История: Мир в эпоху средневековья — различия между версиями
Maks1 (обсуждение | вклад) |
Maks1 (обсуждение | вклад) (→Индия в средние века) |
||
Строка 362: | Строка 362: | ||
<ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | <ul class="example-orbit" data-orbit="" data-options="animation:slide; pause_on_hover:true; animation_speed:500; navigation_arrows:true; resume_on_mouseout: true; timer_speed:4500;" > | ||
<li class="active"> | <li class="active"> | ||
− | {{center|[[file:Ист индия5.png|Минарет в Дели]]}} | + | {{center-p|[[file:Ист индия5.png|Минарет в Дели]]}} |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | {{center|[[file:Ист индия6.png|Храм в Южной Индии]]}} | + | {{center-p|[[file:Ист индия6.png|Храм в Южной Индии]]}} |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | {{center|[[file:Ист индия7.png|Статуэтка Шивы]]}} | + | {{center-p|[[file:Ист индия7.png|Статуэтка Шивы]]}} |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | {{center|[[file:Ист индия3.png|Сцены жизни индийских правителей]]}} | + | {{center-p|[[file:Ист индия3.png|Сцены жизни индийских правителей]]}} |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | {{center|[[file:Ист индия4.png|Сцены жизни индийских правителей]]}} | + | {{center-p|[[file:Ист индия4.png|Сцены жизни индийских правителей]]}} |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | {{center|[[file:Ист индия2.png|Индийский храм]]}} | + | {{center-p|[[file:Ист индия2.png|Индийский храм]]}} |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | {{center|[[file:Ист индия1.png|Индийский храм]]}} | + | {{center-p|[[file:Ист индия1.png|Индийский храм]]}} |
</li> | </li> | ||
<li> | <li> | ||
− | {{center|[[file:Ист индия8.png|Храмовая роспись]]}} | + | {{center-p|[[file:Ист индия8.png|Храмовая роспись]]}} |
</li> | </li> | ||
</ul> | </ul> | ||
Строка 407: | Строка 407: | ||
Шестой император и сын Шах-Джахана и Мумтаз, круто изменивший просвещенную терпимую политику Моголов, фанатичный мусульманин - император Аурангзеб, заточивший отца под арест. | Шестой император и сын Шах-Джахана и Мумтаз, круто изменивший просвещенную терпимую политику Моголов, фанатичный мусульманин - император Аурангзеб, заточивший отца под арест. | ||
− | Фильм “Великие моголы “ (вырезать музыку) | + | ''Фильм “Великие моголы “ (вырезать музыку)'' |
− | + | ||
+ | {{center-p|[[file:Тадж-Махал.jpg|600px|Тадж-Махал]]}} | ||
== Арабский мир в V - XV вв. == | == Арабский мир в V - XV вв. == |
Версия 18:26, 21 июля 2018
Началом Средневековья чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году, которое было результатом Великого переселения народов. Однако некоторые историки предлагали считать началом Средневековья Миланский эдикт 313 г., который означал прекращение гонений на христианство в Римской империи
Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789).
Само определение «Средние века» принадлежит итальянским гуманистам. Они так назвали период истории, который отделял их собственное время, XV век, от падения Западной Римской империи.
-
Кампанелла -
-
Тысяча лет средних веков - интересный и насыщенный событиями промежуток времени. В его рамках сформировалась современная европейская цивилизация со всеми особенностями ее материальной и духовной жизни. С периодом Средневековья связано множество технических и интеллектуальных изобретений – появление механических часов и современных представлений о свободе личности, ветряных мельниц и парламентаризма, пороха и многих литературных жанров, книгопечатания и пространственной перспективы в искусстве, очков и ряда художественных идей. И этот список может быть продолжен едва ли не до бесконечности.
В эти столетия сложились практически все современные европейские этносы и национальные языки, в общих чертах определились границы современных государств Европы. Подавляющее большинство существующих и поныне в ней городов ведут свое начало с той эпохи. В Средние века были совершены Великие географические открытия, результаты которых кардинально изменили представления о планете.
Содержание
Европа в V-ХV вв
Средневековый период часто называют цивилизацией, потому что ему свойственны ряд характеристик, исчезнувших с закатом средневековья.
В основе средневекового общества лежит деление на сословия – социальные группы, которые отличаются характером своих занятий.
Средневековое общество часто называют феодальным. Это связано с тем, что основой средневековых отношений было владение земельным наделом – феодом. Со временем главным собственником феода стал король, или позже император. Поскольку главный феодал страны, набирая армию, раздавал за службу свою землю. люди, получившие землю, тоже набирали армию и раздавали свою землю. Так сформировались сеньориально-вассальные отношения, которые еще называют Феодальной лестницей – это своеобразная иерархия светских феодалов, то есть своеобразная ступенчатая лестница «чинов».
