БИЛИМ БУЛАГЫ

Математика: Действия над обыкновенными дробями — различия между версиями

(Полезные ссылки)
 
(не показано 40 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
__NOTOC__
 
 
<div class="row mat-bg">
 
<div class="row mat-bg">
 
<div class="maintext math-back math-bg large-8 medium-7 columns"> <!-- Page Content -->  
 
<div class="maintext math-back math-bg large-8 medium-7 columns"> <!-- Page Content -->  
Строка 6: Строка 5:
 
Дроби можно складывать, вычитать, умножать и делить. Однако, операции сложения и вычитания зависят от знаменателей дробей.
 
Дроби можно складывать, вычитать, умножать и делить. Однако, операции сложения и вычитания зависят от знаменателей дробей.
  
 +
==Сложение  обыкновенных дробей==
 
'''Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем'''
 
'''Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем'''
  
Строка 11: Строка 11:
  
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Сложение___одинаковые_знаменатели.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Slojenie_same_znam.png|1000px]]}}</div>
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Сложение___одинаковые_знаменатели.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Slojenie_same_znam.png|1000px]]}}</div>
  
 
'''Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями'''
 
'''Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями'''
Строка 22: Строка 22:
 
Давайте попробуем привести к общему знаменателю три обыкновенных дроби.  
 
Давайте попробуем привести к общему знаменателю три обыкновенных дроби.  
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Нахождение_общего_знаменателя.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Nahojdenie_obshego_znam.png|1000px]]}}</div>
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Нахождение_общего_знаменателя.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Nahojdenie_obshego_znam.png|1000px]]}}</div>
  
 
Теперь, когда нам известно, как приводить дроби к общему знаменателю, попробуем решить примеры.  
 
Теперь, когда нам известно, как приводить дроби к общему знаменателю, попробуем решить примеры.  
  
 
'''Пример 1. Выполните сложение  дробей.'''
 
'''Пример 1. Выполните сложение  дробей.'''
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Сложение__с_разными_знаменателями.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Slojenie_s_raznymi_znam.png|1000px]]}}</div>
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Сложение__с_разными_знаменателями.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Slojenie_s_raznymi_znam.png|1000px]]}}</div>
  
 
'''Пример 2. Выполните вычитание дробей.'''
 
'''Пример 2. Выполните вычитание дробей.'''
  
Чтобы запомнить, соотношение между единицами площади, предлагаем памятку. Ее можно распечатать и использовать при приготовлении домашнего задания. Конечно, будет очень хорошо, если вы запомните, как выполнять перевод из одной единицы измерения в другую.
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Vychitanie_znam.png|1000px]]}}</div>
 +
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Vychitanie_znam.png|1000px]]}}</div>
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Вычитание_с_разными_знаменателями.png|1000px]]}}</div>
+
==Умножение обыкновенных дробей==
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Вычитание_с_разными_знаменателями.png|1000px]]}}</div>
 
  
'''Умножение  дробей'''
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Umnojenie_drobey.png|1000px]]}}</div>
 
+
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Umnojenie_drobey.png|1000px]]}}</div>
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Умножение_дробей.png|1000px]]}}</div>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Умножение_дробей.png|1000px]]}}</div>
 
  
 
Чтобы умножить смешанную дробь на правильную, нужно сначала превратить ее в неправильную и выполнить умножение по предыдущему правилу.
 
Чтобы умножить смешанную дробь на правильную, нужно сначала превратить ее в неправильную и выполнить умножение по предыдущему правилу.
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Умножение__смешанных_дробей.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Умножение__смешанных_дробей.png]]}}</div>
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Умножение__смешанных_дробей.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Умножение__смешанных_дробей.png]]}}</div>
  
'''Деление дробей'''
+
==Деление обыкновенных дробей==
  
 
Дроби можно делить. Рассмотрим сначала деление на целые числа. Для этого запишем целое число, как дробь, поменяем местами числитель и знаменатель и умножим на первую дробь. Это можно сделать в виду того, что деление дроби на целое число можно представить, как деление  этой дроби на  равные части.
 
