БИЛИМ БУЛАГЫ

KR

Дүйнөлүк адабият: Мен окурманмын — различия между версиями

(Китептин арасына салынуучу тасма. Аны кантип жасоого болот?)
(О чтении книг за компьютером)
Строка 109: Строка 109:
 
<div class="large-12 left mtop">
 
<div class="large-12 left mtop">
  
===== '''О чтении книг за компьютером''' =====
+
===== '''Копьютерден китеп окуу тууралуу''' =====
  
{{left|[[Файл:Chit9.png|100px|]]}} Благодаря компьютеру и сети «Интернет» вы имеете свободный доступ к огромному количеству книг прямо у себя дома. Ведь не каждый имеет большую домашнюю библиотеку или может позволить покупать себе большое количество книг. Да и в библиотеку не всегда есть время и желание ехать.
+
{{left|[[Файл:Chit9.png|100px|]]}} Компьютер жана «Интернет» тармактарынын жардамы менен үйдө олтуруп алып эле көптөгөн китептер менен таанышууга болот. Ар бир эле адамдын үйүндө бай китепканасы жок же көп сандагы китептерди сатып  алууга мүмкүнчүлүгү болбойт. Китепканага барууга дайыма эле убакыт табыла бербейт же баргың келбей калган учурлар болот.
  
 
{{right|[[Файл:Chit10.png|200px|]]}}
 
{{right|[[Файл:Chit10.png|200px|]]}}
Можно читать книги с кружечкой горячего чая и печеньем или еще чем-нибудь из еды. Но, как правило, читая обычную книгу, её нужно держать руками, т. к. многие книги, особенно новые, имеют свойства закрываться или просто перелистываться. Компьютер в этом плане гораздо удобнее, т. к. остаются свободными обе руки, и только периодически нужно нажимать кнопку, чтобы перелистнуть на другую страницу.
+
Ысык чай, таттууларды же башка  тамактарды коюп алып окуса да болот. Бирок, китепти кол менен кармап окуу эрежеси бар, б.а. көп китептер айрыкча жаңылары жабылып калат же барактары жылып кетет. Бул жагынан компьютер бир топ ыңгайлуу, б.а. эки кол бош болот, башка баракка өтүш үчүн мезгил-мезгили менен гана басып коёсун.
 
{{left|[[Файл:Chit11.png|150px|]]}}  
 
{{left|[[Файл:Chit11.png|150px|]]}}  
  
У многих сейчас имеется постоянный доступ в интернет, что даёт еще одно преимущество. В тексте часто можно встретить незнакомые слова и, когда попадаются такие слова, не нужно идти, брать словарь и искать это слово просто открываешь Google и сразу находишь его значение.
+
Интернет азыр бардыгыбызга эле жетикиликтүү болуп калды, мунун дагы бир артыкчылыгы бар. Тексттен жаңы сөздөр көп жолугат, мындай сөздөрдү  сөздүктөн издеп отурбай, жөн гана –  Googleду ачып, анын маанисин бат эле таап алсаң болот.
{{right|[[Файл:Chit12.jpg|thumb|350px| ''Окно программы AlReader'' ]]}}
+
{{right|[[Файл:Chit12.jpg|thumb|350px| ''AlReader программасынын терезеси'' ]]}}
  
Часто в книгах попадаются какие-то красивые изречения, которые хотелось бы иметь под рукой. Для этих целей есть специальный текстовый файл, куда можно добавить понравившиеся цитаты. И для этого опять же не надо идти, брать тетрадку и ручку и выписывать это предложение просто открываешь текстовый файл и копируешь его туда.  
+
Көп учурда китептен жазып алгың келген, кооз, канаттуу сөздөрдү жолуктурууга болот. Ушул максатта  жаккан цитаталарды окшуп ала турган тексттик файл бар. Бул сүйлөмдөрдү жазып алуу үчүн дептер, калем сап издеп отурбай тексттик файлды ачып, ал жакка көчүрүп коёсун. Компьютерде отуруп окуган окурмандар эң ыңгайлуу программа катары AlReaderди эсептешет (расмий сайт: http://alreader.kms.ru/)
Читатели книг на компьютере считают наиболее удобной программу под названием AlReader (официальный сайт: http://alreader.kms.ru/).
 
 
</div>
 
</div>
 
  <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />
 
  <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all />

Версия 03:55, 25 июня 2018

Сүрөтчү  М.В.Нестеров

Көркөм адабиятты окуунун эмне зарылчылыгы бар? Бул суроого ар кимдин жообу бар экени шексиз. Илимпоздор ар бирибиздин келечегибиз китеп окуу менен тыгыз байланышта деп эсептешет. Кантип? Чыгармада түшүнүксүз, бейтааныш нерселер толтура да? Эмне себептен улуу немец акыны Иоганн Вольфганг Гете 80 жашка чыгып да, чындап окуганды өздөштүргөн жокмун деп айткан?

Мына ушул жана башка суроолорго аталган бөлүм жооп табууга көмөктөшөт.


Азыркы мезгилде адамдар чындап эле абдан көп окушат.Эсепсиз кабарлар, жаңылыктар, Интернеттеги сүйүктүү блогдор…Бирок китепти эч нерсе алмаштыра албайт. Так мына ушул китеп окуу адамды өнүктүрөт, башка эч бир жол-ыкма китептей жардам бере албайт. Китеп окуу – улгайган кезде да жандуу эс-акылды сактап калуунун универсалдуу ыкмасы болуп саналат. Сөздү ойдогу образдарга которуу когнитивдүү функцияларга таасирин тийгизет.Окуп жаткан учурда сөз байлыгың кеңейип, эске тутууң жакшырып, өзүң да кызыктуу баяндамачыга айланасың.

Самые переводимые авторы


Окурман деген ким?

Сүрөтчү  Даниэл Зекин
Окурман — китеп окуган, чыгарма окуу менен алектенген адам.
(С.И. Ожеговдун сөздүгү боюнча)

Китепти ар бир сабаттуу адамга түшүнүктүү деп ойлойбуз … Тилекке каршы андай эмес. Эмне себептен?

