БИЛИМ БУЛАГЫ

Математика: Отношения и пропорции — различия между версиями

(Новая страница: «__NOTOC__ <div class="row mat-bg"> <div class="maintext math-back math-bg large-8 medium-7 columns"> <!-- Page Content --> {{Якорь|Начало}} ==Осн…»)
 
 
(не показано 80 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
__NOTOC__
 
 
<div class="row mat-bg">
 
<div class="row mat-bg">
 
<div class="maintext math-back math-bg large-8 medium-7 columns"> <!-- Page Content -->  
 
<div class="maintext math-back math-bg large-8 medium-7 columns"> <!-- Page Content -->  
 
{{Якорь|Начало}}
 
{{Якорь|Начало}}
  
==Основная информация==
+
==История развития учения о пропорции==
  
Впервые интерес к пропорции, возникающей при делении отрезка в крайнем и среднем отношении, возникает в античной науке (Пифагор, Платон, Евклид). Удивительные математические свойства этой пропорции уже тогда создают вокруг нее ореол таинственности и мистического поклонения. Слово «пропорция» ввел в употребление Цицерон в 1 веке до н.э., который буквально означал аналогия, соотношение.  
+
          '''Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте – ничто, кроме форм, в формах – ничто,'''
 +
              '''кроме пропорций, в пропорциях – ничто, кроме числа.'''
 +
                                                            '''Аврелий Августин'''
  
Слово «пропорция» (от латинского propotio) означает «соразмерность»,  «определённое соотношение частей между собой».  В математике: равенство двух отношений. Учение об отношениях и пропорциях особенно успешно развивалось в IV веке до нашей эры в Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, различными ремеслами. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Принято считать, что понятие о золотом деление ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды, храмов, барельефов, предметов быта и украшений гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создания. Термин золотое сечение ввел Леонардо да Винчи (1452-1519 гг)
+
<div class="textblock">{{center|Понятие пропорции как равенства двух отношений чисел для целых чисел было дано в глубокой древности. Еще древние вавилоняне пришли к понятию пропорциональности сторон  подобных треугольников, выраженных в целых числах.}}</div>
  
Теория отношений и пропорций была подробно изложена в «Началах» Евклида (III век до нашей эры). Оно звучит так: '''«В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних».''' 
+
Впервые интерес к пропорции, образующейся при делении отрезка в крайнем и среднем отношении, возникает в античной науке.
  
Благодаря пропорции, по словам Альберти, « тихим и вольным течением взор, точно скользя по карнизам, по простенкам и по всей наружной и внутренней сторонам здания, будет умножать наслаждение новым наслаждением от сходства и несходства».
+
Так в  Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, различными ремеслами, успешно развивалось  учение об отношениях и пропорциях. С ними связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Принято считать, что понятие о делении отрезка ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик. Он и его ученики рассматривали три вида пропорций:
 
 
Например12 : 20 = 3 : 5;      a : b = c : d .
 
   
 
Крайние члены пропорции: 12 и 5 в первой пропорции;  a и  d – во второй.
 
  
Средние члены пропорции: 20 и 3 в первой пропорции;  b и  с – во второй.
+
* '''Арифметическую: а - b = с - d'''
  
 +
* '''Геометрическую: a : b = c : d'''
  
{{center|[[Файл:P1.png|600px]]}}
+
* '''Гармоническую: a : b = b : (a - b)'''
  
'''Основное свойство пропорции:'''
+
Другой древнегреческий ученый Платон  сводил сущность пропорции к тому, что «для соединения двух частей с третьей совершенным образом необходима пропорция, которая бы «скрепила» их в единое целое. При этом одна часть целого должна так относиться к другой, как целое к большей части. Такая пропорция отвечает гармоническому соединению, она и является золотой».
   
 
Произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.  
 
  
Две взаимно зависимых величины называются пропорциональными, если отношение их величин сохраняется неизменным. Это постоянное отношение пропорциональных величин называется коэффициентом пропорциональности.
+
А древнегреческий ученый Евдокс  дал систематическое учение о пропорциях применительно не только к целым, но и к дробным числам. Строгая теория пропорций была построена в 3 веке до н.э. древнегреческим геометром Евклидом в его знаменитых «Началах», состоящих из 13 книг. Этой теории он посвящает 5 книг. В основу своей теории Евклид положил учение Евдокса. В настоящее время теория пропорций мало отличается от теории Евдокса – Евклида.  Евклид  определяет сравнение между пропорциями: отношение a : b меньше, чем отношение c : d, если есть такие числа m и n, если ma > nb и в то же время mc ≤ nd.  А читается она  так: «В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних». 
 +
Математические свойства  пропорции уже тогда создавали вокруг нее ореол таинственности и мистического поклонения. Удивителен тот факт, что  слово «пропорция» ввел в употребление древнеримский политический деятель  Марк Ту́ллий Цицеро́н.
 +
 
 +
Он перевел  на латынь платоновский термин «аналогия», который буквально означал «вновь-отношение», или, как мы говорим, «соотношение».
 +
 
 +
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Scientists_izuchav.mp4|600px]]}}</div>
 +
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Scientists_izuchav.mp4|600px]]}}</div>
 +
 
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
 +
 
 +
==Основные понятия==
 +
'''Пропорция (лат. proportio — соразмерность, выровненность частей) – это равенство двух отношений: [[Файл:Proportion_a_b_cd.png|50px]] или a:b=c:d, где a,b,c,d – не равны нулю, a и  d называют крайними членами пропорции, b и c – средними членами пропорции'''.
 +
 