Дроби можно делить. Рассмотрим сначала деление на целые числа. Для этого запишем целое число, как дробь, поменяем местами числитель и знаменатель и умножим на первую дробь. Это можно сделать в виду того, что деление дроби на целое число можно представить, как деление  этой дроби на  равные части.
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление_дробей.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление_дробей.png]]}}</div>
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление_дробей.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление_дробей.png]]}}</div>
  
 
Перейдем к  делению правильных дробей. Для этого воспользуемся противоположной операцией – умножением.
 
Перейдем к  делению правильных дробей. Для этого воспользуемся противоположной операцией – умножением.
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление__правильных_дробей.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление__правильных_дробей.png]]}}</div>
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление__правильных_дробей.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление__правильных_дробей.png]]}}</div>
  
 
В случае деления смешанных дробей сначала преобразуем их  в неправильные дроби, а только затем выполним деление согласно предыдущему правилу.  
 
В случае деления смешанных дробей сначала преобразуем их  в неправильные дроби, а только затем выполним деление согласно предыдущему правилу.  
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление__смешанных__дробей.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление__смешанных__дробей.png]]}}</div>
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление__смешанных__дробей.png|1000px]]}}</div>
+
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Деление__смешанных__дробей.png]]}}</div>
 +
 
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
 
==Старинные задачи на дроби==
 
==Старинные задачи на дроби==
 
В древних рукописях, старинных учебниках арифметики и даже в художественной литературе встречается очень много интересных задач на дроби. Решение каждой из них требует немалой смекалки и сообразительности, умения рассуждать. Давайте рассмотрим некоторые из них.
 
В древних рукописях, старинных учебниках арифметики и даже в художественной литературе встречается очень много интересных задач на дроби. Решение каждой из них требует немалой смекалки и сообразительности, умения рассуждать. Давайте рассмотрим некоторые из них.
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Пример_1_старинные_задачи.gif|450px]]}}</div>
+
<ul class=" example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" >
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Пример_1_старинные_задачи.gif|450px]]}}</div>
+
  <li class="active">
 +
    [[file:Примеры 1 старинные задачи1.gif]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
    [[file:Пример 2 старинные задачи22.gif]]
 +
  </li>
 +
<li>
 +
  [[file:Пример 3 старинные задачи33.gif]]
 +
  </li>
 +
</ul>
  
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Пример_2_тсаринные_задачи.gif|450px]]}}</div>
+
==Глоссарий==
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Пример_2_тсаринные_задачи.gif|450px]]}}</div>
 
 
 
 
 
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Пример_3_старинные_задачи.gif|450px]]}}</div>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Пример_3_старинные_задачи.gif|450px]]}}</div>
 
  
==Глоссарий==
 
 
'''Арифметическая прогрессия''' — последовательность чисел, в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного числа.
 
'''Арифметическая прогрессия''' — последовательность чисел, в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного числа.
  
Строка 88: Строка 92:
 
'''Смешанные дроби''' – это дроби с целой частью.
 
'''Смешанные дроби''' – это дроби с целой частью.
  
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
 +
 +
==Полезные ссылки==
 +
 +
Дроби в математике используются для того, чтобы обозначать часть величины, которая рассматривается. Если речь идет о части, то обязательно есть и целое – то, от чего берется соответствующая часть. Зная целое, нужно уметь находить его часть, указанную соответствующей дробью, и наоборот, по известной части - целое. Подробнее смотри: «Задачи на нахождение части целого и целого по его части» : [Электронный ресурс] //Marianna L YouTube, 2017. URL:https://www.youtube.com/watch?v=dLG5CXJtJlE . (дата обращения 20 ноября 2017)
 +
 +
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
 
== Библиография ==
 
== Библиография ==
Строка 95: Строка 106:
 
*Метод бабочки. Сложение и вычитание дробей. : [Электронный ресурс] // Kid-mama, 2017. URL:http://kid-mama.ru/metod-babochki-slozhenie-i-vychitanie-drobej/. (дата обращения 20 ноября 2017)
 
