Кыргызская литература: Мастерская писателя — различия между версиями
Msu06 (обсуждение | вклад) (→Тест) |
Msu06 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 111: | Строка 111: | ||
<br clear="all" /> | <br clear="all" /> | ||
<br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | ==Глоссарий== | ||
+ | '''Кассандра''' – в греческой мифологии дочь царя Трои Приама и его жены Гекубы.<br> | ||
+ | '''Луи Арагон''' - известный французский писатель, поэт и критик<br> | ||
+ | '''Раухвергер М'''. – композитор, в 1961 году на основе произведения Ч. Айтматова написал лирическую оперу "Джамиля".<br> | ||
+ | '''Сюжет''' – (фр. предмет, содержание) группа событий, составляющих содержание художественного произведения<br> | ||
+ | '''Элементы сюжета''' – экспозиция, түйүндөлүү, развитие, кульминация, разрешение<br> | ||
+ | '''Конфликт''' -(лат «схватка», «борьба») схватка, борьба, служащая основой для развития сюжета художественного произведения<br> | ||
+ | '''Роман''' – (франц. – первоначально произведение на романских языках) – большая форма эпического жанра лит-ры нового времени. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда – большой объём. <br> | ||
+ | '''Кульминация''' (лат. culmen – вершина) – высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.<br> | ||
+ | ==Адабияттар== | ||
+ | [https://ky.wikipedia.org/wiki Биография Ч. Айтматова.]<br> | ||
+ | [https://ky.wikipedia.org/wiki Портал о Ч. Айтматове.]<br> | ||
+ | История кыргызской советской литературы. – Ф., 1987, 1 том.<br> | ||
+ | Артыкбаев К. Кыргыз совет адабиятынын тарыхы – Ф., 1982<br> | ||
+ | Асаналиев К. Тандалмалар – Ф.: Кыргызстан, 1983<br> | ||
+ | Айтматов Ч. Чыг. 5 томдугу, 1-т., – 1999<br> | ||
+ | Асаналиев К. Шекер айлы жана Аалам.:К-те. Тандалмалар – Ф.,1983<br> | ||
+ | Гачев Г. Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры) – Ф., 1989<br> | ||
+ | Борбугулов М. Адабият теориясы – Б.,1996<br> | ||
+ | Асаналиев К. Тандалмалар – Ф., 1983<br> | ||
+ | Кыргыз адабияты энциклопедиялык окуу куралы – Б.,2004<br> | ||
+ | Шериев Ж., Муратов А. Адабият .Терминдердин түшүндүрмө сөздүгү.<br> | ||
+ | Кыргыз энциклопедиясынын башкы редакциясы. – Б, 1994<br> | ||
+ | http://students.com.kg/archives/342<br> | ||
+ | ==Пайдалуу шилтемелер== | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=SHQA51Vs2Qw Айматовдун Шекер айылы]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=izQSpRXrVF8 Ч. Айтматов менен интервью. 2008, март.]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=feQTj3G6_N0 Ч.Айтматовдун 85 жылы]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=5iftWiF4_3Y&t=47s Кинобаян: «Жамийла».]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=uDk_TOzgAg4 Кинофильм И.Поплавская Жамийла.]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=QhyPHdv6klY Замандаштары Ч.Айтматов тууралуу.]<br> | ||
+ | [http://www.myshared.ru/slide/287646/ «Кылым карытар бир күн романы» боюнча сабактын презентациясы.]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=pVBUAjCdWBA&t=70s Кинобаян: «Бетме-бет» ]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=GdY8qn3W7fU Кинобаян: «Ак кеме»]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=Yye1qzHOMsk Кинобаян «Биринчи мугалим»]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=sbOYqnhPfe0 Кинофильм Б.Шамшиев «Ак кеме»]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=cvipxW2W030 Кинофильм Т.Океев «Кызыл алма»]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=tpZLGkir_yk Кинофильм Д.Садырбаев «Ак баранын көз жашы»]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=_T3mI8lxPgI Кинофильм Д.Садырбаев «Махабат дастаны»]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=OA8KpOExQ8U&t=13s Геннадий Базаров. "Саманчынын жолу" ("Материнское поле")]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=6mf_Zkbvbiw Кинофильм А.Сахаров Перевал («Кызыл жоолук жалжалым» повестинин негизинде]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=Aa-2xROWL5k Кинофильм. А.Йылмаз Кызыл жоолук жалжалым]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=UTr58U_Tv2c Кинофильм А.Кончаловский «Биринчи мугалим]<br> | ||
