История: Религии мира — различия между версиями
Maks1 (обсуждение | вклад) |
Maks1 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 646: | Строка 646: | ||
Становление Ислама как мировой религии связано с завоевательными походами арабского халифата. После смерти пророка Мухаммада, многие арабские племена восстали отказавшись подчиняться новому халифу. Первый халиф подавил восстание и после объединения Аравийского полуострова, перед халифатом встал вопрос о дальнейших завоеваниях. На этой карте вы сможете просмотреть основные этапы завоевания арабского халифата. | Становление Ислама как мировой религии связано с завоевательными походами арабского халифата. После смерти пророка Мухаммада, многие арабские племена восстали отказавшись подчиняться новому халифу. Первый халиф подавил восстание и после объединения Аравийского полуострова, перед халифатом встал вопрос о дальнейших завоеваниях. На этой карте вы сможете просмотреть основные этапы завоевания арабского халифата. | ||
+ | <ul class="large-block-grid-2 small-block-grid-2"> | ||
+ | <li>{{center|<big>'''Становление ислама как мировой религии'''</big>}} | ||
+ | <ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | ||
+ | <li class="active"> | ||
+ | {{center|[[file:Зар исл 1.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 1.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 2.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 3.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 4.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 5.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 6.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 7.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 8.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 9.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 10.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 11.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 12.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 13.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 14.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 15.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 16.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 17.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 18.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 19.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 20.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 21.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 22.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 23.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 24.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 25.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 26.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 27.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | <li> | ||
+ | {{center|[[file:Ист сла 28.png]]}} | ||
+ | </li> | ||
+ | </ul> | ||
+ | <li>{{center|[[file:Арабские завоевания.avi.mp4|400px|]]}}</li> | ||
+ | </ul> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
Классический ислам не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же —люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, подлежащего обращению. | Классический ислам не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же —люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, подлежащего обращению. | ||
Строка 717: | Строка 807: | ||
{{center|[[file:Slide 41.jpg|600px|]]}} | {{center|[[file:Slide 41.jpg|600px|]]}} | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
<ul class="large-block-grid-2 small-block-grid-2"> | <ul class="large-block-grid-2 small-block-grid-2"> | ||
Строка 763: | Строка 818: | ||
{{center|[[file:P42.png|Герои троянской войны]]}} | {{center|[[file:P42.png|Герои троянской войны]]}} | ||
</li> | </li> | ||
− | + | </ul> | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | </ul> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
</li> | </li> | ||
</ul> | </ul> | ||
+ | ''''Презентация “ Мусульманские памятники на территории Кыргызстана”Презентация Ислам'' | ||
+ | ''Презентация Ислам в современном мире'' | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
== Глоссарий == | == Глоссарий == |
Версия 05:38, 28 июля 2018
С давних времен людям была присуща вера в высшие силы, и уже первые племена людей, жившие тысячелетия назад, имели свои верования, божества и религию. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, появлялись новые верования и течения, и нельзя однозначно сделать вывод, зависела ли религия от уровня развития цивилизации или наоборот, именно верования людей и были одним из залогов прогресса.
Содержание
Древние религии
О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помещали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие. Сам факт существования погребального ритуала, несомненно, свидетельствует о том, что первобытные охотники задумывались о смерти, возможно, имели какие-то представления о потустороннем мире, загробной жизни. Они не бросали своих мертвецов, а как бы снаряжали их в далекий путь — снабжали необходимыми орудиями труда, пищей, украшениями и т. п. Кроме того, умерших членов племени хоронили, как правило, там же, где и жили, может быть, на небольшом расстоянии — то есть покойник как бы оставался с живыми.
Одним из самых ранних неандертальских погребений является захоронение юноши 16-18 лет в Ле-Мустье (Франция). Эта могила была обнаружена в 1908 г. и вызвала много споров в научных кругах — сам факт сознательного погребения долго оспаривался скептиками. Юноша лежит на боку, одна рука у него под головой, другая вытянута вперед, само тело покоится в неглубокой яме, а вокруг разбросаны куски кремня, каменные орудия и кости животных (бывшие куски мяса).