Себеби чыныгы окурман өзүнүн көңүлүн төшөп, өзүнүн бүткүл жан дүйнөсүнүн мүмкүнчүлүктөрүн жумшап, ал китепти түшүнүү үчүн зарыл болгон рухий байлыгын багыттай алат. Чыныгы окуу басылып чыккан сөздөрдү аң сезим аркылуу өткөрүү эмес, ал кунт коюп көңүл төшөөнү, автордун үнүн чындап укусу келген каалоону талап кылат. Бир гана акыл жана курулай элестетүү окуу үчүн жетишсиз. Жүрөк менен сезип-туюп, жүрөктөн кабыл алуу керек.

(Е. Ильин, философ).

Белгилүү жазуучу Владимир Набоков АКШда окутуучу болуп иштеп жүргөн учурунда студенттерине чыныгы окурманды аныктоо үчүн тест сунуштачу экен — окурманга он аныктама берип, алардын ичинен «чыныгы окурманды» тандап алуусун тапшырчу. Сунушталган аныктамалардан өзүңөргө туура келгенин тандап алгыла.


Аныктамалар болжол менен төмөнкүдөй болгон:

  • Окурман – бул китеп сүйүүчүлөр коомунун мүчөсү.
  • Окурман өзүн адабий чыгарманын каарманына салыштырат.
  • Окурман социалдык-экономикалык аспектиге көңүл топтоосу зарыл.
  • Окурман окуялары жана диалогдору бар чыгарманы жакшы көрөт.
  • Окурман адегенде экрандан көрүп, анан барып китеп менен таанышат.
  • Окурман жаңы баштаган автор болушу керек.
  • Окурмандын элестетүүсү өнүккөн болуш керек.
  • Окурманга эске тутуу керек.
  • Окурмандын сөз байлыгы бай болушу зарыл.
  • Окурман искусствону сүйүшү керек.
Icon.png

Адабиятка таланттуу жазуучулар сыяктуу, таланттуу окурмандар да керек. Чыныгы образ, чыныгы окуяларды, чыныгы сөздү издеп өзүнүн бүткүл жан дүйнөсүн толгонткон учурда так мына ушул таланттуу, сезгич, чыгармачылык кыялдануулары бар окурмандарго автор таянат. С. Я. Маршак

Icon.png
Окуу – бул али эч нерсе эмес. Эмнени, кантип окуу – башкы иш мына ушул. К. Д. Ушинский


Icon.png
Жакшы китептерди шашпастан, кылдаттык менен окуп, эмне жазылгандыгын сезип окуш керек. Г. Торо


Icon.png
Жазуучу китептин жарымын гана жазат, калган жарымын окурман жазат. Д. Конрад


Icon.png
Ойлонуп окуган окурман үчүн китеп окуу чочун адамдын ой жүгүртүү образын билип, түшүнүп, анын жан дүйнөсүнө үңүлүп, аны менен достошууга аракет жасоо. Г. Гессе


Icon.png
Окуу – эч нерсе эмес. Аңдап окуу бир нерсе. Аңдап, сезип окуу — жетишкендик.. А. С. Пушкин


Кантип туура окуу керек. 7 маанилүү кеңеш

  • Chit1.jpg
  • Chit2.jpg
  • Chit3.jpg
  • Chit4.jpg
  • Chit5.jpg
  • Chit6.jpg
  • Chit7.jpg

Кантип туура окуу керектиги тууралуу кеңеш: «Окуганды иш жүзүндө колдонгула!». Антпесе баары текке кетет.



Китеп эмнеден турат
Chit8.jpg
Chit8.jpg

Чыныгы окурман китеп эмнеден турарлыгын, курамы кандай экендигин, ал эмне жөнүндө экендигин биле алат. Ал көптөгөн китептердин арасынан керектүүсүн, кызыктуусун тандап алууну билет. Керектүүнү жаңылбай кантип туура тандап алууга болот?

Көрсө, жөпжөнөкөй экен. Китеп өзү тууралуу өзү бардыгын айтып бере алат. Ал үчүн китептин элементтери менен таанышуу керек (же анын курамдык бөлүктөрү менен), ал бизге тиги же бул китеп эмне тууралуу айтып бере тургандыгын, кызыктуу же кызыксыз экендигин алдын ала билип алабыз.
Видео «Урок информационной культуры»

Видео рассказывает о структуре книги, о функциях каждого ее элемента.

Китептин арасына салынуучу тасма. Аны кантип жасоого болот?

Китеп үчүн жөнөкөй жана ыңгайлуу тасма. Оригами япон тилиндеги «Ору» – сөзү которгондо «бүктөө» жана «ками» – «кагаз» деген сөздөн келип чыкканын билесизби?

Жаңы маалымат технологиялары китептин өнүгүшүнө таасирин тийгизди. Электрондук китептер: окуу китептери, маалымдамалар, энциклопедиялар. Электрондук китеп — электрондук түрдө берилген тексттик маалыматты чагылдырууга арналган компакттуу планшеттик компьютердик куралдардын жалпы аталышы.

Копьютерден китеп окуу тууралуу
Chit9.png
Компьютер жана «Интернет» тармактарынын жардамы менен үйдө олтуруп алып эле көптөгөн китептер менен таанышууга болот. Ар бир эле адамдын үйүндө бай китепканасы жок же көп сандагы китептерди сатып алууга мүмкүнчүлүгү болбойт. Китепканага барууга дайыма эле убакыт табыла бербейт же баргың келбей калган учурлар болот.
Chit10.png

Ысык чай, таттууларды же башка тамактарды коюп алып окуса да болот. Бирок, китепти кол менен кармап окуу эрежеси бар, б.а. көп китептер айрыкча жаңылары жабылып калат же барактары жылып кетет. Бул жагынан компьютер бир топ ыңгайлуу, б.а. эки кол бош болот, башка баракка өтүш үчүн мезгил-мезгили менен гана басып коёсун.