А вот формирование феодальных отношений в Киевской Руси отличалось от процессов в Западной Европе. В Киевской Руси не было феодов – земли за военную службу Нет ни вассалитета, ни вассалов и сеньоров, ни договоров. Земли поделены между родичами/князьями, и земля (удел) давалась не за службу, а… скорее по-родственному, от старших младшим. Действует лествичное право: со смертью одного из князей его место занимает старший в роду, остальные «нижестоящие» князья также передвигаются по освобождающимся «ступенькам». Даже при раздробленности, когда в каждом княжестве правит свой княжеский род, идет борьба: за «общерусские» столы, прежде всего — Киев; за уделы в рамках родового княжества. Очень часто это связано именно с наследственными спорами. Феод же остается у вассала: вначале пока тот служит, затем — переходя по наследству. Есть боярские республики типа Новгорода или Пскова — но это управление, а не владение. Бояре если и боролись за чужие уделы, то вместе со своими князьями. Могли и вынудить непопулярного князя покинуть город. Отъезжая от князя, боярин теряет разве что пожалованные за службу земли, сохраняя свою вотчину.
Средневековые рыцари и замки
На нижней ступени феодальной лестницы стояли рыцари и , хотя они не имели своих вассалов, именно они играли важную роль и в обществе, и в значительной мере в армии. Рыцари были, прежде всего, прекрасно вооруженными воинами, которые должны были явиться на службу к своему сеньору по первому же его требованию.
Главной ценностью рыцаря были его честь и достоинство. Честь понималась рыцарями как воинская слава, которая поднимала положение рыцаря в обществе. В повседневной жизни средневековья сформировался особый порядок поведения, который обязательно предусматривал соблюдение семи рыцарских добродетелей: мастерство верховой езды, фехтования, владения копьем, плавания, соколиной охоты, игры в шахматы, придворного этикета и сложения стихов в честь дамы сердца. – рыцарство
Самые знаменитые рыцари в истории и в литературе
-
Ричард Львиное сердце – король Англии -
Жак де Моле – последний магистр ордена тамплиеров
-
Годфрит Бульонский – герцог Лотарингии, предводитель Первого крестового похода -
Дон Кихот – герой романа Сервантеса
-
Король Артур – герой британского эпоса -
Киевский великий князь Святослав Игоревич
-
Великий князь Александр Невский -
В. Васнецов Три богатыря Былинные богатыри – Добрыня Никитич, Илья Муромец Алеша Попович
Одним из самых значимых событий средневековья, в котором активно участвовали рыцари были крестовые походы.
Самый «зведный» третий поход возглавили сильнейшие правители Европы: король Франции Филипп II Август, король Англии Ричард Львиное сердце и император Германии Фридрих Барбаросса
Формирование централизованных государств и абсолютизма
Власть средневековья очень связана с характером общества. Это привело к конфликтам сеньора и вассалов, а точнее короля и местных графов и маркизов. Поэтому долгое время существовал период феодальной раздробленности.
Ряд стран его успешно преодолели, сумев собраться в единую державу (Франция, Испания, Англия, Россия), а часть в силу различных обстоятельств оставались отдельными мини-державами. Яркий пример последних – это государства в Италии и Германии, которые смогли объединиться только в XIX веке.
Образование централизованных государств подтолкнуло развитие городов как центров ремесла, торговли и культуры.
А еще для позднего средневековья характерно наличие сословно-представительских органов, не имевших характер полноценной власти, но исполнявших совещательную функцию при монархе. Самый известный для современного человека пример такого органа - парламент в Англии За много веков существенно он изменил свой облик, но при этом сохранив название.
Сословно представительные органы Европы
После завершения эпохи средневековья сначала исчезают сословные органы (но возникает абсолютная монархия), а затем и сами сословия.
В ХV-ХVI веках в странах Западной Европы складывается абсолютная монархия – форма правления, когда в условиях феодального государства монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Наиболее завершенной моделью абсолютизма являлся французский абсолютизм, когда короли Франции добиваются:
● полного контроля над всеми провинциями
● неограниченной компетенции издания законов, обязательных для всего государства
● создания постоянной армии
● уничтожения автономии вольных городов
● прекращения созыва Генеральных штатов
● полной зависимости церкви от короля
Но эпоха средних веков в Европе уже шла к закату. В России абсолютная монархия окончательно сложилась в правление Петра I
-
“Государство - это Я!” (Король Франции Людовик XIV) -
“Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнёт никто противиться оному.” (Император России Пётр I)
Культура средних веков
Средневековый духовный и материальный мир тоже особенный. Он начался с упадка высокой римской культуры. На смену ей пришла низкая, отсталая культура варваров. Европа очень долго выбиралась с этих «темных веков», пройдя путь к Возрождению через Каролингское возрождение.
