспомним, обобщим сейчас
Энергия работа до кипения.
Чтоб лени наблюдалось испарение
Мозги не доведём мы до плавления,
Их тренируем до изнеможения.
В учении проявляем мы старание,
Идей научных видя обоняние!
Задачу мы любую одолеем,
И другу подсобить всегда сумеем.
Историю науки изучаем
И Ломоносова великим почитаем,
И проявляем мы себя в труде
Как двигатель с высоким КПД!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся Теплота!