*Метод бабочки. Сложение и вычитание дробей. : [Электронный ресурс] // Kid-mama, 2017. URL:http://kid-mama.ru/metod-babochki-slozhenie-i-vychitanie-drobej/. (дата обращения 20 ноября 2017)
  
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div>
+
<div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
  
 
</div>
 
</div>
Строка 102: Строка 113:
 
<div class="large-4 medium-5 columns">
 
<div class="large-4 medium-5 columns">
 
<!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 -->
 
<!-- Первый элемент сайдбара Это интересно или топ5/10/15 -->
<div class="shadow radius sbstyle">
+
<div class="sbstyle">
 
<div class="row">
 
<div class="row">
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Это Интересно</div>
+
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Обыкновенные дроби в музыке</div>
 
</div>
 
</div>
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Сантаяна_высказываание.gif|1000px]]}}</div>
+
{{center|[[Файл:Сантаяна_высказываание.gif]]}}
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Сантаяна_высказываание.gif|1000px]]}}</div>
 
  
Почему на протяжении многих веков музыка так привлекательна для большинства людей? Почему она пленяет умы, организовывает, создает хорошее  настроение или, наоборот, умиротворяет?
+
<span class="firstcharacter">'''П'''</span>очему на протяжении многих веков музыка так привлекательна для большинства людей? Почему она пленяет умы, организовывает, создает хорошее  настроение или, наоборот, умиротворяет?
  
 
Оказывается, музыкальные произведения соединяют, на первый взгляд, несовместимые вещи: высокие чувства и математический расчёт. В музыке, как и в математике есть счет, параллельность, последовательность, противоположность, симметрия. И благодаря этому мы можем услышать высокий и низкий звук, протяжное и отрывистое звучание, можем двигаться вверх и спускаться вниз по ступенькам звукоряда, напевая гаммы.  
 
Оказывается, музыкальные произведения соединяют, на первый взгляд, несовместимые вещи: высокие чувства и математический расчёт. В музыке, как и в математике есть счет, параллельность, последовательность, противоположность, симметрия. И благодаря этому мы можем услышать высокий и низкий звук, протяжное и отрывистое звучание, можем двигаться вверх и спускаться вниз по ступенькам звукоряда, напевая гаммы.  
  
 +
<div class="mw-customtoggle-ppol1 button17">''' Остановимся более подробно на связи обыкновенных дробей и музыки.'''</div>
 +
<div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-ppol1">
 
Остановимся более подробно на связи обыкновенных дробей и музыки.
 
Остановимся более подробно на связи обыкновенных дробей и музыки.
  
 
В музыке постоянно надо  считать:  7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы. А ноты все разные: одни коротенькие, другие длинные. При записи мелодии, звуки имеют свою длину - длительность. Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.
 
В музыке постоянно надо  считать:  7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы. А ноты все разные: одни коротенькие, другие длинные. При записи мелодии, звуки имеют свою длину - длительность. Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.
  
В музыке мы имеем дело с короткими и длинными длительностями, они составляют основу любого ритма: целая нота, половинная, одна четвертная, одна восьмая, одна шестнадцатая. Названия длительности служат одновременно и названиями чисел. Нетрудно понять, почему длительности музыкальных нот заимствовали свои названия у дробей. Мы видим, что  длительности получаются так же, как дроби: они возникают при делении целой ноты на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа (*).
+
В музыке мы имеем дело с короткими и длинными длительностями, они составляют основу любого ритма: целая нота, половинная, одна четвертная, одна восьмая, одна шестнадцатая. Названия длительности служат одновременно и названиями чисел. Нетрудно понять, почему длительности музыкальных нот заимствовали свои названия у дробей. Мы видим, что  длительности получаются так же, как дроби: они возникают при делении целой ноты на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа.
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Музыка и математика.jpg|400px]]}}</div>
+
[[Файл:Muzik_and_math.jpg]]
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Музыка и математика.jpg|400px]]}}</div>
 
  
 
Равенство здесь надо понимать в том смысле, что длительность слева равна сумме длительностей справа. С помощью чисел тоже равенство можно записать в различных видах. Если все длительности в музыкальном произведении увеличить вдвое, произведение надо исполнять медленнее и наоборот.
 