Средние века подарили миру шедевры романской и готической архитектуры
Кроме того, особое место в средневековой культуре занимает христианство, следовательно, его главный институт – церковь.
-
Собор Парижской богоматери -
Ахенский собор
-
Вестминстерское аббатство -
Собор святого Вита
Религиозной тематикой было пропитано все от живописи до философии. Бог был везде, человеку не отводилось место, поскольку он - существо греховное. Главным смыслом жизни, по мнению средневековых философов – путь в рай. Церковь владела монополией на знания. Это усложняло выход Европы из «темных веков». Например, было запрещено проводить опыты на трупах, что сильно тормозило развитие медицины. Всех, кто высказывал мысли, несовместимые с церковным виденьем мира, могли объявить еретиками, и даже сжечь. Яркий пример, Джордано Бруно, заявивший, что Солнце – в центре нашей (системы, и существует еще масса таких систем.
-
Николай Коперник -
Джордано Бруно
-
Галилео Галилей -
Франциск Скорина
-
Фрэнсис Бекон -
Андреас Везалий
Страны Востока в V-ХV вв.
Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития.
Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, Кушано-Гуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.
Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.
Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.
Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.
Переодизация истории средневекового Востока. С учетом этих особенностей и исходя из представления о степени зрелости феодальных отношений в истории Востока выделяют следующие этапы:
I-VI в. н.э. – переходный период зарождения феодализма;
VII-Х вв. – период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;
XI-XII вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;
XIII вв. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;
XIV-XVI вв. – послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
Пеструю картину представлял собой Средневековый Восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове Индостан, даосско-конфуцианская – в Китае.
Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке, индо-мусульманская – в Индии, индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в Японии и Корее.
Китай в средние века
История всех средневековых цивилизаций имеет много общих черт, но вместе с тем именно в ту эпоху особенно отчетливо определяется их разнообразие.
Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформаций и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений (в особой форме) историки датируют временем от XI до IV в. до н. э., хотя считается, что особые возможности для развития они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось рабовладение. Формировались феодальные отношения в их особом, "восточном", варианте. Серьезные трансформации шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства.
Философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал учение, целью которого было сделать государство идеальным, основанным на твёрдых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.
- Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков стали государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества. По сути средневековый период истории Китая можно назвать конфуцианской цивилизацией.
Фильм “Небесный мандат Конфуция” ( вырезать фрагмент с 6:33 до 8:18)
Первой конфуцианской империей Китая стало государство династии Хань с 206 г. до н.э.
Ее основателем был крестьянин Лю Бан, один из вождей восставших. Новая династия Хань вновь объединила страну, отменила многие казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские нормы; ставка была сделана не столько на насилие, сколько на моральные принципы и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую полосу упадка.
В III в. Китай распался на три самостоятельных государства. Правда, в конце III в. была предпринята попытка вернуться к централизации, но новой династии Цзинь удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий.
В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севере страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками. Они довольно быстро китаизировались, перенимая местную культуру, обычаи и систему управления.
Следующий этап централизации был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в.
Эпоха истинного расцвета Китая связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало X в.) и династией Сун (X-XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и особенно поэзия.
Правление Сунской династии закончилось трагически для Китая, пережившего новую волну вторжения кочевых племен. В течение XIII в. империя была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280- 1368). Экономика страны в ходе долгих войн (Китай сопротивлялся монголам около 40 лет) была разрушена, ирригационные сооружения, от которых зависело сельское хозяйство, не ремонтировались, огромное число китайцев было обращено в рабство.
Хотя монголы довольно быстро стали ассимилироваться, недовольство их правлением возрастало. Древняя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV в. превратилась в тайное общество, объединила восставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник буддийского монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев, разгромил монголов и в 1368 г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин (Свет).
Минское правительство сумело восстановить экономику страны; было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возможности продвигаться вверх по иерархической лестнице. Но в конце XVI в. последовал очередной кризис, закончившийся весьма драматично: в начале XVII в. небольшое племя маньчжуров стало набирать силу и, объединившись с соседними племенами, повело вооруженную борьбу с Китаем, и во второй половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземная династия Цин. Маньчжуры со временем удивительно органично вписались в структуру китайской империи и конфуцианскую культуру. Очевидно, именно в этом была причина долголетия династии, которая просуществовала вплоть до начала XX в.
Изобретения Китай впервые стал печатать книги. Текст вырезали на деревянных досках ,затем иероглифы покрывали краской и делали оттиск на бумаге. В 11 веке в Китае изобрели наборный шрифт, но нужно было изготавливать тысячи иероглифов, поэтому набор не прижился. В 8 веке в Пекине стала выходить ежедневная газета «Столичный вестник» Печатная страница. 10 век.