Chit11.png

Интернет азыр бардыгыбызга эле жетикиликтүү болуп калды, мунун дагы бир артыкчылыгы бар. Тексттен жаңы сөздөр көп жолугат, мындай сөздөрдү сөздүктөн издеп отурбай, жөн гана – Googleду ачып, анын маанисин бат эле таап алсаң болот.

AlReader программасынын терезеси

Көп учурда китептен жазып алгың келген, кооз, канаттуу сөздөрдү жолуктурууга болот. Ушул максатта жаккан цитаталарды окшуп ала турган тексттик файл бар. Бул сүйлөмдөрдү жазып алуу үчүн дептер, калем сап издеп отурбай – тексттик файлды ачып, ал жакка көчүрүп коёсун. Компьютерде отуруп окуган окурмандар эң ыңгайлуу программа катары AlReaderди эсептешет (расмий сайт: http://alreader.kms.ru/)



Вдумчивое чтение

Смысл в прочтении любой книги не в том, чтобы ее просто прочитать, а чтобы прочитать вдумчиво и понять идею всей книги. Вдумчивое чтение — это, наверное, самый важный навык, который нужно развивать. И вот почему:

  1. Это помогает понять, зачем мы вообще читаем.
  2. Способствует развитию критического мышления, навыков общения и понимания.
  3. Считается главным аналитическим инструментом при обучении в высшей школе.
  4. Помогает выжить в современном мире, переполненном информацией.

Известный культуролог Д.С. Лихачев пишет: «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение». Его поддерживает и психолог Б. М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним».

А разработчик электронной книги Amazon Kindle Джейсон Меркоски отмечает:

«Существует два вида чтения: поверхностное и глубокое. И вне зависимости от того, какой контент вы потребляете, если вы хотите усвоить его, нужно читать углубленно, проникая в смыслы и считывая нарративы. Мы не должны превращать информацию в нездоровую пищу для сознания. Книги не виртуальная реальность, это простой инструмент, но он требует использования всех возможностей мозга». О вдумчивом чтении можно написать небольшое литературное произведение в формате «даймонд».

Даймонд

Даймонд
Инструменты вдумчивого чтения

Предметные стандарты по литературе включают ряд умений, связанных с вдумчивым чтением, и считаются достигнутыми, если учащийся

  • задает вопросы по тексту и отвечает на них;
  • воспринимает изобразительно-выразительные средства в произведении, поэтические образы и определяет их роль в произведении;
  • подтверждает свое мнение тестом;
  • определяет тему и основную мысль произведения;
  • выделяет в тексте «образные» слова и выражения, морально-этическую и оценочную лексику и объясняет их значение;
  • сравнивает героев разных произведений;
  • связывает прочитанное произведение, изображенные события, героев с примерами из собственного опыта, из других произведений;

Чтобы эти умения выработать, вам необходимо воспользоваться специальными стратегиями чтения. Использование стратегий чтения формирует умения, позволяющие взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом; включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания произведения, заключенную в нем информацию и способы работы с учебным материалом.



Стратегии чтения

Дерево вопросов

Дерево вопросов

Дерево вопросов поможет вам построить диалог с текстом и автором и сформулировать вопросы для глубокого чтения и понимания произведения.

Первый шаг к пониманию – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Думая, человек спрашивает и отвечает. Лучший способ понимания - это самостоятельная постановка вопросов к тексту. «Правильно читать» – значит уметь задавать себе и персонажам простые, но важные вопросы. «Почему он так поступил? Смог бы я так же?» Если это получается, значит, вы состоялись как читатель.

Простые вопросы. Это вопросы, которые начинаются с вопросительных слов: «КТО...? КОГДА...? ЧТО...? ГДЕ...? и др». Ответы на эти вопросы можно найти в тексте в готовом виде, они требуют найти и только воспроизвести прочитанную информацию. Ответ ищите в тексте.

Аналитические вопросы. Это вопросы, которые выясняют различные связи: причину и следствие, сходство и контрастность, временные связи и противоречия. Это вопросы на непонятное (трудно объяснимое), что-то удивительное, неоднозначные объяснения, недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п.: почему…? Как…? Зачем…? Ответ ищите в подсказках и между строк.

Глубинные вопросы. Вопросы на оценку, обобщения, личное восприятие, связь с другими произведениями, личным опытом, реальной жизнью. Это вопросы к глубокому пониманию текста: как соотносится…? Какие ценности…? Что для вас важно? Что было в вашем опыте? Что было в других произведениях? Ответ свяжите с собой, со своим жизненным опытом.

Это способ задавать вопросы для глубокого осмысления  текста
Chit13.jpg

Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Необходимо различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы).

Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Постановка разных вопросов научит вас думать над прочитанным, понимать произведение. Заданный вами вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики вашего уровня погружения в текст, умение анализировать его, видеть проблемы, выявлять глубокие мысли писателя, его ценности.

Если вам необходимо читать вдумчиво, то помогут эти 10 вопросов.

10 вопросов вдумчивого чтения

Двойной дневник

Эта стратегия помогает вести диалог с автором: выбрать из текста то, что затронуло, то, что интересно или спорно; задать вопросы, написать свой отклик на мысли автора, поспорить с ним или поддержать его идеи своими размышлениями, связать их со своим опытом. Это подготовка к обсуждению произведения, мыслей автора, это также черновые записи, наброски для будущего эссе.

Пример двойного дневника
Пример двойного дневника


Кластер и карта мыслей (интеллект-карта)

Это графические организаторы для отображения ключевых понятий, разных сторон произведения: героев, сюжета, композиции, особенностей художественной речи, ценностей. Они могут служить основой для устной презентации или письменной работы по теме. Эти графические организаторы помогут вам при чтении составить рассказ по теме, дать характеристику герою произведения, представить собственное отношение к произведению.