 +
Например, рассмотрим  равенство 12 : 20 = 3 : 5.   
 +
   
 +
Это пропорция, в которой  крайние члены равны  12 и 5, а средними членами являются числа 20 и 3.  Читается  пропорция так: двенадцать относится к двадцати, как три относится к пяти.
 +
 
 +
Основное свойство пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.
 +
 
 +
Это означает, что если [[Файл:Proportion_a_b_cd.png|50px]], то ad = bc.
 +
 
 +
Верно и обратное утверждение:  если  произведение  двух  чисел  a и  d  равно  произведению  двух  других чисел  b и c (a≠0,b≠0,c≠0,d≠0), то из этих чисел можно составить пропорцию [[Файл:Proportion_a_b_cd.png|50px]].
 +
 
 +
<div class="textblock">{{center|Из основного свойства пропорции следует, что крайний член пропорции равен произведению средних членов, деленному на известный крайний член пропорции. А средний член пропорции  равен произведению крайних членов, деленному на известный средний член пропорции.}}</div>
 +
 
 +
'''Задачи и задания на пропорции'''
 +
 
 +
'''Задание 1.''' Найдите неизвестный член пропорции.
 +
 
 +
'''Задание 2.''' Из 300 читателей библиотеки 108 человек – студенты. Какой процент всех читателей составляют студенты?
 +
 
 +
'''Задание 3.''' При варке варенья используют ягоды и сахар в отношении 5:2. Сколько надо ягод, если взяли 450 грамм сахара?
 +
 
 +
<ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
 +
  <li class="active">
 +
{{center|[[file:Задание_1.gif]]}}
 +
</li>
 +
<li>
 +
{{center|[[file:Задание_2.gif]]}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center|[[file:Задание_3.gif]]|}}
 +
  </li>
 +
</ul>
 +
 
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
 +
 
 +
==Прямая и обратная пропорциональность==
 +
<div class="textblock">{{center|Две взаимно зависимых величины называются пропорциональными, если отношение их величин сохраняется неизменным. Это постоянное отношение пропорциональных величин называется коэффициентом пропорциональности.}}</div>
 +
 
 +
Пример. Масса любого вещества пропорциональна его объёму. Например, 2 литра ртути весят 27.2 кг, 5 литров весят 68 кг, 7 литров весят 95.2 кг. Отношение массы ртути к её объёму (коэффициент пропорциональности) будет равно:
 +
 
 +
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Plotnost_rtuti.png|200px]]}}</div>
 +
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Plotnost_rtuti.png|200px]]}}</div>
  
П р и м е р . Масса любого вещества пропорциональна его объёму. Например, 2 литра ртути весят 27.2 кг, 5 литров весят 68 кг, 7 литров весят 95.2 кг. Отношение массы ртути к её объёму ( коэффициент пропорциональности ) будет равно:
 
                                 
 
 
Таким образом, коэффициентом пропорциональности в данном примере является плотность.
 
Таким образом, коэффициентом пропорциональности в данном примере является плотность.
  
'''Пропорцианальность'''. Это простейший вид функциональной зависимости. Различают прямую пропорциональность. (y = kx) и обратную пропорциональность ( y= k/ x). Напр., путь S, пройденный при равномерном движении со скоростью  v, пропорционален времени  t, т. е.  S = vt ; прямо пропорциональна величина основания  y прямоугольника с заданной площадью  a обратно пропорциональна высоте  x, т. е.  y = a/ x.
+
'''Пропорциональность'''. Это простейший вид функциональной зависимости. Различают прямую пропорциональность. (y=kx) и обратную пропорциональность (y=k/x). Например, путь s, пройденный при равномерном движении со скоростью  v, пропорционален времени  t, т. е.  s=vt ; прямо пропорциональна величина основания  y прямоугольника с заданной площадью  a обратно пропорциональна высоте  x, т. е.  y=a/x.
 +
 
 +
<div class="mw-customtoggle-ppol button17">'''Свойства пропорциональности'''</div>
 +
<div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-ppol">
  
 
'''Свойства прямой пропорциональной зависимости.'''  
 
'''Свойства прямой пропорциональной зависимости.'''  
  
 
1. '''Каждому значению х соответствует единственное определенное значение у. (первое свойство прямой пропорциональной зависимости)'''
 
1. '''Каждому значению х соответствует единственное определенное значение у. (первое свойство прямой пропорциональной зависимости)'''
 +
 
2. '''Отношение соответствующих значений величин у и х, связанных прямой пропорциональностью, равно коэффициенту пропорциональности.'''
 
2. '''Отношение соответствующих значений величин у и х, связанных прямой пропорциональностью, равно коэффициенту пропорциональности.'''
 +
 
3. '''Если две величины связаны между собой прямой пропорциональной зависимостью, то при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз значение другой увеличивается (уменьшается) во столько же раз.'''
 
3. '''Если две величины связаны между собой прямой пропорциональной зависимостью, то при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз значение другой увеличивается (уменьшается) во столько же раз.'''
  
{{center|[[Файл:P9.png|600px]]}}
+
Математической моделью прямой пропорциональной зависимости величин х и у является формула у = кх.
  
 
'''Свойства обратной пропорциональной зависимости.'''
 
'''Свойства обратной пропорциональной зависимости.'''
  
 
1. '''Каждому значению х (за исключением х=0) соответствует вполне определенное значение у.'''
 