+ | [http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-kak-ozhivit-personazha Пишем книгу: как “оживить” персонажа.]<br> | ||
+ | [http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-oshibki-pervyx-glav Пишем книгу: ошибки первых глав]<br> | ||
+ | [http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-o-personazhax-obrazax-i-geroyax Пишем книгу: о персонажах, образах и героях]<br> | ||
+ | [http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-kak-sozdat-geroya-ili-elementy-obraza-chast-1 Пишем книгу: как создать героя или элементы образа]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=feQTj3G6_N0 Ч.Айтматовдун 85 жылы]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=cTuYGc7BrR8 Ностальгия. СССРде төрөлгөндөр. Ч.Айтматов (интервью)]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=5knu8HN3OR8&t=84s Ч. Айтматов – Манас биздин руханий байлыгыбыз]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=EfE2R-ydscw Айтматов менен коштошуу]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=EowJETIx5Go Ч.Айтматовдун үй музейи]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=5bjB-4UWx-s «Ата-бейиттеги» Ч.Айтматовдун комплекси]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=QQqAUrW5BCw Айтматов күнү]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=HOBnokaedhk Ч.Айтматов – кыргыз элинин феномени]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=5mTq-yeezw4 Ч.Айтматов кыргыз элинин улуу руху]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=E__I-RASGkI Ч.Айтматовдон кийин]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=VZjrBlqmldA Чыңгыз Төрөкулович Айтматовдун философиясы]<br> | ||
+ | [https://www.youtube.com/watch?v=SHQA51Vs2Qw Айматовдун Шекер айылы]<br> | ||
+ | <br clear=all /><div class="light" style="float:right;>[[#Начало|В начало]]</div><br clear=all /> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> | ||
+ | </div> |
Версия 13:00, 1 июня 2018
Мастерская писателя. Кто такие поэт и писатель? Как создаётся художественное произведение? Где писатель находит слова для раскрытия образов героев или чудесного описания природы? Какие слова он использует? Что необходимо, чтобы стать мастером писателем? Если мы обратимся к этому разделу, возможно, найдём ответы на эти и многие другие интересные вопросы…
Содержание
Что вас ждёт в этом разделе?
В этом разделе мы познакомимся с художественным миром великого писателя Ч. Айтматова. Здесь размещена интересная информация о художественном мастерстве Ч. Айтматова, его творческих поисках, находках, месте писателя в кыргызской и мировой литературе. «Самое трудное для человека – каждый день быть человеком» Ч.Айтматов |
Рассказывает название книги
"Джамиля” повесть, которая принесла известность Ч. Айтматову (1958). Повесть вначале называлась "Мелодия”, На кыргызском языке была опубликована под первоначальным названием «Обон». На русском языке повесть появилась под названием «Джамиля» в журнале "Новый мир” (1958, № 8), под этим названием она стала известна народам мира.
.
Автор вовсе неспроста назвал своё произведение «Мелодия», ведь мелодия играет огромную роль во всём сюжетно-композиционном строении повести, определяя его основную идейно-художественную природу.
Вместе с тем название «Джамиля» по имени главной героини тоже получилось удачным, придавая произведению своеобразие и вызывая интерес читателей.
Название книги играет особенную роль в раскрытии её внутреннего содержания, распространении среди читателей.
Знаете ли вы ««Джамиля” – бестселлер августа. Повесть Чингиза Айтматова “Джамиля” самой крупной сетью Великобритании по продаже книг WATERSTONES признана лучшей книгой августа. Звание лучшей книги месяца присваивается Waterstones новой или могущей в будущем стать бестселлером книге. Знаменитый французский писатель Луи Арагон назвал повесть “Джамиля” – “лучшей на свете историей о любви”. Именно эти слова Арагона британские книгоиздатели выбрали примером при присвоении звания. “Короткая, но великая повесть цветущего Таласа. Входящая в сердце человека повесть, в которой нет ни одного лишнего слова”, – так в 1959 году Луи Арагон впервые оценил произведение молодого Айтматова.