Равенство здесь надо понимать в том смысле, что длительность слева равна сумме длительностей справа. С помощью чисел тоже равенство можно записать в различных видах. Если все длительности в музыкальном произведении увеличить вдвое, произведение надо исполнять медленнее и наоборот.
  
 
Интересно, что принцип построения длительностей соответствует принципам  построения геометрической и арифметической  прогрессиям.  
 
Интересно, что принцип построения длительностей соответствует принципам  построения геометрической и арифметической  прогрессиям.  
 +
</div>
  
'''Знаменитые математики, внесшие вклад в развитие музыки'''
 
  
 +
<div class="mw-customtoggle-ppol2 button17">'''Знаменитые математики, внесшие вклад в развитие музыки'''</div>
 +
<div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-ppol2">
 
Еще в Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами, а со времён Пифагора наука о музыке входила в пифагорейскую систему знаний, наряду с арифметикой (наукой о числах), геометрией (наукой о фигурах и их измерений) и астрономией (наукой о строении Вселенной).
 
Еще в Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами, а со времён Пифагора наука о музыке входила в пифагорейскую систему знаний, наряду с арифметикой (наукой о числах), геометрией (наукой о фигурах и их измерений) и астрономией (наукой о строении Вселенной).
  
Строка 136: Строка 149:
 
Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны меняется от ее длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношением простых целых чисел.
 
Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны меняется от ее длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношением простых целых чисел.
  
Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики, такие как: Рене Декарт (его первый труд  - “Compendium Musicae” в переводе “Трактат о музыке” ), Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан Д’Аламбер, Даниил Бернулли.
+
Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики, такие как: Рене Декарт (его первый труд  - “Compendium Musicae” в переводе “Трактат о музыке”), Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан Д’Аламбер, Даниил Бернулли.
  
 
Композиторы часто признаются, что их метод немногим отличается от математического. О том же пишет выдающийся дирижер Эрнест Ансерме: «Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жизни». Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренностью: только что упомянутый Эрнест Ансерме – профессиональный математик и лучший исполнитель Стравинского, Леонид Леонидович Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета, прекрасный пианист, композитор и друг Скрябина. Выдающийся виолончелист Карл Юльевич Давыдов закончил физико-математический факультет, и как вспоминают современники, имел «блистательные способности к чистой и прикладной математике: в квартире его долго сохранялась модель железнодорожного моста, им изобретенного и, по словам специалистов, вполне достойного внимания».
 
Композиторы часто признаются, что их метод немногим отличается от математического. О том же пишет выдающийся дирижер Эрнест Ансерме: «Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жизни». Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренностью: только что упомянутый Эрнест Ансерме – профессиональный математик и лучший исполнитель Стравинского, Леонид Леонидович Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета, прекрасный пианист, композитор и друг Скрябина. Выдающийся виолончелист Карл Юльевич Давыдов закончил физико-математический факультет, и как вспоминают современники, имел «блистательные способности к чистой и прикладной математике: в квартире его долго сохранялась модель железнодорожного моста, им изобретенного и, по словам специалистов, вполне достойного внимания».
 +
</div>
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Математики_в_музыке.gif|400px]]}}</div>
 
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Математики_в_музыке.gif|400px]]}}</div>
 
  
'''Интересные факты из жизни известных музыкантов'''
+
{{center|[[Файл:Математики_в_музыке.gif]]}}
 +
 
 +
 
 +
<div class="mw-customtoggle-ppol3 button17">''' Интересные факты из жизни известных музыкантов'''</div>
 +
<div class="mw-collapsible mw-collapsed" id="mw-customcollapsible-ppol3">
 +
 
 +
Интересные факты из жизни известных музыкантов
  
 
Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик - учился в Школе математики и навигации в Санкт-Петербурге. Директор школы считал, что уроки музыки помогут Николаю стать менее застенчивым. Сам Римский-Корсаков писал, что был безразличен к урокам, но любовь к музыке стала проявляться после посещений оперы и концертов оркестров.
 
Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик - учился в Школе математики и навигации в Санкт-Петербурге. Директор школы считал, что уроки музыки помогут Николаю стать менее застенчивым. Сам Римский-Корсаков писал, что был безразличен к урокам, но любовь к музыке стала проявляться после посещений оперы и концертов оркестров.
Строка 155: Строка 173:
 
Однако впоследствии он вернулся к исследовательской деятельности и завершил начатое, получив степень в Хертфордширском университете. 14 апреля 2008 года музыкант был назначен ректором Ливерпульского университета имени Джона Мурса и занимал эту должность до марта 2013 года. В данный момент Брайан продолжает музыкальную карьеру в группе «Queen» и продолжает научную деятельность в области теоретической физики и математики.
 
Однако впоследствии он вернулся к исследовательской деятельности и завершил начатое, получив степень в Хертфордширском университете. 14 апреля 2008 года музыкант был назначен ректором Ливерпульского университета имени Джона Мурса и занимал эту должность до марта 2013 года. В данный момент Брайан продолжает музыкальную карьеру в группе «Queen» и продолжает научную деятельность в области теоретической физики и математики.
  
 
+
{{center|[[Файл:Известные_музыканты.gif|link=]]}}
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Известные_музыканты.gif|400px]]}}</div>
+
</div></div>
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Известные_музыканты.gif|400px]]}}</div>
 
 
 
</div>
 
  
 
<!-- четвертый элемент сайдбара лайфхак -->
 
<!-- четвертый элемент сайдбара лайфхак -->
<div class="shadow radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
+
<div class="sbstyle" style="margin-top:20px;">
 
<div class="row">
 
<div class="row">
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Лайфхак</div>
+
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Метод бабочки</div>
 
</div>
 
</div>
  
 
Существуют  определенные математические закономерности, на которых построено множество трюков с отгадыванием задуманного числа. Но эти закономерности можно использовать не только ради шутки или загадки, а там, где действительно нужно быстро сосчитать, а под рукой нет никакого гаджета, способного помочь в этой ситуации. Итак, перед вами «Метод бабочки» для быстрого сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.
 
Существуют  определенные математические закономерности, на которых построено множество трюков с отгадыванием задуманного числа. Но эти закономерности можно использовать не только ради шутки или загадки, а там, где действительно нужно быстро сосчитать, а под рукой нет никакого гаджета, способного помочь в этой ситуации. Итак, перед вами «Метод бабочки» для быстрого сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Лайфхак_дроби_слдожение_.jpg|400px]]}}</div>
+
[[Файл:Метод_бабочки.jpg]]
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Лайфхак_дроби_слдожение_.jpg|400px]]}}</div>
 
  
 
</div>
 
</div>
 
<!-- третий элемент сайдбара викторины игры тесты -->
 
<!-- третий элемент сайдбара викторины игры тесты -->
<div class="shadow  radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
+
<div class="sbstyle" style="margin-top:20px;">
 
<div class="row">
 
<div class="row">
 
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Тестовое задание</div>
 
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Тестовое задание</div>
 
</div>
 
</div>
Проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в изученной теме, вам поможет тестовое задание “Действия над обыкновенными дробями”. Вопросы подобраны как простые, так и сложные. Главное, будьте внимательны! {{center|[[Файл:Тестовое задание Действия над обыкновенными дробями.mp4|400px]]}}
+
Проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в изученной теме, вам поможет тестовое задание “Действия над обыкновенными дробями”. Вопросы подобраны как простые, так и сложные. Главное, будьте внимательны! {{center|[[Файл:Testovoe_zad_nad_drob.mp4]]}}
  
 
</div>
 
</div>
 
<!-- третий элемент сайдбара викторины игры тесты -->
 
<!-- третий элемент сайдбара викторины игры тесты -->
<div class="shadow  radius sbstyle" style="margin-top:20px;">
+
<div class="sbstyle" style="margin-top:20px;">
 