Дно могильной ямы часто посыпалось золой и известью, а сверху — слоем красной охры толщиной до нескольких сантиметров. Затем в могилу укладывали умершего, ориентируя его по сторонам света (то есть головой строго на восток, запад, север или юг), часто в скорченном и связанном положении и при этом -в богато украшенной одежде, с разнообразными украшениями и прочим сопроводительным инвентарем: орудиями труда, предметами искусства, погребальной пищей. Часто покойника также покрывали слоем красной охры, символизирующей, видимо, огонь, а может быть, кровь или, во всяком случае, какую-то жизненную субстанцию, которой лишался человек после смерти. Могилу заполняли землей и, как правило, укрывали сверху либо массивными костями мамонта (например, лопаткой), либо камнями — возможно, чтобы предотвратить «воскрешение».
Пожалуй, одним из самых интересных открытий можно назвать погребение ребенка 8-9 лет в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), обнаруженное в 1938 году А. П. Окладниковым на высоте примерно 1500 м над уровнем моря. Это неглубокий грот, имеющий примерно 20 метров в длину и столько же в ширину. Во время раскопок там, впервые в Средней Азии, был обнаружен скелет неандертальца, хотя и очень плохо сохранившийся
Интересно, что над могилой ребенка археологи обнаружили остатки костра, а вокруг — воткнутые по кругу острыми концами в землю рога горного козла, так что, видимо, изначально они образовывали нечто вроде ограды. Этот факт истолковывали и как свидетельство особого магического отношения к козлу (культ этого животного распространен в Средней Азии и сегодня), и как доказательство наличия у неандертальцев солнечного (солярного) культа.
Ярким примером богатого и интересного захоронения являются погребения со стоянки Сунгирь, находящейся неподалеку от города Владимира. В одном из погребений лежали два скелета подростков, тесно прижатые друг к другу головами. Один скелет принадлежал девочке 7—8, а другой — мальчику 12-13 лет. Погребения сопровождались огромным количеством изделий из бивня мамонта, а также несколькими кремневыми орудиями, найденными только возле мальчика. Пожалуй, наиболее уникальными находками были копья из бивня мамонта, сопровождавшие погребенных. Длина одного из копий — 2 м 46 см, а второго — 1 м 66 см. Очень прочные, тяжелые и хорошо заточенные, эти изделия были мощным оружием в руках охотника, с таким оружием он без страха мог идти даже на крупного зверя. Кроме того, рядом с девочкой лежало восемь дротиков, сделанных из того же материала, что и копья, и два кинжала длиной 42 см, с мальчиком же — три дротика и один кинжал. Запястья погребенных украшали браслеты, а на пальцы были надеты костяные перстни. Около шеи каждого лежала заколка, служившая для застегивания верхней одежды: плаща или накидки. Кроме того, у мальчика в руке был зажат кремневый нож (второй такой же находился неподалеку), на груди лежала фигурка лошади, а под левым плечом — фигура мамонта.
Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии.
Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.
- Наскальные рисунки пещеры Ласко (Франция)
Наскальные рисунки Саймалуу-Таш (Кыргызстан)
ТОТЕМИЗМ
Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм.
Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.
Еще на раннем этапе истории сформировалась идея о том, что животные являются предками человека и его духовными и физическими покровителями. Подчеркивая свое родство с животным миром, человек включал название животного в свое имя или в название своего народа. Почитая священное животное тотем –, человек чувствовал себя органичной частью природы.
Фильм «Знаки древних тотемов» ( фильм на компьютере у Матохиной)
ФЕТИШИЗМ
У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм».
Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).
АНИМИЗМ
Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме.
Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.
Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.
Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.
ШАМАНИЗМ
Шаманизм
- Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных. Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.
фильм Ранние религии
ТЕНГРИАНСТВО
Зороастризм
Появление зороастризма относится к рубежу II и I тысячелетий до н.э., когда среди восточно-иранских племен (арья, как они себя называли) у кочевников-скотоводов (турья) появился пророк Заратуштра. Греки впоследствии назвали его Зороастром, а его учение – зороастризмом. Это была не мифическая личность, а реально существовавший человек с обычным иранским именем Заратуштра, которое переводится как «Обладающий старым верблюдом» или «Староверблюдный».
Точное время жизни и место рождения Заратуштры не известны, так как при жизни пророка его учение не записывалось, лишь много позднее сложился свод священных текстов зороастрийцев – Авеста. Это случилось потому, что письмо древние иранцы считали порождением злых духов и их божества Анхра-Манью. Поэтому священные знания тщательно охранялись жрецами и произносились по памяти. Такое же обучение прошел и Заратуштра, бывший по происхождению священнослужителем. В какой-то момент он провел реформу старой религии и начал проповедовать новое учение. Оно не имело успеха на родине, сам пророк был вынужден бежать и нашел покровительство при дворе восточноиранского царя Виштаспы, который принял новую религию и способствовал ее распространению.