Тест
Выбираем сюжет
Выбор сюжета для произведения – сложный процесс, требующий размышлений, творческих поисков. В этом разделе, наряду с обращением к сюжетам произведений Ч. Айтматова, будем искать ответ на вопрос: Как выбрать сюжет для написания художественного произведения? |
Какие сюжеты можно построить, опираясь на следующие эпизоды?
Перед тобой различные фотографии героев фильмов, снятых по произведениям Ч. Айтматова. С помощью каких сюжетов ты бы отобразил судьбы представленных персонажей в отличие от Ч. Айтматова?
Как можно написать художественное произведение?
1) Если вам на ум пришли какие-то интересные, своеобразные идеи, связанные с будущим произведением, не торопитесь тут же сесть за стол, но и откладывать в долгий ящик не нужно. Правильным будет несколько дней посвятить размышлениям о сюжете, о характерах героев, изображаемых событиях, и потом только приниматься за работу.
2) Результативное начало – ключ к успеху. Прекрасно, если занимательный сюжет, переплетение событий получится безупречным, и ваш труд с первой же страницы захватит читателя.
3) Формула занимательного сюжета: зачин –> развитие событий –> кульминация –> разрешение проблемы. В процессе письма динамика движений и действий должна развиваться постепенно. Сюжет, развёртываемый в тексте, действия и поступки героев должны соединяться с помощью причинно-следственных связей.
4) Сюжет развивается постепенно: изображаемые события должны повествоваться всесторонне, с позиций разных взглядов. Для этого надо использовать несколько героев. В нашем повествовании должен быть не один только план, возможны и другие, параллельные планы.
5) Не забывайте соблюдать порядок представления диалогов, событий и монологов.
6) Избегайте сложных, длинных повествований. Больше динамики!
7) В повествование включайте жизнь и быт, дополняйте свой небольшой художественный мир различными деталями.
8) Добавьте в своё произведение больше занимательности и таинственности. Иногда используйте намёки, не стоит всё раскрывать. Пусть читатель найдёт сам.
9) Ваше произведение должно притягивать внимание читателя: идея, изменения, юмор, внутренний мир героев.
10) Описывайте окружающий мир в многоцветье. Самое предпочтительное – описывайте с позиции главного героя.
11) Не раскрывайте сразу идею произведения. Постарайтесь в действия героев или диалоги ввести намёки, которые дадут возможность читателю самому искать и найти.
Тест
Создаём художественное слово
Художественное произведение появляется в результате каждодневных поисков, неустанного труда. Прежде чем стать всемирно известным писателем Ч. Айтматов пережил много тяжёлых испытаний. Художественный мир, созданный писателем, стал духовным богатством кыргызского народа. |
М. Булгаков "Мастер и Маргарита.
Как можно «оживить» героя?
Описание внешности героя
Внешний вид. Цвет глаз, волос, кожи, вес-рост, строение тела, строение лица, действия и поступки – ходит прямо, опустив плечи. Дополнительные элементы – особенная форма ушей или рта, причёска, очки, родинка, усы и борода, веснушки и т.д.
Внешний вид – это черты. В нашем сознании много стереотипов обращения на эти черты. К примеру, при слове «яблоко» мы представляем образ этого фрукта и его вкус. Описывая внешний вид героя, мы связываем его с основными чертами характера.
Например, маленького роста, полный человек – щедр; прихрамывающий при ходьбе, со шрамом на лице – разбойник или преступник. Мы, выбирая цвет глаз, волос героя, описываем не только свой идеал, но и бессознательно учитываем черты его характера. В то же время, герою со шрамом на лице и тяжёлым взглядом можно дать добрый, справедливый характер, что заставит читателя задуматься.
