БИЛИМ БУЛАГЫ

Кыргызская литература: Мастерская писателя

Айтматов с детьми
Айтматов с детьми

Мастерская писателя. Кто такие поэт и писатель? Как создаётся художественное произведение? Где писатель находит слова для раскрытия образов героев или чудесного описания природы? Какие слова он использует? Что необходимо, чтобы стать мастером писателем? Если мы обратимся к этому разделу, возможно, найдём ответы на эти и многие другие интересные вопросы…

Aitmatovlogo.jpg

В этом разделе мы познакомимся с художественным миром великого писателя Ч. Айтматова. Здесь размещена интересная информация о художественном мастерстве Ч. Айтматова, его творческих поисках, находках, месте писателя в кыргызской и мировой литературе.

«Самое трудное для человека – каждый день быть человеком» Ч.Айтматов

О чем говорит название книги

"Джамиля” повесть, которая принесла известность Ч. Айтматову (1958). Повесть вначале называлась "Мелодия”, На кыргызском языке была опубликована под первоначальным названием «Обон». На русском языке повесть появилась под названием «Джамиля» в журнале "Новый мир” (1958, № 8), под этим названием она стала известна народам мира. .
Автор вовсе неспроста назвал своё произведение «Мелодия», ведь мелодия играет огромную роль во всём сюжетно-композиционном строении повести, определяя его основную идейно-художественную природу.
Вместе с тем название «Джамиля» по имени главной героини тоже получилось удачным, придавая произведению своеобразие и вызывая интерес читателей.
Название книги играет особенную роль в раскрытии её внутреннего содержания, распространении среди читателей.

Жамийла
Жамийла

Знаете ли вы ««Джамиля” – бестселлер августа. Повесть Чингиза Айтматова “Джамиля” самой крупной сетью Великобритании по продаже книг WATERSTONES признана лучшей книгой августа. Звание лучшей книги месяца присваивается Waterstones новой или могущей в будущем стать бестселлером книге. Знаменитый французский писатель Луи Арагон назвал повесть “Джамиля” – “лучшей на свете историей о любви”. Именно эти слова Арагона британские книгоиздатели выбрали примером при присвоении звания. “Короткая, но великая повесть цветущего Таласа. Входящая в сердце человека повесть, в которой нет ни одного лишнего слова”, – так в 1959 году Луи Арагон впервые оценил произведение молодого Айтматова.

Тест

Ошибка в виджете Iframe: unable to write file /var/www/html/extensions/Widgets/compiled_templates/wrt6644a255cf7679_56759305


Выбираем сюжет

Syujet.jpg

Выбор сюжета для произведения – сложный процесс, требующий размышлений, творческих поисков. В этом разделе, наряду с обращением к сюжетам произведений Ч. Айтматова, будем искать ответ на вопрос: Как выбрать сюжет для написания художественного произведения?

Произведения Мара Байжиева на сцене.

Какие сюжеты можно построить, опираясь на следующие эпизоды?
Перед тобой различные фотографии героев фильмов, снятых по произведениям Ч. Айтматова. С помощью каких сюжетов ты бы отобразил судьбы представленных персонажей в отличие от Ч. Айтматова?