Священная книга зороастризма – Авеста. В правление Сасанидов, в III–V вв. н.э., очевидно под влиянием иноземных религий, придававших большое значение письменной фиксации священного слова, иранцами была создана специальная письменность на основе использовавшегося в то время пехлевийского алфавита. Этим «авестийским» письмом было записано, наконец, священное писание зороастризма, получившее название Авеста (дословно – «наставление», «восхваление»). Сасанидская Авеста насчитывала 21 книгу. Из этих книг до нашего времени целиком сохранилась только одна, а всего дошло около одной четверти составленного тогда авестийского канона.
- Заратуштра учил поклоняться высшему и всезнающему Богу, творцу всего сущего — Ахура-Мазде, от которого произошли все остальные божества. Ему противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ариман). В этической концепции зороастризм главное внимание сосредоточено на деятельности человека, основанной на триаде: добрая мысль, доброе словo, доброе деяние. Поклонение Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню (именно поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками).
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
Религий в мире сегодня много, поэтому никак нельзя без классификации религий. Прежде всего выделяют мировые религии и национальные религии. Есть религии монотеизма (где есть верховное божество) и религии политеизма (где богов много).
- «Распространение 5 основных религий мира»
- «Классификация религий»
- «Почему в мире так много религий»
- «Религии мира»
Современные исследователи религий выделяют три основные религии мира, приверженцами которых является подавляющее большинство всех верующих людей на планете. Этими религиями являются буддизм, христианство и ислам, а также многочисленные течения, ответвления и секты, основанные на этих верованиях. Каждая из мировых религий имеет более чем тысячелетнюю историю, священное писание и ряд культов и традиций, которые следует соблюдать верующим. Что касается географии распространения данных верований, то если еще менее 100 лет назад можно было провести более-менее четкие границы и признать Европу, Америку, южную Африку и Австралию - "христианскими" частями света, северную Африку и ближний восток - мусульманскими, а государства, находящиеся в юго-восточной части Евразии - буддистскими, то сейчас с каждым годом это деление становится все более условным, так как на улицах европейских городов все чаще можно встретить буддистов и мусульман, а в светских государствах средней Азии на одной улице могут находиться христианский храм и мечеть.
БУДДИЗМ
Буддизм — религия очень несхожих друг с другом народов с разными культурными особенностями и традициями, распространившаяся по всему земному шару и шагнувшая далеко за этно-конфессиональные и этно-государственные границы. Буддийский мир простирается от Цейлона (Шри-Ланки) до Бурятии и Тувы, от Японии до Калмыкии, постепенно распространяясь также в Америке и в Европе. Буддизм — религия сотен миллионов жителей Юго-Восточной Азии, связанной тесными узами с родиной буддизма – Индией, и Дальнего Востока, культура которого выросла на традициях китайской цивилизации; цитаделью буддизма на протяжении тысячелетия является Тибет, куда, благодаря буддизму, пришла индийская культура, появилась письменность, литературный язык и сложились основы цивилизации.
Зарождение буддизма
Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствующему в то время брахманизму. Слово «буддизм» происходит от слова Budhi на языке хинди, что означает мудрость. В этом смысле Будда означает «Мудрец»
Основателем буддизма был Махатма Будх (Махатма с хинди переводится как "Великая душа"). Махатма Будх первоначально именовался Сиддхартха. Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был реальной личностью. Он был сыном главы племени шакьев, родившимся в 560г. до н.э. на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он был принцем, но он вышел из дома, чтобы найти следующие ответы :
- Почему возникает много горя и боли в мире?
- Почему люди стареют и умирают?
- Как человек может избавиться от своей печали и боли?
Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение.
Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.
Основные истины, открытые Буддой
Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.
Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.
Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь высшего состояния - нирваны и прервать цепочку перерождений.
Первые записи буддистских учений появились спустя три сотни лет после смерти Будды. Они были сделаны со слов трех наиболее приближенных учеников Шакьямуни. Сегодня эти тексты известны нам, как «Типитака» или же «Трипитака». В переводе с древнеиндийского это означало «Три корзины мудрости». Название в данном случае не носило метафорического характера. В те времена записи велись на пальмовых листах, которые обычно хранились в корзинах, поэтому слово «книга» к этим записям применимо с трудом.