Верхняя одежда
Обычно, человек выбирает одежду соответственно характеру (повседневную), условиям (сезонную или рабочую), моде, национальным особенностям. Героев своих мы тоже одеваем по этому принципу. Одежда человека, её цвет дают нам первичное представление о его характере, внутренних чувствах и переживаниях.
Каждый человек – потенциальный герой произведения, внутренний мир которого можно изобразить в соответствие с его внешним видом.
Тест
Узнайте, насколько вы любите литературу
Глоссарий
Кассандра – в греческой мифологии дочь царя Трои Приама и его жены Гекубы.
Луи Арагон - известный французский писатель, поэт и критик
Раухвергер М. – композитор, в 1961 году на основе произведения Ч. Айтматова написал лирическую оперу "Джамиля".
Сюжет – (фр. предмет, содержание) группа событий, составляющих содержание художественного произведения
Элементы сюжета – экспозиция, түйүндөлүү, развитие, кульминация, разрешение
Конфликт -(лат «схватка», «борьба») схватка, борьба, служащая основой для развития сюжета художественного произведения
Роман – (франц. – первоначально произведение на романских языках) – большая форма эпического жанра лит-ры нового времени. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда – большой объём.
Кульминация (лат. culmen – вершина) – высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Адабияттар
Биография Ч. Айтматова.
Портал о Ч. Айтматове.
История кыргызской советской литературы. – Ф., 1987, 1 том.
Артыкбаев К. Кыргыз совет адабиятынын тарыхы – Ф., 1982
Асаналиев К. Тандалмалар – Ф.: Кыргызстан, 1983
Айтматов Ч. Чыг. 5 томдугу, 1-т., – 1999
Асаналиев К. Шекер айлы жана Аалам.:К-те. Тандалмалар – Ф.,1983
Гачев Г. Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры) – Ф., 1989
Борбугулов М. Адабият теориясы – Б.,1996
Асаналиев К. Тандалмалар – Ф., 1983
Кыргыз адабияты энциклопедиялык окуу куралы – Б.,2004
Шериев Ж., Муратов А. Адабият .Терминдердин түшүндүрмө сөздүгү.
Кыргыз энциклопедиясынын башкы редакциясы. – Б, 1994
http://students.com.kg/archives/342
Пайдалуу шилтемелер
Айматовдун Шекер айылы
Ч. Айтматов менен интервью. 2008, март.
Ч.Айтматовдун 85 жылы
Кинобаян: «Жамийла».
Кинофильм И.Поплавская Жамийла.
Замандаштары Ч.Айтматов тууралуу.
«Кылым карытар бир күн романы» боюнча сабактын презентациясы.
Кинобаян: «Бетме-бет»
Кинобаян: «Ак кеме»
Кинобаян «Биринчи мугалим»
Кинофильм Б.Шамшиев «Ак кеме»
Кинофильм Т.Океев «Кызыл алма»
Кинофильм Д.Садырбаев «Ак баранын көз жашы»
Кинофильм Д.Садырбаев «Махабат дастаны»
Геннадий Базаров. "Саманчынын жолу" ("Материнское поле")
Кинофильм А.Сахаров Перевал («Кызыл жоолук жалжалым» повестинин негизинде
Кинофильм. А.Йылмаз Кызыл жоолук жалжалым
Кинофильм А.Кончаловский «Биринчи мугалим
Пишем книгу: как “оживить” персонажа.
Пишем книгу: ошибки первых глав
Пишем книгу: о персонажах, образах и героях
Пишем книгу: как создать героя или элементы образа
Ч.Айтматовдун 85 жылы
Ностальгия. СССРде төрөлгөндөр. Ч.Айтматов (интервью)
Ч. Айтматов – Манас биздин руханий байлыгыбыз
Айтматов менен коштошуу
Ч.Айтматовдун үй музейи
«Ата-бейиттеги» Ч.Айтматовдун комплекси
Айтматов күнү
Ч.Айтматов – кыргыз элинин феномени
Ч.Айтматов кыргыз элинин улуу руху
Ч.Айтматовдон кийин
Чыңгыз Төрөкулович Айтматовдун философиясы
Айматовдун Шекер айылы