Создаём художественное произведение


1) Если вам на ум пришли какие-то интересные, своеобразные идеи, связанные с будущим произведением, не торопитесь тут же сесть за стол, но и откладывать в долгий ящик не нужно. Правильным будет несколько дней посвятить размышлениям о сюжете, о характерах героев, изображаемых событиях, и потом только приниматься за работу.
2) Результативное начало – ключ к успеху. Прекрасно, если занимательный сюжет, переплетение событий получится безупречным, и ваш труд с первой же страницы захватит читателя.
3) Формула занимательного сюжета: зачин –> развитие событий –> кульминация –> разрешение проблемы. В процессе письма динамика движений и действий должна развиваться постепенно. Сюжет, развёртываемый в тексте, действия и поступки героев должны соединяться с помощью причинно-следственных связей.
4) Сюжет развивается постепенно: изображаемые события должны повествоваться всесторонне, с позиций разных взглядов. Для этого надо использовать несколько героев. В нашем повествовании должен быть не один только план, возможны и другие, параллельные планы.
5) Не забывайте соблюдать порядок представления диалогов, событий и монологов.
6) Избегайте сложных, длинных повествований. Больше динамики!
7) В повествование включайте жизнь и быт, дополняйте свой небольшой художественный мир различными деталями.
8) Добавьте в своё произведение больше занимательности и таинственности. Иногда используйте намёки, не стоит всё раскрывать. Пусть читатель найдёт сам.
9) Ваше произведение должно притягивать внимание читателя: идея, изменения, юмор, внутренний мир героев.
10) Описывайте окружающий мир в многоцветье. Самое предпочтительное – описывайте с позиции главного героя.
11) Не раскрывайте сразу идею произведения. Постарайтесь в действия героев или диалоги ввести намёки, которые дадут возможность читателю самому искать и найти.

Мар Байжиев. О творчестве.

Тест

Ошибка в виджете Iframe: unable to write file /var/www/html/extensions/Widgets/compiled_templates/wrt6644a255dcc880_68570498



Korkomsoz.jpg

Художественное произведение появляется в результате каждодневных поисков, неустанного труда. Прежде чем стать всемирно известным писателем Ч. Айтматов пережил много тяжёлых испытаний. Художественный мир, созданный писателем, стал духовным богатством кыргызского народа.

Воланд: "Написанное на бумаге не уничтожишь и огнём"
М. Булгаков "Мастер и Маргарита.



Описание внешности героя
Внешний вид. Цвет глаз, волос, кожи, вес-рост, строение тела, строение лица, действия и поступки – ходит прямо, опустив плечи. Дополнительные элементы – особенная форма ушей или рта, причёска, очки, родинка, усы и борода, веснушки и т.д.
Внешний вид – это черты. В нашем сознании много стереотипов обращения на эти черты. К примеру, при слове «яблоко» мы представляем образ этого фрукта и его вкус. Описывая внешний вид героя, мы связываем его с основными чертами характера.
Например, маленького роста, полный человек – щедр; прихрамывающий при ходьбе, со шрамом на лице – разбойник или преступник. Мы, выбирая цвет глаз, волос героя, описываем не только свой идеал, но и бессознательно учитываем черты его характера. В то же время, герою со шрамом на лице и тяжёлым взглядом можно дать добрый, справедливый характер, что заставит читателя задуматься.
Верхняя одежда
Обычно, человек выбирает одежду соответственно характеру (повседневную), условиям (сезонную или рабочую), моде, национальным особенностям. Героев своих мы тоже одеваем по этому принципу. Одежда человека, её цвет дают нам первичное представление о его характере, внутренних чувствах и переживаниях.
Каждый человек – потенциальный герой произведения, внутренний мир которого можно изобразить в соответствие с его внешним видом.

Тест

Узнайте, насколько вы любите литературу

Ошибка в виджете Iframe: unable to write file /var/www/html/extensions/Widgets/compiled_templates/wrt6644a255e21f80_89067566




Глоссарий

Кассандра – в греческой мифологии дочь царя Трои Приама и его жены Гекубы.
Конфликт – (лат «схватка», «борьба») схватка, борьба, служащая основой для развития сюжета художественного произведения
Кульминация (лат. culmen – вершина) – высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Луи Арагон - известный французский писатель, поэт и критик
Раухвергер М. – композитор, в 1961 году на основе произведения Ч. Айтматова написал лирическую оперу "Джамиля".
Роман – (франц. – первоначально произведение на романских языках) – большая форма эпического жанра лит-ры нового времени. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда – большой объём.
Сюжет – (фр. предмет, содержание) группа событий, составляющих содержание художественного произведения
Элементы сюжета – экспозиция, түйүндөлүү, развитие, кульминация, разрешение