Первый вариант «Типитаки» был написан на разговорном индийском языке пали. Это, якобы, было пожеланием самого Будды, который не хотел, чтобы его учение записывалось на мертвом санскрите, непонятном абсолютному большинству людей. Однако со временем пали перестал быть общепринятым языком. Появилось множество наречий и диалектов. Перевести книгу на все из них не представлялось возможным, и, в конце концов, она была переведена на санскрит.
Но до наших дней не дошел даже санскритский вариант. Все буддийские тексты и писания того времени были уничтожены мусульманами в XIII веке вместе с монастырями. Остались только переводы на различные языки и диалекты, о точности и полноте которых сейчас судить невозможно.
Существующие на сегодняшний день версии Трипитаки не могут быть безоговорочно приняты, как безусловно соответствующие даже санскритскому канону. Тем не менее, во всех версиях прослеживается следующее разделение текстов:
1. Виная-питака. Тексты, составляющие эту книгу, представляют собой 227 правил, по которым жила община монахов во времена Будды. Соблюдение этих правил является чем-то вроде первой ступени на пути к просветлению, непременным атрибутом буддизма. Отказ от привычного уклада и принятие нового, ломающего представления о том, какой должна быть жизнь;
2. Суттана-питака. Писание, содержащее самую суть учения Будды. Проповеди, поучения и прочее. Шакьямуни не декларировал строгих постулатов. Обычно он отвечал человеку так, чтобы тот извлек из его слов ответ, правильный именно для него, для его уровня развития. Эта особенность учения Будды отразилась в текстах, составивших «вторую корзину». Помимо этих сутр (то есть, трактатов) здесь содержатся свидетельства о последних годах жизни Шакьямуни;
3. Абхидхамма-питака. Книга (на самом деле она включает в себя не один том), постижение которой возможно только после первых двух. Все, что до сего момента должно было восприняться на веру, теперь объясняется подробным образом. Третья ступень просветления подразумевает философский анализ всех предшествующих текстов. Здесь также присутствуют рассказы о предыдущих земных воплощениях Шакьямуни.
Составить впечатление об объеме канонической Трипитаки довольно сложно. В различных изданиях на разных языках она занимает от 55 до 220 томов. Это – поистине грандиозное писание.
ХРИСТИАНСТВО
История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Наряду с буддизмом и исламом, это одна из трех мировых религий. Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях: католицизм, православие, протестантизм.
Причины возникновения христианства
Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. Рим, завоевав множество народов, установил такой гнет над ними, какого люди не знали прежде. Но особенно тяжело было евреям, которые населяли римскую провинцию — Сирию и Палестину.
Частью этой провинции являлось бывшее государство евреев Иудея. Все средства борьбы против Рима за освобождение были уже испробованы, но не дали ощутимых результатов. Однако оставалось последнее: надежда на Бога Яхве. Евреи верили, что он не оставит их и освободит от римского угнетения.
Основные идеи этой религии первоначально были близки идеям иудейской общины . Вера в Христа, а позже и в его учение, получила название — христианство, а тех, кто поддерживал эту веру, называли христианами.
С рождения Иисуса Христа началась новая историческая «эра» — наша эра. Мы и сейчас считаем годы до нашей эры или нашей эры, а в старых книгах встречаем до или после Рождества Христова (P. X.).
С самого начала христианство провозгласило равенство всех перед Богом независимо от положения.
Догматы христианства получают свое воплощение в таинствах - культовых действиях, во время которых «сообщается верующим невидимая благодать божья», то есть через них происходит проявление бога:
Постепенно идеи христианства о спасении человека от всех несчастий, о вечной жизни его души притягивали все большее количество людей. Идеи христианского терпения и смирения, непротивления злу воспринимали не только бедняки, но и люди средних и даже богатых слоев населения.
В 325 г. при императоре Константине христианство было признано государственной религией Римской империи. Новая религия должна была способствовать укреплению императорской власти и самой империи
В 1054 году произошел церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение христианской церкви на римско-католическую церковь с центром в Риме и православную церковь с центром в Константинополе.
В ХV веке в результате Реформации сложились протестантские церкви
Основные положения христианства были изложены в Библии. Библию называют Священным Писанием, Святым Писанием. Она представляет собой собрание древних текстов и состоит из Ветхого и Нового Заветов. Библия занимает первое место среди самых читаемых книг.
Ветхий Завет — это древнееврейский Танах, в котором рассказывается история древнееврейского народа, а также представлен в письменном изложении процесс складывания у древних евреев монотеистического культа Яхве. Само слово «Завет» означает договор, заключенный Богом с древними евреями о том, что они будут исповедовать веру в Него, а Он будет покровительствовать их земной жизни.