Изобрете-ния Китайцы изобрели порох, который вначале использовался для организации фейерверков, а затем он нашёл применение в военном деле. Изобретения Китайцы придумали компас. Компас изготавливали из самых необычных материалов, даже из дерева Купцы, имея этот прибор, безошибочно находили дорогу среди песков и на море.
Художественные ремёсла Китайцы изобрели фарфор, из которого делали посуду. Для изготовления фарфора использовали особую глину. Поэтому керамика получа-лась или белой, или матовой. Китайские мастера расписывали фарфор голубыми и черными красками, используя любимую графику. Посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день»
Индия в средние века
Индийское Средневековье начинается с империи Гуптов, пришедшей на смену Кушанской. Империя Гуптов просуществовала на севере Индии с 4 по 6 век. В Европе это время распада Западной Римской империи и возникновения первых варварских королевств. Таким образом условная нижняя граница индийского Средневековья совпадает с началом западноевропейского Средневековья.
Держава Гуптов была самой большой среди нескольких самостоятельных государств благодаря деятельности раджи Чандрагупты Это было для того времени развитое государство культурно и технически. Но наместники провинций все меньше подчинялись верховной власти и это стало причиной начала раздробленности и превращения наместников в независимых о махараджи князей. Последним правителем державы Гуптов, при котором страна еще сохраняла свое единство был Бханугупта, правивший в VI в. В его правление Гупты уже вели войны с эфталитами, которые вторглись из Центральной Азии. В итоге этого вторжения государство Гуптов пало. С этого времени вплоть до мусульманских завоеваний Индия была раздроблена. На ее территории непрерывно создавались государства, ожесточенно боровшиеся друг с другом и быстро распадавшиеся. Каждое из них делилось на вполне автономные княжества, которые тоже враждовали между собой.
Образование мусульманских государств на территории Индии - Делийского султаната (1206- 1526) и империи Великих Моголов (1526 г. - ХVIII в.) - внесло изменения в социально-экономическую и политическую жизнь Индии. В эту эпоху возросла централизация, укрепился бюрократический аппарат, открылись большие возможности для развития феодальных отношений, так как значительная часть государственных земель отдавалась воинам и чиновникам за службу, более совершенной стала система взимания налогов. Однако фундамент индийской цивилизации оказался достаточно прочным: как только мусульманские государства распадались, начиналось возвращение к прежним формам жизни. И немалую роль сыграла здесь индийская община, пронизывающая всю социальную структуру Индии (своего рода вариацией сельской общины были профессиональные корпорации купцов и ремесленников в городах). Придавая большую внутреннюю устойчивость цивилизации, община оставалась силой, сдерживающей, тормозящей развитие индийского общества. .
На рубеже 10-11 веков в Северную Индию из центральной Азии и Афганистана вторглись мусульманские войска под командованием Махмуда Газневи Он разграбил и присоединил эти земли к государству Газневидов. Раджи за долгие столетия после распада государства Гуптов, привыкшие к самостоятельному правлению, не могли собрать против Газневидов единой коалиции и оказались завоеванными. Некоторое время столица Газневидов находилась в Лахоре.
В начале 13 века из владений мусульман на севере Индии Образовалось государство со столицей в Дели – Делийский Султанат.
Общественное устройство Делийского султаната было результатом социального синтеза - взаимодействия индийских и мусульманских традиций. Основание социальной пирамиды - индийская община - осталось неизменным, крестьяне сохранили свой образ жизни и свою религию, индуизм. Государственно-правовая надстройка султаната соответствовала мусульманским государственным традициям. Вся земля считалась принадлежащей государству, и крестьяне-индусы были обязаны платить поземельно-подушный налог ("харадж-джизью"), составлявший до четверти урожая. Большая часть земель ("халиса") находилась в непосредственном ведении правительства и налоги с этих земель шли в казну султана. Другая часть выделялись эмирам и воинам с правом сбора налогов; эти пожалования ("икта") давались на условиях службы и формально не наследовались - но фактически часто передавались по наследству. Так же как во всех мусульманских странах, небольшая часть земель находилась во владении религиозных учреждений ("вакф") или частных лиц ("мульк").
Помимо воинов, получивших "икта", армия султана включала гвардию, состоявшую из рабов-гулямов, а также ополчения перекочевавших в Индию тюркских и афганских племен. Так же как египетские мамлюки, делийские гулямы неоднократно возводили на престол своих командиров, эмиров и маликов, - почти все султаны Дели происходили из предводителей гулямов. .С середины 14 века от султаната одна за другой отделялись независимые области.