<div class="row">
 
<div class="row">
 
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Почему в Тридевятом царстве не любили дроби?</div>
 
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="background-color:lightgrey;">Почему в Тридевятом царстве не любили дроби?</div>
 
</div>
 
</div>
Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко» . Считалось, что там  всё происходит по справедливости. Мало того, там текут молочные реки в кисельных берегах. Значит, даже работать в Тридевятом царстве не надобно: в нём и так всегда есть что поесть!  
+
Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко». Считалось, что там  всё происходит по справедливости. Мало того, там текут молочные реки в кисельных берегах. Значит, даже работать в Тридевятом царстве не надобно: в нём и так всегда есть что поесть!
  
<div class="show-for-large-up">{{center|[[Файл:Шутка о обыкновенных дробях.jpg|400px]]}}</div>
+
{{center|[[Файл:V_39_carstve.jpg]]}}
<div class="hide-for-large-up">{{center|[[Файл:Шутка о обыкновенных дробях.jpg|400px]]}}</div>
 
  
 
</div>
 
</div>
 +
<div class="sbstyle">
 +
<div class="row">
 +
<div class="large-10 small-10 large-centered small-centered columns rubric" style="margin-top:20px">Пройди тестирование</div>
 +
</div>
 +
 +
</div>
 +
{{lang|:KR:Математика: Жөнөкөй бөлчөктөр менен амалдар}}
 +
[[Category:Средняя школа]]
 +
[[Category:Математика]]

Текущая версия на 08:43, 22 октября 2018

Дроби можно складывать, вычитать, умножать и делить. Однако, операции сложения и вычитания зависят от знаменателей дробей.

Сложение обыкновенных дробей

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем

Для сложения или вычитания дробей с одинаковыми знаменателями достаточно сложить или вычесть их числители.


Slojenie same znam.png
Slojenie same znam.png

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями, их нужно привести к общему знаменателю, а затем выполнить сложение или вычитание по предыдущему правилу.

Что же такое общий знаменатель? Общий знаменатель дробей – это такое число, которое делится нацело на каждый знаменатель исходных дробей.

Давайте попробуем привести к общему знаменателю три обыкновенных дроби.

Nahojdenie obshego znam.png
Nahojdenie obshego znam.png

Теперь, когда нам известно, как приводить дроби к общему знаменателю, попробуем решить примеры.

Пример 1. Выполните сложение дробей.

Slojenie s raznymi znam.png
Slojenie s raznymi znam.png

Пример 2. Выполните вычитание дробей.

Vychitanie znam.png
Vychitanie znam.png

Умножение обыкновенных дробей

Umnojenie drobey.png
Umnojenie drobey.png

Чтобы умножить смешанную дробь на правильную, нужно сначала превратить ее в неправильную и выполнить умножение по предыдущему правилу.

Умножение смешанных дробей.png
Умножение смешанных дробей.png

Деление обыкновенных дробей

Дроби можно делить. Рассмотрим сначала деление на целые числа. Для этого запишем целое число, как дробь, поменяем местами числитель и знаменатель и умножим на первую дробь. Это можно сделать в виду того, что деление дроби на целое число можно представить, как деление этой дроби на равные части.

Деление дробей.png
Деление дробей.png

Перейдем к делению правильных дробей. Для этого воспользуемся противоположной операцией – умножением.

Деление правильных дробей.png
Деление правильных дробей.png

В случае деления смешанных дробей сначала преобразуем их в неправильные дроби, а только затем выполним деление согласно предыдущему правилу.

Деление смешанных дробей.png
Деление смешанных дробей.png

Старинные задачи на дроби

В древних рукописях, старинных учебниках арифметики и даже в художественной литературе встречается очень много интересных задач на дроби. Решение каждой из них требует немалой смекалки и сообразительности, умения рассуждать. Давайте рассмотрим некоторые из них.

  • Примеры 1 старинные задачи1.gif
  • Пример 2 старинные задачи22.gif
  • Пример 3 старинные задачи33.gif

Глоссарий

Арифметическая прогрессия — последовательность чисел, в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного числа.