Новый Завет составляют книги, священность которых признается только христианами. По христианским верованиям, древние евреи не смогли соблюсти Завет, заключенный с Богом в древности, ибо не приняли Иисуса Христа как Мессию. Но именно Иисус как Сын Божий принес на Землю истинную Благодать, истинное Слово Божие и лишь уверовавшим в Него будет даровано Спасение после смерти. Учение Иисуса — это и есть Новый Завет, новое Слово Божие, предназначенное теперь уже всем, принявшим христианскую веру, а не только иудеям. В этом смысле Новый Завет — это последнее и окончательное слово Бога к человеку.
ИСЛАМ
Расширение территории Арабского халифата позволило Исламу перешагнуть границу национальных религий и стать Мировой религией.
Ислам - одна из трех мировых религий, которая зародилась в Аравии, и является наиболее распространенной религией мира. В 28 странах Ислам является государственной религией, а в 35 странах мусульмане составляют большинство верующих. Обширное пространство Арабского халифата стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций и зародил новый феномен “Мусульманскую цивилизацию”
До ислама у арабов не было единой религии и процветало многобожие и город Мекка являлся центром паломничества язычников. Но так как город возник на караванной дороге, вместе с купеческими караванами из разных стран сюда проникали различные философские и религиозные идеи. Арабы были хорошо знакомы с религией иудеев и христиан. В VII в. на основе иудаизма, христианства, зороастризма, манихейства и пережитков староарабских культов зародилась новая религия - ислам.
Мухаммед (570-632). Религиозную проповедь начинает в 610-612 гг. В Мекке, родном городе Мухаммеда, его проповеди первоначально не признали и сам Мухаммед со своими сторонниками бежал в Медину. Это событие положило начало мусульманскому календарю. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни. После возвращения в Мекку, Мухаммед становится главой мусульманской общины, а город Мекка - священным городом мусульман с главной святыней Каабой.
Миссия Мухаммеда заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога. Становление Ислама как мировой религии связано с завоевательными походами арабского халифата. После смерти пророка Мухаммада, многие арабские племена восстали отказавшись подчиняться новому халифу. Первый халиф подавил восстание и после объединения Аравийского полуострова, перед халифатом встал вопрос о дальнейших завоеваниях. На этой карте вы сможете просмотреть основные этапы завоевания арабского халифата.
- Становление ислама как мировой религии
Классический ислам не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же —люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, подлежащего обращению.
В исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства. Имам ( мулла) — лишь предстоятель на общей молитве, которого может возглавить любой мусульманин, знающий Коран.
Вера, согласно большинству мусульманских теологов, включает в себя пять основных предметов:
1) веру в единого и единственного Бога;
2) ангелов;
3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммеда);
4) Божьих пророков и посланников;
5) Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание.
Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник — ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан.
В этих главных праздниках ислама есть особая духовность и относиться к ним стоит также особенно.
В исламе есть еще несколько праздников, которые отмечают практически все мусульмане, к примеру, Мавлид (день рождения пророка). Отмечают его 12 числа месяца Раби аль-Авваль. Точная дата рождения его неизвестна, поэтому праздник приурочен ко дню его смерти. Мирадж – праздник чудесного вознесения (Мирадж) Пророка Мухаммеда на небеса. В Коране описано вознесение Пророка на небеса из Мекки в Иерусалим на чудесном сказочном животном, а из Иерусалима на небо для беседы с Аллахом. Отмечается в ночь 27 Раджаба. Новый год – самый первый день месяца Мухаррам. Читаются проповеди в мечетях, посвященные переселению Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.
В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлю щую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.
Мусульмане признают бессмертие души и загробную жизнь.
Обязательным условием для каждого верующего является обряд обрезания.
В исламе существует запрет на изображение живых существ. В X в. была создана система теоретического богословия — калам.
В IX - XII вв именно мусульманская культура стала определять уровень мировой культуры, как духовную, так и материальную.
ФИЛЬМ “Исламская цивилизация”
Ислам делится на два направления:
Суннизм — основное направление ислама, считающее первых трех халифов — Абу-Бекра, Омара и Османа — законными приемниками Магомета. Наряду с Кораном признают Сунну (предания о пророке). При решении вопроса о высшей мусульманской власти опираются «на согласие всей общины» (её религиозной верхушки).