Полезные ссылки

Айматовдун Шекер айылы
Ч. Айтматов менен интервью. 2008, март.
Ч.Айтматовдун 85 жылы
Кинобаян: «Жамийла».
Кинофильм И.Поплавская Жамийла.
Замандаштары Ч.Айтматов тууралуу.
«Кылым карытар бир күн романы» боюнча сабактын презентациясы.
Кинобаян: «Бетме-бет»
Кинобаян: «Ак кеме»
Кинобаян «Биринчи мугалим»
Кинофильм Б.Шамшиев «Ак кеме»
Кинофильм Т.Океев «Кызыл алма»
Кинофильм Д.Садырбаев «Ак баранын көз жашы»
Кинофильм Д.Садырбаев «Махабат дастаны»
Геннадий Базаров. "Саманчынын жолу" ("Материнское поле")
Кинофильм А.Сахаров Перевал («Кызыл жоолук жалжалым» повестинин негизинде
Кинофильм. А.Йылмаз Кызыл жоолук жалжалым
Кинофильм А.Кончаловский «Биринчи мугалим
Пишем книгу: как “оживить” персонажа.
Пишем книгу: ошибки первых глав
Пишем книгу: о персонажах, образах и героях
Пишем книгу: как создать героя или элементы образа
Ч.Айтматовдун 85 жылы
Ностальгия. СССРде төрөлгөндөр. Ч.Айтматов (интервью)
Ч. Айтматов – Манас биздин руханий байлыгыбыз
Айтматов менен коштошуу
Ч.Айтматовдун үй музейи
«Ата-бейиттеги» Ч.Айтматовдун комплекси
Айтматов күнү
Ч.Айтматов – кыргыз элинин феномени
Ч.Айтматов кыргыз элинин улуу руху
Ч.Айтматовдон кийин
Чыңгыз Төрөкулович Айтматовдун философиясы
Айматовдун Шекер айылы



Библиография

Биография Ч. Айтматова.
Портал о Ч. Айтматове.
История кыргызской советской литературы. – Ф., 1987, 1 том.
Артыкбаев К. Кыргыз совет адабиятынын тарыхы – Ф., 1982
Асаналиев К. Тандалмалар – Ф.: Кыргызстан, 1983
Айтматов Ч. Чыг. 5 томдугу, 1-т., – 1999
Асаналиев К. Шекер айлы жана Аалам.:К-те. Тандалмалар – Ф.,1983
Гачев Г. Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры) – Ф., 1989
Борбугулов М. Адабият теориясы – Б.,1996
Асаналиев К. Тандалмалар – Ф., 1983
Кыргыз адабияты энциклопедиялык окуу куралы – Б.,2004
Шериев Ж., Муратов А. Адабият .Терминдердин түшүндүрмө сөздүгү.
Кыргыз энциклопедиясынын башкы редакциясы. – Б, 1994
http://students.com.kg/archives/342

Из истории создания книг

start=2



start=2


start=2

Н ашёлся неопубликованный роман Ч. Айтматова. Об этом “Азаттыку” сообщила дочь писателя Ширин Айтматова. Домочадцы обнаружили рукопись романа “Земля и флейта” в кабинете писателя, когда приводили в порядок его бумаги.



Романы Айтматова

start=2

"Кадр из фильма «Дастан о любви» (режиссер Д.Садырбаев), снятого по роману "И дольше века длится день"



start=2
"Слёзы Акбары"


start=2
"Тавро Кассандры"


start=2
"Когда падают горы"

«4 знаменитых сына»
Ч. Айтматова
Nurgazy.jpg
Бала-Нургазы

««…Он не знал также, что его ждут новые события в его маленькой жизни, что наступит день, когда он останется один на всём белом свете и с ним будет только портфель. И причиной всему явится его любимая сказка о Рогатой матери-оленихе…
И в этот вечер ему очень хотелось ещё раз послушать эту сказку. Старый Момун сам любил эту историю и рассказывал её так так, будто сам всё видел, вздыхая, плача, умолкая и думая о своём…». «Белый пароход»