Геометрическая прогрессия — последовательность чисел, в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего умножением его на определённое число.

Дробь — это число, состоящее из одной или нескольких частей (долей) единицы.

Смешанные дроби – это дроби с целой частью.


Полезные ссылки

Дроби в математике используются для того, чтобы обозначать часть величины, которая рассматривается. Если речь идет о части, то обязательно есть и целое – то, от чего берется соответствующая часть. Зная целое, нужно уметь находить его часть, указанную соответствующей дробью, и наоборот, по известной части - целое. Подробнее смотри: «Задачи на нахождение части целого и целого по его части» : [Электронный ресурс] //Marianna L YouTube, 2017. URL:https://www.youtube.com/watch?v=dLG5CXJtJlE . (дата обращения 20 ноября 2017)


Библиография

  • Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка, математика М.: Мир, 1981. — 248 с.: ил.
  • В.А. Гусев, А.Г. Мордкович Математика: Справочные материалы. Книга для учащихся. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 416 с.: ил.
  • Видеоурок «Задачи на нахождение части целого и целого по его части. Часть 1»: [Электронный ресурс] //Marianna L YouTube, 2017. URL:https://www.youtube.com/watch?v=dLG5CXJtJlE . (дата обращения 20 ноября 2017)
  • Метод бабочки. Сложение и вычитание дробей. : [Электронный ресурс] // Kid-mama, 2017. URL:http://kid-mama.ru/metod-babochki-slozhenie-i-vychitanie-drobej/. (дата обращения 20 ноября 2017)

Обыкновенные дроби в музыке
Сантаяна высказываание.gif

Почему на протяжении многих веков музыка так привлекательна для большинства людей? Почему она пленяет умы, организовывает, создает хорошее настроение или, наоборот, умиротворяет?

Оказывается, музыкальные произведения соединяют, на первый взгляд, несовместимые вещи: высокие чувства и математический расчёт. В музыке, как и в математике есть счет, параллельность, последовательность, противоположность, симметрия. И благодаря этому мы можем услышать высокий и низкий звук, протяжное и отрывистое звучание, можем двигаться вверх и спускаться вниз по ступенькам звукоряда, напевая гаммы.

Остановимся более подробно на связи обыкновенных дробей и музыки.

Остановимся более подробно на связи обыкновенных дробей и музыки.

В музыке постоянно надо считать: 7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы. А ноты все разные: одни коротенькие, другие длинные. При записи мелодии, звуки имеют свою длину - длительность. Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.

В музыке мы имеем дело с короткими и длинными длительностями, они составляют основу любого ритма: целая нота, половинная, одна четвертная, одна восьмая, одна шестнадцатая. Названия длительности служат одновременно и названиями чисел. Нетрудно понять, почему длительности музыкальных нот заимствовали свои названия у дробей. Мы видим, что длительности получаются так же, как дроби: они возникают при делении целой ноты на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа.

Muzik and math.jpg

Равенство здесь надо понимать в том смысле, что длительность слева равна сумме длительностей справа. С помощью чисел тоже равенство можно записать в различных видах. Если все длительности в музыкальном произведении увеличить вдвое, произведение надо исполнять медленнее и наоборот.

Интересно, что принцип построения длительностей соответствует принципам построения геометрической и арифметической прогрессиям.


Знаменитые математики, внесшие вклад в развитие музыки

Еще в Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами, а со времён Пифагора наука о музыке входила в пифагорейскую систему знаний, наряду с арифметикой (наукой о числах), геометрией (наукой о фигурах и их измерений) и астрономией (наукой о строении Вселенной).

Изучая высоту звука с помощью монохорда – простейшего инструмента Древних греков, состоящего из одной струны, резонаторного ящика и передвижной подставки, с помощью которой можно было изменять длину натянутой струны, Пифагор обнаружил поразительные вещи. Выяснилось, что приятные слуху созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, соотносятся как целые числа первой четвёрки, т.е 1:2, 2:3, 3:4. Это открытие потрясло Пифагора: оказалось, что звук и созвучие могут быть описаны простыми числами.