Шиизм (от араб, ah-shia — «приверженцы», «партия») — одно из направлений в исламе. Первоначально сформировалось в виде политической партии, признававшей зятя Мухаммеда, Али, в качестве преемника пророка. В шиизме возникло учение о «сокрытом имаме», т. е. о таинственно исчезнувшем двенадцатом имаме, который должен вернуться на землю в предназначенный час и восстановить справедливость. Шииты не признают Сунну и имеют собственное предание.
''Презентация “ Мусульманские памятники на территории Кыргызстана”Презентация Ислам
Презентация Ислам в современном мире
Глоссарий
Полезные ссылки
Библиография
Что первым приходит на ум, когда речь заходит о древней Греции? Культура и мифология,литература, философия, математические теоремы, Олимпийские игры, скульптуры атлетов и богов из белоснежного мрамора… Но мы часто забываем о невероятных технологических достижениях греческой цивилизации, во многом опередивших свою эпоху. А таких было совсем немало.
Антикитерский механизм — устройство, созданное около 150 года д.н.э., которое можно назвать первым в мире компьютером. Механизм состоял из 37 бронзовых шестерней в деревянном корпусе, на котором размешались циферблаты. Он позволял проводить массу сложнейших астрономических вычислений, в том числе определять фазы Луны, солнечные затмения и движение всех известных грекам планет.
Огнемёт. Греки любили не только повоевать, но и создавать механизмы для войны. Первая огнемётная машина использовалась во время Пелопонесской войны (431 — 404 год д.н.э.), и обрушивала на врага горящие угли пополам с серой. Другой огнемёт изобрёл Аполлодор из Дамаска, инженер II века н.э. Это устройство предназначалось для разрушения крепостных стен с помощью сочетания пламени и мощной кислоты.
Паровая пушка — одно из военных изобретений Архимеда, когда тот помогал оборонять родные Сиракузы от римлян во время второй Пунической войны. Фактически, это была металлическая труба, запаянная с одного конца, которая раскалялась и заполнялась небольшим количеством воды. Образовавшийся пар резко выталкивал из своеобразной пушки снаряд на расстояние до километра.
«Клешня» Архимеда — ещё одна боевая машина, использующаяся против римского флота при осаде Сиракуз. Она представляла из себя кран, закреплённый на городской стене, снабжённый цепью с крюком на одном конце и противовесом на другой. Крюк цеплялся за вражеский корабль и переворачивал его, либо затаскивал на прибрежные скалы.
Первые монеты возникли во время железного века в Анатолии и Древней Греции примерно в 600-700 годах до н.э. Впоследствии монеты, разработанные греками, использовались для покупки или торговли товарами и другими народностями.
Служанка-автоматон — изобретение Филона Византийского, механика III века до н.э. Это чудо древнегреческой робототехники предназначалось для вполне логичной цели — она наполняла чашу вином, смешивая затем его с водой. Подача жидкостей происходила из двух контейнеров с трубками, помещённых внутрь механизма.
Поршневой насос — детище гениального инженера Ктезибия Александрийского, жившего в III веке до н.э. Насос использовался для подъёма воды из колодцев с помощью базовых принципов пневматики и гидравлики. К сожалению, все труды Ктезибия сгорели во время пожара в Александрийской библиотеке, и мы знаем о них только по упоминаниям других изобретателей.
Гидравлический орган, он же гидравлос — ещё одно изобретение Ктезибия, который обожал музыку. Гидравлос работал с помощью двух поршневых насосов и издавал невероятно чистый звук для своего времени. Позже он стал прототипом современных органов.
Эолипил — паровая турбина, созданная Героном Александрийским — одним из крупнейших изобретателей начала н.э. Она представляла из себя шар с загнутыми трубками, подвешенный над котлом с водой, вращающийся под действием реактивной паровой тяги. Герон использовал этот принцип для других изобретений — своих знаменитых танцующих фигурок и автоматического миниатюрного театра.
Акведук Эвпалина — масштабные подземные тоннели для хранения воды, выкопанные на острове Самос в шестом веке до н.э. по приказу тирана Поликрата. Акведук создавался, основываясь на потрясающе точных геометрических вычислениях, разгаданных лишь Евклидом через триста лет. Геродот в своих трудах называл тоннели одним из чудес света.
Изобретения древних греков затрагивали самые различные стороны жизни — как быт, так и военные действия. Древнегреческий огнемёт? Автоматическая прислуга? Почему бы и нет! Даже тысячи лет назад талантливых изобретателей могла ограничить только сила их воображения.