Шаги создания кластера:

  1. В центре запишите ключевое слово. Запишите тему в кружок.
  2. От ключевого слова начертите стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Запишите понятия, ассоциации, идеи и др. в кружках-спутниках ключевого слова.
  3. Установите связи между понятиями в процессе их записи.
  • Пример кластера по произведению  И.С. Тургенева «Муму»
  • Пример кластера  по произведению М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Карта памяти

Карта памяти (интеллект-карта, ментальная карта) – это технология изображения информации в графическом виде, отражающей связи (причинно-следственные, смысловые, ассоциативные) между понятиями.

Интеллект–карта
Схемы «Как создать интеллект-карту»


Схемы «Правила составления интеллект-карты»


Примеры интеллект–карт

  • Пример интеллект-карты по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

    Пример интеллект-карты по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

  • Интеллект–карта по повести И.С. Тургенева «Ася»

    Интеллект–карта по повести И.С. Тургенева «Ася»

  • Интеллект–карта по теме «Роман»

    Интеллект–карта по теме «Роман»

  • Интеллект–карта по теме «Родительский наказ в литературе»

    Интеллект–карта по теме «Родительский наказ в литературе»



Алтын текче

Худ. В. В. Рекуненко


Безмолвствует черный обхват переплета,
Страницы тесней обнялись в корешке,
И книга недвижна.
Но книге охота
Прильнуть к человеческой теплой руке.

Михаил Светлов
Читать полностью

Небрежно рассказ недочитанный кинут,
Хозяин ушел и повесил замок.
Сегодня он отдал последний полтинник
За краткую встречу с героем Зоро.
Он сядет на лучший из третьего места,
Ему одному предназначенный стул,
Смотреть, как Зоро похищает невесту,
В запретном саду раздирая листву.
Двенадцать сержантов и десять капралов
Его окружают, но маска бежит,
И вот уж на лошади мчится по скалам,
И в публику сыплется пыль от копыт.
И вот на скале, где над пропастью выгиб,
Бесстрашный Зоро повстречался с врагом..
Ну, разве покажет убогая книга
Такой полновесный удар кулаком?
Безмолвствует черный обхват переплета,
Страницы тесней обнялись в корешке,
И книга недвижна. Но книге охота
Прильнуть к человеческой теплой руке.


  • Худ. Bernard Scholl

    Худ. Bernard Scholl

  • Худ. Bernard Scholl

    Худ. Bernard Scholl

  • Худ. Сharles Wysocki I Geoffrey Tristram

    Худ. Сharles Wysocki I Geoffrey Tristram

Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги. Метафора «золотая полка» придумана писателем Ю. Олешей. Так он называл место, где стоят любимые книги, к которым человек часто обращается. Это те книги, которые «так написаны, что если вы опоздаете и начнёте читать их взрослыми — вы уже никогда не получите того удовольствия, которое в них заложено именно для вас — оно улетучивается из них по мере вашего взросления». И у каждого человека, который относится к книге серьезно, в течение многих лет собирается своя «золотая полка». Это, быть может, всего десяток-другой книг, но каких книг! (А. Крестинский)

Любимые книги взрослых и детей

Более ста самых известных писателей Великобритании и Америки приняли участие в опросе под условным названием «Писатели выбирают свои любимые книги». ​Среди 125 участников опроса были, в частности, Норман Мейлер (Norman Mailer), Стивен Кинг (Stephen King), Энн Патчетт (Ann Patchett), Джонатан Франзен (Jonathan Franzen) и Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates) В общей сложности писателями было предложено 544 произведения.

Десять величайших писателей всех времён, согласно общему количеству набранных очков:

  1. Лев Толстой – 327
  2. Уильям Шекспир – 293
  3. Джеймс Джойс – 194
  4. Владимир Набоков – 190
  5. Федор Достоевский – 177
  6. Уильям Фолкнер – 173
  7. Чарльз Диккенс – 168
  8. Антон Чехов – 165
  9. Гюстав Флобер – 163
  10. Джейн Остин – 161

Что почитать подростку?



Впечатления, размышления, эссе

Июнь Ли, американская писательница китайского происхождения

…Книга, после которой я почувствовала себя собой, как ни странно, была русской, и прочитала я её, когда ещё жила в Китае, — это «Стихи в прозе» Ивана Тургенева в переводе на китайский…В двенадцать лет я поняла, что это и есть настоящая литература: всё, что происходило со мной позже, было разбужено Тургеневым. Я запоминала стихи в прозе на китайском и могла цитировать их целиком, а совсем недавно перечитала их уже на английском — и во мне снова нежно отзывалось всё пережитое благодаря Тургеневу. Самые лучшие писатели твоей жизни — те, кто не уходят от тебя, когда ты взрослеешь и превращаешься в другого человека. Есть писатели, которых ты встречаешь в жизни всего лишь однажды, есть те, кого ты, как близких друзей, навещаешь постоянно.


А. Крестинский (Книга с «Золотой полки».(О романе Ю.Олеши «Три толстяка»)

  • Иллюстрации М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка»

    Иллюстрации М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка»

  • Иллюстрации М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка»

    Иллюстрации М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка»

  • Иллюстрации М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка»

    Иллюстрации М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка»

  • Иллюстрации М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка»

    Иллюстрации М. Добужинского к книге Ю. Олеши «Три толстяка»

Помню, сестра, давая мне книгу, хмурилась длинно и строго, взглядом подчеркивая, какая это ценность… Я читал книгу в каком-то странном возбуждении. Два чувства боролись во мне: скорей узнать, что будет дальше, и продлить удовольствие подольше. Помню, одно место в этой книге сильно напугало меня. Когда Суок приходит в зверинец освободить Просперо, она видит там страшное существо, потерявшее человеческий облик, похожее на волка. Это ученый Туб, которого давно заточили в клетку по приказу Трех Толстяков. Я стал с этой книгой старше. Я прожил с нею до предела насыщенный кусок жизни, и с тех пор она стала как бы частицей меня самого, а ее герои – близкими мне навсегда. Настоящее искусство делает человека богатым и счастливым. Вот хотя бы эта сказка – как много радости принесла она мне!.. На моей «золотой полке» стоит сказка Юрия Олеши.