1. '''Каждому значению х (за исключением х=0) соответствует вполне определенное значение у.'''
 +
 
2. '''Произведение соответствующих значений х и у равно коэффициенту обратной пропорциональности.'''
 
2. '''Произведение соответствующих значений х и у равно коэффициенту обратной пропорциональности.'''
 +
 
3. '''Если х увеличивается (уменьшается) в несколько раз, то у уменьшается (увеличивается) во столько же раз, так как их произведение остается неизменным.'''  
 
3. '''Если х увеличивается (уменьшается) в несколько раз, то у уменьшается (увеличивается) во столько же раз, так как их произведение остается неизменным.'''  
  
{{center|[[Файл:P10.png|600px]]}}
+
Если х и у связаны обратной пропорциональной зависимостью, то отношение двух любых значений величины х равно обратному отношению соответствующих значений y: x<sub>1</sub>:x<sub>2</sub>=y<sub>2</sub>:y<sub>1</sub>.
 +
 
 +
'''Решение задач'''
 +
 
 +
'''Задача 1.''' Велосипедист, двигаясь с постоянной скоростью, проехал 5 км за 10 минут. Какой путь проедет велосипедист за 45 минут?
 +
 
 +
'''Задача 2.''' Автомобиль ехал 2  часа со скоростью 75 км/ч. За какое время он продет это же расстояние, если будет ехать со скоростью 90 км/ч?
 +
 
 +
<ul class="large-block-grid-2 small-block-grid-1">
 +
    <li>
 +
    [[file:Задача_1.gif]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Задача_2.gif]]
 +
  </li>
 +
</ul>
 +
 
 +
</div>
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
 +
 
 +
==Золотое сечение==
 +
          '''Геометрия имеет два сокровища: одно из них – Пифагорова теорема,'''
 +
            '''а второе – деление отрезка в среднем и крайнем отношениях...'''
 +
            '''Первое из них можно сравнить с мерой золота, а второе похоже на драгоценный камень.'''
 +
                                                        '''Иоганн Кеплер'''
 +
 
 +
Отрезок прямой можно разделить, как  на две равные части, так  и на две неравные части в любом отношении. Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.
 +
 
 +
'''Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему:  a:b=b:c или с:b=b:а'''
 +
 
 +
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление_отрезка.gif]]}}</div>
 +
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление_отрезка.gif]]}}</div>
 +
 
 +
Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки.
 +
 
 +
Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью AE = 0,618..., если AB принять за единицу, BE = 0,382...
 +
 
 +
Для практических целей часто  используют приближенные значения  0,62 и 0,38. Если отрезок АВ принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38 частям. Свойства золотого сечения создали вокруг этого числа романтический ореол таинственности и чуть ли не мистического поклонения.
 +
 
 +
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление_отрезка_прямой_по_золотому_сечению.gif]]}}</div>
 +
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление_отрезка_прямой_по_золотому_сечению.gif]]}}</div>
  
 
Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.  
 
Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.  
  
{{center|[[Файл:P8.png|600px]]}}
+
На этой пропорции базируются основные  геометрические фигуры. Прямоугольник с таким отношением сторон стали называть золотым прямоугольником. Разумеется есть и золотой треугольник. Это равнобедренный треугольник, у которого отношение длины боковой стороны к длине основания равняется 1,618.
  
Золотым сечением и даже «божественной пропорцией» называли математики древности и средневековья деление отрезка, при котором длинна всего отрезка так относится к длине его большей части, как длинна большей части к меньшей. Приближенно это отношение равно 0, 618 ≈5/8. Золотое сечение чаще всего применяется в произведениях искусства, архитектуре, встречается и в природе. 
+
  <div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
Применение «золотого сечения».  
+
==Пропорции вокруг нас==
 +
Певучесть скрипки, красота ее голоса находится в прямой зависимости от того, в какой мере форма инструмента согласована с пропорцией золотого сечения. Анализ музыкальных произведений в диапазоне от Баха до Шостаковича продемонстрировал метрические отношения основных разделов музыкальных форм, а также золотое сечение. Таким образом, законы гармонии обнаружены в музыкальных рядах, в таблице Менделеева, в расстояниях между планетами, в микро- и макрокосмосе, во многих областях науки. Скульптура, архитектура, астрономия, биология, техника, психология и т. д. – везде так или иначе проявляет себя золотое сечение.
  
У древних основу составляла теория пропорций. Отношение размеров частей человеческого тела связывалось с формулой «золотого сечения». Скульпторы утверждают, что талия делит человеческое тело (образцом которого является Апполон Бельведерский) в отношении «золотого сечения». а:х=1,618.
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Пропорции_вокруг_нас.mp4]]}}</div>
 +
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Пропорции_вокруг_нас.mp4]]}}</div>
  
Окружающие предметы также часто дают примеры золотого сечения. Например, переплеты многих книг имеют отношение ширины и длинны, близкое к 0,618.
+
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
Рассматривая расположение листьев на общем стебле растений, можно заметить, что между каждыми двумя парами листьев (А и С) третья расположена в месте золотого сечения (точка В).
+
==Полезные ссылки==
 +
* Видеоурок на тему «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» [Электронный ресурс] //    Znaika  URL:  http://znaika.ru/catalog/6-klass/matematika/Pryamaya-i-obratnaya-proportsionalnye-zavisimosti.html (дата обращения: 24. 04. 2018)
  
{{center|[[Файл:Картинка_3_пропорции.png|300px]]}}
+
* Видеоурок на тему «Пропорции»: [Электронный ресурс] //    Znaika  URL:  http://znaika.ru/catalog/6-klass/matematika/Proportsii.html (дата обращения: 24. 04. 2018)
  