Театр родился в городе-государстве Афины. Даже само слово «театр» происходит от греческого слова Theatron, что означает «место для просмотра».
В древности греки использовали два вида подобного механизма. Один из них представлял водяные часы, из которых в заданный момент времени начинала по каплям течь вода. Капли попадали в емкость специальной формы, усиливающей звук.
К другому устройству, работающему по схожему принципу, был приделан барабан, на который в определенный момент начинала сыпаться галька. Шум от падения гальки был еще тот! Оба вида будильника пользовались большой популярностью в Древней Греции примерно в 5-4 веках до н.э. Говорят, что к помощи его водяной разновидности прибегал даже прославленный философ Платон, который, однако, использовал механизм в качестве звонка, оповещая студентов о старте лекций. Кстати, к 3 веку до н.э. греки придумали более совершенный и сложный вид будильника с циферблатом и стрелками для измерения времени, а также гонгами и дудками для подачи сигнала.
Наука о создании карт родилась не в Греции, а в Вавилоне, однако именно греки улучшили ее настолько, что она позволила совершать путешествия на огромные расстояния. А вот первая карта мира была создана именно в Греции, ее автором стал философ Анаксимандр (жил в 610–546 гг. до н. э.). На ней, конечно же, были указаны только те уголки нашей планеты, которые были известны древним грекам, однако даже при этом карта Анаксимандра считается одним из величайших достижений своего времени, а самого ученого называют пионером области картографии.
Родившиеся более 2.700 лет назад в Древней Греции, в наше время Олимпийские игры считаются одним из самых захватывающих спортивных соревнований планеты. Еще более значимая роль им предавалась в античности, когда за отсутствием радио и телевидения увидеть состязание самых сильных, отважных и ловких мужей пусть не со всего мира, но со всех уголков Греции можно было лишь раз в 4 года.
В то же время Греция подарила нам не просто спортивно-развлекательное мероприятие, а идею культурного обмена и, как следствие, средство к достижению согласия и взаимопонимания между народами. Не стоит забывать, что в античные времена Эллада не являлась единой страной, а ее независимые друг от друга полисы являлись фактически миниатюрной моделью сегодняшнего мира с его множеством государств.
Эти успехи греков имели важное значение. Одно из них — психологическое. Греки, особенно из тех полисов, которые с самого начала боролись с персами, гордились своей победой над могущественной державой Ахеменидов, пребывая в убеждении, что победу дала им свобода, а персы понесли поражение потому, что все они — рабы «великого» царя. Ранее сформировавшееся представление о превосходстве греков над остальными народами в ходе этой войны перерастало в убеждение.
"Камо грядеши" — один из лучших исторических романов известного польского писателя Генрика Сенкевича (1846 — 1916). Действие романа развивается на протяжении четырех последних лет правления Нерона (64 - 68 гг. н. э.), открывая перед читателем драматическую страницу римской и мировой истории.
Роман "Таис Афинская" - эпоха грандиозных завоеваний Александра Македонского и история жизни и удивительных приключений прекраснейшей и отважнейшей из гетер...
Эта книга о самом крупном в истории восстании рабов; о его предводителе, человеке выдающемся и физическими силами и духом; прекрасной и драматической любви; о дружбе и предательстве; о радости борьбы и горечи поражения.
Одно из самых прославленных произведений в истории не только польского, но и мирового исторического романа. Книга, которая легла в основу знаменитого одноименного фильма, и сейчас считающегося одним из эталонов европейского исторического блокбастера. Повествование о молодом фараоне Рамзесе, наивно пытавшемся противостоять власти всемогущих жрецов - и потерпевшем в этой борьбе сокрушительное и трагическое поражение.
Известный исторический роман выдающегося французского писателя XIX века Гюстава Флобера рассказывает о борьбе Древнего Рима с Карфагеном.
В младенчестве Клавдий потерял отца. В детстве и отрочестве страдал затяжными болезнями, от которых так ослаб умом и телом, что окружающие считали его не способным ни к каким общественным или частным делам. Даже его мать утверждала, что он урод среди людей. Однако, по воле случая став римским императором, Клавдий принял бремя власти на свои плечи и расширил пределы державы. Он правил столь мудро, что последним из рода Юлиев-Клавдиев заслужил прозвание Божественный.