Окончательный удар Делийскому султанату нанесло в 1398 году вторжение войск Тимура – правителя Самарканда из Средней Азии. Правители двух последних династий Делийского султаната являлись ставленниками тимуридов. Конец их господству и существованию Делийского султаната был положен в 16 веке Бабуром, тюрко-монгольским правителем. Он разгромил армию последнего делийского султана и основал государство, получившее название империя Великих Моголов.
- «Средневековая Индия»
В ХVI веке в Индию со своими войсками пришел тимурид Бабур. В 1526 году была основана империя Великих Моголов.
Карта “Великие моголы” Иллюстрация “Великие моголы
На иллюстрации - первые шесть правителей династии Великих Моголов. Они показаны на миниатюрах в индо-исламском стиле, большей частью прижизненных. Слева направо, начиная с верхнего ряда: Основатель династии Бабур; Второй император Хумаюн, который чуть не потерял империю; Третий император, проводивший политику толерантности ко всем своим подданным и укрепивший империю – Акбар; Четвертый император и отец Шах-Джахана – Джахангир; Пятый император - строитель Тадж-Махала Шах-Джахан; Шестой император и сын Шах-Джахана и Мумтаз, круто изменивший просвещенную терпимую политику Моголов, фанатичный мусульманин - император Аурангзеб, заточивший отца под арест.
Фильм “Великие моголы “ (вырезать музыку)
Арабский мир в V - XV вв.
Исламская цивилизация - одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в VII в. н. э. Колыбелью исламской цивилизации, впоследствии расширившей свои границы и охватившей множество государств, была Аравия.
Большая часть огромного Аравийского полуострова, площадь которого равна четверти Европы, - это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природными условиями областей. На юго-западе полуострова протянулся Йемен с плодородными землями, богатой тропической растительностью, высокой плотностью населения, которое издавна жило с полеводства и садоводства. Середина полуострова - Неджд("Плоскогорье") - огромное, засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодца. Длинная полоса вдоль Красного моря - Хиджаз ("Граница") - пригодна разве для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.
Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, превратились в города - Мекка, Ятриб и др. Особенно большое значение имела Мекка, что возникла в главном месте остановки караванов. Ее обитатели жили в больших каменных домах. Ежегодно в Аравии, весной, на четыре месяца прекращались войны, разбойничьи нападения и устанавливался всеобщий мир. В настоящее время все арабы могли посетить главное святилище Мекки - Каабу(В переводе с арабского "Куб"), в стену которого было вмурованчерный метеорит. Одновременно в городе устраивались различные соревнования и большая ярмарка.
Природные условия Аравийского полуострова привели к тому, что большинство арабов были кочевниками -бедуинами("Жителями пустыни"), которые разводили коз, овец и верблюдов.
-
- В VI-VII веках первобытнообщинный строй у бедуинов начал распадаться. Знать, обладавшая огромными стадами верблюдов, захватывала лучшие пастбища, водопои, наиболее плодородные земли возле оазисов. На этих землях она заводила табуны лошадей - знаменитых арабских скакунов. Основная же масса бедуинов и оседлых земледельцев влачила полуголодное существование.
В VII веке объединяющей силой для арабских племен стало рождение новой религии, что коренным образом изменило судьбы арабов Почти одновременно с рождением ислама начала складываться арабская цивилизация.
Первыми в пророчества Мухаммеда уверовали его жена, двоюродный брат Али и именитый купец Абу Бекр, оказывавший основателю новой религии огромную поддержку. Преследования со стороны язычников заставили Мухаммеда и его приверженцев в 622 г. бежать из Мекки в Ясриб. Это событие получило название хиджра и стало началом мусульманского летоисчисления. В Ясрибе, переименованном в Медину, сложилась община мусульман.
В 630 г. Мухаммед одержал победу над своими противниками и торжественно вступил в Мекку. Вскоре все арабские племена стали исповедовать новую религию. В результате в Аравии возникло единое мусульманское государство.
Исламское государство было теократическим – пророк Мухаммед объединил в своем лице и светскую, и духовную власти. Важнейшую роль в жизни мусульман начал играть шариат – комплекс религиозных, нравственных, юридических и бытовых правил, предначертанных самим Аллахом и поэтому неизменных. Именно ими должен руководствоваться в жизни правоверный мусульманин.
Еще при жизни Мухаммеда арабы начали завоевательные походы: подчинили весь Иран, захватили принадлежавшие Византии Сирию, Палестину и Египет, добровольно сдался Иерусалим.
После смерти Мухаммеда в 632 г. во главе мусульман встали выборные халифы, между которыми началась борьба за власть. После смены нескольких халифов в арабском государстве началась смута, во время которой халиф Али был убит (661 г.). Его мученическая смерть привела к расколу мусульманской общины. Последователи Али – шииты - считали, что новым халифом может стать только его потомок.