==Полезные ссылки==
+
* Теория пропорций: [Электронный ресурс] //  2006-2018 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"  URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4d6841c-5a1e-ab8e-3524-e712079e89f0/00145619554921908.htm  (дата обращения: 24. 04. 2018)
В математике отношением называется то частное, которое получается при делении одного числа на другое. Ранее сам этот термин использовался только в тех случаях, когда было необходимо выражение какой-либо одной величины в долях другой, причем такой, которая однородна первой. К примеру, отношения использовались при выражении площади в долях другой площади, длины в долях другой длины и т.п. Решение этой задачи производилось с помощью деления.
+
 
http://simple-math.ru/arithmetics/ratio-proportion.php
+
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
 
==Глоссарий==
 
==Глоссарий==
 
'''Отношение''' – это частное от деления одного числа на другое.  
 
'''Отношение''' – это частное от деления одного числа на другое.  
  
'''Пропорция''' – это равенство двух отношений.
+
'''Пропорция''' – это равенство двух отношений.  
 +
 
 +
'''Чи́сла Фибона́ччи''' — элементы числовой последовательности 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946, 17711, …, в которой первые два числа равны либо 1 и 1, либо 0 и 1, а каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.
 +
 
 +
'''Золотое сечение''' (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление) — соотношение двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a. Число, равное отношению a/b, обычно обозначается прописной греческой буквой Φ, в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия.Число  Φ  называется также золотым числом.
 +
 
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
 
== Библиография ==
 
== Библиография ==
*Видеоурок на тему «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» http://znaika.ru/catalog/6-klass/matematika/Pryamaya-i-obratnaya-proportsionalnye-zavisimosti.html
+
* Белянин В.С. Владел ли Платон кодом золотой пропорции? Анализ мифа.: [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма URL:  http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161296.htm (дата обращения: 24. 04. 2018)
*Видеоурок на тему «Пропорции» http://znaika.ru/catalog/6-klass/matematika/Proportsii.html
+
* Золотое сечение: [Электронный ресурс] // МОО «Наука и техника», 1997...2018  URL:  http://n-t.ru/tp/iz/zs (дата обращения: 25. 04. 2018)
 +
* Золотое сечение в дизайне сайтов: [Электронный ресурс] //  2016 UX Guide  URL: http://uxguide.ru/dizajn/zolotoe-sechenie-v-dizajne-sajtov/ (дата обращения: 25. 04. 2018)
 +
* Золотое сечение: [Электронный ресурс] // Блог Рунмастера | © 2006-2018  URL: http://rustimes.com/blog/post_1177437753.html (дата обращения: 25. 04. 2018)
 +
* А. С. Пушкин. Сапожник. Притча: [Электронный ресурс] //Электронная публикация — РВБ, 2000—2018 URL:  http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1829/0521.htm (дата обращения: 25. 04. 2018)
 +
* 15 примеров золотого сечения в архитектуре. Jelena Shiljajeva M.A. in History of Art, University of Glasgow: [Электронный ресурс] //URL: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/nauka/zolotoe-sechenie (дата обращения: 25. 04. 2018)
 +
* Ле Корбюзье: [Электронный ресурс] //ArchAndArch.ru 2010-2018  URL:  http://www.archandarch.ru/архитекторы/ле-корбюзье/ (дата обращения: 25. 04. 2018)
 +
* Видеоурок на тему «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» [Электронный ресурс] //    Znaika  URL:  http://znaika.ru/catalog/6-klass/matematika/Pryamaya-i-obratnaya-proportsionalnye-zavisimosti.html (дата обращения: 24. 04. 2018)
 +
* Видеоурок на тему «Пропорции»: [Электронный ресурс] //    Znaika  URL:  http://znaika.ru/catalog/6-klass/matematika/Proportsii.html (дата обращения: 24. 04. 2018)
 +
* Теория пропорций: [Электронный ресурс] //  2006-2018 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"  URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c4d6841c-5a1e-ab8e-3524-e712079e89f0/00145619554921908.htm  (дата обращения: 24. 04. 2018)
  
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
 
</div>
 
</div>
Строка 85: Строка 197:
 
<!-- Sidebar -->
 
<!-- Sidebar -->
 
<div class="large-4 medium-5 columns">
 
<div class="large-4 medium-5 columns">
<!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 -->
+
<!-- четвертый элемент сайдбара лайфхак -->
<div class="shadow radius sbstyle">
+
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
 
<div class="row">
 
<div class="row">
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Это Интересно</div>
+
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Золотая архитектура Кыргызстана</div>
 
</div>
 
</div>
<span class="firstcharacter">'''П'''</span><p align="justify">ропорция применяется везде!
 
  
{{center|[[Файл:P2.png|800px]]}}<br>
+
Архитектурные комплексы, которые расположены на территории Кыргызстана, занимают значительное место в истории зодчества народов Центральной Азии, соединив в себе лучшие достижения в области строительной техники, архитектуры и декоративного оформления своего времени.  
  