М. Цветаева (из книги «Мой Пушкин»)

Худ. Л. Тимошенко (1903–1976)
]

…Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь… Скамейка, на которой они – не - сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались… …Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку… то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах - сделала. И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества. У кого из народов - такая любовная героиня: смелая и достойная, влюбленная - и непреклонная, ясновидящая - и любящая!.

Трейлер к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Oнегин (британский актер Рейф Файнс) и Татьяна Ларина (российская актриса А. Шенгелая)
  • Татьяна на балу

    Татьяна на балу

  • Татьяна

    Татьяна

  • Татьяна в деревне и на балу в Петербурге

    Татьяна в деревне и на балу в Петербурге

  • ПЕГАС

    ПЕГАС

  • Геракл и Денияра

    Геракл и Денияра

  • Кентаврёнок

    Кентаврёнок

  • Нимфы

    Нимфы

  • Встреча Вакха и нимфы

    Встреча Вакха и нимфы

  • Маленький принц

    Маленький принц

  • Маленький принц

    Маленький принц

  • Маленький принц

    Маленький принц

О творчестве этой юной художницы Нади Рушевой спорят и говорят до сих пор. Прожив всего 17 лет, она оставила заметный след в искусстве. Она много читала, и все ее впечатления выплескивались на бумагу: «Я их заранее вижу… Татьяна Ларина, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком; девушкой, которая пишет письмо возлюбленному; дамой, блистающей на балу.

Еще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным. Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных».

В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом.

А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике. Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу»


Көркөм окуу деген эмне?

Vir1.png

Выразительно читать, говорить — это значит, по К.С. Станиславскому, «действовать словами» т.е. воздействовать своей волей (голосом, интонацией, темпом речи) на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.

Различают выразительное чтение прозы (басен, рассказов, сказок, мифов) и стихов.

Как читать сказки, мифы, рассказы, басни?

Каждый жанр имеет определенные нюансы, на которые необходимо обратить внимание при чтении. Это помогает исполнителю искать интонационные варианты для каждого произведения.


Жанр и особенности выразительного чтения

Сказки
Мифы
Рассказы, фрагменты повести, романа
Басни

Сказки

Viraz1.jpg

Примеры

Сказка “Али-Баба и сорок разбойников”

Сказка о мертвой царевне. Сказки А.С. Пушкина

Мифы

Viraz2.jpg

Примеры

Рассказы, фрагменты повести, романа

Viraz3.jpg

Примеры

Басня

Viraz4.jpg

Примеры

Актер театра и кино Алексей Николаевич Грибов читает басню И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»

Григорий Сиятвинда читает басню Ивана Андреевича Крылова «Две собаки»

Как читать стихи

Viraz5.jpg

«Подобно тому, как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении», - говорил индийский поэт Рабиндранат Тагор. Как при чтении прозаического произведения, так и при исполне­нии лирического стихотворения недостаточно просто говорить слова. Само название “лирика” напоминает нам о том, поэтические произведения первоначально пелись под аккомпанемент лиры. Символом поэтического вдохновения считается волшебный крылатый конь Пегас. Его родителями были морской бог Посейдон и горгона Медуза. Конь летал со скоростью ветра. Жил в горах. Ударом копыта о землю Пегас выбил источник Гиппокрена («Ключ коня»), вода которого дарует вдохновение поэтам. По этой причине выражение «оседлать Пегаса» – написать вдохновенные стихи, а в более широком смысле – стать поэтом.

Viraz6.png

В мировой культуре Пегас – это символ вдохновения и покровитель всех творческих людей. Наряду с сочинением поэтических произведений их выразительное исполнение также творческий процесс. Выразительность чтения достигается при помощи выразительной триады: техники чтения, логики чтения и эмоционально-образной выразительности. Главное средство речевой выразительности – интонация произведения. Интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерений автора и осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.

Схема «Компоненты выразительности чтения»


Три взаимосвязанных компонента выразительности
  1. Техника речи. Это владение голосом (тихо-громко, быстро-медленно), дикция, четкое и правильное произнесение звуков, слов, фраз (это техника речи и орфоэпическая грамотность).
  2. Логика речи. Логическая ясность - это постановка логических ударений и соблюдение логических пауз. В стихах для соблюдения ритма паузы ставятся в конце строк, для передачи смысла и логических ударений могут ставиться и в середине. Логическое ударение ставится на слова, несущие ключевое значение. Логическая пауза – выделение голосом слова, нажим голосом на слово.
  3. Эмоционально-образная выразительность – передача настроения, чувств, мыслей автора: здесь – раздумье, а здесь – радость, восхищение, любование, грусть и т.п.


Зачем читать стихи
Viraz8.jpg

Что же такое Стихотворение?

Музыка нашего сердцебиения?

Нашего разума тайное пение?

Танец рассудка и воображения?

Что ты такое, Стихотворение?

Ты - вдохновение ! Ты - озарение !

Вечность, открытая нам на мгновение!

Вместе и тайна, и откровение…

- Да ! - соглашается Стихотворение.

- Все это - я , это я, без сомнения!

Я - вдохновение, я - озарение,

Неповторимое повторение,

Но, добавляет оно еле слышно,

Может, я зря выражаюсь так пышно?

Я – лишь бессмысленная болтовня,

Если читателя нет у меня.

Ты - вдохновенный и озаренный,

Ты - мой читатель, душой одаренный,

Ты мне нужнее, чем сердце в груди.

Жду. Приходи.

Б. Заходер


Черновик стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»

Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Исследователи из Ливерпульского университета (Великобритания), наблюдая за людьми, читавшими сочинения В. Шекспира, У. Вордсворта, Томаса Стернза Элиота и других светил английской поэзии, анализировали, как в это время работает их мозг. Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты.

Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения

Актер и режиссер А.Белый читает стихотворение А.С.Пушкина - "Я вас любил..."в короткометражном фильме


Учимся у хороших чтецов

Чтобы произведение шагнуло со страниц на сцену, необходимо над ним поработать, прочувствовать его. Это творчество – чтение стихов на публику – может быть увлечением. Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. Просматривая видео выступлений чтецов, прослушивая аудиозаписи, можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Советы юным чтецам

Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам.

Советы чтецам
Советы чтецам

Чтобы чтецу сказали: «Какое интересное произведение! Как ты хорошо, красиво читал!», - следует соблюдать ряд рекомендаций.

  • Не забудьте сообщить автора и название стихотворения.
  • Постарайтесь понять содержание и настроение стихотворения.
  • Обратите внимание на знаки препинания.
  • В каждой строке стихотворения определите ключевое слово или словосочетание.
  • Подумайте, где и какая пауза может быть выдержана при чтении.
  • Не забудьте: слушают и то, что вы читаете, и то, как вы читаете.
Четкость дикции

Наталья Козелкова, преподаватель Orator Club, тренер по коммуникации и постановке голоса, диктор и телеведущая, демонстрирует, как исправить и улучшить дикцию. Образцовая речь педагога, практические советы с примерами и упражнениями сделали её мастер-классы популярными.



Глоссарий

Лихачёв Дми́трий Серге́евич (1906-1999) — филолог, культуролог, искусствовед. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
Патетический [тэ]. Страстный, взволнованный, исполненный пафоса. Патетический тон. Патетическая речь. Патетическая симфония.
Проза — это разновидность художественной речи, нестихотворная повествовательная речь.
Рекуненко Валентин Васильевич – украинский художник, пишет картины на сказочные сюжеты.
Триллер (от англ. thrill — нервная дрожь, волнение), особый тип приключенческого фильма, цель которого – вызвать у зрителя волнение, тревогу, страх.
Bernard Scholl – французский художник.
Классика (от латинского classicus – образцовый, первоклассный) – образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Нарратив (от англ. narrative – рассказ, повесть). Способ повествовательного изложения фактов путем описания наиболее значимых событий.
Фэнтези – жанр художественных произведений, в основе которого лежит использование сказочных и мифологических мотивов. В отличие от научной фантастики, не стремится объяснить мир и возможности героев с рациональной точки зрения.

Библиография

  • Джоан Элиот. Мировая литература в инфографике.: Питер. Москва. Санкт-Петербург. Нижний Новгород. Воронеж. Киев-Екатиренбург. Самара. Минск. 2017
  • Бьюзен Т. и Б. Супермышление. – Минск: ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
  • Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы. Журнал «Русский язык» №23/2007. Дата посещения 13.11.2017. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702304
  • Кучма А. О чтении книг за компьютером. Сайт To Tell The Truth. //http://gimrock.blogspot.ru/2012/03/blog-post_15.html. Дата публикации 15 марта 2012 г. Дата посещения 13.11.2017.
  • Любопытные факты о книгах. Сайт SOFTMIXER. Сетевой журнал. Доступно: //http://www.softmixer.com/2014/04/blog-post_14.html Дата посещения 29.10.2017.
  • Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с.
  • Пеннак Д. Как роман: Эссе / Пер. с фр. Н.Шаховской. — М.: Самокат, 2005. — 190 с.
  • Художник Михаил Нестеров. Картины. Сайт: http://www.liveinternet.ru/users/5219213/post286420286//
  • Я – сыщик. Читаем и вчитываемся. Сайт iTrex. Languageservices//Доступно: https://itrex.ru/news/ya-syshchik/

Полезные ссылки

Четкость дикции: Сайт «Ютуб» [Электронный ресурс] // URL: https://youtu.be/heEHPmRDKGE Наталья Козелкова, преподаватель Orator Club, тренер по коммуникации и постановке голоса, диктор и телеведущая. Образцовая речь педагога, практические советы с примерами и упражнениями сделали её мастер-классы популярными. Другие уроки педагога можно посмотреть и скачать для использования, перейдя по ссылке.
Читаем книги на компьютере: Сайт: «To Tell The Truth» [Электронный ресурс] // URL: .// http://gimrock.blogspot.ru/2012/03/blog-post_15.html.
КНИЖНЫЕ ПОЛКИ #1: МОИ САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ КНИГИ: Сайт «Ютуб» [Электронный ресурс] // URL: https://youtu.be/GVpQuAV4hmc
Моя Домашняя Библиотека II Любимые книги x Anthony Uly: Сайт «Ютуб» [Электронный ресурс] // URL: - https://www.youtube.com/watch?v=IvWl1Tj_9F0

О вдумчивом чтении
Chitat1.png
Chitat2.jpg
Chitat3.png
Ваши права читателя


1) Право не читать.
2) Право перескакивать и пропускать скучные места.
3) Право не дочитывать книгу до конца, если она вам не нравится. Бросьте и возьмите другую!
4) Право перечитывать одну и ту же книгу столько, сколько захотите!
5) Право читать что попало.
6) Право читать «запоем».
7) Право читать где попало.
8) Право читать вслух.
9) Право начинать с любого места (вы можете сразу прочитать конец книги).
10) Право молчать о прочитанном.
11) Право делиться своими мыслями и впечатлениями. Главное — получить удовольствие от чтения.