Мусульман, последовавших за новым халифом Муавией, стали именовать суннитами. Наряду с Кораном сунниты признают Сунну – сборник изречений пророка Мухаммеда и рассказов о его жизни.
Основателю династии Омейядов (661-750) Муавии удалось сделать власть халифов наследственной. Столицей Арабского халифата стал сирийский город Дамаск. Продолжились завоевательные походы в Индию, Среднюю Азию и на запад Северной Африки. Мусульмане укрепились на Пиренейском полуострове, создав там в 929 г. могущественный Кордовский халифат. Возник обширный мир ислама.
Местное население на захваченных территориях довольно быстро исламизировалось, чему способствовала экономическая политика халифов: мусульмане платили в казну только десятину, а те, кто сохранял свою веру, - высокий поземельный налог (от одной до двух третей урожая) и подушную подать. Воины-арабы, бывшие бедуины, расселялись на новых местах, а вслед за ними приходили арабы-горожане, носители довольно высокой культуры. За счет смешанных браков активно шла арабизация пестрой по этническому составу цивилизации.
Вершины могущества Арабский халифат достиг в VIII в.
В середине VIII в. в результате восстания к власти в халифате пришла династия Аббасидов. Возник разветвленный чиновничий аппарат, а новая столица Багдад превратилась в один из крупнейших городов мира.
- Видео«АРАБЫ»
Однако огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, оказалась весьма непрочным образованием. Только что созданная государственность не обладала силой, которая позволила бы сплотить в единое целое разнородные в экономическом и культурном отношении регионы. Централизованная власть ослаблялась борьбой различных группировок за политическое первенство.
В IX в. власть халифов стала ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, и его территория неумолимо уменьшалась.
В X в. халиф потерял светскую власть, оставшись лишь духовным главой мусульман-суннитов. Арабский халифат распался на независимые мусульманские государства.
- На месте распавшегося халифата появились со временем и более крупные и мощные государственные образования. В XVI в. было положено начало державе Сефевидов в Персии и государству Великих Моголов в Индии. Преемницей Арабского халифата считала себя могущественная Османская империя, которая продолжала вести завоевательную политику и являлась серьезной угрозой европейским странам вплоть до XIX в.
Мусульманская культура, объединившая разные народы, имела глубокие корни. Арабы многое заимствовали из наследия Междуречья, Ирана, Египта, Малой Азии. Оказавшись талантливыми учениками, они усвоили многие знания народов этих стран и передали другим народам, в том числе европейцам.
Мусульмане ценили научные знания и старались применять их на практике. При дворе халифов возникали «Дома мудрости» - своеобразные академии наук, где ученые занимались переводами на арабский язык сочинений авторов из разных стран: Аристотеля, Платона, Архимеда и др.
Ученые мусульманского Востока большое внимание уделяли изучению математики и астрономии. Торговля и путешествия сделали из арабов знатоков географии. Из Индии через арабов в европейскую науку пришла десятичная система счета.
Значительных успехов арабские ученые достигли в медицине. Наибольшую известность получили труды жившего в конце X – начале XI века врача Ибн-Сины (в Европе его называли Авиценной).
На арабском и персидском языках создавались выдающиеся поэтические произведения. Без имен Рудаки, Фирдоуси, Низами, Хайяма и других мусульманских поэтов невозможно представить мировую литературу.
На мусульманском Востоке широкое распространение получило искусство каллиграфии – замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова. Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска – сложный линейно-геометрический узор.
В результате возникновения ислама и завоеваний арабов-мусульман на Востоке сложилась новая, динамично развивающаяся исламская цивилизация, ставшая серьёзным соперником западноевропейской христианской цивилизации.
14 величайших открытий мусульманских ученых
Глоссарий
- Абсолютизм. Абсолютизм в полит. смысле есть форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII столетий господствующею государственною формою, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров.
- Вассалитет (vassalité f., нем. Vasalität). Система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сюзеренов).
- Гуманисты. Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом. Г. были носителями идеологии нового буржуазного общества, которое они обслуживали в качестве ученых, публицистов, историков, чиновников, поэтов. Одной из своих основных задач гуманисты считали реабилитацию, «возрождение» классической культуры, вследствие чего вся эпоха получила название: «Эпоха Возрождения».
- Реформация – социально-политическое движение против феодализма в Зап. Европе в XVI в., принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.
- Эдикт (лат. edictum — объявление, от edicere — объявлять) — нормативный акт.
Полезные ссылки
Библиография
- Бартольд В.В. Сочинения. В 9-ти т. М., 1963-1977.
- Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в XIII-XVI веках. М., 1982.
- Борис Чичерин. Политические мыслители. От Древнего мира до эпохи Возрождения: Либроком; 2010.