Seiit.jpg
Сейит

«…Джамиля, Джамиля! – всхлипывал я, захлёбываясь слезами. Я расставался с самыми дорогими и близкими мне людьми. И только сейчас, лёжа на земле, я вдруг понял, что любил Джамилю. Да, это была моя первая, ещё детская любовь. Долго лежал я,уткнувшись в мокрый локоть. Я расставался не только с Джамилёй и Данияром, я расставался со своим детством…». «Джамиля»


Sultanmurat.jpg
Султанмурат

«…Он слышал, как постепенно удалялся, угасал топот угона. Всё слабей и глуше вздрагивала земля, поглощая далёкий бег копыт, и вскоре всё стихло вокруг, замерло… И тогда он встал, побрёл назад, рыдая громко и горько. Никак и ничем не мог он утешить себя, и некому было утешить его в безлюдном ночном Аксае…». «Ранние журавли»


Kirisk.jpg
Кириск

«… Мальчику было отчего волноваться. Этот выход в море предназначался ему, его приобщению к охотничьему делу. И потому Кириск крутил головой по сторонам, как кулик, глядел повсюду с неубывающим интересом и нетерпением… Опасаясь этого, он всеми силами пытался не выдать себя. Но это не совсем удавалось. Трудно было ему скрыть своё счастье – горячий румянец отчётливо проступал на смуглых крепких щеках. А главное, глаза, сияющие, чистые, одухотворённые глаза мальчишечьи не могли утаить радости и гордости,переполнявших его ликующую душу. Впереди – море,впереди большая охота!!!» «Пегий пёс, бегущий краем моря»


Животные, ставшие знаменитыми после произведений Ч. Айтматова
Gulsary.jpg
Гүлсары

«… Гульсары был иноходцем от рождения, и за его знаменитую иноходь выпало ему в жизни много хороших и много горьких дней. Раньше никому бы не пришло в голову запрячь его в телегу, это было бы кощунством… И только теперь, когда солнце вновь стронулось с места, а земля закачалась под ногами, когда в глазах его зарябило и замутилось, ему снова почудилось то лето, которое так долго не возвращалось…». «Прощай, Гульсары!»


Karanary.jpg
Каранар

“… Эй, эй, Каранар! Не валяй дурака! Не валяй, говорю! Это я! Ты что, ослеп? Это я, говорю! Но Каранар не реагировал на его голос, и Едигей ужаснулся, когда увидел косматый злобный взгляд верблюда и то, как набегал на него всей своей чёрной громадой с трясущимися горбами на стене. И тогда, поплотней надвинув малахай, Едигей пустил в ход бич…”. «И дольше века длится день»


Akbara.jpg
Акбара менен Ташчайнар

«… В этот час волки, Акбара и Ташчайнар, уходили в горы, в сторону Башатского ущелья. Их силуэты то вырисовывались на возвышенностях,то растворялись во мгле. Волки понуро трусили – нелегко им дались утрата детёнышей и неумолчный вой всю ночь напролёт…». «Плаха»


Женские образы в мировой литературе

Поиск схожестей, аналогий известным персонажам в разных жанрах мирового искусства вызывает много интересных мыслей и помогает глубже раскрыть образ героя. С кем же обычно сравнивают Джамилю Ч. Айтматова? Сравнение Джамили со знаменитыми Мона Лизой, Беатриче свидетельствует о высоте художественно-эстетического уровня её образа.

start=2
Мона Лиза

Часто сравнивают с Моной Лизой (или Джокондой») великого представителя эпохи Возрождения, гениального итальянского художника, скульптора Леонардо да Винчи. Реальная жизнь Мона Лизы, её жизнь в искусстве весьма схожа с судьбой Джамили.


start=2
Беатриче

Светлый образ Джамили в одноимённом художественном произведении и её реальный прототип можно сравнить с Беатриче, музой великого итальянского поэта, автора «Божественной комедии» Данте Алигьери.


Korkomsoz laifhak.jpg
Мырзагүл

Попытаемся на своей шкуре испытать муки писательского творчества. Может быть, мы разбудим пока ещё не проснувшийся талант в своей душе, создадим условия для прорастания зёрен таланта…
Пройди тестирование
Пройди тестирование