(По книге Д. Пеннак «Как роман». – М.: Самокат, 2005)

Как читать эффективнее?
Chitat4.png

1. Больше книг – хуже
Чем внушительнее размер «кучи», которую предстоит прочесть, тем меньше желания приступать. Лучше всего купить одну-две книги, а после, если будет желание, найти еще что-нибудь интересное.
2. Предварительное знакомство
Прежде чем купить или скачать книгу, не поленитесь посмотреть, о чем она, кто ее автор. Будьте прагматиками: жизнь слишком короткая, чтобы тратить ее на «водичку».
3. На знакомство – 50 страниц
Знаете, ученые доказали, что в первые 15-30 секунд знакомства люди подсознательно решают, какими будут их дальнейшие взаимоотношения. Что-то похожее происходит между читателем и книгой: первые несколько десятков страниц покажут, нужно ли продолжать чтение, или оно того вовсе не стоит.

Chitat5.png

4. Пользуйтесь карандашом
Делайте заметки, подчеркивайте цитаты, и вы действительно получите пользу от чтения книги. Сделайте книгу «вашей» – персонализируйте ее.
5. Каждый день по 20-50 страниц
Если уделять чтению хотя бы час каждый день, за месяц вы сможете прочесть три-четыре книги! А за год получается около 50 прочитанных книг!
6. Разные жанры
Не зацикливайтесь на чем-то одном – так вы избежите пресыщения книгами и, кроме того, неплохо расширите кругозор. Гораздо приятнее общаться с разносторонне развитым человеком.
7. Обсуждение прочитанного
Существует закономерность: мы лучше понимаем прочитанное, если пытаемся передать/объяснить это другому человеку. Делитесь знаниями с друзьями, рассказывайте о книге. Заведите свой блог и делитесь мнением в виде рецензий и отзывов

Памятник великому поэту

В Эфиопии несколько лет назад поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».

7 причин читать книги

1. Развитие интеллекта
Уровень интеллекта у читающих людей в среднем на 10% выше, чем у тех, кто не проводит время за книгами.
2. Развитие воображения
Книги делают нашу фантазию богатой и разнообразной.
3. Расширение кругозора
Читая, мы узнаем о разных культурах, одежде, быте; погружаемся в мир человеческой психологии.
4. Тренировка памяти
Читая книгу, мы запоминаем имена героев, место действия, взаимоотношения между персонажами.
5. Умение мыслить креативно.
Люди, читающие книги, чаще мыслят и поступают креативно
6. Борьба со стрессом
Чтение погружает человека в иной мир. Мы задумываемся над судьбами героев, их поступками и решениями. Это отвлекает от повседневных проблем.
7. Умение замечать прекрасное
Читая, мы становимся более внимательными, терпеливыми, утонченными. Это помогает в повседневной жизни замечать прекрасное, находить поводы для радости.

Шутки о чтении
Chitat6.jpg

Читальный зал. К библиотекарю подходит старшеклассница:
— У Вас художественная литература есть?
— Есть.
— А классика есть?
— Есть.
— А перечислите, пожалуйста, всё, что у Вас есть из классики, а то я забыла, что мне задали прочитать!

Chitatp6.png

12 молодых писателей и поэтов Кыргызстана

В список мы включили только молодых писателей. При этом слово "молодой" используется в формулировке ВОЗ, то есть это люди до 44 лет.


  • Наристе Алиева

    Наристе Алиева
    Писать Наристе начала подростком. Постепенно она начала писать серьезные произведения. Наристе пробовала передавать свое мироощущение с помощью разных жанров: элегия, автоматическое письмо и абстрактно-экспрессивный сюрреализм. В ее произведениях описаны сложные ситуации и грани человеческой жизни. Сейчас она все больше обращается к эпическому жанру и пишет сказки в духе реализма.

  • Асель Аяпова

    Асель Аяпова
    Детский писатель, фантаст. Кажется, она знает секрет, как оторвать детей от гаджетов и привить любовь к чтению. Ее рассказы полюбились не только нашему, но и зарубежному юному читателю. В 2012 году, например, она покорила австрийскую публику "Литературной Вены" в номинации "Литература для детей и юношества". А в 2015-м ее рассказ "Плач Каныкей" победил в местном конкурсе "Война и мир глазами молодых". Через год сказка "Плата за проезд" вошла в число лучших произведений международного конкурса "Сказка сегодня" в Германии. В конце 2016 года сказка "Белый всадник" вышла отдельной иллюстрированной книжкой в Корее.

  • Екатерина Брокколи

    Екатерина Брокколи
    Поэт, блогер. Стихи начала писать еще в школе. Жанр своего творчества характеризует как "словесные картинки", объясняя это тем, что всегда хотела передавать изображения словами. Была включена в список популярных авторов по версии местного литературного сайта tvorchestvo.kg и российского проекта Стихи.ru. В 2018 году планирует выпустить свой первый сборник рассказов и стихотворений "Мир в пальто".

  • Елена Воронина

    Елена Воронина
    Бабушка научила ее печатать на печатной машинке. Это и стало поводом для Елены придумать первую сказку. Писать стихи она начала с десяти лет. А в 20 лет выпустила свой единственный сборник стихов "Нет света без тени", за идею создания которого благодарна своей маме. Сейчас она пишет рассказы, в основном мистику и антиутопии, которые пока не публикуются. Участвовала в четырех литературных конкурсах: "Городские легенды" в 2011 году и "На грани - 2012". В 2013 году организовала литературный конкурс "Наследие". В нем участвовали не только кыргызстанцы, но и писатели из других стран, так что он получился международным.

  • Алтын Капалова

    Алтын Капалова
    Писать Алтын начала в детстве. Профессионально занялась писательством только несколько лет назад. Этой осенью одну из сказок Алтын Капаловой проиллюстрировал корейский художник, после чего книгу перевели на корейский и издали в Корее.

  • Данияр Каримов

    Данияр Каримов
    Писатель-фантаст, журналист. По его словам, пишет исключительно для души. Его рассказы "Статус изгоя", "Вакцина вечности" и "Бутылка" вошли в сборник современной кыргызстанской фантастики "13.00.p.m". А в 2016 году российские издатели отобрали его рассказ "Форс-мажор" в сборник фантастики "Ловчие прошлых жизней". Сейчас Каримов пишет в жанре космоопера, посткиберпанк, постапокалиптика.