Пифагорейцы открыли «золотую пропорцию» – «точку золотого сечения», которое в музыке определяла точное место кульминации.

Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны меняется от ее длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношением простых целых чисел.

Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики, такие как: Рене Декарт (его первый труд - “Compendium Musicae” в переводе “Трактат о музыке”), Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан Д’Аламбер, Даниил Бернулли.

Композиторы часто признаются, что их метод немногим отличается от математического. О том же пишет выдающийся дирижер Эрнест Ансерме: «Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жизни». Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренностью: только что упомянутый Эрнест Ансерме – профессиональный математик и лучший исполнитель Стравинского, Леонид Леонидович Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета, прекрасный пианист, композитор и друг Скрябина. Выдающийся виолончелист Карл Юльевич Давыдов закончил физико-математический факультет, и как вспоминают современники, имел «блистательные способности к чистой и прикладной математике: в квартире его долго сохранялась модель железнодорожного моста, им изобретенного и, по словам специалистов, вполне достойного внимания».


Математики в музыке.gif


Интересные факты из жизни известных музыкантов

Интересные факты из жизни известных музыкантов

Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик - учился в Школе математики и навигации в Санкт-Петербурге. Директор школы считал, что уроки музыки помогут Николаю стать менее застенчивым. Сам Римский-Корсаков писал, что был безразличен к урокам, но любовь к музыке стала проявляться после посещений оперы и концертов оркестров.

Альбер Шарль Поль Мари Руссель — известный французский композитор первой трети XX века - начал заниматься музыкой в 25. Изначально он интересовался математикой, провел семь лет во французском флоте в качестве мичмана. Позже он довольно долго служил на корабле в Юго-восточной Азии и ушел в отставку в 25 лет. Именно в это время он серьезно заинтересовался музыкой. Точнее — изучением гармонии.

Арам Ильич Хачатурян - советский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог - начал серьезно заниматься музыкой в 19 лет. Хачатурян еще в школе играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не были в восторге от этого увлечения. После школы он даже поступил на физико-математическй факультет. Но Араму хватило терпения ненадолго. Уже спустя год он учился в Гнесинском музыкальном училище, где занимался на виолончели и фортепиано, брал уроки композиции.

Брайан Мэй - гитарист «Queen» - окончил физико-математический факультет престижнейшего Имперского колледжа Лондона. Брайан уже почти подготовил диссертацию на соискание степени доктора философии по астрономическим исследованиям в инфракрасном диапазоне и имел две научные публикации по астрономии, когда успех «Queen» заставил его прервать научную карьеру.

Однако впоследствии он вернулся к исследовательской деятельности и завершил начатое, получив степень в Хертфордширском университете. 14 апреля 2008 года музыкант был назначен ректором Ливерпульского университета имени Джона Мурса и занимал эту должность до марта 2013 года. В данный момент Брайан продолжает музыкальную карьеру в группе «Queen» и продолжает научную деятельность в области теоретической физики и математики.

Известные музыканты.gif
Метод бабочки

Существуют определенные математические закономерности, на которых построено множество трюков с отгадыванием задуманного числа. Но эти закономерности можно использовать не только ради шутки или загадки, а там, где действительно нужно быстро сосчитать, а под рукой нет никакого гаджета, способного помочь в этой ситуации. Итак, перед вами «Метод бабочки» для быстрого сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Метод бабочки.jpg

Тестовое задание
Проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в изученной теме, вам поможет тестовое задание “Действия над обыкновенными дробями”. Вопросы подобраны как простые, так и сложные. Главное, будьте внимательны!
Почему в Тридевятом царстве не любили дроби?

Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко». Считалось, что там всё происходит по справедливости. Мало того, там текут молочные реки в кисельных берегах. Значит, даже работать в Тридевятом царстве не надобно: в нём и так всегда есть что поесть!

V 39 carstve.jpg
Пройди тестирование
Пройди тестирование