Например:
+
<ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
 +
  <li class="active">
 +
{{center-p|  [[file:Белый_дом._Здание_правительства.jpg|Белый дом. Здание Жогорку Кенеш]]|Белый дом. Здание Жогорку Кенеш}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|  [[file:Бишкекский_Гуманитарный_Университет.jpg|Бишкекский Гуманитарный Университет имени К.Карасаева]]|Бишкекский Гуманитарный Университет имени К.Карасаева}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Гумбез_Манаса._Талас.jpg|Гумбез Манаса. Талас]]|Гумбез Манаса. Талас}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Башня_Бурана.jpg|Башня Бурана]]|Башня Бурана}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|  [[file:Джалал-Абад.jpg|Джалал-Абад]]|Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Дунганская_мечеть._Каракол.jpg|Дунганская мечеть в городе Каракол]]|Дунганская мечеть в городе Каракол}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Караван-сарай_Таш-Рабат.jpg|Караван-сарай Таш-Рабат]]|Караван-сарай Таш-Рабат}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Кыргызская Государственная Филармония1.jpg|Кыргызская Государственная Филармония имени Токтогула Сатылганова]]|Кыргызская Государственная Филармония имени Токтогула Сатылганова}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Кыргызский_государственный_цирк_им._А._Изибаева.jpg|Кыргызский государственный цирк имени А.Изибаева]]|Кыргызский государственный цирк имени А.Изибаева}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Кыргызский национальный академический11 театр оперы и балета имени Малдыбаева.jpg|Кыргызский национальный академический театр оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева]]|Кыргызский национальный академический театр оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Мавзолей_караханидов_XI_–_XII_в.в.jpg|Мавзолей караханидов XI–XIIв.в.]]|Мавзолей караханидов XI–XII в.в.}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Мавзолей_Шах-Фазиль.jpg|Мавзолей Шах-Фазиль]]|Мавзолей Шах-Фазиль}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Международный_Университет_Кыргызстана.jpg|Международный университет Кыргызстана]]|Международный университет Кыргызстана}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Мечеть.Нарын.jpg|Мечеть в городе Нарын]]|Мечеть в городе Нарын}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Мэрия_города_Бишкек.jpg|Мэрия города Бишкек]]|Мэрия города Бишкек}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Площадь Ала-Тоо.Бишкек Кыргызстан.jpg|Площадь Ала-Тоо в городе Бишкек]]|Площадь Ала-Тоо в городе Бишкек}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Площадь_Ала-Тоо.Бишкек.jpg|Площадь Ала-Тоо в городе Бишкек]]|Площадь Ала-Тоо в городе Бишкек}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|  [[file:Узген.Минарет..jpg|Минарет в городе Узген]]|Минарет в городе Узген}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|  [[file:Центральный_портал_мавзолея_караханидов_XI_–_XII_в.в..jpg|Центральный портал мавзолея караханидов XI–XII в.в.]]|Центральный портал мавзолея караханидов XI–XII в.в.}}
 +
  </li>
 +
</ul>
  
'''1. Пропорция в физике.'''
+
</div>
  
С глубокой древности люди пользовались различными рычагами. Весло, лом, весы, ножницы, качели, тачка и т.д. – примеры рычагов. Выигрыш, который дает рычаг в прилагаемом усилии, определяется пропорцией, где M и m – массы грузов, а L и l – «плечи» рычага.
+
<!-- четвертый элемент сайдбара лайфхак -->
 +
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
 +
<div class="row">
 +
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Золотое сечение в архитектуре</div>
 +
</div>
 +
Существует  предположение, что знание золотого деления  Пифагор позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера  пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор  Шарль Эдуард Ле Корбюзье  нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы  Хесира, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления. Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.
  
 +
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В циркуле, который использовали в Помпеях, также заложены пропорции золотого деления.  А термин золотое сечение ввел Леонардо да Винчи (1452-1519 гг)
  
{{center|[[Файл:P3.png|800px]]}}<br>
+
<ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
 +
  <li class="active">
 +
{{center-p|[[file:Шарль_Эдуард_Ле_Корбюзье.jpg|Шарль Эдуард Ле Корбюзье]]|Шарль Эдуард Ле Корбюзье}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    {{center-p|[[file:Храм_фараона_Сети_I.jpg|Храм_фараона_Сети_I]]|Храм_фараона_Сети_I}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    {{center-p|[[file:Фараон_Сети_I_и_бог_Анубис._Рельеф_из_храма_Сети_I_в_Абидосе.jpg|Фараон_Сети_I_и_бог_Анубис._Рельеф_из_храма_Сети_I_в_Абидосе]]|Фараон_Сети_I_и_бог_Анубис._Рельеф_из_храма_Сети_I_в_Абидосе}} 
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    {{center-p|[[file:Зодчий_на_рельефе_гробницы_Хесира.jpg|Зодчий_на_рельефе_гробницы_Хесира]]|Зодчий_на_рельефе_гробницы_Хесира}} 
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    {{center-p|[[file:Парфенон.jpg|Парфенон]]|Парфенон}} 
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    {{center-p|[[file:Античный_циркуль.jpg|Античный_циркуль]]|Античный_циркуль}} 
 +
  </li>
 +
</ul>
  
'''2. Пропорция в географии.'''
 
  
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.
+
</div>
  
 +
<!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 -->
 +
<div class="shadow radius sbstyle">
 +
<div class="row">
 +
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Как построить «Золотой дом» для себя?</div>
 +
</div>
  
{{center|[[Файл:P4.png|800px]]}}
+
{{center-p|[[Файл:Золотой_Храм_в_Амритсаре._Индия.jpg|Золотой Храм в Амритсаре. Индия]]|Золотой Храм в Амритсаре. Индия}}
  
 +
Правильное распределение энергий внутри дома, гармоничные конструкции в сочетании с экологией и безопасностью строительных материалов побуждают современных архитекторов и дизайнеров использовать принципы и понятия «Золотого сечения». Это увеличивает смету и создаёт впечатление глубокой проработки проекта. Стоимость возрастает на 60-80%.
  