  • Ульяна Копытина

    Ульяна Копытина
    Начала писать стихотворения в 15 лет. Как признается сама автор, ничего судьбоносного для этого не случилось, просто писала, потому что не могла не писать. В 2006 году стала публиковать свои произведения в интернете. В 2012-ом ее стихи попали во второй номер журнала «Литературный Кыргызстан». Стала лауреатом двух литературных конкурсов "Золотая табуретка" и "Война и мир глазами молодых". В 30 лет Ульяна перешла на прозу.

  • Юлия Кулешова (Лестада)

    Юлия Кулешова (Лестада)
    Начала писать в 13 лет. Один из первых рассказов был опубликован в детской газете "Ай-Данек". В сентябре 2016 года она стала лауреатом Республиканского фестиваля молодых писателей Кыргызстана. Летом прошлого года в рамках проекта tvorchestvo.kg вышел сборник современной фантастики Кыргызстана, где есть ее рассказ "Город для сталкера". Ее творчество понравится тем, кто неравнодушен к мистике, социальным драмам и сюрреализму.

  • Михаил Левантовский

    Михаил Левантовский
    Поэт. Писать начал в детстве. Позже вел блог на "Дизеле" и отправлял свои работы на литературные конкурсы в Москву, Одессу и Костанай. Но первым большим успехом стало участие в бишкекском фестивале музыки и поэзии "Сны о чем-то большем" в 2011 году, где первый самостоятельно изданный сборник стихотворений молодого поэта был полностью раскуплен. С 2013 по 2015-й покорял топ-листы проекта для современных авторов "ЛитКульт". В ноябре 2016-го выпустил свой второй сборник "Министерство идущего снега".

  • Диана Светличная

    Диана Светличная
    По образованию журналист. Начала писать в третьем классе. В 2010 году победила в конкурсе "Сетевая литература" с циклом рассказов "Желуди в бокале". Дошла до финала центральноазиатского форума Open Central Asia Book Forum с рассказом "Шахноза". Светличная частенько пишет на разных престижных зарубежных площадках, например, в "Снобе".

  • Кристина Убайдуллаева

    Кристина Убайдуллаева
    Кристина написала свое первое четверостишие, когда ей было 9 лет. Это было стихотворение про снегиря. Впервые она выступила со своими стихами в 2002 году, когда ей было 13 лет, на конкурсе, организованном Генконсульством РФ в г. Оше, и заняла I место. По большей части творчество Кристины – это любовная и философская лирика. Принимала участие в Международном фестивале "Благовест", который проводился в Кыргызстане, в номинации "Поэзия" в 2006 году (1-е место) и в 2007 году (2-е место). В августе 2008 года прошла обучение в литературной летней школе Ч. Айтматова на Иссык-Куле. В 2013 году участвовала в Литературном фестивале молодых писателей КР.

  • Артем Хегай

    Артем Хегай
    Артем с самого детства писал страшилки. После первой публикации в газете «Ай-Данек», прошел обучение в летней школе им. Чингиза Айтматова и начал писать в жанрах «фантастика» и «фэнтези». Свою первую книгу, сборник рассказов «Шкатулка с зеркалами», Артем писал 12 лет. Затем рассказы были напечатаны в нескольких столичных журналах, вошли в альманах «Много языков – один мир», а также в сборник «Новые писатели: проза, поэзия, литература для детей, драматургия, эссе».

6 книг, от которых становишься добрее
Есть книги тяжелые и темные, а есть такие, которые словно наполняют тебя изнутри солнечным светом, вызывают улыбку и делают чуть счастливее — а значит, чуть лучше и добрее.
  • Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»

    Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
    Войдите в светлый мир двенадцатилетнего мальчика и проживите с ним одно лето, наполненное событиями, радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых — ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь. Нестареющая классика, которая подарит вам солнечное настроение даже в дождливый день.

  • Элинор Портер «Поллианна»

    Элинор Портер «Поллианна»
    Легко ли видеть в жизни только светлые стороны? Наверное, все же нет: ведь мы все такие взрослые, обремененные кучей проблем и прекрасно знаем, что хорошего много не бывает. Но, если сделать радость игрой, а потом и принципом жизни, возможно, мы сумеем по-другому взглянуть на действительность? История Поллианны — самый настоящий антидепрессант.

  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

    Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    Если вы с ужасом понимаете, что стали слишком взрослыми — перестали смотреть на звездное небо и задавать вопросы, начали измерять жизнь цифрами, разлюбили цветы — перечитайте «Маленького принца». Это одна из тех книг, которые способны вернуть человеку самого себя.

  • Макс Фрай «Чужак»

    Макс Фрай «Чужак»
    Фантастика и мистика, детективный сюжет и сказочные подробности, ироническая пародия и философская притча тщательно перемешаны и щедро сдобрены юмором, который с самого начала стал своеобразной визитной карточкой автора. Обыкновенный трамвай может оказаться средством для путешествий между мирами, а город, привидевшийся во сне, — сногсшибательной реальностью.

  • Фэнни Флэгг «Рай где-то рядом»

    Фэнни Флэгг «Рай где-то рядом»
    Концентрат обычного человеческого счастья ждет вас в романе Фэнни Флэгг. Только что неутомимая Элнер взобралась на фиговое дерево, чтобы собрать сладких спелых плодов, а в следующий миг она уже энергично общается с Господом Богом и обитателями Рая. Между тем на земле без Элнер начинается настоящий переполох. Потрясающе светлая книга о том, что рай действительно рядом — среди людей, которых мы любим.

  • Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней»

    Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней»
    Старик Оттавиано посадил вишневое дерево, которое стало лучшим другом его внуку. И так появилась на свет история о необычном дедушке, который умел слушать растения и верил, что «человек не умирает, пока вишневые деревья продолжают жить для него». Крохотная книга, доказывающая простую мысль: жизнь есть чудо.

Отгадайте писателя с бородой

Отгадайте писателя с бородой-01.jpg