Жизнь двенадцати цезарей - памятник римской истории и литературы, оказавший заметное влияние на европейскую культуру. Светоний подробно рассказывает биографию каждого из двенадцати императоров - от описания наружности, привычек, здоровья, одежды до участия в важнейших политических событиях того времени. Точность фактического материала, лаконичность, ясность языка и занимательность изложения обеспечивают этой книге успех уже на протяжении многих столетий.
Самый популярный роман английского писателя Эдварда Булвера-Литтона, написанный под впечатлением от знаменитой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и от поездки в этот древний погибший город. Переплетение судеб и событий: любовь афинского юноши Главка и гречанки Ионы, история слепой рабыни Нидии, мстительного верховного жреца Ар-бака, серия загадочных убийств и страшная катастрофа, похоронившая прекраснейший город, — захватывающее чтение от классика.
Первый век до Рождества Христова. Последние десятилетия существования Римской республики, переживающей эпоху застоя. На южной границе республики идет гражданская война. На севере погрязшему в разврате и коррупции Риму угрожают полчища варваров. И только ум и твердая рука Первого Человека в Риме способна отсрочить гибель государства. Но для того, чтобы стать Первым Человеком в Риме, надо не только совершить великие деяния на благо отечества, но и пройти путем предательства и крови.
Издательство «Шиповничек»
Качественно и невероятно красиво отрисованные комиксы по мотивам оригинальной истории канадской писательницы Анн Робийар. Дети со сверхспособностями, собравшись в Королевстве Изумруда, готовятся отразить нападение насекомоподобных пришельцев. Внутри многотомного издания волшебная карта, путеводитель по главным героям и другие визуальные фишки, которые могут пробудить интерес даже у самых равнодушных к книгам читателей.
Перед вами историческая повесть ДЕНЬ ЕГИПЕТСКОГО МАЛЬЧИКА, в ней рассказано, как жили люди много веков назад в одном из самых больших рабовладельческих государств древности - в Египте.
События, о которых рассказывается в повести, происходили около трех тысяч лет назад, во время правления фараона Рамсеса III.
Урук, Ассур, Ларса, Сузы, Алеппо, Мари, Вавилон - уже в 4-3 тысячелетии до нашей эры в древней Месопотамии, территории между реками Тигр и Евфрат, появились города-государства. Самым известным из этих городов был Вавилон, а самым могущественным его правителем - царь Хаммурапи. Советский историк Ревекка Ионовна Рубинштейн написала историю о двух мальчиках, живших в эпоху Хаммурапи: маленьком рабе Залилуме и сыне богатого купца Наби-Сине. Благодаря повести "Глиняный конверт" читатель может представить, как выглядел в этот период Вавилон, как жили его обитатели - купцы, жрецы, воины, бедные крестьяне, чему обучали детей в вавилонских школах и мог ли по Законам Хаммурапи раб стать свободным человеком.
В этой повести известная писательница К.М.Моисеева рассказывает о людях, живших на землях Армении и Закавказья почти две тысячи семьсот лет назад. Талантливый каменотес Габбу, рискуя жизнью, бежит из ассирийского рабства в родные края, чтобы сообщить о походе, который готовит властный царь ассирийцев Асархаддон против Урарту...
Василий Ян 4.173 90 читателей 6 рецензий 3 цитаты Предлагаем Вашему вниманию сборник исторических повестей В. Яна "Финикийский корабль".
Любовь Воронкова "Мессенские войны" - захватывающая история от Любови Федоровны Воронковой, автора многих детских книг и исторических романов, повествующая о том, как в VIII-V" веках до нашей эры маленькая эллинская страна Мессения героически защищала свою свободу.
Две с половиной тысячи лет назад мальчишки, так же как и наши, современные подростки, больше всего на свете любили приключения. Но мальчику Алкамену, сыну рабыни, жившему в древних Афинах в V веке до нашей эры, в эпоху греко-персидских войн, приключения были нужны и потому, что ему очень хотелось совершить подвиг и заслужить себе свободу. Алкамен пытается похитить священную змею, выступает в театре вместо взрослого актера, раскрывает заговор, сражается с варварами, наконец, отправляется лазутчиком во вражеский лагерь и участвует в грандиозной морской битве при Саламине. Рядом с ним его друзья - девочка Мика и забавный старик Мнесилох.
Историю греко-персидских войн Р. И. Рубинштейн раскрыла для детей в необычной форме. Отдельные рассказы объединяются не только общей темой, но и цитатами "отца истории" - Геродота. Отношения Древней Греции и ее грозного противника Персии в итоге предстают не фрагментарно, а максимально полно и эмоционально.