- Владимир Мокрынин. Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана: портал История Кыргызстана и кыргызов. // Доступно: http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1516
- История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. — 4-е издание. — М: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003.
- class="biblio"|
- Поляк, А.Н. Маркова. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
Средние века явно не имеют очень хорошую репутацию и известны массовыми казнями, невежеством, болезнями и войнами. Подобный образ сложился благодаря Голливуду, и сегодня люди верят во множество ложных «фактов», связанных со Средневековьем.
На самом деле, это не так. Хотя Голливуд определенно постарался растиражировать в своих фильмах эту идею, многие из наиболее влиятельных университетов в истории (Кембридж, Оксфорд) и мыслителей (Макиавелли, Данте) появились как раз в Средневековье.
После падения Рима европейская культура и экономика рухнули в пропасть, и так было вплоть до итальянского Возрождения. В это многие верят, и именно поэтому Средние века также называют Темными веками. Хотя, на самом деле, первоначально этот термин был использован историками, которые подразумевали то, что им почти ничего не известно о данном периоде, поскольку у них не было сохранившихся записей той эпохи.
Даже в Средневековье так считали далеко не все. Хотя наука и образование в значительной степени финансировались церковью, были и ученые, которые выдвигали теории, что она круглая.
Хотя находились люди (в основном, церковники), которые продолжали утверждать подобное, были и другие. К примеру, Коперник развенчал эту теорию задолго до Галилея.
Естественно, Средние века не были свободными от насилия, но не существует никаких доказательств, что именно этот период времени был более жестоким, чем другие периоды в истории.
Да, тогда нелегко было быть крестьянином. Но, вопреки распространенному мнению, они имели время и на досуг. Шахматы и шашки пришли именно с того периода времени.
Это утверждение близко к истине. На самом деле, даже у замков были соломенные крыши. Но это, отнюдь не дырявая куча как попало сваленной соломы.
Конечно, были голода, засухи и т.д., но опять же, они есть и сегодня. На самом деле, можно утверждать, что сегодня от голода умирает больше людей, чем в Средние века, просто потому что сегодня живет несравнимо больше людей.
Похоже, не многое изменилось с тех пор. Смертная казнь и поныне есть в Соединенных Штатах, Китае, Северное Корее, Иране и т.д. Изменился просто метод казни, которая стала немного гуманнее.
На самом деле, нет. Все высшие учебные заведения, о которых шла речь ранее (те же Оксфорд с Кембриджем) были основаны Церковью.
Естественно, думать, что все рыцари были одинаковыми, это уже глупо. На самом деле, дворянам даже пришлось принять фактический «кодекс рыцарства» в XIII веке, чтобы заставить рыцарей, находящихся не на войне, вести себя, не как пьяные студенты.
Это, конечно, правда, что средняя продолжительность жизни была ниже и действительно составляла 35 лет. Но она была таковой из-за огромного уровня детской смертности. У того, кто дожил до 20, были хорошие шансы дожить и до 50.
На самом деле рога появились на изображениях скандинавских художников XIX века, которые хотели таким образом придать викингам свирепый внешний вид.
Иногда это действительно было так. Но деревянные столовые приборы, в частности, вилки, появились в Италии ещё в XI веке.
Естественно, самолетов тогда не было. Но ноги никто не отменял. Чего только стоит пресловутый Шелковый путь. Миграции и переселение были довольно распространенным явлением.
Стоит отметить, что из Средневековья до наших дней дошло много традиций и обрядов. Один из них - фестиваль горящих бочек в Англии
Издательство «Самокат»
Популярная английская писательница XIX века бесхитростно рассказала в своей книге историю девятилетнего мальчика, который после смерти отца становится герцогом Нормандским. Он должен выполнять наказ отца — проявить милосердие к обидчику и простить его. Однако законы X века, в котором происходят эти события, требуют мести и кровавой расправы. «Маленький герцог» — история о становлении личности и победе вечных ценностей над глупостью и злом. Перу Шарлотты Янг принадлежит более 160 произведений (у нас многие знают «Историю Германии для юных»), а одним из преданных поклонников её творчества был Льюис Кэрролл.
Издательство «Нигма»
Свой сатирический роман Твен написал в 1889 году, но советские читатели узнали о нём гораздо позже. История фантастических приключений «попаданца» Янки в мире рыцарского Средневековья была переведена Николаем Чуковским лишь 1949 году и тут же вошла в золотое собрание сочинений. Перемахнув на 13 веков назад, главный герой, испорченный цивилизацией, пытается поделиться её достижениями с феодальным обществом. Это провоцирует ряд комичных ситуаций, которые на самом деле оказываются не такими уж и забавными. Точно так же, как и сам Твен оказывается не тем добродушным дядюшкой с пышными усами, а довольно злым и циничным сатириком, которому «иногда хочется повесить весь род человеческий, чтобы положить конец этой комедии».