'''3. Пропорция в музыке.'''
+
Для талантливых художников и архитекторов правило сохраняется интуитивно во время творческого процесса. Однако некоторые из них сознательно реализуют это положение.
  
Музыкой греки называли ту часть арифметики, в которой говорится об отношениях и пропорциях. Греки создали и научную теорию. Музыки. Они знали: чем «длиннее» натянутая струна, тем «ниже» получается звук, который она издает; что короткая струна издает высокий звук. Однако у музыкального инструмента не одна, а несколько струн, и для того, чтобы все струны при игре звучали «согласно», приятно для уха, длина звучащих частей их должна быть в определенном отношении. Например, чтобы высоты звуков, издаваемых двумя струнами, различались на октаву, нужно, чтобы их длины относились как 1:2. Подобным образом квинте соответствует отношение 2:3, кварте-отношение 3:4 и т.д.
+
Известный французский архитектор  Шарль Эдуард Ле Корбюзье  для расчёта параметров будущего дома и интерьера использовал в качестве отправной единицы рост хозяина. Все его работы по-настоящему индивидуальны и гармоничны.
  
{{center|[[Файл:P5.png|800px]]}}
+
<ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
 +
  <li class="active">
 +
{{center-p| [[file:Здание_Ассамблеи_в_Чандигархе._Индия.jpg|Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия]]|Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|    [[file:Фото_1__Здание_Ассамблеи_в_Чандигархе._Индия1.jpg|Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия]]|Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия}}
 +
  </li>
 +
<li>
 +
{{center-p|   [[file:Фото_Здание_Ассамблеи_в_Чандигархе._Индия2.jpg|Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия]]|Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия}}
 +
  </li>
 +
</ul>
  
 +
В доме, построенном без учёта соотношения, можно сделать перепланировку комнат, чтобы пропорции соответствовали. Для этого достаточно переставить мебель или сделать дополнительную перегородку. Аналогичным образом меняется высота и длина окон и дверей.
  
'''4. Пропорции в архитектуре'''
+
{{center-p|[[Файл:Шкаф-перегородка.jpg|Шкаф-перегородка]]|Шкаф-перегородка}}
  
Пропорции в архитектуре – это ее внутренняя красота.  
+
В цветовом оформлении получение упрощённого соотношения достигается за счёт 60% основного цвета, 30% — оттеняющего, и остальных 10% — усиливающих восприятие тонов.
  
ПАРФЕНОН, храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом (447-438 до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат) замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фриза (окончены в 432 до н. э.) созданы под руководством Фидия. Разрушен в 1687; частично восстановлен. Отношение высоты здания к его длине равно 0, 618.
+
{{center-p|[[Файл:Вариант_освещения_комнаты.jpg|Вариант освещения комнаты]]|Вариант освещения комнаты}}
  
{{center|[[Файл:P6.png|800px]]}}
+
Высота и длина мебели должна соизмеряться высотой потолков и шириной простенков.
  
 +
Приложение этой нормы в интерьере, как архитектурно оформленном пространстве, объединяют с понятиями самоорганизации, рекурсии, асимметрии, красоты.
  
'''5. Пропорции в скульптуре.'''
+
</div>
 
 
АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ, статуя Аполлона — мраморная римская копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара  (ок. 330-320 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан). Название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя. Долгое время считалась вершиной греческого искусства. На рисунке представлена статуя Аполлона Бельведерского, разделенная в отношении (точка С делит отрезок АD, точка В делит отрезок АС)
 
 
 
{{center|[[Файл:P7.png|800px]]}}
 
  
</p>
 
</div>
 
  
  
Строка 140: Строка 345:
 
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
 
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
 
<div class="row">
 
<div class="row">
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Лайфхак</div>
+
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Запомнить правило легко</div>
 
</div>
 
</div>
 
 
 
Есть у пропорции правило главное
 
Есть у пропорции правило главное
  
Строка 152: Строка 355:
 
Будут всегда эти числа равны.
 
Будут всегда эти числа равны.
  
 +
</div>
 +
<div class="sbstyle">
 +
<div class="row">
 +
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="margin-top:20px">Пройди тестирование</div>
 +
</div>
 +
 +
</div>
 +
</div>
  
</div>
+
{{lang|:KR:Математика: Катыш жана пропорция}}
 +
[[Category:Средняя школа]]
 +
[[Category:Математика]]

Текущая версия на 08:45, 22 октября 2018

История развития учения о пропорции

          Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте – ничто, кроме форм, в формах – ничто, 
             кроме пропорций, в пропорциях – ничто, кроме числа.
                                                           Аврелий Августин
Понятие пропорции как равенства двух отношений чисел для целых чисел было дано в глубокой древности. Еще древние вавилоняне пришли к понятию пропорциональности сторон подобных треугольников, выраженных в целых числах.

Впервые интерес к пропорции, образующейся при делении отрезка в крайнем и среднем отношении, возникает в античной науке.

Так в Древней Греции, славившейся произведениями искусства, архитектуры, различными ремеслами, успешно развивалось учение об отношениях и пропорциях. С ними связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке. Принято считать, что понятие о делении отрезка ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик. Он и его ученики рассматривали три вида пропорций:

  • Арифметическую: а - b = с - d
  • Геометрическую: a : b = c : d
  • Гармоническую: a : b = b : (a - b)

Другой древнегреческий ученый Платон сводил сущность пропорции к тому, что «для соединения двух частей с третьей совершенным образом необходима пропорция, которая бы «скрепила» их в единое целое. При этом одна часть целого должна так относиться к другой, как целое к большей части. Такая пропорция отвечает гармоническому соединению, она и является золотой».