Издательство «Эксмо»
Когда Стюарт задумывала этот цикл, она и близко не представляла, какой труд ей предстоит. «Сага» по сути — результат скрупулёзной работы с историческими источниками, от книг Томаса Мэлори до средневековых манускриптов. Несмотря на название, в центре произведений стоит не сам Артур, а его верный помощник и наставник — Мерлин. Из первых книг цикла можно узнать историю его рождения, взросления и обретения великого дара, которые вплоть до мельчайших деталей описаны Стюарт с исторической точностью.
Издательство «Нигма»
Первый роман Скотта, действие которого разворачивается за пределами Шотландии, был опубликован как анонимное произведение, с припиской «от автора „Уэверли“». Таким образом писатель хотел повысить популярность произведения и, как это принято говорить сегодня, увеличить продажи. Но совсем скоро стало ясно, что в маркетинговых уловках нет никакой необходимости: весь тираж в 10 тысяч экземпляров был полностью распродан за первые две недели. Шотландский волшебник, как называл Скотта сам Пушкин, блестяще описал события XII века, когда вернувшийся из Крестового похода бедный рыцарь Айвенго отстаивал свою честь и завоёвывал любовь Прекрасной Дамы.
Издательство «Рипол-классик»
Среди десятков интерпретаций истории Артура и его окружения пенталогия Уайта как нельзя лучше подходит для знакомства с миром рыцарского Средневековья. Каждый роман из цикла — не просто очередной этап жизни Артура, а история взросления, триумфальный путь будущего короля от маленького оруженосца ко взрослому мужчине. Уайт сумел создать мир, в котором торжествуют детская вера в чудеса, любознательность и наивность, а переводчик Сергей Ильин бережно сохранил все это волшебство в русскоязычной версии цикла. Кстати, эта книга легла в основу диснеевского мультфильма «Меч в камне».
Издательство «Азбука»
Несмотря на то, что славу английскому писателю принёс Шерлок Холмс, Дойл неоднократно признавался, что именно «Белый отряд» его любимое произведение. В основу сюжета романа лёг реальный эпизод из истории феодальной Англии, когда в 1366 году, воспользовавшись затишьем в Столетней войне, добровольцы и наёмники начали организовывать отряды по всей стране. «Белый отряд» — не только мастерское описание быта и нравов средневековой Англии, но и попытка возродить интерес к рыцарству, о котором к тому времени уже успели порядком позабыть.
Издательство «Мещерякова ИД»
Роман Стивенсона условно ещё можно отнести к рыцарскому: события, описанные в «Чёрной стреле», происходят сразу же после окончания Столетней войны, когда Англия становится полем кровавого боя между Йорками и Ланкастерами. Восемнадцатилетний Ричард Шелтон, оставшись без отца, попадает в сплетение заговоров и интриг, переживает первую влюблённость и совершает подвиги ради восстановления справедливости и спасения своей любимой. Роман стоит читать в классическом переводе Чуковских — дореволюционный перевод Репиной сегодня кажется не слишком изящным и попросту скучноватым.
Издательство «АСТ»
Первый опубликованный роман фантаста — вариация на тему приключений «попаданцев», в роли которых оказываются избранные подростки. Сюжет отдалённо напоминает «Повелителя мух», хотя Лукьяненко признаётся, что не был знаком с творчеством Голдинга до написания «Рыцарей». А вот с Владиславом Крапивиным, который тоже писал фантастические повести о подростках, Лукьяненко будто бы начинает спорить, поднимая в «Рыцарях» непростые вопросы. «Откуда берёт начало детская жестокость?», «Так ли невинны и безобидны дети от природы?», «Зачем нам война?» Роман был номинирован на несколько престижных литературных премий и переведён на немецкий язык.
Издательство «Самокат»
Не роман, конечно, но тоже очень важная книга, в которой собраны стихи о рыцарях и их приключениях. Писательница Марина Аромштам пишет, что стихи эти сродни рыцарской балладе, написанной новым литературным языком. Хоть книга и отмечена маркировкой 0+, читать её с ребёнком стоит не раньше 5-6 лет: слишком уж кровожадные попадаются на страницах стихи и иллюстрации.
Издательство «Шиповничек»
Качественно и невероятно красиво отрисованные комиксы по мотивам оригинальной истории канадской писательницы Анн Робийар. Дети со сверхспособностями, собравшись в Королевстве Изумруда, готовятся отразить нападение насекомоподобных пришельцев. Внутри многотомного издания волшебная карта, путеводитель по главным героям и другие визуальные фишки, которые могут пробудить интерес даже у самых равнодушных к книгам читателей.