А древнегреческий ученый Евдокс дал систематическое учение о пропорциях применительно не только к целым, но и к дробным числам. Строгая теория пропорций была построена в 3 веке до н.э. древнегреческим геометром Евклидом в его знаменитых «Началах», состоящих из 13 книг. Этой теории он посвящает 5 книг. В основу своей теории Евклид положил учение Евдокса. В настоящее время теория пропорций мало отличается от теории Евдокса – Евклида. Евклид определяет сравнение между пропорциями: отношение a : b меньше, чем отношение c : d, если есть такие числа m и n, если ma > nb и в то же время mc ≤ nd. А читается она так: «В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних». Математические свойства пропорции уже тогда создавали вокруг нее ореол таинственности и мистического поклонения. Удивителен тот факт, что слово «пропорция» ввел в употребление древнеримский политический деятель Марк Ту́ллий Цицеро́н.

Он перевел на латынь платоновский термин «аналогия», который буквально означал «вновь-отношение», или, как мы говорим, «соотношение».


Основные понятия

Пропорция (лат. proportio — соразмерность, выровненность частей) – это равенство двух отношений: Proportion a b cd.png или a:b=c:d, где a,b,c,d – не равны нулю, a и d называют крайними членами пропорции, b и c – средними членами пропорции.

Например, рассмотрим равенство 12 : 20 = 3 : 5.

Это пропорция, в которой крайние члены равны 12 и 5, а средними членами являются числа 20 и 3. Читается пропорция так: двенадцать относится к двадцати, как три относится к пяти.

Основное свойство пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.

Это означает, что если Proportion a b cd.png, то ad = bc.

Верно и обратное утверждение: если произведение двух чисел a и d равно произведению двух других чисел b и c (a≠0,b≠0,c≠0,d≠0), то из этих чисел можно составить пропорцию Proportion a b cd.png.

Из основного свойства пропорции следует, что крайний член пропорции равен произведению средних членов, деленному на известный крайний член пропорции. А средний член пропорции равен произведению крайних членов, деленному на известный средний член пропорции.

Задачи и задания на пропорции

Задание 1. Найдите неизвестный член пропорции.

Задание 2. Из 300 читателей библиотеки 108 человек – студенты. Какой процент всех читателей составляют студенты?

Задание 3. При варке варенья используют ягоды и сахар в отношении 5:2. Сколько надо ягод, если взяли 450 грамм сахара?

  • Задание 1.gif
  • Задание 2.gif
  • Задание 3.gif

Прямая и обратная пропорциональность

Две взаимно зависимых величины называются пропорциональными, если отношение их величин сохраняется неизменным. Это постоянное отношение пропорциональных величин называется коэффициентом пропорциональности.

Пример. Масса любого вещества пропорциональна его объёму. Например, 2 литра ртути весят 27.2 кг, 5 литров весят 68 кг, 7 литров весят 95.2 кг. Отношение массы ртути к её объёму (коэффициент пропорциональности) будет равно:

Plotnost rtuti.png
Plotnost rtuti.png

Таким образом, коэффициентом пропорциональности в данном примере является плотность.

Пропорциональность. Это простейший вид функциональной зависимости. Различают прямую пропорциональность. (y=kx) и обратную пропорциональность (y=k/x). Например, путь s, пройденный при равномерном движении со скоростью v, пропорционален времени t, т. е. s=vt ; прямо пропорциональна величина основания y прямоугольника с заданной площадью a обратно пропорциональна высоте x, т. е. y=a/x.

Свойства пропорциональности

Свойства прямой пропорциональной зависимости.

1. Каждому значению х соответствует единственное определенное значение у. (первое свойство прямой пропорциональной зависимости)

2. Отношение соответствующих значений величин у и х, связанных прямой пропорциональностью, равно коэффициенту пропорциональности.

3. Если две величины связаны между собой прямой пропорциональной зависимостью, то при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз значение другой увеличивается (уменьшается) во столько же раз.

Математической моделью прямой пропорциональной зависимости величин х и у является формула у = кх.

Свойства обратной пропорциональной зависимости.

1. Каждому значению х (за исключением х=0) соответствует вполне определенное значение у.

2. Произведение соответствующих значений х и у равно коэффициенту обратной пропорциональности.

3. Если х увеличивается (уменьшается) в несколько раз, то у уменьшается (увеличивается) во столько же раз, так как их произведение остается неизменным.

Если х и у связаны обратной пропорциональной зависимостью, то отношение двух любых значений величины х равно обратному отношению соответствующих значений y: x1:x2=y2:y1.

Решение задач

Задача 1. Велосипедист, двигаясь с постоянной скоростью, проехал 5 км за 10 минут. Какой путь проедет велосипедист за 45 минут?

Задача 2. Автомобиль ехал 2 часа со скоростью 75 км/ч. За какое время он продет это же расстояние, если будет ехать со скоростью 90 км/ч?

  • Задача 1.gif
  • Задача 2.gif

Золотое сечение

         Геометрия имеет два сокровища: одно из них – Пифагорова теорема, 
            а второе – деление отрезка в среднем и крайнем отношениях... 
            Первое из них можно сравнить с мерой золота, а второе похоже на драгоценный камень. 
                                                        Иоганн Кеплер

Отрезок прямой можно разделить, как на две равные части, так и на две неравные части в любом отношении. Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему: a:b=b:c или с:b=b:а

Деление отрезка.gif
Деление отрезка.gif

Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки.

Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью AE = 0,618..., если AB принять за единицу, BE = 0,382...

Для практических целей часто используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если отрезок АВ принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38 частям. Свойства золотого сечения создали вокруг этого числа романтический ореол таинственности и чуть ли не мистического поклонения.

Деление отрезка прямой по золотому сечению.gif
Деление отрезка прямой по золотому сечению.gif

Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.

На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры. Прямоугольник с таким отношением сторон стали называть золотым прямоугольником. Разумеется есть и золотой треугольник. Это равнобедренный треугольник, у которого отношение длины боковой стороны к длине основания равняется 1,618.


Пропорции вокруг нас

Певучесть скрипки, красота ее голоса находится в прямой зависимости от того, в какой мере форма инструмента согласована с пропорцией золотого сечения. Анализ музыкальных произведений в диапазоне от Баха до Шостаковича продемонстрировал метрические отношения основных разделов музыкальных форм, а также золотое сечение. Таким образом, законы гармонии обнаружены в музыкальных рядах, в таблице Менделеева, в расстояниях между планетами, в микро- и макрокосмосе, во многих областях науки. Скульптура, архитектура, астрономия, биология, техника, психология и т. д. – везде так или иначе проявляет себя золотое сечение.


Полезные ссылки


Глоссарий

Отношение – это частное от деления одного числа на другое.

Пропорция – это равенство двух отношений.

Чи́сла Фибона́ччи — элементы числовой последовательности 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946, 17711, …, в которой первые два числа равны либо 1 и 1, либо 0 и 1, а каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление) — соотношение двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a. Число, равное отношению a/b, обычно обозначается прописной греческой буквой Φ, в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия.Число Φ называется также золотым числом.


Библиография


Золотая архитектура Кыргызстана

Архитектурные комплексы, которые расположены на территории Кыргызстана, занимают значительное место в истории зодчества народов Центральной Азии, соединив в себе лучшие достижения в области строительной техники, архитектуры и декоративного оформления своего времени.

  • Белый дом. Здание Жогорку Кенеш
  • Бишкекский Гуманитарный Университет имени К.Карасаева
  • Гумбез Манаса. Талас
  • Башня Бурана
  • Джалал-Абад
  • Дунганская мечеть в городе Каракол
  • Караван-сарай Таш-Рабат
  • Кыргызская Государственная Филармония имени Токтогула Сатылганова
  • Кыргызский государственный цирк имени А.Изибаева
  • Кыргызский национальный академический театр оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева
  • Мавзолей караханидов XI–XIIв.в.
  • Мавзолей Шах-Фазиль
  • Международный университет Кыргызстана
  • Мечеть в городе Нарын
  • Мэрия города Бишкек
  • Площадь Ала-Тоо в городе Бишкек
  • Площадь Ала-Тоо в городе Бишкек
  • Минарет в городе Узген
  • Центральный портал мавзолея караханидов XI–XII в.в.
Золотое сечение в архитектуре

Существует предположение, что знание золотого деления Пифагор позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы Хесира, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления. Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.

В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В циркуле, который использовали в Помпеях, также заложены пропорции золотого деления. А термин золотое сечение ввел Леонардо да Винчи (1452-1519 гг)

  • Шарль Эдуард Ле Корбюзье
  • Храм_фараона_Сети_I
  • Фараон_Сети_I_и_бог_Анубис._Рельеф_из_храма_Сети_I_в_Абидосе
  • Зодчий_на_рельефе_гробницы_Хесира
  • Парфенон
  • Античный_циркуль


Как построить «Золотой дом» для себя?
Золотой Храм в Амритсаре. Индия


Правильное распределение энергий внутри дома, гармоничные конструкции в сочетании с экологией и безопасностью строительных материалов побуждают современных архитекторов и дизайнеров использовать принципы и понятия «Золотого сечения». Это увеличивает смету и создаёт впечатление глубокой проработки проекта. Стоимость возрастает на 60-80%.

Для талантливых художников и архитекторов правило сохраняется интуитивно во время творческого процесса. Однако некоторые из них сознательно реализуют это положение.

Известный французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье для расчёта параметров будущего дома и интерьера использовал в качестве отправной единицы рост хозяина. Все его работы по-настоящему индивидуальны и гармоничны.

  • Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия
  • Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия
  • Здание Ассамблеи в Чандигархе. Индия

В доме, построенном без учёта соотношения, можно сделать перепланировку комнат, чтобы пропорции соответствовали. Для этого достаточно переставить мебель или сделать дополнительную перегородку. Аналогичным образом меняется высота и длина окон и дверей.

Шкаф-перегородка


В цветовом оформлении получение упрощённого соотношения достигается за счёт 60% основного цвета, 30% — оттеняющего, и остальных 10% — усиливающих восприятие тонов.

Вариант освещения комнаты


Высота и длина мебели должна соизмеряться высотой потолков и шириной простенков.

Приложение этой нормы в интерьере, как архитектурно оформленном пространстве, объединяют с понятиями самоорганизации, рекурсии, асимметрии, красоты.


Запомнить правило легко

Есть у пропорции правило главное

Все его знать и запомнить должны

Средние члены умножишь и крайние

Будут всегда эти числа равны.

Пройди тестирование
Пройди тестирование